Психологический подход к безопасности защищаемых лиц
(Иванов И. С., Серегина А. А.) ("Российский следователь", 2012, N 19) Текст документаПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К БЕЗОПАСНОСТИ ЗАЩИЩАЕМЫХ ЛИЦ <*>
И. С. ИВАНОВ, А. А. СЕРЕГИНА
Иванов Иван Сергеевич, начальник управления правового обеспечения противодействия преступности Договорно-правового департамента МВД России, кандидат юридических наук.
Серегина Анна Александровна, доцент кафедры общей психологии и психологии труда Российского государственного социального университета, кандидат психологических наук.
Статья посвящена психологическим аспектам обеспечения безопасности защищаемых лиц. В ней на основе трудов выдающихся ученых-психологов изложены основные подходы к потребности личности в безопасности.
Ключевые слова: государственная защита свидетелей, безопасность, участники уголовного судопроизводства, психология безопасности.
The article is devoted to psychological aspects of ensuring security of persons being under protection. On the basis of works of leading scientists-psychologists it sets out fundamental approaches to the importance of security for a personality.
Key words: state protection of witnesses, security, participants of criminal judicial proceeding, psychology of security.
Учет особенностей психического и физического состояния защищаемого лица является немаловажной составляющей эффективного применения мер безопасности. В первую очередь это касается трудностей в установлении психологического контакта с защищаемым лицом, формирования у него понимания важности участия в судебном процессе, доверия к мерам, принимаемым сотрудниками уполномоченных органов для обеспечения его безопасности. Зачастую меры безопасности (личная охрана, помещение в безопасное место, переселение на другое временное или постоянное место жительства) неразрывно связаны с изоляцией защищаемого лица от привычной для защищаемого социальной среды, лишением связей с его окружением. У защищаемого лица возникают сложности с изменением привычного образа жизни, ограничением в действиях, в выполнении обязанностей, реализации своих гражданских прав. При этом ситуация осложняется тем, что значительное количество защищаемых лиц уже имеют социально-личностные и психические расстройства, а некоторые из них ведут асоциальный образ жизни или являются выходцами из преступной среды. Все вышесказанное наглядно иллюстрирует необходимость психологического сопровождения деятельности по государственной защите, начиная с этапа принятия решения об осуществлении в отношении лица мер безопасности и заканчивая психологической помощью при возвращении защищаемого в привычную социальную среду или при обустройстве на новом месте жительства. Необходимость и актуальность указанной работы подтверждаются и международным опытом. С рассматриваемой точки зрения наиболее интересными и содержательными являются результаты деятельности правоохранительных подразделений защиты свидетелей ряда ведущих государств - членов Европейской полицейской организации, а также США. Зарубежные подразделения защиты свидетелей имеют в своем составе психологов или привлекают к работе независимых специалистов, оказывающих психологическую поддержку как защищаемым, так и сотрудникам. Международный опыт предполагает проведение психологической экспертизы и оценки состояния потенциального защищаемого. Заключение психолога по результатам такой работы является обязательным фактором при определении возможности взятия лица под защиту и позволяет разрабатывать рекомендации сотрудникам, ее осуществляющим. В этой связи представляется важным наличие психологических знаний и навыков работы у сотрудников подразделений государственной защиты либо привлечение профессиональных психологов для работы с защищаемыми лицами. Рассмотрим, что есть безопасность с точки зрения психологической науки. Потребность в безопасности является важнейшей, базовой потребностью человека, которую крайне важно реализовать <1>. Трудности в реализации данной потребности приводят к различным личностным нарушениям, описанным выдающимися психологами. Рассмотрим различные психологические подходы к проблеме удовлетворения и неудовлетворения потребности в безопасности. -------------------------------- <1> Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2007. 607 с.; Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. М.: Азбука-классика, 2003. 478 с.; Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. М.: АСТ, 2009. 251 с.
Большой вклад в изучение данной проблематики внес З. Фрейд. Он описывал психические состояния, возникающие при неудовлетворенности потребности в безопасности. К таким состояниям он относил тревогу и страх. Ученый пришел к выводу, что тревога является функцией сознания и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Тревога, по мнению З. Фрейда, дает возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом <2>. -------------------------------- <2> Freud S. Inhibitions, symptoms, and anxiety. In Standard edition (Vol. 20). London: Hogarth. 1926/1959.
З. Фрейд указывал, что тревога появляется с момента рождения и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Так, первичный источник испытываемой человеком тревоги коренится в неспособности новорожденного справляться с внутренним и внешним возбуждением. Эта ситуация вызывает травмирующее состояние, известное как первичная тревога, примером которой может служить сам процесс рождения. С точки зрения З. Фрейда, переживание биологического отъединения от матери является травмирующим, и поэтому последующие ситуации разъединения вызывают реакцию сильной тревоги <3>. -------------------------------- <3> Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2007. 607 с.
