Меры, осуществляемые органами финансового контроля для предупреждения преступности в сфере экономики

(Казаков А. Я.) ("Безопасность бизнеса", 2014, N 1) Текст документа

МЕРЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

А. Я. КАЗАКОВ

Казаков Александр Яковлевич, докторант ФГКУ "ВНИИ МВД России", кандидат юридических наук.

В статье раскрывается система контрольно-надзорных органов, в т. ч. органов финансового контроля, освещается деятельность его субъектов и содержание контрольной деятельности.

Ключевые слова: контрольно-ревизионные органы, финансовый контроль, налоговый контроль, валютный контроль, денежно-кредитный контроль.

Measures executed by the agencies of financial control for prevention of crime in the sphere of economy A. Y. Kazakov

The article concerns the system of control-supervision agencies including agencies of financial control, describes activities of subjects thereof and the contents of control activities.

Key words: control-revision agencies, financial control, tax control, currency control, monetary-credit control.

Контролирующие органы имеют значительные возможности для предупреждения преступности в сфере экономики. Социальное предназначение контроля состоит в том, что он служит средством получения информации о происходящих в обществе и его отдельных образованиях процессах, соответствии общественной деятельности намеченным целям, а поведения граждан - установленным обществом правовым и нравственным нормам, выявления причин отклонения от них, разработки мер, противодействующих выявляемым отклонениям <1>. -------------------------------- <1> Шорина Е. В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М., 1981. С. 16.

О контроле как проверке, а также постоянном наблюдении в целях проверки или надзора идет речь в толковых словарях русского языка <2>, энциклопедиях <3>. В Лимской декларации руководящих принципов контроля <4> отмечается, что контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем. -------------------------------- <2> См., например: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. С. 286. <3> См., например: Большая советская энциклопедия. М., 1973. Т. 13. С. 70. <4> Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая X Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) // Президентский контроль. 1994. N 1. С. 72.

Не следует считать, что слово "контроль" означает ограничение, принуждение, лишение самостоятельности, т. е. все то, что прямо противоречит представлениям о свободе. На самом деле контроль - это процесс обеспечения достижения субъектом управления своих целей. Социальный контроль - это механизм, с помощью которого общество и его структуры (группы, организации) обеспечивают соблюдение системы ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. Контроль является одной из важнейших функций социального управления и состоит в том, что субъект управления осуществляет учет и проверку того, как управляемый объект выполняет его предписания. В данном же случае важно подчеркнуть, что он выполняет роль инструмента предупреждения преступлений, цели которого достигаются: а) в процессе осуществления контрольной деятельности при выявлении правонарушений и виновных лиц; б) при реализации правовых актов, принятых по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по устранению условий, способствующих правонарушениям; в) при проведении контролирующими органами конкретных профилактических мер <5>. -------------------------------- <5> Бахрах Д. Н. Административное право: Учеб. для вузов. М., 1997. С. 235 - 236.

Наряду с названными функциями контрольные (надзорные) органы выполняют другие правоохранительные задачи: - защищают в пределах своей компетенции права граждан и юридических лиц; - обобщают практику применения законодательства по предмету своего ведения и разрабатывают меры по его совершенствованию; - осуществляют отраслевую координацию в соответствующей области государственного контроля (надзора); - оказывают содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач и некоторые другие. Контроль имеет место не только в системах государственного управления, но и во всяких иных системах или вообще в любом коллективном труде. Существуют различные виды контроля: государственный, социальный, гражданский, парламентский, судебный, бюджетный, финансовый, налоговый, земельный, таможенный и т. п. Контроль является важнейшей функцией государственного управления и одновременно одним из эффективных способов обеспечения дисциплины и законности в государственном управлении, в т. ч. в области противодействия преступности в сфере экономики. Он называется государственным, т. к. осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий. Контроль осуществляется всеми органами государственной власти повседневно в ходе исполнения поставленных перед ними задач. Он пронизывает практически все сферы общественной жизни, имеет множество направлений и распространяется на самые различные сферы деятельности. Сегодня в России создано и функционирует достаточно много государственных органов, которые осуществляют государственный контроль. Например, внутренний контроль осуществляется в министерствах, других органах власти руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями. Основными задачами такого контроля являются: - выявление случаев хищений, недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины; - принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба; - разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих, и др. Таким образом, о контроле можно говорить как об одной из важнейших функций управления государством. Контроль необходим практически во всех сферах общественной жизни. Именно с помощью контроля видны недочеты, допущенные государством при принятии и реализации различного рода решений. Для реализации поставленной задачи управления в рамках контроля должны быть совершены следующие действия, совокупность которых часто воспринимается в качестве содержания контроля <6>: -------------------------------- <6> Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и орг. М., 2000. С. 29; Шорина Е. В. Указ. соч. С. 23.

