Особенности ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих и ядовитых веществ в условиях Таможенного союза ЕврАзЭС

(Карпов Я. С.) ("Административное и муниципальное право", 2012, N 7) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ВЫВОЗА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ, А ТАКЖЕ СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ И ЯДОВИТЫХ ВЕЩЕСТВ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЭС

Я. С. КАРПОВ

Карпов Ярослав Сергеевич, заместитель начальника отдела Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

В течение нескольких последних лет законодательство Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ как одна из составляющих государственной антинаркотической политики стремительно развивалось. Наряду с совершенствованием внутренних мер контроля за оборотом указанных веществ в России, вступившей в Таможенный союз ЕврАзЭС, потребовалась новая правовая база, регламентирующая внешнеторговую деятельность, в том числе ограниченных к обороту товаров. В результате существенно изменились не только Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", иные федеральные законы, регламентирующие смежные правоотношения, но появились также новые нормы международного права, множество подзаконных нормативных правовых актов, практическое применение которых иногда вызывает затруднение у субъектов оборота подконтрольных веществ, должностных лиц государственных органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также иных заинтересованных лиц.

Ключевые слова: юриспруденция, наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры, сильнодействующие вещества, ядовитые вещества, оборот подконтрольных веществ, ввоз (вывоз), лицензирование, Таможенный союз ЕврАзЭС.

Specific features of import into the Russian Federation and export from the Russian Federation of the narcotic, psychoactive substances and their precursors, as well as poisonous and superpotent substances within the framework of the Customs Union of the EurAsEC Y. S. Karpov

For the several years by now the legislation of the Russian Federation in the sphere of turnover of narcotic and psychoactive substances, their precursors, poisonous and strongly influencing substances has been developing rapidly, as a relevant part of state anti-narcotic policy. As well as improving the domestic measures of control, the Russian Federation also entered the Customs Union of the EurAsEC, and it required the new legal basis for the foreign trade of the goods of limited turnover. It led to the considerable changes in the Federal Law of January 8, 1998 N 3-FZ "On narcotic substances and psychoactive substances", and a number of other federal laws on related matters. There also appeared new norms of international law as well as a number of by laws, so their simultaneous application may cause difficulties for the subjects of turnover of controlled substances, state officials who implement state control and other interested persons.

Key words: jurisprudence, narcotic substances, psychoactive substances, precursors, strongly influencing substances, poisonous substances, turnover of controlled substances, import (export), licensing, the Customs Union of the EurAsEC.

Как известно, основным направлением противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими как составляющей государственно-правовой антинаркотической политики в законодательной сфере является установление правил контроля за легальным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе лицензирование деятельности, связанной с оборотом подконтрольных средств и веществ, регулирование их ввоза (вывоза) <1>. -------------------------------- <1> См.: Федоров А. В. Тенденции развития российской антинаркотической политики на современном этапе // Наркоконтроль. 2011. N 4. С. 5.

Динамичность и нестабильность современного российского антинаркотического законодательства, особенно в сфере легального оборота потенциально опасных для человека средств и веществ, вызывающих привыкание, обусловленные подвижностью наркоситуации и активным поиском воздействия на нее со стороны государства, в то же время нередко вызывают неоднозначность толкования действующих правовых норм, деструктивно влияют на осуществление внешнеторговой, предпринимательской, контрольной деятельности, выступают в качестве коррупциогенных факторов. К примеру, до вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации" таможенные и иные правоохранительные органы в качестве обязательного условия законного ввоза (вывоза) отдельных химических веществ рассматривали необходимость получения лицензии Минэкономразвития России <2> и в противном случае возбуждали зачастую бесперспективное уголовное преследование. -------------------------------- <2> Прим. автора: в действующих на тот период времени редакциях Постановлений Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. N 278 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ" и от 3 августа 1996 г. N 930 "Об утверждении номенклатуры сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. N 278" такие лицензии выдавало Минэкономразвития России.

При этом многие из таких веществ в нормативных правовых актах государства не значились, а были включены только в Списки сильнодействующих и ядовитых веществ Постоянного комитета по контролю наркотиков (далее - ПККН) <3>, чьи, пусть и официальные толкования и разъяснения, носили лишь рекомендательный характер. -------------------------------- <3> Создан в 1954 г. по инициативе Минздрава СССР и МИДа СССР в качестве независимого экспертного органа, работающего на общественных началах, с целью обеспечения работы в Комиссии ООН по наркотическим средствам посредством оказания экспертно-консультативной помощи Минздраву и МИДу, а также другим министерствам и ведомствам по вопросам контроля наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, их токсилогической и фармакологической оценки // Федоров А. В. Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ: уголовно-политические, уголовно-правовые и международно-правовые аспекты: Сборник статей. М., 2011. С. 384.

