Обращение исправительного учреждения в суд с заявлением об установлении административного надзора

(Бараев И. Н.) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2012, N 5) Текст документа

ОБРАЩЕНИЕ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СУД С ЗАЯВЛЕНИЕМ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА <*>

И. Н. БАРАЕВ

Бараев Иван Николаевич, старший преподаватель кафедры гражданского процессуального права Филиала Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина в г. Вологде, судья в отставке, заслуженный юрист Российской Федерации.

По мнению автора, необходимо законодательно урегулировать сотрудничество между исправительными учреждениями и прокурорами в вопросах обращения в суд с заявлениями об установлении административного надзора.

Ключевые слова: исправительное учреждение, суд, прокурор.

The author believes that it is necessary to legislatively regulate cooperation between correctional institutions and procurators in the issues of addressing the court with applications on establishment of administrative supervision.

Key words: correctional institution, court, procurator.

Заявление по делу об установлении административного надзора, которое рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства, должно соответствовать общим требованиям, изложенным к его содержанию в ст. 131 ГПК РФ с особенностями, указанными в ст. 261.6 ГПК РФ. Изучение судебной практики показало, что как по форме, так и по содержанию заявления, составленные исправительными учреждениями, часто не соответствуют требованиям закона. Это объясняется, во-первых, тем, что положения ст. 261.6 ГПК РФ при всей громоздкости их изложения в то же время не достаточно конкретны и не до конца проработаны; во-вторых, институт административного надзора является новым, вследствие чего отсутствует наработанная практика его применения. Правила судопроизводства по делам об исполнении приговора существенно отличаются от рассмотрения гражданских дел. Содержащийся в приложении N 5 к Приказу МВД России от 8 июля 2011 г. N 818 "О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" образец заявления об установлении административного надзора, которым ввиду отсутствия своей ведомственной инструкции пользуются исправительные учреждения, не удовлетворяет требованиям ГПК РФ. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ в заявлении должно быть указано наименование суда, в который оно подается, а не фамилия, имя и отчество председателя соответствующего суда, на что ориентирует приказ МВД. Некоторые исправительные учреждения в своих заявлениях вообще не указывают, кому они адресованы, или свои обращения называют не заявлениями, а представлениями. Во вводной части заявления в силу п. 2 и 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ должно содержаться наименование заявителя и его местонахождение, наименование ответной стороны и его место жительства. По указанным делам в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ) и ст. 261.5 ГПК РФ заявителем является исправительное учреждение, а не его начальник. Начальник является лишь представителем этого учреждения и при подписании заявления должен подтвердить свои полномочия, приложив к нему копию соответствующего приказа о своем назначении на указанную должность. Осужденный, в отношении которого ставится вопрос об установлении административного надзора, согласно ст. 34 ГПК РФ именуется заинтересованным лицом. Здесь же надлежит указать, в каком конкретном исправительном учреждении содержится заинтересованное лицо на момент составления этого заявления. Согласно ч. 1 ст. 261.6 ГПК РФ в заявлении об установлении административного надзора указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. В доктрине гражданского процессуального права существуют понятия фактических и правовых оснований иска (заявления). К фактическим основаниям относится совокупность юридических фактов, наличие которых позволяет обратиться в суд с соответствующим материально-правовым требованием. Правовым основанием заявления является норма материального права, подлежащая применению по данному делу. Фактические и правовые основания заявления об установлении административного надзора указаны в ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ. Именно изложения данных оснований в заявлениях и требует закон, однако указанный выше Приказ МВД не ориентирует на это. Так, общими фактическими основаниями для установления административного надзора являются совершеннолетие заинтересованного лица и отбывание им наказания в местах лишения свободы. Поэтому в заявлениях во всех случаях следует указывать дату рождения этого лица и дату освобождения его из мест лишения свободы. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ основанием для установления надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, является неснятая судимость только за тяжкое или особо тяжкое преступление или преступление при простом рецидиве преступлений либо за умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего при условии, что это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ). В связи с этим в заявлении следует указывать категорию преступления, за совершение которого лицо отбывало наказание, и дату погашения судимости. Здесь необходимо руководствоваться ст. 15, 86 и 95 УК РФ. В зависимости от конкретных обстоятельств дела также следует указать в заявлении и то, что заинтересованное лицо было судимо за преступление при простом рецидиве преступлений (ст. 18 УК РФ) или за умышленное преступление против несовершеннолетнего. Эти данные можно получить из приговора суда. В заявлении должны содержаться сведения о дате вынесения постановления начальником исправительного учреждения о признании заинтересованного лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Следует иметь в виду, что признание осужденного злостным нарушителем не является дисциплинарным наказанием и поэтому на него не распространяется годичный срок погашения дисциплинарного взыскания (ч. 8 ст. 117 УИК РФ). Независимо от признания лица злостным нарушителем в силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ фактическим основанием, позволяющим установить в отношении его административный надзор, является наличие судимости за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве. Из сказанного следует, что правовыми основаниями для установления административного надзора в отношении освобождающихся из мест лишения свободы будут: ч. 1 с соответствующим пунктом и п. 1 ч. 3 ст. 3; ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ. Согласно ч. 2 ст. 261.6 ГПК РФ в заявлении об установлении административного надзора указываются предлагаемые виды административных ограничений. Необходимо иметь в виду, что перечень административных ограничений предусмотрен в ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ, он является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Представляется нецелесообразным исправительным учреждениям, не располагая сведениями о местных условиях, где намерено проживать освобождаемое лицо, в своих заявлениях просить суд установить в отношении этих лиц весь перечень указанных административных ограничений. