Борьба с терроризмом: новые меры

(Апарышев И.)

("ЭЖ-Юрист", 2012, N 30)

Текст документа

БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ: НОВЫЕ МЕРЫ

И. АПАРЫШЕВ

Апарышев Игнат, референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса, г. Москва.

В первой декаде июня 2012 года Президент России Владимир Путин подписал Указ о порядке применения дополнительных мер обеспечения безопасности граждан РФ в условиях террористической опасности и эффективного координирования работы контртеррористических силовых структур. Какие мероприятия защитят граждан?

Правовые источники

Правовую основу противодействия терроризму в РФ составляют Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и Указ Президента РФ от 15.02.2006 N 116 "О мерах по противодействию терроризму".

В РФ закреплены основные принципы по борьбе с терроризмом, являющиеся выражением Конституции РФ, общепризнанных норм международного права, конвенций и договоров (ст. 2 Закона N 35-ФЗ).

Профильными принципами Закона N 35-ФЗ являются:

- приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

- приоритет мер предупреждения терроризма;

- недопустимость политических уступок террористам;

- сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму.

Организационные основы борьбы с террористической угрозой закреплены в ст. 5 Закона N 35-ФЗ, в соответствии с которой компетенция обеспечения безопасности личности, общества и государства от террористических проявлений на территории РФ распределена между Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму, устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом и принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории РФ формирований Вооруженных Сил РФ и подразделений спецназначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против РФ либо ее граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ. К компетенции Президента РФ отнесена важнейшая функция координации политического курса страны, направленного на борьбу с террористической угрозой, включающей профилактику терроризма, минимизацию и ликвидацию его последствий, своевременное информирование населения о возникновении угрозы террористического акта.

Для эффективного управления государственными ресурсами в области противодействия терроризму в РФ учреждены Национальный антитеррористический комитет (далее - Комитет) и антитеррористические комиссии в субъектах РФ (далее - комиссии), состав и деятельность которых регламентированы Указом Президента РФ N 116.

Главной функцией данных коллегиальных органов управления является оперативное руководство специальными силами и средствами по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций, групп, их лидеров и лиц, участвующих в осуществлении террористических актов.

Обеспечение безопасности при террористической угрозе

В соответствии со ст. 5 Закона N 35-ФЗ Президент РФ подписал Указ от 14.06.2012 N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства", позволяющий распределять необходимые объемы мер, направленных на противодействие терроризму.

Согласно новому порядку уровень террористической опасности на определенных участках территории РФ может быть окрашен в синий, желтый или красный цвета. Основная задача этих нововведений заключается в системности и комплексности использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых и специальных ресурсов противодействия терроризму, эффективности процедур минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма, соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности, а также повышении уровня информационной осведомленности гражданского населения о возможной опасности.

На отдельных участках территории страны или отдельных ее объектах может устанавливаться три уровня террористической опасности: повышенный, высокий, критический, при этом каждому уровню соответствует определенный цвет (рис. 1).

Рис. 1. Обозначение цветом террористической опасности

Уровень террористической Обозначающий цвет Основания для

опасности обозначения

***************** При наличии требующей

***************** подтверждения информации о

N I - повышенный ***************** реальной возможности

***************** совершения террористического

***************** акта

+++++++++++++++++ При наличии подтвержденной

+++++++++++++++++ информации о реальной

N II - высокий +++++++++++++++++ возможности совершения

+++++++++++++++++ террористического акта

///////////////// При наличии информации о

///////////////// совершенном террористическом

N III - критический ///////////////// акте либо о совершении

///////////////// действий, создающих

///////////////// непосредственную угрозу

///////////////// террористического акта

* - синий, + - желтый, / - красный.

Установление, изменение или отмена I и II уровней террористической опасности отнесены к компетенции комиссии. При этом ее председатель обязан в самые кратчайшие сроки уведомить о своем решении председателя Комитета.

Введение критического уровня опасности сопровождается направлением в Комитет особого представления, в котором содержатся конкретные основания, подтверждающие высокую опасность, предполагаемые сроки установления данного уровня и границы опасной территории. На основании этого представления председатель Комитета, а именно директор ФСБ России, принимает решение о целесообразности и необходимости введения III уровня опасности. При этом максимальный период установления любого уровня не может превышать 15 суток.

Для каждого уровня опасности предусмотрены соответствующие меры (п. 9 Указа N 851).

Так, при введении синего уровня проводятся внеплановые мероприятия по проверке информации о возможном совершении террористического акта, дополнительный инструктаж правоохранительных органов и усиленное патрулирование территорий массового скопления гражданского населения. При желтом уровне вместе с вышеназванными мерами ведется розыск лиц, возможно причастных к подготовке террористических актов, осуществляется переход медицинских учреждений региона и федерального значения в режим повышенной готовности, усиливается контроль за передвижением людей и транспорта. При установлении красного уровня наряду с предыдущими мерами приводятся в боевую готовность контртеррористические группировки Вооруженных Сил, создаются пункты временного размещения людей, учреждаются центры экстренной психологической помощи населению, проводится тщательный досмотр транспортных средств на территории субъекта, где введен критический режим. Таким образом, ужесточение контроля пропорционально уровню опасности.

В условиях скрытой войны, объявленной мировым сообществом террористическим проявлениям, утвержденные Президентом нововведения являются оправданными. За последние годы РФ много раз подвергалась атакам террористов. Поэтому эффективная координация действий правоохранительных и контртеррористических структур встает во главу угла, ведь от этого зависят жизни многих людей. А обеспечение безопасности жизни и охрана здоровья своих граждан являются важнейшими функциями любого современного государства.

Название документа