Государство как субъект наследственного права: актуальные проблемы истории, теории и практики

(Кароян А. Г.) ("Наследственное право", 2008, N 1) Текст документа

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ, ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

А. Г. КАРОЯН

Кароян А. Г., адвокат, соискатель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Коломенского государственного педагогического института.

Категория наследственных дел является одной из самых распространенных в судебной и адвокатской практике. Это связано с тем, что Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) существенно расширил круг наследников, оставляя при этом государство в числе участников наследственных отношений. Вследствие этого граждане широко пользуются предоставленными им наследственными правами, прибегая в том числе и к судебной защите указанных прав. С увеличением круга наследников по закону и провозглашением Конституцией РФ государства гарантом наследования оно утратило ведущую роль основного приобретателя имущества наследодателя, принадлежавшую ему на протяжении длительного периода времени. Следует напомнить, что Декретом от 27 апреля 1918 г. "Об отмене наследования" именно государству был присвоен титул главного приобретателя наследства. В Декрете была перечислена категория близких лиц умершего, которым государство в лице совета по месту последнего места жительства наследодателя, контролирующего перешедшую наследственную массу, передавало определенную часть наследства, обозначенную как "трудовое хозяйство в городе и деревне" <1>. -------------------------------- <1> Декрет ВЦИК от 27 апреля 1918 г. "Об отмене наследования" // СУ РСФСР. 1918. N 34. Ст. 456.

Намеченная тенденция закрепления за государством ведущей роли в наследовании нашла отражение и в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. Государство по-прежнему выделяло круг близких наследодателю лиц, ограничивая их наследственную долю десятью тысячами рублей. Однако приобретение государством выморочного имущества было предусмотрено в качестве специального случая. Все установленные правила были подчинены одной цели - обеспечить государству статус главного приобретателя наследственного имущества: был сужен круг наследников по закону, введен запрет на отказ от наследства в пользу конкретного лица и др. Позже (1926 г.) выделение части наследства наследодателя было отменено при сохранении всех иных норм, обеспечивающих главенствующую роль государства в наследовании <2>. -------------------------------- <2> ГК РСФСР 1922 г. с постатейно-систематизированными материалами. 3-е изд., переработанное и дополненное на 1 января 1928 г. М.: Юриздат; НКЮ РСФСР, 1928. С. 429.

Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. предусмотрел исчерпывающий перечень случаев наследования государством, не прибегая к использованию термина "выморочное имущество". Статья 552 ГК РСФСР 1964 г., закрепляющая указанный перечень, носила название "Переход наследства к государству". Следует отметить, что вопрос квалификации перехода имущества умершего лица государству в качестве наследования по закону воспринимается неоднозначно. Существует мнение, что имущество умершего, которое по тем или иным причинам осталось без соответствующего собственника, переходит государству на основании осуществления последним принципа территориального верховенства (права оккупации). Критерий квалификации перехода имущества к государству делит страны (их национальные системы права) на два вида. Одни признают переход выморочного имущества (имущества, не имеющего собственника) государству как обладателю суверенитета над территорией первоначальным способом приобретения права собственности. В данном случае говорить о правовых последствиях в форме исполнения обязательств умершего лица не приходится. Вторая группа стран придерживается следующей позиции: переход выморочного имущества государству есть наследование, так как является не первоначальным, а производным способом приобретения права собственности, что делает возможным правопреемство, в том числе и в форме исполнения государством обязательств наследодателя перед его кредиторами за счет наследственного имущества. Кроме того, указанная позиция позволяет ставить вопрос о притязаниях государства на имущество, находящееся за его пределами, именно по праву наследования <3>. -------------------------------- <3> Байзигитова А. М. Очередность наследования по закону в РФ и зарубежных странах: Дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2004. С. 180.