А сколько недоразумений и административных барьеров вплоть до недавнего времени вызывали положения Постановлений Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 278 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ" и от 3 августа 1996 г. N 930 "Об утверждении номенклатуры сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. N 278", предписывающие получение сертификатов (свидетельств) ПККН <4>, служивших основанием для выдачи лицензии Минпромторга России на ввоз (вывоз) подконтрольных средств и веществ <5>? Эта проблема устранена с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 1003 "О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. N 278 и от 3 августа 1996 г. N 930". -------------------------------- <4> Прим. автора: ПККН прекратил свое существование в мае 2011 г. <5> Прим. автора: более подробная информация размещена на сайте www. rabotjaga. ru в разделе "Отзывы о Постоянном комитете по контролю наркотиков".

Ранее автором рассматривались актуальные вопросы в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров <6>. -------------------------------- <6> См.: Карпов Я. С. Компетенция Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в сфере обеспечения соблюдения лицензионных требований и проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Административное и муниципальное право. 2011. N 2. С. 62.

В связи с вступлением России в Таможенный союз ЕврАзЭС, принятием нового Федерального закона от 4 мая 2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) и существенными изменениями Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) представляется полезным систематизировать действующие положения законодательства РФ, устанавливающие правовые основы ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров <7>, сильнодействующих и ядовитых веществ <8>. -------------------------------- <7> Прим. автора: Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 N 681, далее по тексту - Перечень. <8> Прим. автора: ранее понятие сильнодействующих и ядовитых веществ содержалось в пункте 5 Примечаний к спискам ПККН, утвержденным на заседании ПККН 2 февраля 2007 г., протокол N 1/106-2007. Согласно письму Минздравсоцразвития России от 24.06.2008 N 4406-РХ "О некоторых вопросах осуществления оборота сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств" с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964 "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации" списки ПККН утратили свое место в системе регулирования правоотношений в сфере оборота сильнодействующих и ядовитых веществ. При этом законодательно закрепленное понятие сильнодействующих и ядовитых веществ в настоящее время отсутствует.

В первую очередь следует отметить, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения Федерального закона N 3-ФЗ приведены в соответствие с реалиями внешнеэкономических отношений России в условиях Таможенного союза ЕврАзЭС. В настоящее время в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 3-ФЗ под ввозом (вывозом) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров понимается перемещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с территории другого государства на территорию РФ или с территории РФ на территорию другого государства. В ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ внесены изменения, однозначно указывающие, что ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется при наличии лицензии Минпромторга России - федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ). Кроме того, теперь Федеральным законом N 3-ФЗ законодательно закреплено, что одним из оснований для оформления лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выдаваемой Минпромторгом России, является соответствующее разрешение ФСКН России. Установив запрет на осуществление ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров индивидуальными предпринимателями, Федеральный закон N 3-ФЗ ограничивает также категорию субъектов, осуществляющих ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в таблицу I списка IV Перечня, только государственными унитарными предприятиями (п. п. 1 и 3 ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ). В то же время ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в таблицы II и III списка IV Перечня, осуществляется юридическими лицами независимо от их форм собственности при наличии соответствующей лицензии. А в отношении отдельных прекурсоров, внесенных в таблицу III списка IV Перечня, допускается исключение некоторых мер контроля. Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ их ввоз (вывоз) разрешается осуществлять без оформления лицензии в размерах и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ <9>. -------------------------------- <9> Прим. автора: до настоящего времени соответствующий подзаконный акт Правительства РФ не принят.

