Проблемы предупреждения терроризма

(Медов М. У.) ("Российский следователь", 2012, N 18) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА <*>

М. У. МЕДОВ

Медов Муса Уматгереевич, генерал-майор полиции, докторант Академии управления МВД России.

В статье рассматриваются основные вопросы, влияющие на предупреждение и борьбу с терроризмом. В ней раскрываются правовые основы предупреждения преступлений террористической направленности, место и роль в системе предупреждения специальных субъектов этой деятельности, а также негосударственных охранных предприятий. Предлагается прежде всего преодолеть неравномерность экономического развития, выполнить комплекс мер, направленных на улучшение социальной и экономической ситуации в тех странах и регионах, которые являются поставщиками "рекрутов" для террористических организаций.

Ключевые слова: предупреждение терроризма, правовые основы предупреждения терроризма, специальные субъекты предупреждения терроризма.

The article considers main features influencing the prevention and fight against terrorism. It reveals the legal basis of prevention of crimes of terrorist character, and also a role and a place in system of precautionary impact on terrorism of special subjects of this activity and the non-state enterprises of safety. It is offered first of all to overcome unevenness of economic development, to carry out a package of measures on improvement of a social and economic situation in those countries and regions which deliver "recruits" for the terrorist organizations.

Key words: the terrorism prevention, a legal basis of prevention of the terrorism, special subjects of terrorism prevention.