- во-первых, необходимо достоверно определить фактическое состояние объекта управления; - во-вторых, сравнить полученные фактические данные с установленными параметрами функционирования данного объекта; - в-третьих, оценить степень отклонений функционирования объекта управления от заданных параметров; - в-четвертых, выявить причины и последствия данных отклонений; - в-пятых, принять меры по предотвращению и устранению нарушений в функционировании объекта управления. А. М. Тарасов, анализируя содержание контроля, также отмечает, что контроль - это деятельность, реализуемая в ходе: - наблюдения, изучения, обобщения, сопоставления, анализа фактического положения дел на подконтрольном объекте в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятыми решениями, намеченными целями; - оценки состояния контролируемой деятельности; - определения причин совершенных (допущенных) нарушений; - выработки мер по устранению выявленных в ходе контроля отклонений и недопущению их в будущем <7>. -------------------------------- <7> Тарасов А. М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля // Государство и право. 2004. N 10. С. 25.

Таким образом, контроль - это действие, устанавливающее соответствие исполнения принятому решению путем сопоставления фактически достигнутых промежуточных или конечных результатов и задач (заданий), предусмотренных решением (программой, планом) <8>. -------------------------------- <8> Коренев А. П. Административное право России: Учеб.: В 3 ч. М., 2001. Ч. 1. С. 177 - 179.

Основной задачей контрольных органов является получение информации о контролируемом объекте, его состоянии, тенденциях, характеризующих его состояние. Таковы задачи, например, таможенного контроля, финансового и др. Определившись с понятием и содержанием контроля, рассмотрим систему контрольно-надзорных органов. В рамках рассматриваемой системы можно выделить подсистему федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Эта система построена на отношениях субординации и координации. Можно сказать, что подсистему федеральных органов исполнительной власти возглавляет Президент РФ, осуществляющий контроль над другими субъектами, включая Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, руководство которыми осуществляют Президент РФ и Правительство РФ <9>. -------------------------------- <9> Подробнее об этом см.: Ларичев В. Д. Теоретические основы предупреждения преступлений в сфере экономики: Моногр. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 124 - 126.

Правительство РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" в пределах своих полномочий осуществляет контроль не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 4). Следует также отметить, что в результате проведенной административной реформы сформирована трехзвенная система органов исполнительной власти: федеральное министерство, федеральная служба и федеральное агентство. Из перечисленных субъектов контрольно-надзорными полномочиями наделены федеральные службы. Таким образом, в системе исполнительной власти существует класс органов, основным назначением которых является осуществление государственного контроля за выполнением гражданами, должностными лицами и организациями обязательных требований. Для этих органов контрольная (надзорная) деятельность является основным видом работы. Эти органы и несут основную функциональную нагрузку по осуществлению контрольно-надзорных полномочий. В рыночной системе особое место занимает финансовый контроль, который: - осуществляется в сфере отношений, складывающихся при образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и органов местного самоуправления; - реализуется посредством деятельности государственных или иных органов, наделенных законом соответствующими контрольными полномочиями; - осуществляется в целях обеспечения законности, охраны собственности, правильного, эффективного и экономного использования бюджетных средств, обнаружения нарушений финансовой дисциплины, выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет <10>. -------------------------------- <10> Ногина О. А. Налоговый контроль: вопр. теории. СПб., 2002. С. 16.

Основу государственного финансового контроля составляет налоговый, таможенный, валютный контроль, а бюджетно-финансового - денежно-кредитный, административный и парламентский контроль. Указом Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" <11> определены органы, на которые в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается государственный финансовый контроль. К ним относятся: -------------------------------- <11> Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (в ред. Указа Президента РФ от 18 июля 2001 г. N 872) // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3696.