Важно подчеркнуть, что для получения сертификата <10> и разрешения на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров наряду со сведениями, указанными в п. 4 ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ, заявитель теперь обязан представить значительно больше идентифицирующих юридическое лицо сведений, в том числе указав информацию о производителе и импортере (в случае осуществления вывоза) веществ <11>. -------------------------------- <10> Выдается на ввоз (вывоз) являющихся лекарственными средствами наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26 сентября 2011 г. N 1075н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по предоставлению государственной услуги по выдаче сертификата на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров". Подробнее об этом - далее по тексту. <11> В редакции Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Во исполнение требований ст. 12 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ дополнена нормой, согласно которой ФСКН России участвует в обмене предварительными уведомлениями об экспорте прекурсоров (п. 5 ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ). Направление в соответствующий компетентный орган иностранного государства предэкспортного уведомления является неотъемлемой частью проводимых с участием РФ международных операций. Следует отметить, что в связи с вступлением России в Таможенный союз с республиками Беларусь и Казахстан таможенное законодательство союзных государств претерпело существенные изменения, в том числе в отношении ограниченных к обороту товаров, которыми являются также наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, сильнодействующие и ядовитые вещества. В целях реализации решений Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, являющегося высшим органом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, издано Постановление Правительства РФ от 21 марта 2011 г. N 181 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", которым определены порядок и основания ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в зависимости от осуществления внешнеторговой деятельности с государствами - участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Положение о ввозе (вывозе) в пределах Таможенного союза) и с государствами, не являющимися таковыми (далее - Положение о ввозе (вывозе) вне пределов Таможенного союза). Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 19 утверждены Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень), и Положения о применении ограничений. Согласно решению Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 132 "О Едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" установлено, что с 1 января 2010 г. правительства союзных государств применяют в торговле с третьими странами запреты и ограничения к товарам, включенным в Единый перечень, в соответствии с Положениями о применении ограничений. В соответствии с Положением о ввозе (вывозе) в пределах Таможенного союза поименованные в Перечне вещества перемещаются <12> без получения разовой лицензии Минпромторга России на основании разрешения ФСКН России (далее - разрешение) и, если они являются лекарственными средствами, сертификата Росздравнадзора (далее - сертификат). Перемещение наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, внесенных в таблицу I списка IV Перечня, осуществляется только государственными унитарными предприятиями. Для получения разрешения и сертификата необходимо приобщить к соответствующему заявлению копию лицензии, полученной в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ, а также, если наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры являются лекарственными средствами, в Росздравнадзор необходимо представить копию сертификата качества либо иного документа, подтверждающего качество наркотического средства, психотропного вещества или прекурсора. -------------------------------- <12> Здесь и далее термин "перемещение" используется для обозначения ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

При осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, порядок ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров качественно отличается. Так, перемещение внесенных в Единый перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров возможно лишь при наличии разовой лицензии Минпромторга России, полученной в порядке, установленном ст. 3 Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г., заключенного между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - разовая лицензия). Для получения разовой лицензии на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных одновременно в Перечень и Единый перечень, заявителем должны быть получены разрешение ФСКН России и, если они являются лекарственными средствами, сертификат Росздравнадзора. Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в Единый перечень и не внесенных в Перечень, осуществляется на основании разовой лицензии на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров без получения разрешения и сертификата. Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных в Перечень и не включенных в Единый перечень, осуществляется при наличии разрешения и сертификата без получения разовой лицензии. При этом во всех указанных случаях продолжает действовать общее правило о перемещении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в таблицу I списка IV Перечня, только государственными унитарными предприятиями. Также для получения разрешения и сертификата необходимо приобщить к соответствующему заявлению копию лицензии, полученной в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ, а также, если наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры являются лекарственными средствами, в Росздравнадзор необходимо представить копию сертификата качества либо иного документа, подтверждающего качество наркотического средства, психотропного вещества или прекурсора. В отличие от действовавшего ранее Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" одноименный Федеральный закон N 99-ФЗ не содержит прямого запрета на нераспространение его положений на порядок осуществления внешнеэкономических операций <13>. Более того, рассмотрев Постановление Правительства РФ от 21 марта 2011 г. N 181, мы убедились, что в ряде случаев совсем не обязательно получать лицензию Минпромторга России на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выдаваемую в соответствии с Федеральным законом N 164-ФЗ. -------------------------------- <13> См.: Шендерей А. Е., Юхман М. А. Проблемные вопросы нормативно-правового регулирования внешнеторгового оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации // Наркоконтроль. 2006. N 1.

