Некоторые особенности расследования дорожно-транспортных происшествий, произошедших в темное время суток (опыт Литвы)

(Паулаускас В.) ("Эксперт-криминалист", 2012, N 4) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, ПРОИЗОШЕДШИХ В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК (ОПЫТ ЛИТВЫ) <*>

В. ПАУЛАУСКАС

Паулаускас В., докторант кафедры уголовного процесса факультета права Университета им. Миколаса Ремериса.

В статье, анализируя дорожно-транспортные происшествия, автор останавливается на тех из них, которые произошли в темное время суток, т. к. они имеют некоторые особенности, не всегда учитывающиеся в расследовании. По результатам обобщения существующей практики расследования дорожно-транспортных происшествий, произошедших в темное время суток, предпринята попытка дать оценку их расследованию, указать на недостатки, определить, правильно ли устанавливаются и фиксируются обстоятельства, имеющие наибольшее доказательное значение, при выполнении процессуального действия - осмотра и исследования места дорожно-транспортного происшествия и эксперимента.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, расследования, темное время суток, видимость, осмотр, эксперимент.

On the basis of analysis of road-traffic accidents the author draws attention to those which took place during dark time of the day as they have certain peculiarities, which are not always taken into account in investigation. On the basis of the results of the existing practice of investigation of road-traffic accidents which took place during dark time of the day the author makes an attempt to evaluate investigation thereof, notes the drawbacks, determines if the circumstances of the most evidential importance for effectuation of procedural action - examination and investigation of the place of road-traffic accident and experiment - are being established and consolidated correctly.

Key words: road-traffic accident, investigations, dark time of the day, visibility, examination, experiment.

Большое влияние на безопасность движения на дорогах и улицах городов оказывает резкое увеличение парка автомобилей страны. Количество транспортных средств (далее - ТС) в Литве растет с каждым годом, в 2010 г. оно достигло 2144548 единиц. По сравнению с 1991, в 2010 г. количество ТС выросло в 2,4 раза. Большую часть парка ТС составляют легковые автомобили <1>, естественно, увеличивается число автопроисшествий и погибших в ДТП. -------------------------------- <1> Дирекция автомобильных дорог Литвы. Отдел безопасности движения. Издание: статистика учет. дорожно-транспортных происшествий в Литве в 2007 - 2010 гг. Вильнюс, 2011. (Lietuvos automobiliu keliu direkcija. Eismo saugumo skyrius, Leidinys: iskaitiniu eismo ivykiu statistika Lietuvoje 2007 - 2010 metais. Vilnius, 2011.)

В Литве, как и в большинстве стран, дорожно-транспортные происшествия являются проблемой государственного масштаба, поэтому расследование их является актуальной проблемой как с теоретической, так и с практической точки зрения. Что касается дорожно-транспортных происшествий, произошедших в темное время суток, можно утверждать, что ситуация - это основа, которая соединяет в единую систему все элементы криминалистической характеристики преступлений <2>. -------------------------------- <2> При анализе криминалистической характеристики дорожно-транспортных происшествий, произошедших в темное время суток, как преступного деяния, а именно тактики отдельных действий досудебного расследования, выполняемых во время расследования дорожно-транспортных происшествий, автором статьи использовался эмпирический метод исследования: был проведен анализ 420 уголовных дел и опрос 264 должностных лиц, расследующих данные происшествия.

В то же время в Западной Европе данный вопрос решается несколько иначе. Методические рекомендации по расследованию отдельных видов преступлений начинаются с определения вида преступления, однако в них больше всего доминируют не криминалистические (в нашем понимании), а криминологические данные: представлены статистические показатели преступлений этого вида; анализируются правовые нормы материального уголовного права, предусматривающие ответственность за совершение такого преступления, представляется виктимологическая характеристика жертвы и т. п. <3>. -------------------------------- <3> Fullkrug M. Die Bearbeitung von Sexualdelikten // Lehr-und Studienbriefe der Kriminalistik. 1990. N 10.

