Административно-правовое регулирование организации и деятельности полиции в Берлине в 80-х гг. XIX в

(Невский С. А.) ("Административное право и процесс", 2012, N 10) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В БЕРЛИНЕ В 80-Х ГГ. XIX В.

С. А. НЕВСКИЙ

Невский Сергей Александрович, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского государственного лингвистического университета, доктор юридических наук, профессор.

В статье на основе архивных материалов рассмотрены вопросы организации и деятельности полиции в Берлине. Уделено внимание организации полицейской службы по охране общественного порядка, а также ряду иных видов службы (надзор за рынками, надзор за общественным извозом, надзор за судоходством, полиция нравов).

Ключевые слова: полиция, охранная стража, гауптманство, стражники, участковое управление.

Administrative-law regulation of organization and activities of police in Berlin in 1880-s S. A. Nevskij

On the basis of archive materials the author considers the issues of organization and activities of police in Berlin. The author draws attention to organization of police service with regard to protection of public order and also a number of other types of service (supervision over markets, supervision over public cabbing supervision over shipping, morality police).

Key words: police, guard, hauptmannship, guards, district department.

Город Берлин в рассматриваемый период являлся особым округом провинции Бранденбург. Президент берлинской полиции одновременно был правительственным президентом (начальником правительственного округа) и начальником местной полиции <1>. В качестве начальника местной полиции президент полиции Берлина непосредственно подчинялся министру внутренних дел, которому приносились жалобы на его действия <2>. -------------------------------- <1> Обозрение полицейских учреждений городов Парижа, Берлина и Вены // Государственный архив Российской Федерации (далее - ГА РФ). Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 39, 39 об. <2> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 39 об.

Полицейское управление городом было сосредоточено в Центральном полицейском президентстве (Polizei-Praesidium), которое подразделялось на шесть отделений и канцелярию (бюро) президента. В состав последнего входили: 1) центральное бюро; 2) отдел личного состава; 3) политическая полиция и 4) финансовая часть. Все документы, адресованные в Центральное полицейское управление, поступали в центральное бюро, где их сортировали и направляли по отделениям. В I отделении Центрального управления были сосредоточены вопросы, подлежавшие ведению президента полиции в качестве начальника правительственного округа, а также все организационные вопросы полицейского управления; II отделению поручен надзор за промыслами; III - вопросы строительной полиции; в IV отделении - переписка по сыскной полиции и полиции безопасности (надзор за нравственно неблагонадежными элементами населения); в V отделении велась справочная часть (в связи с адресным столом) и производилась выдача паспортов и видов на жительство; VI отделение (судное) осуществляло производство по делам о наложении взысканий за правонарушения <3>. -------------------------------- <3> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 39 об., 40.

Расходы по содержанию полиции распределялись между правительством страны и городом, при этом денежные средства на содержание личного состава полиции выделялись из государственной казны, городское общество несло все материальные расходы, связанные с наймом помещений для полицейских учреждений, их ремонтом, оплатой канцелярских расходов, квартирными доплатами полицейским чиновникам, обязанным иметь при своих частных квартирах приемные комнаты для объяснений по делам службы <4>. -------------------------------- <4> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 41.

Исполнительная полицейская служба в Берлине была возложена на так называемую "охранную стражу", которая в 1848 г. заменила жандармский корпус и получила окончательную организацию в 1851 г. Во главе стражи находился полицейский полковник, распоряжавшийся организацией наружной полицейской службы и отвечавший "за личныя качества вверенных ему чинов". В частности, в его обязанности входили прием на службу в охранную стражу, надзор за обучением поступивших на службу, распределением личного состава полиции как для повседневной постовой и патрульной службы, так и во время всех чрезвычайных событий, например при скоплении народа на улицах по случаю особых торжеств и т. п. <5>. -------------------------------- <5> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 41 об.