З. Фрейд предложил классификацию тревоги в зависимости от того, откуда исходит угроза для сознания человека. Так, психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги: реалистическая, невротическая и моральная. Реалистическая тревога, по мнению З. Фрейда, - это эмоциональный ответ на угрозу и понимание реальных опасностей внешнего мира. Она в основном является синонимом страха и может ослаблять способность человека эффективно справляться с источником опасности. Реалистическая тревога стихает, как только исчезает сама угроза. В целом реалистическая тревога помогает обеспечить самосохранение человека <4>. -------------------------------- <4> Там же.
Невротическая тревога - это эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны бессознательного станут осознанными. Она обусловлена боязнью, что сознание окажется неспособным контролировать инстинктивные побуждения, особенно сексуальные или агрессивные, что может привести к отрицательным последствиям. Невротическая тревога первоначально переживается как реалистическая, потому что наказание обычно исходит из внешнего источника. По мнению З. Фрейда, моральная тревога возникает в ситуации, когда сознание человека испытывает угрозу наказания со стороны морально-ценностного комплекса (суперэго) в структуре личности. Моральная тревога возникает всегда, когда бессознательное стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и суперэго отвечает на это чувством вины, стыда или самообвинения. Суперэго направляет поведение в русло действий, вписывающихся в моральный кодекс индивидуума. Для устранения тревоги включаются защитные механизмы, описанные З. Фрейдом, а именно: вытеснение, проекция, рационализация, замещение, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание и др. Таким образом, в психоанализе тревога, как состояние нереализованности потребности в безопасности, проявляется с момента рождения, действует на протяжении всей жизни человека, имеет различные вариации по критерию источника угрозы, осознается далеко не всегда. Тревога рождается из неосознанных конфликтов и сдерживаемой инстинктивной энергии. В отличие от Фрейда, который утверждал, что тревога является необходимым компонентом в психике человека, К. Хорни, развивая собственную социокультурную теорию личности, указывала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях, начиная с детского возраста <5>. По мнению К. Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Согласно К. Хорни, базальная тревога развивается на основе чувства одиночества, беспомощности и заброшенности во враждебном окружении. Она полагала, что, если человек с самого детства ощущает любовь и принятие, он чувствует себя в безопасности и, скорее всего, будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к другим людям. С точки зрения К. Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. -------------------------------- <5> Там же.
Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, человек часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям <6>. К ним относятся: потребность в любви и одобрении, в руководящем партнере, в четких ограничениях, во власти, в эксплуатировании других, в общественном признании, в восхищении собой, в честолюбии, в самодостаточности и независимости, в безупречности и неопровержимости. -------------------------------- <6> Horney K. Self-Analysis. New York: Norton, 1942.
Таким образом, человек, организовавший нормальные и позитивные межличностные отношения с другими людьми, сведет к минимуму тревожное состояние и тем самым будет чувствовать себя в относительной безопасности. Известный американский ученый Д. Роттер, автор теории социального научения, рассматривал людей как целенаправленных индивидуумов <7>. Он полагал, что люди стремятся максимизировать поощрение и минимизировать или избежать наказания. Д. Роттер утверждал, что цели определяют направление поведения человека в поисках удовлетворения основных потребностей. К ним он относил и потребность в "защите-зависимости", и потребность в "физическом комфорте". "Защита-зависимость" включает в себя потребность в защите человека от неприятностей и помощи в достижении значимых целей. Потребность же "физический комфорт" включает в себя удовлетворение, связанное с физической безопасностью, хорошим здоровьем и свободой от боли. -------------------------------- <7> Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2007. 607 с.; Rotter J. B. Social learning and clinical psychology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1954.
Теория социального научения указывает на то, что человек может обучиться эффективному поведению при взаимодействии с другими людьми. Поэтому потребность в безопасности будет удовлетворена, при наличии серьезной помощи и защиты со стороны социального окружения, при достижении поставленных целей и также при хорошем физическом самочувствии. Следующая точка зрения принадлежит Дж. Келли - выдающемуся представителю когнитивной теории личности. Он подробно рассмотрел эмоциональные состояния человека, связанные с неудовлетворением потребности в безопасности. К таким состояниям он отнес тревогу, угрозу и др. Так, Дж. Келли под тревогой понимал смутное чувство неопределенности и беспомощности, "осознание того, что события, с которыми сталкивается человек, лежат вне диапазона применимости его конструктной системы" <8>. Тревога образуется при отсутствии адекватных конструктов, с помощью которых можно интерпретировать жизненные события. -------------------------------- <8> Kelly G. The psychology of personal constructs (Vols. 1 and 2). New York: Norton, 1955. P. 495.