Подобный подход имеет место и в государствах, принадлежащих к англосаксонской правовой системе. Например, в Соединенных Штатах Америки в методиках расследования отдельных видов преступлений, составляющих четвертый отдел криминалистической системы "Специальные преступления", представлена не криминалистическая, а уголовно-правовая характеристика соответствующего вида преступления. Здесь анализируются составляющие элементы соответствующего преступления с учетом различий законов в разных штатах, представлена криминологическая характеристика конкретного вида преступления, где детально показано, сколько совершается преступлений этого вида, каков размер причиняемого ими ущерба, представлена детальная виктимологическая характеристика пострадавшего и т. п. Также описаны самые распространенные способы совершения определенного вида преступлений <4>. -------------------------------- <4> Traffic and transport psychology: theory and application / proceedings of the ICTTP 2004. Amsterdam, Oxford: Elsevier, 2005.

По нашему мнению, при расследовании дорожно-транспортных происшествий, произошедших в темное время суток, ситуация является одним из важнейших элементов. Стремясь выяснить разнообразие отношений вовлеченных в преступление лиц до совершения преступления, во время его реализации и после совершения преступления, необходимо квалифицированно и объективно воссоздать ситуацию до, во время и после дорожно-транспортного происшествия. Дорожно-транспортные происшествия, произошедшие в темное время суток, характеризуются, как правило, тяжелыми последствиями. В 2008 - 2010 гг. погибло 1169 участников движения, из них - 533 (46%) в темное время суток, было ранено 14605 человек, из которых - 3864 человек в темное время суток (доп. информацию см. в таблице 1).

Таблица 1

Распределение дорожно-транспортных происшествий 2008 - 2010 гг. в светлое и темное время суток.

Время суток Число дорожно-транспортных происшествий

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Светло 3347 69,8% 2804 73,69% 2782 76,74%

Темно 1448 30,2% 1001 26,31% 843 23,26%

Всего 4795 10% 3805 10% 3625 10%

Заметим, что пешеходы обычно страдают в темное время суток: в 2008 г. более половины пешеходов - 121 (всего погибло 175) стали жертвами дорожно-транспортных происшествий именно в это время суток. В 2009 г. погибшие в темное время суток также составили 74% от всех погибших (всего погиб 121 пешеход, в темноте - 90). В 2010 г. сохранилась похожая тенденция: всего погибло 106 пешеходов, из них 65 - в темное время суток <5>. -------------------------------- <5> Дирекция автомобильных дорог Литвы. Отдел безопасности движения. Издание: статистика учет. дорожно-транспортных происшествий в Литве в 2007 - 2010 гг. Вильнюс, 2011.

Управление транспортным средством в темное время суток представляет больше трудностей для водителя. Замечено, при управлении автомобилем в темное время суток (ночью) быстрее проявляется усталость. Установлено, что с 2 часов ночи до 5 часов утра человек физически более слаб, между 2 и 4 часами ночи уменьшается его мышечная сила, ослабевает память, внимание, мышление и реакция, а это обусловливает количество ошибок и уровень аварийности <6>. -------------------------------- <6> Белов А. И., Тапчанян В. М. За рулем автомобиля. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 23.

