Особенности преступности террористической направленности на транспорте
(Савинкова Е. Н.) ("Транспортное право", 2012, N 3) Текст документаОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНОСТИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ
Е. Н. САВИНКОВА
Савинкова Е. Н., кандидат юридических наук, доцент юридического факультета Московского государственного педагогического университета.
В науке явление терроризма рассматривается в трех аспектах: 1) как преступное деяние; 2) как террористические группы (организации); 3) как некоторая линия поведения таких организаций. Среди них именно понятие преступного деяния является системообразующим и давно исследуется в международном уголовном праве. Можно выделить следующие признаки преступлений террористической направленности на транспорте: 1) использование крайних форм насилия или угроз таким насилием; 2) цели теракта выходят за пределы реально причиняемых, фактических последствий (убитые, раненые, паника и т. п.); 3) цели теракта достигаются путем психологического воздействия на лиц, как правило, не являющихся непосредственными жертвами насилия; 4) объектами, значимыми для террористов, традиционно являются объекты транспорта, выступающие источниками повышенной опасности; в том числе объекты сосредоточения граждан - вокзалы, аэропорты и др. Жертвы теракта избираются случайно, не по положению в системе органов власти (пассажиры метро, поезда, самолета, работники вокзалов, аэропортов и т. п.). Определение значимости того или иного объекта, как потенциальной цели террористического посягательства, определяется в конкретной ситуации с использованием материалов оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности. Терроризм, осуществляемый на различных видах транспорта: железнодорожном, водном, воздушном, трубопроводном, автомобильном, подземном, - значительно повышает уязвимость населения от террористических атак. В Белой книге "Терроризм и безопасность на транспорте в России", подготовленной МПС, МВД, ФСБ, ФПС России и другими министерствами, приводятся данные о террористических акциях на транспорте за 10 лет (на воздушном - 38, на водном - более 60, на железнодорожном - 150, на автомобильном - 43, на трубопроводном - 13, в метро - 15). Причем это неполные данные, так как некоторые ведомства представили данные только за два года, другие - за пять лет и т. п. <1>. -------------------------------- <1> Цит. по: Лунеев В. В. Курс мировой и российской криминологии. М., 2011. Т. 2. С. 188.
Транспортный терроризм определяется криминологами как акты, сами по себе являющиеся традиционными формами общеуголовных преступлений, но совершаемые преднамеренно в местах сосредоточения граждан с целью вызвать наибольшую панику и беспорядок в организованном обществе, усложнить противодействие со стороны власти и общественных сил, интенсифицировать последствия и т. д. В этом и заключается особенность достижения субъективной цели террориста: общество выступает необходимым "передаточным" звеном между ним и некоторым субъектом (оппонентом), к которому адресуются требования. Криминологам известно, что главным в анализе явления терроризма должны быть: оценка насилия, анализ целей, характеристика возможных объектов и оценка его последствий. Последние могут существенно отличаться от прогнозируемых организаторами и исполнителями террористических актов. Следовательно, акты насилия на транспорте являются для преступника лишь "техническим" моментом, этапом реализации субъективной цели, своеобразным "организационным ресурсом". Его могут использовать как простые уголовники, прикрывающие политическими декларациями обычный бандитизм (убийства врагов и конкурентов), так и субъекты международных отношений. На рубеже 1980 - 1990-х гг. наше общество столкнулось с обвальным ростом террористической активности. Если в 1993 г. было зарегистрировано всего 51 преступление террористической направленности, то в 2009 г. - 654; в 2010 г. - 581; в 2011 г. - 622 <2>. Растет количество жертв террористических актов. Например, в результате совершения теракта в аэропорту Домодедово 24 января 2011 г. было убито 35 человек и ранено 180; при подрыве 27 ноября 2009 г. поезда "Невский экспресс" убито 28 и ранено 95 человек; на станциях московского метро "Лубянка" и "Парк культуры" 29 марта 2010 г. убито 39 и ранено 33 человека; во взорванных в воздухе самолетах 24 августа 2004 г. погибло 90 человек и т. д. -------------------------------- <2> Данные официального сайта МВД России, раздел "Пресса".
