Профилактика преступности как сложный, многогранный процесс в условиях России начала второго десятилетия XXI столетия
(Кобец П. Н.) ("Российский следователь", 2012, N 20) Текст документаПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ КАК СЛОЖНЫЙ, МНОГОГРАННЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ РОССИИ НАЧАЛА ВТОРОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI СТОЛЕТИЯ <*>
П. Н. КОБЕЦ
Кобец Петр Николаевич, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России.
По мнению автора статьи, профилактика преступлений - это одна из важнейших мер, направленных на предотвращение последующих правонарушений, и требует для своего изучения использование комплексного подхода.
Ключевые слова: профилактика преступлений, преступность, криминология.
According to the author of article, prevention of crimes is one of the major measures directed on prevention of the subsequent offenses, and use of a comprehensive approach demands for the studying.
Key words: prevention of crimes, crime, criminology.
Впервые идея о том, что профилактика преступности имеет приоритет перед карательной политикой государства, была высказана еще Платоном в IV в. до н. э., но практическое воплощение в жизнь она получила сравнительно недавно. Правовую аргументацию она получила в работах ученых классической школы уголовного права XVIII в., заложивших основу политики в борьбе с преступностью. Суть ее такова: "Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него" <1>. -------------------------------- <1> Криминология / Под ред. проф. В. Н. Бурлакова; проф., акад. В. П. Сальникова. СПб., 1998. С. 183.
В дальнейшем теоретическое обоснование предупреждения преступности было дано учеными-криминологами. Оно стало альтернативой науке уголовного права в плане формулировки целей и задач борьбы с преступностью. Доказав на практике, что предупреждение преступности является основным направлением деятельности государства и общества по искоренению причин, порождающих саму преступность, предупредительная деятельность по своему содержанию, масштабам мероприятий и количеству субъектов, участвующих в ней, гораздо шире и богаче практики применения уголовного наказания. Научные основы предупреждения преступности в нашей стране были разработаны в последней четверти прошлого столетия. Эти разработки в условиях начала нового тысячелетия продолжают находить свое отражение в учебной и монографической литературе и с благодарностью воспринимаются современными исследователями. Между тем в настоящее время все больше приобретает актуальность тезис А. Б. Сахарова о том, что "существенным условием успешного предупреждения преступности в стране является правовое обеспечение соответствующей деятельности, то есть закрепление в законе и иных нормативных актах требований и положений, способствующих реализации этой важной государственной задачи" <2>. Эту тему следует немного развить и остановиться на ней подробнее. -------------------------------- <2> Сахаров А. Б. Правовое обеспечение предупреждения преступлений // Советское государство и право. 1975. N 11. С. 82.
Предупреждение преступлений - это сложный, многогранный процесс, обладающий определенными признаками целостности. Поэтому предупреждение преступности целесообразно рассматривать комплексно, выделяя его составляющие элементы. В современной криминологической науке уделяется большое внимание вопросам предупреждения преступности. Разработаны и продолжают разрабатываться различные теоретические концепции предупреждения, предотвращения и профилактики преступности. Процесс предупреждения преступлений представляет собой сложный комплекс мер упреждающего воздействия. Этап комплекса мер представляет собой систему, эти меры призваны решать задачи: устранения, нейтрализации криминогенных факторов, оздоровления социальной микросреды и т. д. По мнению ряда ученых, в настоящий момент процесс предупреждения преступности не имеет самостоятельной правовой базы. Правовые нормы, регламентирующие предупредительную деятельность, разбросаны по разным отраслям законодательства и не способствуют консолидации профилактических усилий различных субъектов. Таким образом, реально назрела необходимость в кодификации законодательства о предупреждении преступности в виде отдельного кодекса или федерального закона. В этом документе необходимо предусмотреть регламентацию всей системы предупреждения преступности в целом и по конкретным уровням, перечислить основания для осуществления профилактической деятельности, средства и меры предупредительного воздействия, закрепить компетенцию субъектов профилактики и контроль за их деятельностью. Не вызывает возражений высказываемая позиция ряда криминологов о том, что одной из причин недостаточного влияния профилактических мер на состояние и уровень преступности является отсутствие системной правовой регламентации профилактической работы, вследствие чего не удается выработать единообразного подхода правоохранительных органов к превентивному использованию норм административного и уголовного законодательства <3>. -------------------------------- <3> Пономарев П. Г. Роль ведомственной науки в разработке проблем профилактики правонарушений // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблеме профилактики правонарушений. М., 1997. С. 50.