Разрешение государством вопроса правового основания ("права оккупации" либо "права наследования") перехода выморочного имущества является существенным для последующего определения правовых последствий, возможных как для самого государства (например, в статусе наследника), так и для его граждан. Статья 1151 ГК РФ "Наследование выморочного имущества" является единственной статьей, прямо предусматривающей право государства получать имущество умерших лиц. Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158), имущество умершего считается выморочным. В п. 2 ст. 1151 ГК РФ содержится правило, устанавливающее, что "выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону" в собственность Российской Федерации. Делая выбор в пользу квалификации указанного перехода в качестве наследования, Российская Федерация в первую очередь определила место российского права среди национальных систем иных государств с соответствующими правовыми последствиями. Будучи наследником по закону, государство приобретает особый статус: с одной стороны, к Российской Федерации как к наследнику выморочного имущества применимо большинство норм права, относящихся в целом ко всем наследникам по закону. Однако есть и определенные исключения. Российская Федерация как наследник по закону несет ответственность по долгам наследодателя в пределах перешедшего к ней наследственного имущества (ст. 1175 ГК РФ). За счет выморочного имущества и в пределах его стоимости подлежат возмещению необходимые расходы, вызванные предсмертной болезнью наследодателя, расходы на его достойные похороны, включая необходимые расходы на оплату места погребения наследодателя, расходы на охрану наследства и управление им (п. 1 ст. 1174 ГК РФ). Требования о возмещении этих расходов могут быть предъявлены и к Российской Федерации (п. 2 ст. 1174 ГК РФ), которая возмещает их до уплаты долгов кредиторам наследодателя (п. 2 ст. 1174 ГК РФ). Свидетельство о праве на наследство выдается на имя Российской Федерации по месту открытия наследства нотариусом или иным должностным лицом, уполномоченным в соответствии с законом совершать этот акт в общем порядке (п. 1 ст. 1162 ГК РФ). Все это позволяет говорить, что к Российской Федерации как к наследнику по закону и к выморочному имуществу как к разновидности наследственного имущества применяются общие правила наследственного права. С другой стороны, в отличие от других наследников по закону "для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется" (ст. 1152 ГК РФ). Вследствие этого к Российской Федерации в связи с наследованием выморочного имущества не могут применяться правила о сроке на принятие наследства (ст. 1154 ГК РФ), а также нормы, предусматривающие принятие наследства после истечения установленного срока (ч. 1 и 3 ст. 1155 ГК РФ). Следует обратить особое внимание на ст. 1152 и ч. 2 ст. 1153 ГК РФ. Часть 2 ст. 1153 ГК РФ предусматривает так называемое фактическое принятие наследства в силу совершения наследником следующих действий: вступления во владение или в управление наследственным имуществом; принятия мер по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произведения за свой счет расходов на содержание наследственного имущества; оплаты за свой счет долгов наследодателя или получения от третьих лиц причитавшихся наследодателю денежных средств. Наследники по закону (за исключением Российской Федерации), не подавшие по месту открытия наследства в установленные сроки по тем или иным причинам заявления о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство (либо подавшие, но получившие отказ в выдаче свидетельства), но "фактически" принявшие какое-либо имущество из наследственной массы, считаются принявшими наследство (имеет место презумпция принятия наследства). Бесспорно, что, не прибегая к обращению в суд с исковым заявлением о признании права собственности (на то или иное имущество) в порядке наследования по закону, доказать факт принятия наследства (в силу ч. 2 ст. 1153 ГК РФ), а точнее - подтвердить его и защитить свои наследственные права, обеспечив возможность последующего надлежащего оформления своих прав (права собственности) на перешедшее наследственное имущество, не представляется возможным. Мотивацией для обращения в суд, как правило, служит невозможность без свидетельства (выданного нотариусом) о праве на наследство оформить правоподтверждающие документы на полученное имущество (зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним свое право собственности на недвижимое имущество; поставить на учет в органах ГИБДД полученное автотранспортное средство и т. д.). Подобные иски получили широкое распространение не только вследствие расширения круга наследников Гражданским кодексом РФ, но и вследствие существующих пробелов регламентации следующих вопросов: процедуры приобретения выморочного имущества; какой именно государственный орган должен принимать выморочное имущество в свое владение, оплачивать долги наследодателя, участвовать в отношениях с лицами, претендующими на то же имущество в порядке наследования. В частности, последний вопрос носит сугубо практический характер и создает определенные трудности гражданско-процессуального характера: как правило, представителем государства в судебных спорах является налоговый орган по месту открытия наследства, что следует из содержания Инструкции N 185 Минфина СССР. Однако некоторые суды указывают на то, что ответчиком по данной категории дел является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, чьи полномочия по приему в установленном порядке выморочного имущества закреплены пп. 5.30 п. 5 Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" (с изменениями от 14 декабря 2006 г.). Из вышесказанного следует, что возможность практического применения презумпции принятия наследства гражданами является одной из отличительных черт наследственного статуса (по закону) гражданина от наследственного статуса государства в отношении выморочного имущества: если бы Российская Федерация даже и совершила действия, которые в соответствии с законом свидетельствуют о фактическом принятии наследства, такие действия не порождали бы последствия, предусмотренного п. 2 ст. 1153 ГК РФ. Еще одно отличие Российской Федерации как наследника выморочного имущества связано с отказом от наследства. Гражданский кодекс РФ наделяет наследников правом "отказаться от наследства в пользу других лиц... или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества" (п. 1 ст. 1157). Однако государство отказаться от принятия выморочного имущества не может, что прямо предусмотрено ч. 1 ст. 1157 ГК РФ. "Лишая Российскую Федерацию права на отказ от выморочного имущества, гражданский закон сделал вывод из принципиальных положений Конституции, которые исключают возможность существования у государства как приобретателя названного имущества каких-либо оснований для отказа от него. Согласно Конституции в России признается идеологическое многообразие (ч. 1 ст. 13) и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 2 ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность (ч. 3 ст. 13), никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1 ст. 14). Поэтому у государства нет правовых возможностей каким-либо образом относиться к последнему обладателю выморочного имущества, чем просто к наследодателю, тем более что имущество переходит без завещания" <4>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (под ред. Т. Е. Абовой, М. М. Богуславского, А. Г. Светланова) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт, 2004. ------------------------------------------------------------------ <4> Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части 3 / Под ред. Т. Е. Абовой, М. М. Богуславского, А. Ю. Кабалкина, А. Г. Лисицина-Светланова. М.: Юрайт-Издат, 2005.