Иными словами, как видно из анализа Положений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011 г. N 181, которое, следует заметить, разработано в целях реализации международных правовых норм, не все императивные положения ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ подлежат неукоснительному применению. Не менее спорным является вопрос о запрете транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, на который указывает п. 8 ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ. Ведь решениями Межгосударственного Совета ЕвраАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 19 и Комиссии Таможенного союза Совета ЕвраАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 132 утверждены вышеуказанный Единый перечень и Положение о порядке ввоза, вывоза и транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза <14> (далее - Положение). Положением установлен порядок транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через территории государств - участников Таможенного союза. -------------------------------- <14> Прим. автора: в связи с созданием Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС понятие "таможенная граница Российской Федерации", до недавнего времени используемое в Федеральном законе от 8 января 1998 г. 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", ряде подзаконных нормативных правовых актов, в настоящее время устарело. В этой связи Федеральным законом от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" подверглись корректировке в части касающейся. Однако подзаконные нормативные правовые акты несправедливо остались без внимания.

Таким образом, в рассматриваемых случаях действует закрепленный в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 3 Федерального закона N 3-ФЗ принцип верховенства норм международного права, и нормы законодательства РФ, вступающие в противоречие с положениями международных актов, не подлежат применению. В целях обеспечения контроля за ввозом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, вошедших в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 Перечень, но не включенных в раздел 2.12 Единого перечня, таможенные органы, обеспечивающие соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией, в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, будут информировать территориальные органы ФСКН России о ввозе данной категории товаров в Россию. Важно отметить особенности ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров специальными субъектами, такими, например, как воинские части и подразделения федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная или правоохранительная служба, субъектами экспертной и оперативно-розыскной деятельности, а также при оказании гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях, использовании наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях на морских и воздушных судах международного сообщения и в поездах международных линий. В указанных случаях положения ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ не применяются, особый порядок ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров регламентируется соответствующими постановлениями Правительства РФ. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2010 г. N 502 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров воинскими частями и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в целях обеспечения их деятельности" ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется без лицензии строго ограниченными субъектами и допускается лишь в отношении веществ, включенных в списки II, III и IV Перечня и зарегистрированных в Российской Федерации в качестве лекарственных препаратов. При этом лекарственные препараты используются исключительно для оказания медицинской помощи личному составу воинских частей (подразделений) и не могут быть переданы или реализованы другим организациям и лицам. По возвращении в Российскую Федерацию командиры (руководители) воинских частей (подразделений), осуществляющих ввоз (вывоз) лекарственных препаратов, представляют в течение 10 дней в орган управления медицинской службы соответствующего федерального органа исполнительной власти (по подчиненности) отчет о количестве использованных лекарственных препаратов, а также неиспользованных и ввезенных обратно лекарственных препаратов. Ввоз (вывоз) изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров без лицензии и сертификата на право ввоза (вывоза) в целях их использования в экспертной деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ только государственными органами, указанными в ст. 35 Федерального закона N 3-ФЗ, и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 573 "Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, изъятых из незаконного оборота, в целях использования их в экспертной деятельности", а также Приказом ФСКН РФ от 19 апреля 2010 г. N 143 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции по выдаче разрешений Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, изъятых из незаконного оборота, в целях использования их в экспертной деятельности". В соответствии с положениями ст. 35 Федерального закона N 3-ФЗ проведение экспертиз с использованием наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или для их идентификации разрешается также юридическим лицам при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Однако юридические лица, владеющие лицензиями на проведение экспертиз с использованием наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или для их идентификации, не уполномочены осуществлять ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, изъятых из незаконного оборота, в целях использования их в экспертной деятельности. Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в целях их использования в оперативно-розыскной деятельности осуществляется без лицензии, только государственными органами, перечень которых установлен ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", и является закрытым. В соответствии с п. 8.1 статьи 28 Федерального закона N 3-ФЗ вывоз наркотических средств и психотропных веществ допускается в случаях оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях в соответствии с международными договорами РФ либо актами Правительства РФ. Порядок вывоза наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях, установлен Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 N 232. Как следует из п. п. 3 и 6 Правил вывоза наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях, установленных Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 N 232 (далее - Правила), в целях оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях разрешается вывоз наркотических средств и психотропных веществ, включенных в списки II и III Перечня и зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств (далее - наркотические лекарственные средства), за исключением фармацевтических субстанций. При этом вывоз наркотических лекарственных средств осуществляется при наличии выдаваемого Минздравсоцразвития России подтверждения их целевого назначения. В соответствии с п. 7 Правил юридические лица, осуществляющие вывоз наркотических лекарственных средств, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях, для получения подтверждения об их целевом назначении представляют в Минздравсоцразвития России соответствующее заявление, в котором указывают сведения о лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также о количестве вывозимых наркотических лекарственных средств. Таким образом, представление документов, свидетельствующих о целевом назначении наркотических веществ, осуществляется на основании заявления юридического лица. Пунктом 2 Порядка организации деятельности по подтверждению целевого назначения наркотических и психотропных лекарственных средств, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях и вывозимых с территории РФ, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 22 мая 2009 г. N 265н, установлен перечень документов, необходимых для получения подтверждения целевого назначения вывозимых наркотических и психотропных лекарственных средств. Необходимо отметить, что в соответствии с п. 3 Информации Минздравсоцразвития России от 18 ноября 2011 г. "Изменения, которые вводятся в связи с переходом на межведомственное электронное взаимодействие" представление лицензии (на осуществление медицинской деятельности, на производство лекарственных препаратов, на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ) для целей подтверждения целевого назначения наркотических лекарственных средств, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях и вывозимых с территории РФ, не является обязательным. Наркотические лекарственные средства, которые не были использованы в ходе оказания пострадавшим в районе чрезвычайной ситуации срочной медицинской помощи, подлежат обратному вывозу. Юридические лица, осуществляющие вывоз наркотических лекарственных средств, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях, представляют в Минздравсоцразвития России и ФСКН России: - копию таможенной декларации с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление наркотических лекарственных средств, и таможенного органа, расположенного в месте их вывоза за пределы территории РФ, - в течение 5 рабочих дней с даты вывоза наркотических лекарственных средств; - отчет о количестве переданных безвозмездно или использованных в медицинских целях в районе чрезвычайной ситуации, а также неиспользованных и вывезенных обратно наркотических лекарственных средств (по каждому наименованию) с указанием даты и номера подтверждения, на основании которого осуществлялся их вывоз, - в течение 5 рабочих дней с даты завершения мероприятий по оказанию помощи. В соответствии с Единой конвенцией Организации Объединенных Наций о наркотических средствах 1961 г. провоз на морских и речных судах, самолетах международного сообщения или поездах международных линий ограниченных количеств наркотических средств, необходимых во время путешествий или рейсов для оказания первой помощи или в экстренных случаях, не является ввозом, вывозом или транзитом. Существующие меры предосторожности принимаются страной регистрации для предупреждения ненадлежащего использования наркотических средств или их вывода в незаконный оборот. При наличии специального разрешения Росздравнадзора допускается ввоз (вывоз) ограниченного количества наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II и III Перечня, хранящихся в аптечках первой помощи на морских и воздушных судах международного сообщения и в поездах международных линий, в объемах, необходимых для оказания неотложной помощи <15>. -------------------------------- <15> См.: Кузьмин В. А., Китрова Е. В. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (постатейный). 2-е изд. 2009 // СПС "КонсультантПлюс".

