Борьба с терроризмом в современной России
(Михайлова А.) ("ЭЖ-Юрист", 2012, N 38) Текст документаБОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
А. МИХАЙЛОВА
Анна Михайлова, юрист, г. Москва.
Терроризм проявляет себя на самых различных уровнях, начиная с широкомасштабных насильственных акций на международной арене и кончая спонтанными террористическими действиями отдельных групп. Как показывает мировой опыт, терроризм особенно остро проявляется в тех регионах и в те периоды, где и когда обостряются противоречия в социально-политической сфере.
Две трактовки одного понятия
Терроризм - это негативное явление, которое известно человечеству довольно давно. Оно многогранно, однако его основной, сущностной составляющей является устрашение политических или иных противников. Именно насилие, запугивание и деморализация противостоящей стороны являются синонимами слова "террор". Вместе с тем это явление не связано с дефектами человеческой природы, а уходит корнями в условия социального бытия людей, то есть это социальное явление. Несмотря на длительную историю, особую остроту проблема терроризма приобрела со второй половины прошлого века. Наиболее часто атаки террористов были направлены против США, на втором месте стоит Россия <1>, в связи с чем в этих странах наиболее глубоко исследуются причины возникновения и динамика развития данного негативного явления в целях выработки действенных механизмов его предупреждения и борьбы с ним. -------------------------------- <1> URL: http://ru. wikipedia. org.
Согласно законодательству США терроризм - предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения субнациональными группами или подпольно действующими агентами, обычно с целью повлиять на настроение общества <2>. -------------------------------- <2> Там же.
В праве России терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с изменениями от 08.11.2011). При сравнении двух трактовок одного понятия видно, что российское определение - более широкое, охватывающее не только сами насильственные действия, но и идеологию насилия. Действительно, без понимания идеологии этого явления, его движущих сил, объектов, субъектов, методов и пр. невозможно правильно оценить масштаб террористического воздействия и выработать верную стратегию борьбы с ним.
Базовые определения, закрепленные в Законе РФ
В России правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. Основные положения по противодействию терроризму сформулированы в Законе N 35-ФЗ и Указе Президента РФ от 15.02.2006 N 116 "О мерах по противодействию терроризму" (с изменениями от 02.09.2012). Кроме понятия "терроризм" Закон N 35-ФЗ закрепляет следующие определения. 1. Террористическая деятельность - это деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; б) подстрекательство к террористическому акту; в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. 2. Террористический акт - это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. 3. Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактике терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьбе с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. 4. Контртеррористическая операция - это комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта (ст. 3 Закона N 35-ФЗ).
Основные принципы противодействия терроризму
Сформулированные в Законе N 35-ФЗ базовые понятия, относящиеся к терроризму, определяют и основные принципы противодействия терроризму, такие как: 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; 6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; 7) приоритет мер предупреждения терроризма; 8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; 10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; 11) недопустимость политических уступок террористам; 12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; 13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Контртеррористическая операция
Довольно часто в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению уполномоченного Законом N 35-ФЗ должностного лица проводится контртеррористическая операция. В пределах территории и времени проведения конкретной операции может вводиться особый правовой режим. Важным является то, что решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию. Согласно ч. 3 ст. 11 Закона N 35-ФЗ на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на период проведения контртеррористической операции допускается применение специальных мер и временных ограничений, о которых необходимо знать и простым гражданам. Это: 1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел РФ (иные компетентные органы) для установления личности; 2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств; 3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность; 4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов; 5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством РФ; 6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества; 7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи; 8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений; 9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий; 10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах; 11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом; 12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств; 13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; 14) ограничение или приостановление частной детективной и охранной деятельности. Следует отметить, что на отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, может устанавливаться (вводиться) как весь обозначенный комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.
Компенсационные и реабилитационные меры
Закон N 35-ФЗ предусматривает возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта. Согласно ч. 1 ст. 18 этого Закона государство осуществляет компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Вместе с тем компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших. Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Однако не все граждане могут рассчитывать на компенсацию вреда. Так, вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит (ч. 3 ст. 18 Закона N 35-ФЗ). Закреплены в Законе N 35-ФЗ и меры по социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом. В соответствии с ч. 1 ст. 9 данного Закона такая реабилитация включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве и предоставление жилья. Помимо социальной реабилитации могут быть предусмотрены реабилитационные мероприятия иного характера. В статье 25 Закона N 35-ФЗ установлено, что лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение, источники финансирования которого устанавливаются Правительством РФ. В заключение хотелось бы сказать, что, каким бы правильным и понятным ни был Закон на бумаге, его реализация - сложная задача, требующая взаимодействия и координации всех сил и средств не только органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, но и всего общества. Для эффективного противодействия терроризму в России также необходимы разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, психологический и другие аспекты.
Название документа