- Счетная палата РФ; - Центральный банк РФ; - Министерство финансов РФ (Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление); - Федеральная налоговая служба; - Федеральная таможенная служба; - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; - контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Государственный контроль в пределах своей компетенции осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Субъекты РФ создают свои контролирующие органы, работающие в основном самостоятельно, без координации с федеральными. В условиях развития местного самоуправления в качестве самостоятельного вида выделяют финансовый контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления. Выборные и другие органы местного самоуправления осуществляют местный финансовый контроль при утверждении местного бюджета, его исполнении и при утверждении отчета о его исполнении; устанавливают местные налоги и сборы на основе принципов, определенных законодательством России. Главы местной администрации, являющиеся высшими должностными лицами местного самоуправления, осуществляют местный финансовый контроль при исполнении местного бюджета, управлении объектами муниципальной собственности, при решении иных вопросов местного значения. Следует также отметить, что эффективным средством профилактики преступлений в сфере экономики является неотвратимость реализации ответственности (финансовой, административной) за допущение нарушения в хозяйственной деятельности <12>. Многие контролирующие органы наделены правом привлечения юридических и физических лиц к ответственности за допущенные правонарушения. Например, для принятия мер по устранению выявленных нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания. -------------------------------- <12> Тарасов Ю. А. Государственный контроль как эффективный механизм противодействия экономической преступности // Российский следователь. 2013. N 3. С. 32 - 35.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций предписания, обязательные для исполнения, в случаях выявления нарушений в финансовой, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности предприятия, учреждения и организации, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих безотлагательного пресечения. Те же меры применяются в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий. Органы Федерального казначейства РФ имеют право применять следующие финансовые санкции: - приостанавливать операции по счетам предприятий, включая банки, использующих средства федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральные внебюджетные средства, в случаях непредставления или отказа от предъявления органам Казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием этих средств; - изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения бюджета Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и совершения операций с внебюджетными средствами; - выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, средств этого бюджета, направленных в государственные федеральные внебюджетные фонды, или федеральных внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятие штрафа в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ; - налагать на кредитные организации штраф при несвоевременном исполнении ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета, в государственные федеральные внебюджетные фонды либо средств из федерального бюджета и этих фондов на счета получателей в соответствующих кредитных организациях в размере действующей в банке, допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов; вносить в ЦБ РФ представление о лишении кредитных организаций лицензий на совершение банковских операций. Штрафные санкции применяются также к финансируемым из федерального бюджета хозрасчетным предприятиям и организациям и к учреждениям, допустившим нецелевое использование бюджетных средств. Суммы штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета подлежат зачислению в доход федерального бюджета. К различным видам налоговой ответственности в соответствии с Налоговым кодексом могут привлекать нарушителей (юридических и физических лиц) налоговые органы (ФНС РФ). Таможенные органы за совершение нарушений таможенных правил налагают следующие виды взысканий: 1) предупреждение; 2) административный штраф (за действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение, нарушение сроков уплаты таможенных платежей, неисполнение банками и иными кредитными учреждениями решений таможенных органов Российской Федерации); 3) отзыв свидетельства о включении в реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, выданного таможенным органом Российской Федерации; 4) аннулирование квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению; 5) конфискация товаров и транспортных средств на основании решения суда (арбитражного суда), являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; 6) конфискация на основании решения суда (арбитражного суда) при применении конфискации транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил <13>. -------------------------------- <13> Чермянинов Д. В. Надзор и контроль в таможенном деле // Российская юстиция. 2013. N 10. С. 54.

Таким образом, в процессе своей деятельности указанные федеральные службы, службы субъектов Российской Федерации, а также другие названные выше органы имеют реальные возможности выявлять различные правонарушения, привлекать к установленной законом ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений, предупреждая таким образом совершение преступлений в сфере экономики.

Список литературы

1. Бахрах Д. Н. Административное право: Учеб. для вузов. М., 1997. 2. Большая советская энциклопедия. Т. 13. М., 1973. 3. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и орг. М., 2000. 4. Коренев А. П. Административное право России: Учеб.: В 3 ч. М., 2001. Ч. 1. 5. Ларичев В. Д. Теоретические основы предупреждения преступлений в сфере экономики: Моногр. М.: Юрлитинформ, 2010. 6. Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая X Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) // Президентский контроль. 1994. N 1. 7. Ногина О. А. Налоговый контроль: вопр. теории. СПб., 2002. 8. Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (в ред. Указа Президента РФ от 18 июля 2001 г. N 872) // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3696. 9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. 10. Тарасов А. М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля // Государство и право. 2004. N 10. 11. Тарасов Ю. А. Государственный контроль как эффективный механизм противодействия экономической преступности // Российский следователь. 2013. N 3. С. 32 - 35. 12. Чермянинов Д. В. Надзор и контроль в таможенном деле // Российская юстиция. 2013. N 10. 13. Шорина Е. В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М., 1981.

Название документа