Административно-правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения в Саратовской области
(Остапец О. Г.) ("Административное право и процесс", 2012, N 11) Текст документаАДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О. Г. ОСТАПЕЦ
Остапец Оксана Григорьевна, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук.
Автором рассматриваются тенденции и проблемы развития административно-правовых основ системы обеспечения безопасности дорожного движения в Саратовской области. Обосновывается необходимость четкой координации деятельности органов государственной власти по обеспечению безопасности в указанной сфере.
Ключевые слова: система государственного управления транспортной безопасностью, безопасность дорожного движения, принцип приоритета безопасности жизни и здоровья граждан.
Legal and administrative framework for road safety in the Saratov region O. G. Ostapets
The author examines trends and issues of legal and administrative framework to ensure the road system in the Saratov region. The necessity to coordinate the activities of public authorities to provide security in this area.
Key words: system of the government transport safety, safety of traffic, principle of apriority of safety of life and health of citizens.
Задачами управления транспортом является своевременное и качественное обеспечение дальнейшего формирования и совершенствования транспортной системы страны, максимальное обеспечение потребностей граждан, общества и государства во всех видах перевозок, защита прав и законных интересов участников перевозочных отношений. Актуальной проблемой в указанной сфере является проблема обеспечения безопасности и качества перевозки пассажиров, безопасной эксплуатации транспортных средств. Наиболее остро на современном этапе стоит вопрос повышения безопасности дорожного движения. Низкий уровень безопасности дорожного движения заметно влияет на внутреннюю составляющую национальной безопасности страны, затрагивает конституционные права и свободы граждан, является фактором, оказывающим негативное воздействие на обеспечение общественной безопасности в Российской Федерации. Российская Федерация располагает достаточно развитым аппаратом государственного управления транспортной безопасностью (в том числе и в сфере дорожного движения) на всех уровнях властных структур - федеральном, региональном и муниципальном. Особый интерес вызывает вопрос о формировании организационно-правовых основ государственного управления, контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности в субъектах Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что регионы самостоятельно решают только те вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, которые находятся вне пределов ведения Российской Федерации. Обратимся к опыту работы органов исполнительной власти в сфере обеспечения транспортной безопасности в Саратовской области. В Саратовской области на базе всестороннего анализа современного состояния и перспектив развития транспортной системы определены концептуальные направления развития транспорта <1>. При этом одной из основных целей региональной транспортной политики является обеспечение безопасности, предотвращение (минимизация) вреда здоровью и жизни людей, ущерба имуществу и окружающей среде, экономического ущерба при осуществлении транспортной деятельности. -------------------------------- <1> См.: распоряжение Правительства Саратовской области от 29 июля 2009 г. N 174-Пр "О Концепции развития транспортного комплекса Саратовской области на 2009 - 2025 годы" // СЗ Саратовской области. 2009. N 12. С. 4262 - 4290.
Пристальное внимание в регионе уделяется вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. В целях обеспечения организационно-управленческого фактора безопасности дорожного движения в области создана система постоянно действующего государственного управления в указанной сфере. При этом деятельность исполнительных органов власти и иных специализированных структур в вопросах организации обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории Саратовской области основывается на принципе приоритета безопасности жизни и здоровья граждан <2>. -------------------------------- <2> См.: Закон Саратовской области от 7 марта 2006 г. N 22-ЗСО "Об организации обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории Саратовской области" (в ред. от 4 мая 2009 г.) // Саратовская областная газета (официальное приложение). 17.03.2006. N 52(1574).
Решение вопросов формирования и реализации государственной политики в транспортном комплексе области, направленной на удовлетворение потребностей в перевозках грузов и пассажиров, содействие организации безопасного движения транспортных средств возложено на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (далее - Министерство). Министерство, являясь органом исполнительной власти, разрабатывает и реализует мероприятия по безопасности движения транспортных средств, экологической безопасности, снижению уровня отрицательного воздействия на окружающую среду. К одному из важных направлений деятельности Министерства относится проверка соблюдения законодательства по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования и соблюдения требований законодательства перевозчиками на территории области. В соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2008 г. N 440-Пр "О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Саратовской области" <3> проверочные мероприятия проводятся в тесном взаимодействии с управлением ГИБДД ГУВД по Саратовской области и управлением государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, органами местного самоуправления. -------------------------------- <3> Собрание законодательства Саратовской области. 2008. N 1. С. 474 - 475.