Охранная стража состояла из 13 полицейских гауптманов, 93 полицейских офицеров, 293 вахмистров (wachtmeister) и 2971 стражника (Schutzmann). Полицейские офицеры (Polizei Lieutenant) назначались из офицеров, состоявших на действительной военной службе. Одной из побудительных причин для перехода в полицию являлась женитьба, так как в войсках офицер обязан представить залог в размере 12 000 марок. Офицер, откомандированный в распоряжение командира охранной стражи, продолжал числиться в войсках, но на время службы в полиции подчинялся всем законам, определявшим службу гражданских чиновников. Поступавшие в полицию офицеры были обязаны предварительно изучить все отрасли полицейской службы, как в Центральном полицейском управлении, так и в отдельных учреждениях исполнительной полиции. Для этого офицер последовательно занимался при отделениях Центрального управления, ведавших вопросами исполнительной полиции, затем он командировался в распоряжение уголовного комиссара, полицейского гауптмана, далее ему временно поручалось исполнение обязанностей вахмистра, писца и телеграфиста участкового полицейского управления. В течение указанного испытания, продолжавшегося, в зависимости от обстоятельств, от одного до полутора лет, офицер подвергался устному и письменному экзамену по разным отраслям полицейской службы в особых комиссиях, в состав которых входили как исполнительные чины полиции, так и чиновники канцелярии (Polizei-Rath, Polizei-Assessor). В случае обнаружения офицером неудовлетворительных познаний он отсылался обратно в полк или же по окончании испытания назначался исправляющим должность начальника участкового управления и по представлению президента полиции утверждался в должности министром внутренних дел. Дальнейшее служебное продвижение полицейского офицера производилось без особого экзамена <6>. -------------------------------- <6> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 41 об., 42.

Вахмистры и стражники набирались исключительно из числа унтер-офицеров армии и флота, изъявивших желание перейти на полицейскую службу. Для принятия на службу в охранную стражу требовалось, чтобы унтер-офицер прослужил на действительной военной службе не менее 9 лет и имел возраст не более 35 лет. При этом он должен был иметь определенный рост и хорошее физическое здоровье. Просьба о принятии на службу в охранную стражу подавалась командиру части, в которой проходил службу кандидат; командир части направлял ее командиру стражи, который вносил просителя в кандидатский список впредь до открытия вакансии. Командиру стражи предоставлялось право отказать просителю во внесении его в кандидатский список без объяснения причин отказа, по его же усмотрению выбирались из списка кандидаты для замещения открывавшихся вакансий. По появлении вакансии командир охранной стражи уведомлял об этом начальство кандидата, направлял ему специальный бланк, в который вносились все сведения о личности кандидата (имя, фамилия, возраст, вероисповедание, семейное положение, прохождение военной службы, знаки отличия, аттестация о нравственных качествах и проч.), а также сведения, необходимые для немедленной "постройки" полицейского обмундирования. Унтер-офицер, явившийся по вызову командира стражи, подвергался медицинскому осмотру и испытанию в знании чтения, письма и четырех правил арифметики. После этого кандидату предъявлялся присяжной лист, в котором были изложены все правила приема в охранную стражу, указаны как права, так и обязанности рядового. Прежде приведения к присяге кандидат был обязан указать, имеет ли долги и какие именно и на какую сумму (к долгам причислялись также неоплаченные съестные припасы). В случае обнаружения ложности показаний по вопросу о долгах кандидат мог быть немедленно уволен. После приведения к присяге кандидат зачислялся в разряд испытуемых полицейского резерва на шестимесячный срок, но мог быть отчислен ранее срока в связи с неспособностью к полицейской службе. Испытание заключалось в практическом ознакомлении с условиями полицейской службы в участковом управлении, в окружных командах, а также в изучении всех постановлений, касавшихся наружной службы, изложенных в "Уличном полицейском регламенте для г. Берлина". По окончании шестимесячного испытания кандидату предоставлялось право в течение четырех недель отказаться от поступления в охранную стражу, Центральное полицейское управление также было вправе отказать ему в приеме, причем обе стороны не были обязаны объяснять причины. Затем кандидат окончательно зачислялся на действительную службу в полиции и ему выплачивалось содержание в установленном порядке. Стражники, отличавшиеся безукоризненным поведением, были вправе пройти дополнительное испытание, производившееся смешанной комиссией, составленной из исполнительных чинов и чиновников канцелярии; в случае признания их комиссией способными к повышению они вносились в списки кандидатов на должность вахмистров и производились в этот чин по порядку старшинства. Вахмистры исполняли фельдфебельские обязанности, и им подчинялись в строевом отношении все стражники. Из числа вахмистров 10 старейших назывались отделенными вахмистрами (Abtheilungs-Wachmeister) <7>. -------------------------------- <7> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 42, 42 об., 43.