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении административных ограничений может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения. При такой ситуации лицу будут установлены те административные ограничения, которые в наибольшей степени будут способствовать предотвращению им совершения новых преступлений и иных правонарушений. Хотя ст. 261.6 ГПК РФ и не предусматривает обязанности указывать в заявлении предполагаемый срок административного надзора, это тем не менее необходимо делать. Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд при разрешении гражданских дел принимает решение только по заявленным требованиям. Сам он не вправе без соответствующей просьбы заявителя установить конкретный срок административного надзора. Думается, что в скором времени законодатель внесет соответствующие дополнения в указанную норму закона. Как следует из ч. 3 ст. 261.6 ГПК РФ, в заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора также указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предполагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении. Это необходимо для того, чтобы суд мог с учетом личности освобождаемого из мест лишения свободы лица установить в отношении его конкретный срок административного надзора, когда в этом вопросе возможно судейское усмотрение, и конкретные административные ограничения. Согласно ч. 2 ст. 261.5 ГПК РФ по делу об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, заявление подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения. Рассмотрение данных дел ст. 24 ГПК РФ относит к подсудности районных судов. Если исправительное учреждение по каким-либо причинам не обратилось до дня освобождения лица из мест лишения свободы с заявлением в суд по месту нахождения этого учреждения, то оно в таком случае будет не вправе подать заявление об установлении административного надзора в суд по избранному этим лицом месту жительства. В отношении уже освободившихся из мест лишения свободы лиц заявление в суд могут подавать только органы внутренних дел. В соответствии с ч. 3 ст. 173.1 УИК РФ администрация исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора. Данный срок является не пресекательным, а организационно-техническим, имеющим своей целью предоставить необходимое время для суда рассмотреть дело без ненужной спешки и по возможности обеспечить вступление решения суда в законную силу на день освобождения поднадзорного лица из мест лишения свободы. Если решение на день освобождения лица из мест лишения свободы не вступит в законную силу или не будет по просьбе заявителя обращено в соответствии со ст. 212 ГПК РФ к немедленному исполнению, то это лицо нельзя рассматривать в качестве "лица, в отношении которого установлен административный надзор". Как следствие, выдача ему предписания о выезде к избранному им месту жительства не будет иметь юридического значения. Следует иметь в виду, что суду дается два месяца для рассмотрения дела, и если решение суда не будет обжаловано в апелляционном порядке, то оно вступит в законную силу через месяц после его вынесения. Поэтому представляется правильным обращаться исправительным учреждениям в суд с заявлениями как минимум за три месяца до дня освобождения лица из мест лишения свободы. Если будет очевидно, что на день освобождения решение суда не вступит в законную силу, то в этом случае необходимо просить суд обратить решение к немедленному исполнению со дня освобождения лица из исправительного учреждения. В противном случае может оказаться невозможным привлечь лицо и к уголовной ответственности по ст. 314.1 УК РФ за неприбытие без уважительных причин к избранному месту жительства или пребывания. К заявлению должны быть в соответствии со ст. 132 ГПК РФ приложены его копия, доверенность представителя, копия приказа о назначении руководителем учреждения, копии судебных документов, подтверждающих наличие фактических оснований для вынесения решения об установлении административного надзора, характеристика и справка о судимости. В случае необходимости, когда ставится вопрос об установлении административного надзора в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ, к заявлению следует приобщить копию постановления начальника исправительного учреждения о признании этого лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Указание в ч. 3 ст. 261.6 ГПК РФ о том, что к заявлению прилагается постановление, то есть подлинник этого документа, следует считать технической ошибкой. В случае несоблюдения требований закона относительно формы и содержания заявления, приложений к нему суд в силу ст. 135 и 136 ГПК РФ оставляет такое заявление без движения для устранения недостатков или возвращает заявление без рассмотрения. При подаче заявления об установлении административного надзора исправительные учреждения в силу ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины. Как следует из ст. 2 Федерального закона N 64-ФЗ, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 данного Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Поэтому ст. 45 ГПК РФ позволяет и прокурорам обращаться в суд с заявлениями об установлении административного надзора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. В этой связи необходимо наладить сотрудничество между исправительными учреждениями и соответствующими прокурорами по вопросам обращения в суд с заявлениями об установлении административного надзора. Также представляется целесообразным принятие Минюстом России ведомственного нормативного акта, регулирующего изложенные в настоящей статье вопросы.

Название документа