Иногда организаторы террористической акции на транспорте никак не объявляют о своей причастности к содеянному, целях акции и т. п., в связи с этим достоверно идентифицировать произошедшее как теракт вообще невозможно. Например, некий молодой человек изготовил (получил от неустановленного лица) самодельное взрывное устройство, находился с ним в переполненном автобусе, где и произошел взрыв данного устройства. Было много погибших и раненых. Обстоятельства взрыва не ясны, виновный погиб, не оставив никаких документов, обращений и т. п. В подобных случаях остается ждать результатов расследования, а это очень ненадежный критерий. Стоит отметить, что значительную долю преступлений террористической направленности на транспорте составляют хулиганские действия несовершеннолетних и различных социально дезадаптированных лиц, выражающиеся в заведомо ложных сообщениях о совершенных или готовящихся актах терроризма, заложенных бомбах, подготавливаемых взрывах и т. п. (ст. 207 УК). Проверка сообщений проводится с привлечением значительных сил и средств, сопряжена с проведением трудоемких и дорогостоящих обследований вокзалов, аэропортов, с задержкой рейсов, проведением эвакуации граждан и др. Так, за последние 15 лет число уголовных дел, возбужденных по ст. 207 УК, составляло от 9022 (2004 г.) до 1557 (2011 г.) Обычно к расследованию подобных деяний привлекаются лучшие специалисты правоохранительных органов, задействуются оперативные аппараты и технические подразделения, для борьбы с терроризмом создаются специальные подразделения, постоянно ведется оперативно-розыскная деятельность. Однако, как отмечают исследователи, раскрываемость по отдельным видам террористических актов не превышает 15 - 20% <3>. Судебные процессы по делам о терроризме довольно редки и сопровождаются заявлениями о преследовании "борцов за свободу". -------------------------------- <3> Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности / Под ред. С. М. Иншакова. М., 2011. С. 333 - 341.
До сих пор остаются нераскрытыми террористические акты на транспорте, повлекшие большое число жертв - убитых и раненых: 30 мая 1991 г. - взрыв поезда Москва - Баку; 31 июля 1991 г. - взрыв поезда Москва - Баку; 1 марта 1993 г. - взрыв поезда Кисловодск - Баку; 13 апреля 1994 г. - взрыв поезда Москва - Баку; 11 июня 1996 г. - взрыв в московском метро на перегоне между "Тульской" и "Нагатинской"; 11 июля 1996 г. и 12 июля 1996 г. - взрывы в Москве в троллейбусах; 23 апреля 1997 г. - взрыв на железнодорожном вокзале в Армавире; 27 июня 1997 г. - взрыв в поезде Москва - Санкт-Петербург; 1 февраля 2001 г. - взрыв на станции метро "Белорусская" в Москве; 13 августа 2007 г. - взрыв "Невского экспресса"; 1 ноября 2007 г. - взрыв рейсового автобуса в Тольятти; 6 ноября 2008 г. - взрыв маршрутного такси во Владикавказе; 29 марта 2010 г. - взрыв в московском метро. Остаются нераскрытыми также многочисленные взрывы автомобилей, в основном на территории Чечни и Дагестана. Но современный терроризм - не только наиболее опасный элемент разнообразных экстремистских течений, члены которых ставят перед собой цели неконституционного изменения общественного строя (терроризм может и не иметь под собой идейных основ); но и почти на 100% представляет собой деятельность вооруженных организованных преступных групп, т. е. некую разновидность бандитизма, одно из возможных направлений деятельности банд. Терроризм является высшей формой организованной преступности, он может проявляться как крайняя мера в ходе борьбы за власть и не является лишь сопутствующим элементом корыстно-насильственной преступности. Данное положение применимо и к характеристике террористической преступности на транспорте. По уровню и организации выделяется три вида таких структур: 1) устойчивые террористические группы, имеющие иерархическую структуру, политическую поддержку, обладающие материально-технической базой. Чаще всего они стихийно возникают в районах межнациональных конфликтов как обычные банды. Среди них выделяются структуры закрытого и открытого типа. К первым можно отнести те, которые ориентированы на совершение однородных террористических акций, например, тех же акций устрашения на транспорте. Вторые - сразу нацеливаются на исполнение любых акций с "отработанной схемой", гарантирующих быстрое обогащение; 2) преступные террористические формирования, имеющие организационно-управленческие блоки, устойчивые организованные группы (отряды, бригады и т. п.), определенные преступные промыслы, лагеря подготовки. Обычно их называют бандформированиями. Практически в каждом таком объединении, насчитывающем более десятка активных членов, выделяется несколько структурных звеньев разного уровня: на нижнем уровне - исполнительные звенья (бригады боевиков, различные