Исполнительными полицейскими органами для всех отделений Центрального полицейского управления служили участковые управления, состоявшие под начальством полицейских офицеров (Polizei Lieutenant). В 1851 г. Берлин был разделен на 36 городских и 4 пригородных участка; впоследствии в связи с увеличением численности населения число участков возросло до 71; пригородные участки перешли в ведение начальников административных округов - ландратов, один пригородный участок (Шарлоттенбург с окрестностями) получил самостоятельное полицейское управление. Для наружной полицейской службы в участках находилось в среднем по 12 стражников, кроме того, к каждому участковому управлению прикомандировывался 1 стражник сыскной полиции, производивший в пределах участка розыскную деятельность в соответствии с указаниями полицейского офицера или начальника сыскной полиции. Указанный состав участковой стражи был определен в 60-х гг. XIX в., со временем он оказался недостаточным не только для реагирования на чрезвычайные случаи, но и для обыкновенной постовой и обходной службы. Ввиду этого в 1873 г. была образована наружная окружная стража (Bezirkswache) <8>. -------------------------------- <8> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 45, 45 об.

Первоначальное назначение окружной стражи заключалось в том, чтобы служить резервом для участковых команд, для усиления, по мере необходимости, постов и патрулей. Затем, ввиду недостаточности личного состава участковых стражников, окружная стража вошла в организацию наружной полицейской службы и в рассматриваемый период занимала большую часть постоянных постов и патрулей, сохраняя вместе с тем значение полицейского резерва. Окружная стража разделялась на восемь отрядов, в соответствии с чем и город разделен на восемь округов применительно к наружной полицейской службе, находившихся в ведении полицейских гауптманов (Polizei Hauptmann), которым были подчинены начальники участковых управлений <9>. -------------------------------- <9> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 45 об.

В обязанности гауптманов входило правильное распределение постов и патрулей в подведомственных им округах. При недостаточности наличных сил участка для несения службы на постах и в патрулях гауптманы назначали на службу чинов окружной стражи. В чрезвычайных случаях (пожар, скопление народа) гауптман направлял на место происшествия необходимое количество нижних чинов. Отряды I и II гауптманств, расположенные в центральных частях города, имели усиленный личный состав. Отряд I гауптманства состоял из 6 вахмистров и 162 рядовых, в его ведении находились центральные, наиболее людные городские участки, императорские дворцы и театры, требовавшие усиленной постовой службы. Отряд II гауптманства в количестве 15 вахмистров и 114 рядовых, расположенный в здании Центрального полицейского управления, назывался резервной командой (Reservewache) и исполнял, кроме наружной службы, следующие обязанности: 1) доставление арестантов в Центральное полицейское управление и препровождение их по назначению; 2) укладка портфелей с бумагами в сумки с обозначением номеров участков и отправление сумок в особых каретах по назначению в участковые управления; 3) исполнение экстренных поручений. Отряды III - VIII гауптманств состояли из 1 вахмистра и 18 рядовых каждый <10>. -------------------------------- <10> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 45 об.