В контексте рассматриваемой проблемы особый интерес вызывает деятельность комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Комиссия была сформирована при Правительстве Саратовской области в 2005 г. <4> и является координационным органом по рассмотрению вопросов и подготовке предложений, обеспечивающих безопасность дорожного движения в области. К основным задачам Комиссии относятся организация взаимодействия органов исполнительной власти области по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; определение совместно с органами исполнительной власти области приоритетных направлений деятельности по предупреждению дорожно-транспортной аварийности и др. -------------------------------- <4> См.: Постановление Правительства Саратовской области от 17 января 2005 г. N 16-П "О Комиссии при Правительстве Саратовской области по обеспечению безопасности дорожного движения" (в ред. от 15 марта 2010 г.) // Саратов-СП. 25.01.2005. N 14 - 15(1237 - 1238).
Анализ функций и полномочий региональных органов государственной власти свидетельствует о проведении в Саратовской области широкомасштабной работы по созданию организационно-правовых основ государственного управления, контроля и надзора в области обеспечения дорожной безопасности. В то же время следует признать, что нерешенных проблем остается много. Отсутствует эффективная система взаимодействия и координации органов государственного управления на транспорте. Этим обстоятельством, к сожалению, пользуются учреждения, привлекаемые в качестве разработчиков, исполнителей, экспертов и координаторов тех или иных мероприятий, предусмотренных региональными программами, для решения лишь тех задач, которые в наибольшей мере отвечают их собственным потребностям и позволяют получить дополнительные кадровые, материально-технические ресурсы. Организационно-структурная независимость и узкая специализация в условиях относительной автономии на различных этапах функционирования объективно порождают множество противоречий между различными органами системы безопасности дорожного движения в целом. Одним из дестабилизирующих факторов является резкое сокращение финансирования научной деятельности в рассматриваемой сфере и как результат - отсутствие стройной концепции формирования системы обеспечения безопасности дорожного движения. И наконец, следует учитывать тот фактор, что непосредственной организацией дорожного движения на межмуниципальных и муниципальных дорогах в должной мере никто не занимается. Одной из причин аварийности на дорогах является несовершенство нормативной базы, регламентирующей как организацию самих перевозок пассажиров и грузов, так и безопасность дорожного движения. В связи со сказанным назрела необходимость принятия Закона "Об организации транспортного обслуживания населения на регулярных перевозках муниципальных и межмуниципальных маршрутов в Саратовской области". Для комплексного решения указанных проблем необходимы разумное соотношение целей обеспечения безопасности дорожного движения с реальными возможностями региона; четкая координация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при обеспечении безопасности в указанной сфере; приоритет планово-профилактических мероприятий и заблаговременное выявление условий и факторов, угрожающих нормальному функционированию транспорта; развитие сотрудничества между государственными структурами, бизнес-сообществом, общественными организациями, жителями региона. Одним из примеров конструктивного сотрудничества с жителями губернии является создание персонального блога Министра транспорта Саратовской области И. Панкова на официальном сайте правительства области. Начиная с 23 ноября 2010 г., каждый житель области, имеющий выход в Интернет, получил возможность обсудить вопросы, связанные с дорожно-транспортной отраслью, в том числе с обеспечением безопасности дорожного движения. Обсуждение указанных вопросов позволяет создать дополнительный канал обратной связи с пассажирами, владельцами автотранспортных средств, открывает возможность для обсуждения актуальных тем с участием максимального количества людей, обладающих активной социальной позицией. Следует также подчеркнуть, что органы управления в сфере транспорта должны в первую очередь осуществлять мероприятия, направленные на снижение рисков возникновения дорожно-транспортных происшествий, совершаемых по причине "человеческого фактора", путем повышения правового сознания участников дорожного движения и формирования у них стереотипов безопасного поведения на дорогах. При этом недостаточно ограничиваться лишь рамками основной деятельности контрольно-надзорных органов. Необходимо дополнительное направление целевых средств на проведение широкомасштабных профилактических акций: "Внимание, дети!", "Внимание, пешеход!", размещение информационных материалов в средствах массовой информации, направленных на укрепление дисциплины участников дорожного движения. Таким образом, к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения на региональном уровне необходимо подходить комплексно и системно. Для обеспечения безопасности в указанной сфере должна быть создана эффективная нормативно-правовая база в этой области, выстроена государственная система, которая обеспечит реализацию принятых законов и подзаконных актов.
Название документа