В современных условиях актуальным остается тезис о том, что серьезными недостатками правового обеспечения предупреждения преступлений являются разрозненность правовых норм, относящихся к деятельности по предупреждению преступлений, несогласованность некоторых из них между собой. Это затрудняет их практическое применение. В сложившихся условиях необходимо совершенствовать правовое регулирование предупреждения преступности в стране <4>. -------------------------------- <4> Сахаров А. Б. Указ. соч. С. 86.
В связи с этим следует отметить, что в настоящее время сложились все предпосылки принятия нормативно-правового акта, определяющего задачи и характер деятельности по предупреждению преступности в стране. В этом нормативно-правовом акте - федеральном законе - должны быть определены субъекты предупредительной деятельности, их права и обязанности, уровни, сферы, направления деятельности, формы, меры и средства предупреждения преступлений. Целесообразно закрепить в таком законе правовые меры и средства предупреждения основных видов преступлений, а также различных видов преступного поведения. Система предупреждения преступлений многоаспектна. Она включает в себя разные по цели, уровню, масштабу, характеру субъекты применения и правовой регламентации, решения и мероприятия. Особенно это актуально в нынешних социально-экономических условиях России - в период финансово-экономического кризиса. И без того в условиях начала нового тысячелетия в Российской Федерации накопилось немало проблем, и все они рельефно выделяются на усиливающемся криминогенном фоне. В связи с этим перед российскими учеными все более актуальной становится задача постоянного поиска новых, нетрадиционных, более эффективных форм профилактического воздействия на преступность. Это требует прежде всего углубленного аналитического подхода к работе по предупреждению преступности, исключительного внимания к выполнению программ борьбы с преступностью в Российской Федерации. Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам России и лицам, находящимся на территории России, но не являющимся ее гражданами, обеспечение безопасности и нормальных условий проживания. Поэтому неотъемлемой частью каждодневной работы правоохранительных органов должна являться работа по предупреждению преступности. Деятельность по предупреждению преступности в настоящих условиях должна строиться на основе тщательного, всестороннего изучения и анализа ее причин в целом и отдельных ее видов. Проблем в данной работе очень много. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию регулярно отмечается, что гражданин вправе требовать от государства обеспечения личной безопасности - защиты жизни, здоровья, достоинства и имущества. Государство еще неудовлетворительно справляется с этой обязанностью. Чтобы эффективно решать эти задачи, необходимо, чтобы работа по предупреждению преступности имела приоритетное значение, нужно иметь и соответствующую правовую базу, обеспечивающую правовую поддержку профилактической деятельности. Идея о возможности оказания влияния на преступность через социальные предпосылки ее существования, а не через общеуголовные меры, провозглашается многими российскими криминологами, и автор целиком ее разделяет. Понимая преступность как социальное явление, криминологи идут по пути ее преодоления в плоскости коренных преобразований в обществе, в экономической и социальной сфере. Большинство отечественных криминологов все больше признают необходимость комплексного планирования мер профилактики преступлений. Сегодня в России предупреждение преступности является задачей многоплановой, комплексной и должна решаться совокупными усилиями всего общества. Преступность как система, обладающая разноуровневыми характеристиками и детерминированная факторами социального, социально-психологического и индивидуально-психологического порядка, требует для своего изучения использования комплексного подхода. Естественно, и проблемы борьбы с этим социальным явлением должны носить комплексный характер. Влияние, оказываемое различными факторами социальной действительности на тот или иной вид преступности, многогранно. В криминологической литературе отмечается, что некоторые важные меры недопущения преступлений, устранения причин, их порождающих, не ставят своей непосредственной целью профилактику противоправного поведения <5>. Тем не менее профилактическую функцию по недопущению противоправного поведения они осуществляют опосредованно, и в итоге исследования, проводимые многими криминологами, впоследствии доказали, что в основном влияние того или иного процесса на преступность зависит от полученной комбинации, от характера взаимосвязи факторов, интеграционного их проявления и ряда других условий, что предопределяет построение комплекса мер профилактического воздействия. -------------------------------- <5> Шляпочников А. С. К вопросу о классификации мер предупреждения преступности // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1972. Вып. 17.