Термин "предупреждение" означает отвратить что-либо заранее принятыми мерами; опередить, сделать что-либо ранее, чем что-нибудь произойдет. Существует ряд особенностей, влияющих на предупреждение и борьбу с терроризмом: 1) борьба с преступностью террористической направленности ведется в основном в ходе реагирования на уже совершенные преступления; 2) отсутствие совместной работы по предупреждению преступных посягательств, разрушению международных и межрегиональных связей преступных группировок и, как следствие, ликвидации террористических организаций; 3) в настоящее время еще не создан совместный и полноценный информационный банк данных обо всех ранее совершенных террористическими группами преступлениях и участниках этих групп; 4) негативно сказывается ведомственная разобщенность в вопросах учета, регистрации преступлений, связанных с терроризмом. В результате искажается достоверность статистической информации, нарушается порядковая регистрация уголовных дел, что приводит к дублированию следственных и оперативных мероприятий, лишает возможности оперативного обмена информацией; 5) вне поля зрения остаются многие ранее отбывшие наказание за совершение преступлений террористического характера. Ряд этих граждан продолжают заниматься антиобщественной деятельностью, хранят огнестрельное оружие, укрывают лиц, находящихся в розыске; 6) многочисленные обыски, проводимые по инициативе органов внутренних дел по местам жительства предполагаемых членов террористических группировок, оказываются безрезультатными. По некоторым уголовным делам была замечена утечка информации о готовящихся следственно-оперативных мероприятиях. Проблемным является вопрос о современных тенденциях терроризма, только с учетом которых можно говорить об эффективной системе предупреждения терроризма. В качестве основной тенденции терроризма называют интенсивное изменение такового в направлении повышения его общественной опасности: - по темпам роста и прироста (за последние три десятка лет в мире было совершено более 10 тыс. террористических актов только широко известных и нашедших отражение в СМИ); - по уровню организованности (терроризм в истекшее столетие развивался от террористов-одиночек до создания террористических групп, крупных организаций, политических террористических формирований до транснациональных террористических объединений типа "Аль-Каиды"); - по материально-техническому и финансовому обеспечению (развитие идет от применения кинжала, пистолета до колоссальных взрывов и средств массового поражения при помощи мировых центров финансирования террористических акций); - по национальным и транснациональным масштабам террористической деятельности (терроризм "движется" от единичного места преступления до охвата целых городов, стран, регионов); - по степени тяжести наступивших последствий и числу человеческих жертв (темпы прироста человеческих жертв в среднем на порядок опережают темпы прироста самих террористических актов. Тенденция такова: от убийств отдельных ненавистных террористам лиц до уничтожения тысяч и десятков тысяч ни в чем не повинных людей); - по характеру и объему целей (диапазон достаточно широк: от убийств отдельных лиц до свержения легитимных властей, разрушения государств и фактического уничтожения целых народов); - по расширению социальной базы терроризма (под знамена террористов становятся не только отдельные организации, политические, националистические и религиозные определения, а целые народы (нередко обманутые) или его значительные слои). Необходимо отметить, что правовую основу профилактики преступлений террористического характера в России образуют Уголовный кодекс РФ и Федеральный закон РФ "О борьбе с терроризмом". Прямое или косвенное отношение к борьбе с терроризмом также имеют федеральные и федеральные конституционные законы "О безопасности", "Об обороне", "О государственной границе Российской Федерации", "О чрезвычайном положении", "Об оперативно-розыскной деятельности", "Об оружии", "О свободе совести и религиозных объединениях". В ст. 2 Федерального закона РФ "О борьбе с терроризмом" сформулированы основные принципы борьбы с терроризмом: - законность; - приоритет мер предупреждения терроризма; - неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; - сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом; - комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер; - приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции; - минимальные уступки террористу; - единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; - минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций. Для борьбы с такой всеобщей угрозой, как терроризм, необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна общегосударственная стратегия борьбы с терроризмом, комплексная программа, включающая политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. Нужны взаимодействие и координация всех здоровых сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы. Большую роль в федеральной системе предупреждения и борьбы с терроризмом могут сыграть негосударственные предприятия безопасности. Формами их участия в предупреждении терроризма могут быть: - своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах; - участие групп быстрого реагирования негосударственных охранных структур в силовой поддержке при проведении правоохранительными органами крупномасштабных оперативных мероприятий (задержания, аресты, обыски, выемки, обеспечение понятыми и т. д.); - публикации в прессе и выступления по телевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов, хорошо знающих проблему борьбы с терроризмом; - разработка рекомендаций и консультирование по проблемам противодействия терроризму; - организация общественных мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров и др.) с привлечением представителей государственных правоохранительных органов и спецслужб; - привлечение в кризисных ситуациях сотрудников частных охранных предприятий для патрулирования жилых кварталов крупных городов; - участие в международных общественных комитетах и движениях по борьбе с терроризмом; - разработка, производство и поставка негосударственными предприятиями для правоохранительных органов и спецслужб, для других частных охранных предприятий специальной техники, предназначенной для выявления оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также взрывозащитных средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей). Оборудование этой техникой контрольно-пропускных пунктов в местах скопления людей. Говоря о мерах предупреждения терроризма, необходимо отметить значение отечественной юридической науки в данной области. Ученым необходимо выработать современные средства защиты от потенциального зла, в том числе лежащие в плоскости изучения психологии и психики террористов. Вместе с тем стратегия предупреждения терроризма должна включать в себя грамотную информационную политику средств массовой информации. Из средств массовой информации должна уйти пропаганда жестокости, насилия, кровной мести, радикально-националистических установок, морально деформированных стереотипов поведения и т. п. Особое место в системе предупредительного воздействия на терроризм занимают специальные субъекты этой деятельности. Федеральная служба безопасности России осуществляет антитеррористическую деятельность путем проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение терроризма. Генеральная прокуратура РФ в рамках своей компетенции осуществляет надзор за законностью и качеством сбора оперативной информации о фактах терроризма, расследованием дел о терроризме. Служба внешней разведки России, как и другие органы внешней разведки России, предупреждают террористическую деятельность политической направленности путем обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории России, их сотрудников и семей последних. Министерство обороны РФ обеспечивает сохранность находящихся у него на вооружении оружия массового поражения, ракетного и отраслевого оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов; кроме того, оно принимает участие в обеспечении безопасности национальных морских судоходств, национального воздушного пространства, в проведении контртеррористических операций. Федеральная пограничная служба России осуществляет борьбу с политическим терроризмом путем предупреждения, выявления и пресечения перехода террористами Государственной границы РФ, незаконного перемещения на территорию России или, наоборот, с ее территории оружия, взрывчатых веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористических преступлений. Министерство внутренних дел России осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели; через Национальное центральное бюро Интерпола в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет взаимодействие между различными государствами по розыску и привлечению к уголовной ответственности лиц, обвиняемых в терроризме. Говоря о профилактической работе в данной сфере, следует помнить и еще об одном моменте. Опыт последних лет показывает, что обычными силовыми методами, пусть даже объединив усилия, решить проблему практически невозможно. Можно до бесконечности опутывать сетью спецназа горячие точки планеты в погоне за лидерами террористов, укреплять военное присутствие в них, но пока в этих странах будет экономическая разруха, их население, чтобы свести концы с концами, будет заниматься наркоторговлей, а молодежь, не имея образования и работы, брать в руки оружие. В современном мире слишком много людей, которым нечего терять, а потому готовых за деньги или во имя идеи выполнить любой приказ. Вот почему в первую очередь необходимо преодолевать неравномерность экономического развития, осуществлять комплекс мер по оздоровлению социально-экономической обстановки в тех странах и регионах, которые поставляют "рекрутов" для террористических организаций.

Название документа