Проведенный нами анализ уголовных дел позволил выявить специфические обстоятельства дорожно-транспортных происшествий, произошедших в темное время суток, и определить их влияние на ситуацию таких происшествий. В этих обстоятельствах расследование данных происшествий характеризуется следующими особенностями: - дорожно-транспортное происшествие происходит при малом количестве свидетелей или их отсутствии; - осмотр места дорожно-транспортного происшествия и транспортного средства осложнен; - в значительной степени осложнен поиск и фиксирование следов (торможения, скольжения и т. п.) транспортного средства, а также объектов, имеющих значение для расследования преступного деяния; - ограничены возможности использования фотоаппаратуры и видеоаппаратуры, а также использования других криминалистических технических средств; - ограничены возможности осмотра трупа, пострадавшего и их одежды на месте; - ограничены возможности установления механизма дорожно-транспортного происшествия. Названные специфические особенности обязывают должностное лицо, работающее на месте дорожно-транспортного происшествия, больше времени уделить осмотру, поиску и фиксированию следов на месте происшествия, транспортном средстве, а также поиску объектов, имеющих значение для расследования преступного деяния. Необходимо отметить, что времени для проведения упомянутых действий требуется значительно больше, что обусловлено ограниченной видимостью и недостаточным освещением на месте происшествия. Анализ уголовных дел позволил автору публикации выделить обстоятельства, имеющие особое значение для совершенного дорожно-транспортного происшествия, произошедшего в темное время суток: - атмосферные условия, влияющие на видимость (туман, дождь, снег и др.) на отрезке дороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие, наличие/отсутствие искусственного освещения и т. п.; - видимость проезжей части дороги, дорожных элементов и препятствий (объекта) с места водителя в транспортном(-ых) средстве(-ах) при включении фар ближнего и дальнего света; - возможные помехи (кусты, рекламные стенды и т. п.), находящиеся возле места дорожно-транспортного происшествия, которые могли ограничивать видимость всем участникам дорожно-транспортного происшествия; - какие были включены фары (ближнего/дальнего света) транспортного средства перед дорожно-транспортным происшествием; - исправно (правильно) ли отрегулированы фары транспортного средства, соответствуют ли они установленным техническим требованиям; - исправно ли работают все осветительные агрегаты транспортного средства (фары, указатели поворота, противотуманные фары и т. п.); - скорость движения транспортного средства и/или пешехода перед дорожно-транспортным происшествием, по показаниям свидетелей и участников дорожно-транспортного происшествия; - осмотр повреждений транспортного средства, их измерение, поиск предметов, имеющих значение для расследования преступного деяния; - положение переключателей осветительных приборов и области привода транспортного средства; - видимость проезжей части дороги с места выхода пешехода на проезжую часть дороги; - дорожная разметка. Определение всех этих обстоятельств помогает должностному лицу, расследующему дорожно-транспортное происшествие, ответить на вопросы: владел ли водитель (водители) транспортного средства и пешеход достаточной информацией перед дорожно-транспортным происшествием и как они должны были себя вести в установленной ситуации. Для проводящего расследование должностного лица выяснение указанных обстоятельств и фактов является обязательным при установлении истинных причин дорожно-транспортного происшествия, произошедшего в темное время суток. К таким причинам причисляют субъективные и объективные факторы <7>: -------------------------------- <7> Кутафин В. Н. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 123.

- физиологические особенности зрения лица; - физические свойства человека (из-за быстрой утомляемости во время движения в темное время суток замедляется время реакции водителя на оценку сложившейся ситуации и на выбор конкретных действий с целью избежания дорожно-транспортного происшествия); - слабое качество или отсутствие освещения дороги; - отсутствие дорожных знаков на опасных участках дороги; - отсутствие дорожного ограждения со светоотражающими столбиками возле обочин; - отсутствие пешеходных дорожек возле проезжей части дороги; - отсутствие разделительной дорожной полосы и др. Необходимо отметить, что большинство дорожно-транспортных происшествий в темное время суток происходит при очень слабом освещении или при отсутствии стационарного освещения. По нашему мнению, основная предпосылка происшествия в темное время суток - это существенно ухудшившееся восприятие окружающей среды и ослепление (временная потеря видимости или ухудшение видимости дороги) из-за фар автомобилей, едущих по встречной полосе, а иногда и стационарных источников освещения (рекламные стенды и пр.). Еще в 1970 г. в Германии были объявлены основные критерии годности водителей для движения в ночное время. Установлено, что около 40% людей старше 60 лет "не подходят" для вождения в темное время суток, т. к. возможности их зрения недостаточны, из-за чего их часто ослепляют источники освещения. Чувствительность к ослеплению в группе людей от 60 до 69 лет увеличивается на 21,4%, в группе от 70 до 79 лет - на 40% <8>. Во время ослепления уменьшается видимость (эффект слепоты) и появляется дискомфорт <9>. -------------------------------- <8> Scharwey K., Krzizok T., Herfurth M. Nachtfahreignung augen - gesunder Personon verschiedener alstersstufen // Der Opthalmologe. Vol. 95, Issue 8. P. 555 - 558. <9> IES Lighting Handbook (The Standart Lighting Guide). Third Edition. Monumental Printing Company, Baltimore, Marylend, 1993.

Проведенное нами исследование позволило определить основное условие безопасного дорожного движения в темное время суток. Это своевременное и адекватное восприятие водителем информации, передаваемой с помощью дорожных знаков. Говоря о темном времени суток, важными являются и метеорологические условия. Так, во время осадков, гололедицы, метели, тумана или других метеорологических явлений условия движения на дорогах становятся более сложными, чем обычно. Еще большую опасность представляет несколько метеорологических явлений в комплексе, особенно сформировавшихся в темное время суток. Поэтому, как отмечают А. Перри и Л. Симонс, если водителей транспортных средств вовремя информировать об опасных метеорологических явлениях, то можно избежать части дорожно-транспортных происшествий и числа человеческих жертв <10>. -------------------------------- <10> Perry A., Symons L. The winter maintenance of highways. London: E & FN Spon, 1991; Perry A., Symons L. (eds). Highway meteorology. London: E & FN Spon, 2008.