Угроза, по мнению, Дж. Келии, это осознание того, что конструктная система человека может быть сильно изменена вследствие каких-то событий. Чувство угрозы появляется, когда человек предвидит серьезную встряску собственных личностных конструктов. В отличие от психоаналитической концепции, человека тревожит не угроза прорыва сексуальных и агрессивных импульсов в сознание, а то, что он переживает события, которые не может понять и прогнозировать. Поэтому очень важно приобрести новые конструкты, которые позволят лучше прогнозировать тревожащие события, либо сделать имеющиеся конструкты более понятными и осознанными для их практического применения. Представляет большой интерес одна из самых известных теорий иерархии потребностей американского психолога А. Маслоу <9>. -------------------------------- <9> Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2007. 607 с.; Maslow A. H. Motivation and personality (3rd ed.). New York: Harper and Row, 1987; Maslow A. H. Motivation and personality (3rd ed.). New York: Harper and Row, 1987.
/\ / \ / \ / \ / Потребности \ / самоактуализации: \ / реализация потенциала \ / \ / Потребности самоуважения: \ / значение, компетентность \ / \ / Потребности принадлежности и любви: \ / присоединение и принятие \ / \ / Потребности безопасности: \ / долговременное выживание и стабильность \ / \ / Физиологические потребности: \ / голод, жажда, и т. д. \
Теорию иерархии потребностей иногда называют пирамидой А. Маслоу. Он разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, которые означают, что человек при удовлетворении своих потребностей движется, как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому. К этим уровням относятся: физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства и потребность в самоактуализации. Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностями безопасности и защиты. Сюда включены потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий. До тех пор, пока потребность в безопасности не удовлетворена, не будут актуальны потребности более высокого уровня. А. Маслоу предполагал, что определенные типы взрослых и психологически зрелых людей в основном мотивированы поиском безопасности. Они стремятся организовать свой мир в надежную, стабильную, четко организованную структуру, где не могли бы появиться новые непредвиденные обстоятельства. Потребность же в безопасности невротической личности "часто находит специфическое выражение в поиске защитника: более сильного человека или системы, от которых он может зависеть" <10>. -------------------------------- <10> Maslow A. H. Motivation and personality (3rd ed.). New York: Harper and Row, 1987. P. 19.
В. Франкл, австрийский психиатр, психолог, узник нацистского концентрационного лагеря, создатель логотерапии, высказывал противоположное А. Маслоу мнение <11>. В. Франкл писал: "Как известно, Маслоу ввел различение низших и высших потребностей, имея в виду при этом, что удовлетворение низших потребностей является необходимым условием для того, чтобы были удовлетворены и высшие. К высшим потребностям он причисляет и стремление к смыслу, называя его даже при этом "первичным человеческим побуждением". Это свелось, однако, к тому, что человек начинает интересоваться смыслом жизни лишь тогда, когда жизнь у него устроена ("сначала пища, потом мораль"). Этому, однако, противоречит то, что мы - и не в последнюю очередь мы, психиатры, - имеем возможность постоянно наблюдать в жизни: потребность и вопрос о смысле жизни возникают именно тогда, когда человеку живется хуже некуда... Вместе с тем, разумеется, не только фрустрация низших потребностей порождает вопрос о смысле, но и удовлетворение низших потребностей, в частности, в "обществе изобилия". Мы не ошибемся, пожалуй, если усмотрим в этом кажущемся противоречии подтверждение нашей гипотезы, согласно которой стремление к смыслу представляет собой мотив, который несводим к другим потребностям и невыводим из них" <12>. Из этого следует, что при невозможности удовлетворить потребность в безопасности, дальнейшее существование индивида зависит от поиска и нахождения смысла, который объясняет сложившуюся ситуацию. -------------------------------- <11> Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. М.: Прогресс, 1990. 368 с. <12> Там же.
Таким образом, потребность в безопасности является крайне актуальной базовой потребностью человека, которую необходимо удовлетворить для нормальной жизнедеятельности личности. Психические состояния, вызванные нереализованностью потребностью в безопасности, а именно: тревога, страх и т. п., имеют психологическую природу. Потребность в безопасности в зависимости от различных взглядов психологов имеет различную причинную обусловленность, а именно: данная потребность у многих людей не может быть полностью удовлетворена вообще, а состояния, вызванные ее отсутствием, обязательны и возникают на протяжении онтогенеза человека (З. Фрейд); имеет социально обусловленную природу, где ключевым моментом являются межличностные отношения (К. Хорни); при научении целесообразным формам поведения эффективно реализуется потребность в безопасности (Д. Роттер); формирование когнитивных конструктов в голове человека, способствующих пониманию и осознанию сложившихся ситуаций, приводит к удовлетворению данной потребности (Дж. Келли); потребность в безопасности - это основополагающая базовая потребность человека, без удовлетворения которой невозможно реализовывать другие потребности (А. Маслоу); при трудностях или невозможности реализации потребности в безопасности выживание человека в экстремальных и трудных жизненных ситуациях зависит от поиска смысла жизни в данной ситуации (В. Франкл). Полагаем, что достижения ученых-психологов могут и должны учитываться в практической деятельности подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, и данная публикация - первый шаг в данном направлении.
Название документа