Обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении государственной охраны

(Чуряев А. В.) ("Военно-юридический журнал", 2014, N 2) Текст документа

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

А. В. ЧУРЯЕВ

Чуряев Александр Владимирович, доцент кафедры Академии Федеральной службы охраны России (г. Орел), кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются нормы Федерального закона "О государственной охране", регламентирующие взаимодействие органов государственной охраны с физическими и юридическими лицами, выявляются проблемы правового регулирования этих отношений и предлагаются пути их устранения.

Ключевые слова: государственная охрана, органы государственной охраны, ограничения прав и свобод, права и законные интересы физических и юридических лиц.

Ensuring rights and legitimate interests of natural and juridical persons A. V. Churyaev

The article discusses standards of the Federal Law on the state protection, regulating interaction of bodies of the state protection with natural and legal entities, problems of legal regulation of these relations come to light, ways their solutions are proposed.

Key words: state protection, bodies of state protection, restrictions of the rights and freedoms, rights and legitimate interests of natural and legal entities.

Одним из основных принципов осуществления государственной охраны в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О государственной охране" <1> является принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Выделение этого принципа обусловлено конституционно-закрепленными ценностями, и прежде всего положением, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ, согласно которому "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594.

Необходимость применения названного принципа в деятельности органов государственной охраны не вызывает сомнения. Осуществление мер государственной охраны напрямую связано со вторжением уполномоченных государственных органов в частную сферу физических и юридических лиц. Из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ следует, что мера, наносящая ущерб правам и свободам граждан, оправданна лишь в той степени, в какой она вызвана необходимостью, т. е. целями защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Иными словами, органы государственной охраны могут вторгаться в права и свободы граждан только тогда, когда без этого не могут быть выполнены возложенные на них обязанности. Ограничивающая права и свободы граждан деятельность должна немедленно прекращаться, если достигнута законная цель или выяснилось, что она не может или не должна достигаться избранным способом. В Федеральном законе "О государственной охране" содержится достаточно большое количество норм, содержащих в себе возможности ограничения органами государственной охраны прав и законных интересов физических и юридических лиц (ст. 15). В связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ эти положения были изменены, а в ряде случаев дополнены. Во-первых, расширена компетенция органов государственной охраны путем наделения их правами осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным Кодексом РФ об административных правонарушениях к подведомственности ФСО России (п. 5.1 ст. 15), осуществлять проверку подготовки уполномоченными транспортными организациями предоставляемых объектам государственной охраны специально оборудованных транспортных средств, в том числе проверку соблюдения порядка и правил их эксплуатации (п. 5.2 ст. 15), получать в организациях беспрепятственный доступ для производства работ, обеспечивающих функционирование и безопасность линий и средств связи, оборудования федеральных информационных систем, находящихся во владении или в пользовании органов государственной охраны, и необходимую техническую документацию (п. 7.1 ст. 15) и т. д. Во-вторых, конкретизирован механизм реализации некоторых прав. Например, директору ФСО России предписано разработать нормативный акт, устанавливающий порядок внесения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов. При этом отмечено, что меры по устранению причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов, принимаются незамедлительно, о чем в течение одного месяца со дня внесения представления сообщается должностному лицу органа государственной охраны, внесшему представление (п. 6 ст. 15). В-третьих, более качественно с технико-юридической точки зрения стали сформулированы такие права органов государственной охраны, как: осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность, а также документов на транспортные средства и перевозимые грузы; производить при проходе (проезде) лиц на охраняемые объекты и при их выходе (выезде) с охраняемых объектов личный досмотр (осмотр), досмотр (осмотр) находящихся при них вещей, досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых грузов, в том числе с применением технических средств и служебных животных (п. 3 ст. 15); задерживать и доставлять в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение муниципального органа или в иное служебное помещение лиц, подозреваемых в совершении преступлений или иных правонарушений на охраняемых объектах и на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны, совершающих или совершивших такие преступления или правонарушения (п. 5 ст. 15), и т. д. Положительно оценивая указанные изменения, все же следует остановиться и на проблемах, которые остались. Несмотря на широкий состав приведенных полномочий, в Федеральном законе "О государственной охране" ничтожно мало норм, в которых бы закреплялись гарантии соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц. Закон ограничивается лишь указанием на принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина (ст. 3), а также приводит лишь две нормы, устанавливающие соответствующие гарантии: 1) в случае использования транспортных средств органы государственной охраны по требованию владельцев транспортных средств возмещают причиненный им реальный ущерб (а раньше - в целом убытки!), 2) в случае доступа в жилые и иные помещения против воли проживающих в них граждан органы государственной охраны уведомляют об этом прокурора в течение 24 часов. Кроме того, в главе 5 Закона фрагментарно закреплены правила применения сотрудниками органов государственной охраны при осуществлении своих полномочий физической силы, специальных средств и оружия. В то же время указанных норм явно недостаточно. Представляется, что в Федеральном законе "О государственной охране" или в подзаконных актах ФСО России нужно закрепить положения, устанавливающие подробные процедуры осуществления органом государственной охраны каждого полномочия, реализация которого может ограничить права и законные интересы физических и юридических лиц. Показательным примером в этом отношении может служить Федеральный закон "О полиции" <2>. В нем, помимо провозглашения принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, подробно урегулированы отношения по взаимодействию сотрудника полиции с гражданами (например, в связи с задержанием, проникновением в жилище, применением физической силы, специальных средств и оружия). Это создает определенность в их взаимоотношениях и устанавливает дополнительные гарантии соблюдения сотрудниками полиции прав и законных интересов физических и юридических лиц. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