Надлежащее расследование дорожно-транспортного происшествия, произошедшего в темное время суток, т. е. определение механизма происшествия, восстановление дорожной ситуации на месте, оценка действий участников с технической точки зрения, а также определение других обстоятельств, повлиявших на происшествие, тесно связаны с качественно и правильно зафиксированными и собранными данными (следы, предметы и т. п.). С учетом изложенного следует остановиться на проблемах определения видимости при расследовании дорожно-транспортных происшествий, произошедших в темное время суток. Видимость - это возможность выделить особенности окружающей среды в ясную погоду, когда они хорошо освещены. Видимость зависит от времени суток и состояния атмосферы. Она уменьшается в темное время суток, а также в условиях дождя, снегопада, тумана и т. п. Выделяют расстояние видимости и степень видимости. Расстояние видимости - это расстояние от глаз водителя до находящегося на дороге предмета, который он видит. Степень видимости - это детали дороги и предметы на ней, которые видит водитель. На дорогах необходима такая минимальная видимость, чтобы водитель мог вовремя остановиться перед замеченным препятствием, мог безопасно обогнать другое транспортное средство, безопасно проезжать перекрестки и пешеходные переходы <11>. -------------------------------- <11> Регламент технических требований СТО 2.06.03:2001. Автомобильные дороги. Министерство окружающей среды, Министерство транспорта и связи. Вильнюс, 2001. (Techniniu reikalavimu reglamentas STR 2.06.03:2001. Automobiliu keliai. Aplinkos ministerija, Susisiekimo ministerija. Vilnius, 2001).

Зная видимость дороги, расстояние участка дороги, освещаемого ближним и дальним светом в конкретных условиях дорожно-транспортного происшествия, можно установить, была ли безопасной скорость, выбранная водителем в конкретных условиях дорожного происшествия, т. е. соответствовала ли она требованиям ПДД, а именно: при появлении препятствия или угрозы безопасности движения мог ли последний (если он может это заметить) вовремя и безопасно снизить скорость или совсем остановить транспортное средство, или объехать препятствие, не создавая при этом угрозы другим участникам движения. Установив важность обстоятельства видимости дороги и препятствия, проанализируем, каким образом (правовое оформление) данное обстоятельство фиксируется на месте дорожно-транспортного происшествия, произошедшего в темное время суток. В ст. 179 УПК Литвы указано, что в ходе выполнения расследования составляются протоколы. В ходе расследования также можно фотографировать, делать звуко - и видеозапись, снимать отпечатки и делать слепки следов, составлять планы и схемы, а также использовать другие способы фиксации. Основным способом фиксации процессуального действия и его результатов является составление протокола. В ст. 96 УПК Литвы в определенной системе видов документов, имеющих значение для расследования и анализа преступного деяния, прежде всего предусмотрены протоколы осмотра, обыска, изъятия, опознания, проверки показаний на месте, эксперимента и других процессуальных действий. Это означает, что они могут быть использованы в качестве доказательств, поэтому неслучайно предусмотрен обязательный процессуальный порядок оформления протоколов расследования <12>. -------------------------------- <12> Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Литовской Республики. Ч. I - IV. Центр правовой информации. Вильнюс, 2003. С. 461. (Lietuvos Respublikos baudziamojo proceso kodekso komentaras I - IV dalys. Teisines informacijos centras. Vilnius, 2003. P. 461.)