Количество постов и патрулей в пределах округа, состоявшего из 8 - 10 участков, определялось по соглашению Командира охранной стражи с гауптманами и начальниками участковых управлений. Каждый участок разбивался на 10 или 12 кварталов (Sectionen), вверенных наблюдению одного стражника (Sections-Schutzmann). Стражник, заведовавший кварталом, был обязан знать жителей квартала, местные условия, и наблюдать за исполнением всех полицейских предписаний. Он должен был вести списки: а) всех домовладельцев, управляющих домами, гостиницами, содержателей меблированных комнат и т. д.; б) проживавших в квартале полицейских чиновников, врачей, фельдшеров, акушерок; в) содержателей трактиров, питейных заведений, разносных торговцев, закладчиков, старьевщиков и комиссионеров по найму прислуги; г) содержателей извоза и кучеров; д) состоявших под надзором полиции и подчиненных врачебно-полицейскому надзору женщин. Стражник, заведовавший кварталом, был обязан рано утром обойти вверенный ему квартал, затем явиться к участковому начальству с докладом обо всех замеченных им нарушениях полицейских правил, преступлениях, проступках и т. д., при этом полицейский офицер требовал от него в случае необходимости письменное донесение <11>. -------------------------------- <11> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 46.

В 8 часов утра каждого дня весь личный состав участкового управления, в том числе и чины ночного караула, дежурившие в пределах участка, стражник сыскной полиции, прикомандированный к участку, собирался в дежурную комнату для переклички, по окончании которой полицейский офицер отдавал необходимые приказания, зачитывал дневной приказ командира охранной стражи, заключавший в себе общие распоряжения по полиции и специальные указания по наружной полицейской службе. После этого нижние чины участковой команды, согласно заранее составленному графику, отправлялись на посты и обходы. Наличный состав участковой команды: в среднем 12 стражников (шутцманов), осуществлявших одновременно наблюдение за вверенными им кварталами, - был недостаточным для несения службы на 10 неподвижных постах, учрежденных в каждом полицейском участке, поэтому участковые стражники отбывали постовую и обходную службу, сменяясь через каждые два часа. График несения службы составлялся так, что днем постовая служба неслась двумя третями всего личного состава команд обеих категорий, а одна треть была совершенно свободна от занятий; ночью наоборот - одна треть несла службу, а две трети отпускались по домам. В среднем в каждом участке было 10 неподвижных постов, всего в Берлине - 710 постов. Число обходов в пределах участков учреждалось по мере необходимости, согласно расписаниям, составленным гауптманами и участковыми начальниками <12>. -------------------------------- <12> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 46 об.

График несения службы стражниками гауптманских и участковых отрядов составлялся ежедневно и вносился в особые книги (Wacht-Buch), содержавшие в себе перечень постов, описание границ обходных участков и распределение служебного времени для каждого стражника в отдельности; книги эти проверялись по очереди гауптманом, дежурным офицером при командире охранной стражи, самим командиром, получавшим, независимо от этого, ежедневно из всех гауптманств подробное распределение постовой и обходной службы. Постовой стражник имел при себе так называемую постовую книжку (Posten-Buch) с листком ежедневного графика службы на данном посту в течение дня. Книжка проверялась начальником участкового управления, который был обязан утром, по окончании переклички, обойти все посты своего участка; далее в течение дня контроль производился дежурным офицером, гауптманом, вахмистрами. Все проверяющие лица отмечали время контроля, а находящийся на посту стражник в случае оставления поста записывал об этом в книжку с объяснением причин. Постовые книжки через каждые две недели отправлялись в канцелярию командира стражи, где проверялось, сколько раз должностные лица контролировали постовую службу. Ранее было указано, что отряд II гауптманства, расположенный в здании Центрального полицейского управления, служил резервом. В соответствии с этим назначением отряда стражники, вновь поступавшие в охранную стражу, зачислялись во II гауптманство, в котором состояли до назначения в участковые или другие команды. Во время пребывания в резерве стражники находились под специальным наблюдением вахмистров и под их руководством изучали особенности наружной полицейской службы. Все гауптманские отряды служили резервом для команд участковых. Независимо от этого в составе отряда II гауптманства всегда имелось в готовности около 60 человек для временного усиления полицейской силы в той или другой части города. Этот специальный резерв постоянно находился в здании Центрального управления, и для передвижения его по городу предназначались пароконные линейки <13>. -------------------------------- <13> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 47.