Например, привлекают внимание такие полномочия органов государственной охраны, как использование в служебных целях транспортных средств и средств связи, принадлежащих организациям, а в неотложных случаях - и гражданам. Представляется, что дифференциация в реализации указанных полномочий по отношению к гражданам и организациям не имеет под собой разумного основания. Было бы правильно установить единое правило, согласно которому использование транспортных средств, принадлежащих гражданам и организациям, может быть осуществлено лишь в неотложных случаях. Примечательно, что именно подобная формулировка используется в других подобных нормативных актах. Например, согласно п. "ж" ст. 13 Федерального закона "О Федеральной службе безопасности" <3> органы Федеральной службы безопасности вправе использовать транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам, в случаях, не терпящих отлагательства. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

Неопределенным является такое полномочие органов государственной охраны, как принятие при необходимости мер по отбуксировке транспортных средств. Представляется важным закрепить в подзаконном акте более подробные нормы, устанавливающие правила реализации этого полномочия. В них нужно предусмотреть основания для отбуксировки, перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять отбуксировку, порядок уведомления собственника транспортного средства о факте отбуксировки и месте нахождения транспортного средства. В этом акте также следует предусмотреть возможность компенсации убытков, причиненных собственнику транспортного средства в связи с произведенной отбуксировкой. Важно установить дополнительные гарантии прав и законных интересов физических лиц в случае применения сотрудниками органов государственной охраны физической силы, специальных средств и оружия. В связи с этим возможно заимствование положительного опыта, наработанного при подготовке Федерального закона "О полиции". Например, Федеральный закон "О государственной охране" можно было бы дополнить обязанностями сотрудников органов государственной охраны, связанными с: а) прохождением специальной подготовки, а также периодической проверки на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, б) принятием мер по предоставлению медицинской помощи гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или оружия, в) уведомлением непосредственного начальника и прокурора о факте причинения гражданам повреждений в результате применения физической силы, специальных средств или оружия и т. п. Кроме того, Федеральный закон "О государственной охране" необходимо дополнить общей статьей, содержащей руководящие идеи по соблюдению прав и законных интересов физических и юридических лиц. В этой статье следует, например, предусмотреть положения, дозволяющие обжалование незаконных актов органов государственной охраны, действий (бездействия) их сотрудников; устанавливающие право физических и юридических лиц на возмещение материального ущерба и морального вреда, причиненных незаконными актами, действиями (бездействием) сотрудников органов государственной охраны; закрепляющие обязанность привлечения сотрудников органов государственной охраны к предусмотренной законом юридической ответственности за нарушение действующего законодательства. Подобные нормы, хотя и вытекают из иных нормативных актов, должны быть продублированы в Федеральном законе "О государственной охране", для того чтобы конкретизировать и уточнить принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина, установить общий механизм его действия. Реализация рассмотренных предложений, на наш взгляд, позволит укрепить положение физических и юридических лиц во взаимоотношениях с органами государственной охраны, будет способствовать укреплению режима законности и правопорядка при осуществлении государственной охраны.

Литература

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900. 2. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594. 3. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

Название документа