При анализе уголовных дел мы обнаружили, что при осмотре места дорожно-транспортного происшествия, произошедшего в темное время суток, и при составлении протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия не заполнялся никакой другой протокол, который зафиксировал бы проведение процессуального действия, связанного с определением видимости с места водителя транспортного средства в темное время суток с включенными фарами ближнего/дальнего света. Анализ уголовных дел по дорожно-транспортным происшествиям, произошедшим в темное время суток в 2007 - 2010 гг., показал, что должностные лица досудебного расследования при проведении осмотра места происшествия не всегда измеряли видимость с места водителя транспортного средства, и результаты данного действия не всегда записывались в протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия. Среди 66 случаев наезда на препятствие только в 9 была измерена видимость до препятствия; в 52 случаях опрокидывания транспортных средств ни разу не была измерена видимость дороги; при 182 наездах на пешехода только в 22 случаях измерялась видимость до препятствия; при столкновении транспортных средств лишь в 21 случае из 134 была измерена видимость до препятствия с места водителя транспортного средства. При обобщении результатов было установлено, что только в 18 случаях указывалось, с каким транспортным средством выполнена проверка видимости, однако ни в одном случае не были описаны препятствие, до которого измерялось расстояние видимости, ход выполнения данного действия, ничего не было сказано о повторности выполненного действия. Оценивая такие данные, можно сделать вывод, что должностные лица, выполняющие осмотр места происшествия в темное время суток, не придают должного значения правовому процессуальному закреплению расстояния видимости дороги и препятствия с места водителя транспортного средства и, таким образом, нарушают положения ст. ст. 20, 179 и 197 УПК Литвы. Внесение результатов такого действия в протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия без заполнения отдельного протокола, как этого требует ст. 179 УПК Литвы, должно оцениваться как нарушение ст. 20 кодекса (допустимость доказательств). Результаты такого действия не могут быть признаны доказательствами. По нашему мнению, здесь имеет место эксперимент. Эксперимент в УПК Литвы определяется как средство, позволяющее проверить показания свидетелей, пострадавших, обвиняемых или проверить выдвинутые версии путем воссоздания элементов ситуации расследуемого происшествия, окружающей обстановки, действий лиц или других обстоятельств, путем выполнения необходимых экспериментальных действий <13>. -------------------------------- <13> Закон об утверждении, вступлении в законную силу и осуществлении Уголовного процессуального кодекса Литовской Республики от 14 марта 2002 г. N IX-785 // Государственные вести. 2002. N 37-1341. N 46ю. (Lietuvos Respublikos baudziamojo proceso kodekso patvirtinimo, isigaliojimo ir igyvendinimo istatymas. 14 kovo 2002 m. N IX-785, Vilnius. // Valstybes zinios 2002 m., N 37-1341, N 46.)

В криминалистической литературе эксперимент описывается как искусственное воссоздание какого-либо действия, процесса или явления, его изменений, служащее для исследования характера, свойств, хода этого явления, его зависимости от других явлений, фактов, обстоятельств. Выделяется несколько форм применения данного метода. Одна из них - это процессуальное действие - следственный эксперимент, другая - экспертный эксперимент, широко использующийся в экспертизе как часть экспериментального исследования <14>. -------------------------------- <14> Основы криминалистической техники / Э. Курапка, Г. Малевски, Е. Пальскис, С. Куклянскис. Вильнюс, 1998. С. 13. (Kurapka E., Malevski H., Palskys E., Kuklianskis S. Kriminalistikos technikos pagrindai. Vilnius, 1998. P. 13.)