по своей преступной специализации, опыту и уровню развития лица); на среднем - организационно-контрольные звенья и группы безопасности; на верхнем уровне - группы лидеров и их приближенные (советники, финансисты, лица, отвечающие за связь с коррумпированными представителями власти, СМИ, международные контакты и т. п.); 3) международные сетевые структуры, осуществляющие террористическую деятельность криминальной или политической направленности. Основным, с точки зрения объемов террористической деятельности, полноты и развитости внутренних структур, степени организованности, функциональным образованием в сфере террористической деятельности являются преступные сообщества. Сообщества - системы объединенных в различные группы лиц, осознанно участвующих своими материальными, интеллектуальными, служебно-должностными, организаторскими и исполнительскими ресурсами в реализации единого плана коллективной террористической деятельности или какой-либо ее важной части. Детерминация терроризма имеет сложную природу, состоит из двух основных блоков или групп факторов. С одной стороны, необходимо относительно длительное воздействие тех факторов, которые способствуют росту насильственной и корыстно-насильственной преступности, прежде всего в организованных формах. Как уже отмечалось, преобладание насильственной преступности и бандитизма над корыстной, экономической преступностью характерно для традиционных развивающихся обществ, переживающих период модернизации, сопровождающийся деградацией большинства социальных, политических, культурных и правовых институтов. Возможно и появление "альтернативных", или "теневых" центров власти. С другой стороны, необходим затяжной социальный конфликт, в который оказываются втянутыми в различной мере все основные общественные силы, например: конфликт двух относительно равных по силе этнических групп за контроль над определенной территорией, конфликт между представителями различных сообществ за доступ к принятию решений, имеющих общественное значение, конфликт из-за ограничений доступа на определенные рынки представителей определенной социальной группы и т. п. С течением времени такие конфликты приобретают, как правило, субкультурную окраску классового, религиозного или национального противостояния, а сами конфликтующие силы пытаются использовать возможности террористов для силового воздействия на конкурентов (оппонентов), усиления собственного влияния на участников конфликта. Все эти проблемы в полной мере проявились в России, особенно в 1990-х гг. Отсутствие собственного опыта борьбы с терроризмом, четкой правовой базы, недостаток материально-технических средств и организованности российских специальных служб, непоследовательная позиция законодателя и правительства позволили международным террористам не только активно вербовать сторонников и наемников в России, организовать перевалочные базы на территории ряда регионов России, но и вывести некоторые из них при поддержке национал-сепаратистских правительств из сферы действия российской власти (Чечня, Ингушетия, ряд районов Дагестана и Северной Осетии, Кабардино-Балкарии). Глобальный характер террористической угрозы, необходимость комплексного противостояния ей на национальном уровне, создание системы противодействия организованной преступности, легализации доходов от преступной деятельности, коррупция, экстремизм по конъюнктурным причинам замалчивались вплоть до конца 1990-х гг., а возможности самоорганизации российского общества и преодоление в нем организованной преступности в условиях трансформации демагогически преувеличивались. Эффективное противодействие преступности террористической направленности на транспорте невозможно без тщательного изучения личности преступника, в первую очередь исполнителя. Изучение личности террориста должно строиться с учетом двух показателей: мотивов участия в преступной деятельности и положения данного субъекта в системе террористического сообщества <4>. -------------------------------- <4> См.: Антонян Ю. М., Эминов В. Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование. М., 2010. С. 120; Ростокинский А. В. Криминология: Курс лекций. Саратов, 2009. С. 351.
Совершенно справедливо Ю. М. Антонян видит смысл терроризма в наведении страха как мощного способа покорения, обеспечения покорности и возможности управления, а также получения значительных материальных благ. Профессор указывает на огромное психологическое удовлетворение террориста, резко повышающее его субъективное ощущение собственной значимости, особости, исключительности <5>. Чем выше "спрос" на "услуги" террористов, тем быстрее идет их консолидация и профессионализация. -------------------------------- <5> Антонян Ю. М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998. С. 28.