Перечень вложений, входящих в аптечку первой помощи, и порядок ее применения регламентированы Приказом Минздрава СССР от 16 июля 1987 г. N 896 "Об утверждении нового перечня вложений, входящих в аптечку первой помощи для спасательных шлюпок и плотов морских судов", Правилами охраны труда в морских портах ПОТ РО-152-31.82.03-96, Отраслевыми правилами по охране труда в хозяйстве грузовой и коммерческой работы на федеральном железнодорожном транспорте ПОТ РО-13153-ЦМ-933-03, Приказом Минздравсоцразвития России от 5 марта 2011 г. N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" и другими нормативными правовыми актами. К наркотическим средствам, провозимым на морских и речных судах, самолетах международного сообщения или поездах международных линий применяются законы, правила и постановления о разрешениях и лицензиях страны регистрации, без ущерба для каких-либо прав компетентных местных властей производить проверку, инспекцию и применять другие меры контроля на борту судов или самолетов. В таком разрешении должны быть указаны лицо или лица, ответственные за хранение и использование наркотических средств и психотропных веществ, а также условия их получения, регистрации, хранения, отпуска и должен быть определен порядок представления отчетов об их использовании. В разрешении должны быть указаны лицо или лица, ответственные за хранение и использование наркотических средств и психотропных веществ, а также условия их получения, регистрации, хранения, отпуска, а также должен быть определен порядок представления отчетов об их использовании. Контроль за использованием наркотических средств и психотропных веществ, хранящихся в аптечках первой помощи на морских и речных судах, самолетах международного сообщения или поездах международных линий, возлагается на Росздравнадзор и ФСКН России. Особым предметом правового регулирования ввоза (вывоза) в Российской Федерации являются сильнодействующие и (или) ядовитые вещества, которые не относятся к наркотическим средствам, психотропным веществам или их прекурсорам. Положения Постановления Правительства РФ от 21 марта 2011 г. N 181 на них не распространяются, разрешения ФСКН России при их ввозе (вывозе) не требуются. Однако необходимо учитывать, включены ли эти вещества в Единый перечень и (или) в номенклатуру, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 930. Если сильнодействующие и ядовитые вещества, которые не относятся к наркотическим средствам, психотропным веществам или их прекурсорам, включены в Единый перечень и (или) в номенклатуру, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 930, их ввоз (вывоз) осуществляется при наличии лицензии Минпромторга России, полученной в порядке, установленном ст. 3 межправительственного Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г. и (или) Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 278. Для получения такой лицензии на ввоз (вывоз) веществ, включенных только в Номенклатуру, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 930, в Минпромторг России необходимо представить разрешения Росздравнадзора и Росприроднадзора.