Необходимо также упомянуть, говоря о причинах снижения качества организации предупреждения преступности, о тенденции переоценки роли специальных субъектов предупреждения преступности в лице правоохранительных органов и, естественно, недостаточном использовании возможностей иных субъектов профилактики. В советское время предупреждение преступности в качестве самостоятельного направления включалось в комплексное социальное планирование и, являясь составной частью плана социального и экономического развития, давало возможность вовлечь в деятельность по предупреждению преступности широкие слои населения. Первенство среди субъектов профилактической деятельности имели трудовые коллективы <6>. Отличительной чертой ранее существовавшей системы предупреждения преступности, как видится автору, был производственно-отраслевой принцип организации, при котором трудовые коллективы, общественные организации являлись главными субъектами предупреждения преступности. Сегодня, к сожалению, этого нет. Однако следует отметить, что требования плановости и комплексности в деятельности по предупреждению преступности закреплены в международно-правовых актах, участницей которых является Российская Федерация <7>. -------------------------------- <6> Звирбуль В. К. Планирование социальной политики предупреждения преступности // Планирование мер борьбы с преступностью: Сборник статей. М., 1982. С. 56 - 60; Волошина Л. А. Роль криминологов в социально-экономическом планировании // Планирование мер борьбы с преступностью. С. 65 - 67. <7> Резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 29 октября 1985 г. "Руководящие принципы в области предупреждения преступлений и уголовного правосудия в контексте нового международного экономического порядка" // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 20 - 33.
Непременным свойством предупреждения преступности большинством криминологов называется ее комплексный характер. Автор солидарен с Г. А. Аванесовым, по мнению которого под комплексным планированием следует понимать систему взаимосвязанных и взаимообусловленных организованных профилактических мер (а не перечень разрозненных мероприятий), с помощью которых обеспечиваются достижение поставленных комплексных целей, единство собственно профилактической и организаторской деятельности <8>. -------------------------------- <8> Аванесов Г. А. Криминология. М., 1984. С. 483.
Не вызывает возражений и мнение В. Ф. Зудина, который под комплексным, системным подходом к проблеме социальной профилактики антиобщественных явлений видит такой подход, который позволяет выявить ее существенные признаки, разнообразные связи и структурные характеристики. Необходимым качеством всей системы в целом является ее интегративное свойство, обладающее единством теории и практики деятельности <9>. -------------------------------- <9> Зудин В. Ф. Социальная профилактика преступлений (криминологические и криминалистические проблемы). Саратов, 1983. С. 35.
Полное и всестороннее понимание принципа комплексности в планировании дано отечественными криминологами. Они определили его как важнейшее условие скоординированности действий широкого круга субъектов профилактики при решении проблем борьбы с преступностью, которое обеспечивает: всестороннее воздействие на криминогенные факторы, обусловливающие в целом преступность, отдельные виды преступлений и фоновые явления; вовлечение всей системы субъектов профилактики и средств, направленных на нейтрализацию негативных явлений, влияющих на преступность; взаимодействие системы субъектов профилактики и активизацию государственных и общественных органов в деле профилактики преступности; пропорциональность воздействия ресурсов профилактики на явления и процессы, отрицательно влияющие на преступность; непрерывность профилактического воздействия форм и методов предупреждения преступности, выработанных наукой и практикой. Анализируя выводы отечественных криминологов, с полной уверенностью можно отметить, что в предупреждении преступности комплексное планирование дает реальные результаты в том случае, если этот принцип будет пронизывать все этапы: предплановый анализ преступности, выработку мероприятий и реализацию плановых заданий. Еще одним важным условием предупреждения преступности является следующее обстоятельство: оно должно обязательно строиться на основе определения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач и осуществляться с учетом взаимодействия различных видов деятельности. На основе этих принципов должна функционировать система деятельности по предупреждению преступности в стране, регионах и других территориальных составляющих Российской Федерации. Таким образом, понимая преступность как социальное явление, которое представляет собой одну из многих характеристик социального целого, то есть общества, криминологи идут по пути ее преодоления в плоскости коренных преобразований в обществе, в сфере экономики, социальной жизни, идеологии, воспитания человека. При этом к настоящему времени не без влияния криминологической науки существенно трансформировалось понятие целей борьбы с преступностью и правонарушениями - от признания "необходимости искоренения правонарушений из жизни нашего общества" до ограничения решаемых в ее процессе задач "предотвращением либо компенсированием, нейтрализацией порождаемых преступностью социальных противоречий и дисфункций". Последнее обстоятельство обусловлено складывающимся в настоящее время в социологии и криминологии более реалистичным взглядом на преступность как на явление, не поддающееся в обозримом будущем "полной ликвидации и искоренению". Преступность как система, обладающая разноуровневыми характеристиками и детерминированная факторами социального, социально-психологического и индивидуально-психологического порядка, требует для своего изучения использование комплексного подхода. Естественно, и проблемы борьбы с этим социальным явлением должны носить комплексный характер.
Название документа