В наружной полицейской службе, кроме команд участковых управлений и 8 гауптманских отрядов, принимали участие конный отряд охранной стражи и чины ночного караула. Конный отряд находился при I гауптмане как начальнике отряда и состоял из 1 адъютанта, 2 полицейских офицеров, 19 вахмистров, численность нижних чинов доходила до 220 человек. Часть отряда размещалась в здании Центрального управления, остальные - по отдаленным участкам. При обыкновенных обстоятельствах конный отряд занимал посты на перекрестках оживленных улиц и совершал объезды по разным частям города. Днем за правильностью уличного движения следили 90 одиночных патрулей, ночью - от 8 до 10 двойных патрулей <14>. -------------------------------- <14> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 47, 47 об.

Ночной караул содержался за счет города, но в дисциплинарном отношении был подчинен командиру охранной стражи. В состав караула принимались преимущественно лица, отбывшие 12-летнюю военную службу, исключения допускались лишь при отсутствии таких кандидатов. При этом от лица, поступавшего на службу в караул, требовалось удостоверение о безукоризненном поведении и знакомстве с военной дисциплиной. Определению в караул предшествовало четырехнедельное испытание, в течение которого караульный мог быть уволен из-за неодобрительного поведения. Караул состоял из 40 вахмистров (Nacht-wacht-meister) и 460 рядовых (Nacht-waechter). Они получали форменную одежду, были вооружены шашками и снабжены свистками для подачи сигналов. Независимо от надзора за личной и имущественной безопасностью обывателей, караул в целях предупреждения преступлений (преимущественно краж) должен был наблюдать за тем, чтобы входные двери и окна в домах были надлежащим образом заперты, в противном случае необходимо было разбудить хозяина или привратника. Для отправления ночной караульной службы город был разделен на 450 кварталов, вверенных каждый обходу одного караульного; причем ночные обходные участки измерялись количеством шагов: наибольший размер участка - в 5000, наименьший - в 500 шагов. С 15 октября по 1 марта караул совершал обходы с 10 часов вечера до 6 часов утра, с 1 марта по 15 октября - с 10 часов вечера до 5 часов утра. В 1883 г. караульными было задержано и сдано в участковые управления около 12 000 человек, в том числе за преступления - 358 человек. Так как содержание чинов ночного караула было довольно ограниченным, то им разрешалось принимать на хранение ключи от входных дверей в пределах квартала, вверенного их наблюдению. За хранение ключей караульные чины получали вознаграждение от домохозяев и, независимо от этого, могли брать особую плату за впуск жильцов. Плата, получавшаяся за хранение ключей, достигала 10 000 марок в месяц, а за впуск квартирантов - до 5000 марок. Сумма эта распределялась между чинами караула <15>. -------------------------------- <15> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 48.

В 80-х гг. XIX в. в Берлине постоянно находилось на улице следующее число полицейских чинов: - днем: полицейских пеших неподвижных постов - 710 человек; полицейских конных неподвижных постов - 18; полицейских конных объездов - 90; всего - 818 человек; - ночью: полицейских пеших неподвижных постов - 236 человек; обходных постов ночного караула - 450; 10 полицейских конных патрулей по 2 человека - 20; всего - 706 человек, не считая пеших патрулей и обходов, а равно обходов, осуществлявшихся вахмистрами и офицерами <16>. -------------------------------- <16> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 48 об.

Участие полиции в судебных делах ограничивалось установлением путем производства краткого дознания первоначальной обстановки преступления или проступка и личности обвиняемого, после чего протоколы дознания вместе с обвиняемым отправлялись в IV отделение Центрального полицейского управления. Для перевозки арестованных были устроены специальные кареты, четыре раза в сутки доставлявшие арестантов в Центральное управление, где дежурный уголовный комиссар, рассмотрев и дополнив, если нужно, акты дознания, делал распоряжение об освобождении арестанта или заключал его в арестантскую камеру, затем при особом протоколе отправлял материалы дознания в прокуратуру. Начальник участкового управления в случае необходимости немедленного производства судебных действий, например вскрытия трупа, был обязан известить о совершившемся преступлении прокурора или ближайшего участкового судью. Дальнейшее участие как наружной, так и сыскной полиции в розысках по преступлениям и проступкам обусловливалось поручениями прокуратуры или судебных следователей, которые были обязаны направлять свои требования по розыскам через IV отделение Центрального управления <17>. -------------------------------- <17> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 50 об.