Библиографический список

1. Кузьмин В. А., Китрова Е. В. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (постатейный). 2-е изд. 2009 // СПС "КонсультантПлюс". 2. Карпов Я. С., Чистяков И. Н. К вопросу о контроле за оборотом сильнодействующих химических веществ, не являющихся прекурсорами, лекарственными средствами и не включенными в состав пищевых или биологически активных добавок (на примере химического вещества "гамма бутиролактон") // Деятельность правоохранительных органов и специальных служб в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков: состояние, проблемы и перспективы. СПб., 2009. 3. Федоров А. В. Тенденции развития российской антинаркотической политики на современном этапе // Наркоконтроль. 2011. N 4. 4. Федоров А. В. Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ: уголовно-политические, уголовно-правовые и международно-правовые аспекты: Сборник статей. М., 2011. 5. Шендерей А. Е., Юхман М. А. Проблемные вопросы нормативно-правового регулирования внешнеторгового оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации // Наркоконтроль. 2006. N 1. 6. Юхман М. А., Карпов Я. С., Пенкин С. В., Зиновьев В. В. Научно-практический комментарий отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в сфере оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ // Российский следователь. 2011. N 20.

References (transliteration)

1. Kuz'min V. A., Kitrova E. V. Kommentariy k Federal'nomu zakonu ot 8 yanvarya 1998 g. N 3-FZ "O narkoticheskikh sredstvakh i psikhotropnykh veshchestvakh" (postateynyy). 2-e izd. 2009 // Pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus". 2. Karpov Ya. S., Chistyakov I. N. K voprosu o kontrole za oborotom sil'nodeystvuyushchikh khimicheskikh veshchestv, ne yavlyayushchikhsya prekursorami, lekarstvennymi sredstvami i ne vklyuchennymi v sostav pishchevykh ili biologicheski aktivnykh dobavok (na primere khimicheskogo veshchestva "gamma butirolakton") // Deyatel'nost' pravookhranitel'nykh organov i spetsial'nykh sluzhb v sfere bor'by s nezakonnym oborotom narkotikov: sostoyanie, problemy i perspektivy. SPb., 2009. 3. Fedorov A. V. Tendentsii razvitiya rossiyskoy antinarkoticheskoy politiki na sovremennom etape // Narkokontrol'. 2011. N 4. 4. Fedorov A. V. Protivodeystvie nezakonnomu oborotu narkoticheskikh sredstv, psikhotropnykh, sil'nodeystvuyushchikh i yadovitykh veshchestv: ugolovno-politicheskie, ugolovno-pravovye i mezhdunarodno-pravovye aspekty. Sbornik statey. M. 2011. 5. Shenderey A. E., Yukhman M. A. Problemnye voprosy normativno-pravovogo regulirovaniya vneshnetorgovogo oborota prekursorov narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv v Rossiyskoy Federatsii // Narkokontrol'. 2006. N 1. 6. Yukhman M. A., Karpov Ya. S., Penkin S. V., Zinov'ev V. V. Nauchno-prakticheskiy kommentariy otdel'nykh polozheniy zakonodatel'nykh aktov Rossiyskoy Federatsii v sfere oborota prekursorov narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv // Rossiyskiy sledovatel'. 2011. N 20.

Название документа