Эксперимент выполняется в условиях, максимально приближенных к условиям расследуемого происшествия. Это действие выполняется на том же месте, в той же окружающей обстановке, в то же время суток (по возможности или необходимости и в то же время года), в тех же условиях освещенности, с использованием тех же предметов. Эксперимент при расследовании дорожно-транспортного происшествия выполняется на той же скорости, на которой произошло расследуемое происшествие. Если во время эксперимента не представляется возможным достичь максимальной схожести условий экспериментального и настоящего происшествий, на это необходимо обратить внимание при оценке результатов данного процесса. Оценивая содержание и характер действий, выполняемых во время эксперимента, а также содержание и характер действий по определению видимости с места водителя транспортного средства в темное время суток с включенными фарами ближнего/дальнего света, можно утверждать, что упомянутое действие полностью соответствует содержанию и характеру экспериментальных действий. Поэтому обсуждаемое действие должно оформляться согласно требованиям, предъявляемым к процессуальным документам, и не может выполняться как составная часть осмотра места дорожно-транспортного происшествия, с записью результатов упомянутого действия в протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия. Однако необходимо отметить, что при поручении осмотра места дорожно-транспортного происшествия, произошедшего в темное время суток, специалисту (эксперту) он не может самостоятельно определять видимость с места водителя транспортного средства в темное время суток с включенными фарами ближнего/дальнего света. Как мы уже упоминали, для такого действия необходимо специальное правовое оформление (ст. 179 УПК Литвы). В этом случае у специалиста (эксперта) нет для этого правового основания и полномочий. Специалист (эксперт) может лишь участвовать в качестве помощника должностного лица досудебного расследования или прокурора в выполнении эксперимента, т. к. выполнять такое процессуальное действие уполномочено только должностное лицо досудебного расследования, прокурор, судья досудебного расследования или суд. Проф. Г. Малевски, описывая исследование места происшествия, в отличие от простого или квалифицированного осмотра, указывает, что это сложное, комплексное, многоплановое действие, во время которого реализуются функции поиска, фиксации, исследования, техническо-организационные и др. Приводя концепцию исследования места происшествия, он описал исследование как процессуальное действие, во время которого квалифицированно осматривается место происшествия и выполняется исследование ситуации происшествия или отдельных ее элементов с целью понять механизм преступления и его обстоятельства, действия принимавших в нем участие, их характеристики, выдвинуть обоснованные версии о преступнике и других важных обстоятельствах дела <15>. -------------------------------- <15> Малевски Г. Осмотр места происшествия // Академия права Литвы. Вильнюс, 1999. С. 88 - 89. (Malevski H., Ivykio vietos apziura // Lietuvos teises akademija. Vilnius, 1999. P. 88 - 89.)

Относительно нашей проблематики можно утверждать, что специалист (эксперт), приглашенный на осмотр места происшествия, произошедшего в темное время суток, а также получивший задание выполнить исследование такого объекта как место происшествия, использующий специальные технические средства и специфические методы исследования, не может определять видимость с места водителя транспортного средства с включенными фарами ближнего/дальнего света. Обсуждаемое действие (определение видимости дороги и препятствия), по нашему мнению, не является составной частью ни осмотра места происшествия, ни его исследования. Определение видимости дороги и препятствия в темное время суток как при осмотре, так и при исследовании места дорожно-транспортного происшествия оценивается как отдельное процессуальное действие, имеющее соответствующее правовое оформление и выполняемое только уполномоченным должностным лицом, каковым специалист не является. Таким образом, автор приходит к выводам: 1. Современные статистические данные показывают, что большинство дорожно-транспортных происшествий в Литве происходит в вечерний час пик. В эти часы погибает более половины пешеходов. Результаты проведенного нами эмпирического анализа позволяют определить исключительные обстоятельства дорожно-транспортных происшествий, произошедших в темное время суток, характерные для них типовые ситуации дорожно-транспортных происшествий, определяющих специфику их расследования. Основная предпосылка дорожно-транспортного происшествия в темное время суток - это существенно ухудшившееся восприятие окружающей среды и ослепление (временная потеря видимости или ухудшение видимости дороги) из-за фар автомобилей, едущих по встречной полосе, а иногда и стационарных источников освещения (рекламные стенды и пр.). 2. Анализ уголовных дел позволил выделить обстоятельства, имеющие решающее значение в расследовании дорожно-транспортных происшествий в темное время суток: определение видимости проезжей части дороги, элементов дороги и препятствия (объекта) с места водителя транспортного средства с включенными фарами ближнего и дальнего света. Исследование выявило основные криминалистические проблемы, возникающие в расследовании преступлений в сфере безопасности движения. В уголовных делах данной категории во время сбора фактических данных осмотр места дорожно-транспортного происшествия причисляется к важнейшему действию досудебного расследования. 3. Особенное внимание при расследовании таких дел должно уделяться вопросам совершенствования осмотра места происшествия, а также участию специалиста (эксперта) во время данного действия, качественное выполнение работы которого обусловливает успех всего досудебного расследования. Определение видимости с места водителя транспортного средства в темное время суток с включенными фарами ближнего/дальнего света во время осмотра места дорожно-транспортного происшествия должно оформляться согласно требованиям, предъявляемым к процессуальным документам, и не может выполняться как составная часть протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия, только с внесением результатов упомянутого действия в протокол. Содержание и характер действий по определению видимости с места водителя транспортного средства в темное время суток с включенными фарами ближнего/дальнего света во время осмотра места дорожно-транспортного происшествия полностью соответствуют содержанию и характеру процессуального действия - эксперимента.

Название документа