По признакам мотивации обычно условно разграничивают "идейных" и "корыстных" террористов. Такое соотношение примерно 1:10. Однако, с одной стороны, в действиях большинства людей имеет место полимотивация, в одних ситуациях на первый план выходят одни мотивы, в других условиях доминируют другие. С другой стороны, рассуждения о какой-то особой "идейности" террориста среди прочих уголовников всегда предполагают возможность оправдания совершения этим лицом самых жестоких преступлений против, как правило, совершенно случайных лиц (невинных жертв, свыше 80%). В данном случае выделяют обычно два доминирующих типа преступников: 1) нравственно деформированный (свыше 60%), характеризующийся доминирующей враждебностью в отношении к основным общественным институтам, политической системе, закону и т. п. Им противопоставляются различные доктрины, идеи, теории, убежденность в правоте которых доходит до фанатизма; 2) собственно корыстный тип (до 30%) характеризуется крайней неразборчивостью в средствах достижения выгоды. Мотивационную сферу террористов крайне сложно исследовать, тогда как цели деятельности того или иного субъекта достаточно очевидны и, как правило, определяются его положением в ближайшем социальном окружении, в том числе в банде, в террористическом сообществе и в системе иных общественных институтов предшествующей деятельностью. Основную массу составляют мужчины, но встречаются женщины: - активные участники (до 1/3), молодые люди в возрасте 30 лет, с образованием ниже среднего (до 30% имеют судимость за насильственные или корыстно-насильственные преступления (до половины имеют судимых родственников), без постоянного источника дохода, многосемейные (свыше половины); как правило, имеют военную специальность; - рядовые участники - молодежь в возрасте 16 - 25 лет, социально дезадаптированные, не имеющие работы, профессии, образования, до 20% имеют судимость за насильственные преступления, психологически зависимые от активных участников бандформирований. Встречаются лица с психическими патологиями, наркоманы, из подобных лиц путем психологической обработки готовятся боевики-смертники, наименее уважаемая категория террористов. Все эти группы представлены обладателями криминальных подтипов личности, случайных людей в этой деятельности не бывает. Борьбу с терроризмом, в том числе на транспорте, невозможно успешно вести без учета интересов подавления общеуголовной преступности, прежде всего, ее организованных форм (контрабандных операций, экономических преступлений, наркобизнеса, торговли оружием и т. п.), а также коррупции в системе органов государственной и муниципальной власти, часто выступающими субъектами финансирования терроризма. Отмечено, что преступники: и национал-сепаратисты, и обычные уголовники решаются на совершение демонстративных и масштабных терактов, когда лишаются возможности влиять на принятие политических решений "обычными" коррупционными способами. При специальной криминологической профилактике терроризма подлежат выделению криминогенные и повышенно виктимные (с точки зрения террористической угрозы) объекты, традиционно к таким объектам относят вокзалы, поезда дальнего следования, самолеты, рейсовый транспорт и др. Важно понимать, что террористическая активность представителей какой-либо группы выступает следствием нерешенных проблем интеграции данной группы в общество, в его социально-экономические, культурно-политические, организационно-властные, религиозные и иные институты. Если созданы условия для относительно безболезненной интеграции основной массы населения, то и поддержка террористов ослабевает, их методы не находят одобрения. По данным Генеральной прокуратуры РФ и МВД России, только на железнодорожном транспорте ежегодно фиксируется около тысячи фактов незаконного вмешательства посторонних лиц в работу федерального железнодорожного транспорта, в том числе около 500 фактов наложения инородных предметов на рельсы, около 400 анонимных сообщений о минировании транспортных объектов, 1,4 тыс. фактов незаконной перевозки оружия и взрывчатых веществ; фиксируются факты обстрела электричек и др. Ежегодно сотрудниками органов внутренних дел на транспорте к административной ответственности привлекается около миллиона человек, в том числе за угрозу безопасности движения поездов - около 80 тыс. Данные правонарушения являются питательным фоном для террористов и провоцируют высокую вероятность совершения террористических акций на транспорте. Приведенные данные лишь приблизительно отражают негативную картину, без учета латентных преступлений и правонарушений. Между тем, по экспертным оценкам, только реальное число незаконных перевозок оружия может по крайней мере в 10 раз превышать зарегистрированное. В связи с этим возникает вывод, что транспортные работники и даже полицейские объективно не в состоянии справиться с подобной лавиной правонарушений, т. е. низкая эффективность социального контроля на объектах транспорта неизбежна. Недостатки в области обеспечения безопасности транспортных объектов теоретически повышают вероятность выбора этих объектов для проведения террористических атак, в том числе и в расчете на возможную безнаказанность в условиях ослабленного социального контроля.
Название документа