Соотношение норм гражданского права, характеризующих наследственный статус государства, и конституционных норм, провозглашающих государство гарантом прав наследования, заслуживает особого внимания. Одной из конституционных обязанностей государства является обеспечение гарантированного государством перехода наследственного имущества. Эта позиция нашла отражение в Постановлении КС РФ N 1-П. ГК РФ, в свою очередь, включает государство в число наследников по закону (относительно выморочного имущества), что влечет за собой приобретение государством соответствующих прав и обязанностей. Дабы исключить возможный конфликт между обязанностями государства как гаранта наследования и как самостоятельного наследника по закону выморочного имущества, ГК РФ в отношении наследственного статуса государства делает те или иные исключения, что и было отражено выше. Из вышесказанного следует, что государство, осуществляя свои наследственные права, предоставленные ГК РФ, обязано действовать в первую очередь как гарант свободы наследования, т. е. в интересах наследников, а не в своем интересе, как это делают все иные наследники. Подобная позиция государства есть следствие проявления высшей юридической силы Конституции. Примером этого служит различное осуществление права, предоставленного наследникам ч. 2 ст. 1155 ГК РФ, государством-наследником и наследниками-гражданами. В соответствии с ч. 2 ст. 1155 ГК РФ "наследство может быть принято наследником по истечении срока, установленного для его принятия, без обращения в суд при условии согласия в письменной форме на это всех остальных наследников, принявших наследство". Если в роли "остальных наследников" выступают физические лица, они вправе как дать такое согласие, так и отказаться от его дачи. Государство же, выступая в первую очередь гарантом наследования, осуществляя свою конституционную обязанность по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, обязано дать наследнику, пропустившему срок для принятия наследства, свое согласие на принятие наследства по истечении указанного срока <5>. -------------------------------- <5> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части 3 / Под ред. Т. Е. Абовой, М. М. Богуславского, А. Г. Светланова. М.: Юрайт-Издат, 2004.

Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 281-ФЗ в ст. 1151 ГК РФ были внесены изменения: "2. Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации". Несмотря на попытку регламентировать один из насущных вопросов, сопутствующих наследованию выморочного имущества, - порядок наследования и передачи выморочного имущества в собственность муниципальных образований, множество иных аспектов изменения ст. 1151 ГК РФ не затронули: если жилые помещения передаются в муниципальную собственность, в том числе и из тех соображений, что "Федерация должна заниматься государственными делами" <6>, возникает закономерный вопрос: зачем Федерации оставшееся множество движимого имущества, уже находившегося в эксплуатации у наследодателя и соответственно утратившее определенную потребительскую и стоимостную ценность? Каким образом будет разрешен вопрос наследования нескольких жилых помещений, расположенных в разных муниципальных образованиях? Каково при определении собственника выморочного имущества соотношение норм, дифференцирующих недвижимость исходя из культурной и иной ценности, и требований действующей ч. 2 ст. 1151 ГК РФ? -------------------------------- <6> Квадрум. 2007. 4 апр.

Наличие этих и других вопросов, связанных с наследованием государством выморочного имущества, свидетельствует об объективной необходимости дальнейшего изучения данной темы.

------------------------------------------------------------------

Название документа