Вопросы сыскной полиции (Criminal-Polizei) были сосредоточены в IV отделении Центрального управления. Непосредственно исполнительная сыскная полиция состояла из следующих лиц: 1 полицейский инспектор, 29 уголовных комиссаров, 1 полицейский офицер, 7 вахмистров, 108 уголовных стражников. Для более правильной организации сыскной деятельности город по числу гауптманских отрядов был разделен на восемь округов, вверенных каждый специальному наблюдению одного уголовного комиссара, в распоряжение которого, в соответствии с особенностями местных условий, командировалось определенное число стражников, одетых в штатское платье, имевших при себе жетон, удостоверявший их служебное положение <18>. -------------------------------- <18> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 51.

Переписка по вопросам, подлежавшим ведению политической полиции, была сосредоточена в особом отделе бюро президента полиции. Личный состав исполнительных чинов политической полиции состоял из следующих чинов: 1 гауптман, заведовавший охраной особы короля, 12 участковых комиссаров, 9 вахмистров, 120 стражников (всего - 142 человека). В Берлине в 80-х гг. XIX в. не имелось постоянного рынка - продажа съестных припасов и сельскохозяйственных продуктов производилась в разные дни недели на предназначенных для этой цели площадях в разбиваемых каждый раз временных палатках. Такой порядок значительно усложнял деятельность наружной полиции по наблюдению за сохранением правильного уличного движения на рынках и рыночной полиции по внутреннему надзору за торговлей. Рыночная полиция состояла из 1 гауптмана, 3 полицейских офицеров, 13 вахмистров, 55 стражников. В обязанности полицейского гауптмана, наблюдавшего за рынками, входила выдача разрешений на рыночную торговлю, указание места для каждого торговца, издание правил относительно порядка расположения палаток, формы повозок, определение часов открытия и закрытия рынков и т. д. Гауптман разрешал открытие на площадях и улицах постоянных лавочек для продажи прохладительных напитков, заведовал рыночными посыльными, а также разбирал жалобы, поступавшие на них от частных лиц <19>. -------------------------------- <19> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 54, 54 об.

Надзор за общественным извозом был вверен особому отряду, состоявшему из 1 полицейского гауптмана, 3 офицеров, 6 вахмистров и 38 стражников. Отряд служил исполнительным органом особого бюро II отделения Центрального управления. В канцелярии этого бюро имелись алфавитные списки экипажей легкового извоза, омнибусов, вагонов конно-железных дорог, извозопромышленников и кучеров с обозначением всех случаев привлечения означенных лиц к ответственности за нарушение правил, установленных для извозного промысла <20>. -------------------------------- <20> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 54 об., 55.

Надзор за судоходством осуществлялся также особым отрядом из 5 вахмистров и 40 стражников под начальством полицейского гауптмана. В обязанности гауптмана, независимо от наблюдения за правильным движением судов по водным сообщениям и производством промыслов на воде, входил надзор за прибытием и выбытием судохозяев и судорабочих, разбор споров между ними и розыски по уголовным делам <21>. -------------------------------- <21> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 55, 55 об.

Полиция нравов, в обязанности которой входил надзор за проституцией, состояла под начальством уголовного комиссара (имевшего в своем распоряжении 4 врачей) из 8 вахмистров и 91 стражника <22>. -------------------------------- <22> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 55 об.

Всего по бюджетам Министерства внутренних дел и городского управления на содержание берлинской полиции выделялось 9 611 662 марки. Из общей суммы 9 611 662 марки государственное казначейство уплачивало 6 648 786 марок, а на долю городской казны приходилось 2 962 876 марок. Бюджет г. Берлина на 1883 г. был 47 118 000 марок; при сравнении суммы, расходовавшейся городом на содержание всей местной полиции и пожарной команды, с суммой городского бюджета получалось, что расход на полицию составлял 6,3% общего городского расхода <23>. -------------------------------- <23> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 56.

Название документа