Больницы на больничном. Надзор за исполнением законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения

(Шамшина О. Г.)

("Прокурор", 2012, N 3)

Текст документа

БОЛЬНИЦЫ НА БОЛЬНИЧНОМ

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО

ВОПРОСЫ ТЕХНИЧЕСКОГО И САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ ЗДАНИЙ,

В КОТОРЫХ РАСПОЛОЖЕНЫ МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

О. Г. ШАМШИНА

Шамшина О. Г., начальник управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Проблемы защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь по-прежнему остаются актуальными. Конституцией Российской Федерации определено, что в России как социальном государстве каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Поэтому основной целью государственной политики в области здравоохранения в настоящее время является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение ее эффективности. Между тем система здравоохранения пока еще не обеспечивает достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество.

С учетом широкой географии российских регионов и неодинаковых экономических возможностей финансовое обеспечение учреждений здравоохранения имеет существенные различия, что снижает качество и объем медицинской помощи, а также гарантии равного доступа граждан к медицинским услугам.

Анализ практики прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения, а также законности расходования бюджетных средств, выделяемых на их содержание, строительство и ремонт, за период 2009 г. - I полугодие 2011 г. свидетельствует об остроте проблемы в указанной сфере.

Ситуация с содержанием учреждений здравоохранения остается крайне неудовлетворительной. Износ зданий муниципальных и областных лечебно-профилактических учреждений в большинстве субъектов Российской Федерации составляет около 70 процентов. Значительная часть объектов здравоохранения не соответствует требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и техническим нормам, нуждается в текущем и капитальном ремонте, обеспечении мебелью, хозяйственным инвентарем, расходными материалами и иными средствами, необходимыми для качественного оказания населению медицинской помощи, гарантированной ст. 41 Конституции Российской Федерации.

Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о многочисленных нарушениях законодательства в указанной сфере. Так, в ряде субъектов Российской Федерации здания лечебно-профилактических учреждений, в том числе стационаров психиатрического, инфекционного профиля, размещены на территории жилой застройки, в зеленой или пригородной зонах (Республика Хакасия, Краснодарский, Красноярский края, Курганская область и др.).

Повсеместно распространены факты несвоевременного проведения капитального и косметического ремонтов зданий медицинских учреждений. Так, прокуратурой Иристонского района города Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания по факту непроведения в течение 40 лет ремонта в здании родильного дома, нуждающемся в капитальном ремонте, замене кровли, всех коммуникаций, оконных рам, электропроводки, в адрес главы администрации г. Владикавказа внесено представление об устранении нарушений закона.

Одна из центральных районных больниц Республики Тыва размещена в помещениях ветхих зданий 1935 г. постройки, не имеющих сетей водоснабжения, канализации; детское соматическое отделение не оборудовано умывальниками и дозаторами с жидким мылом, растворами антисептиков, санитарная обработка пациентов проводится частично. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в суд предъявлено исковое заявление о понуждении устранить выявленные нарушения. В адрес главного врача учреждения здравоохранения и органа местного самоуправления внесены представления, в отношении главного врача больницы возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании).

Проведенной Арзамасской городской прокуратурой Нижегородской области проверкой противотуберкулезного диспансера установлено, что учреждение состоит из пяти функционирующих деревянных зданий 1917 г. постройки, которые находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. Территория диспансера не благоустроена, не имеет полного ограждения по периметру, контейнерная площадка не защищена от постороннего доступа, не имеет навеса. По фактам выявленных нарушений прокуратурой Нижегородской области в адрес заместителя губернатора области внесено представление.

Следует отметить, что практически во всех лечебно-профилактических учреждениях осуществляются сбор, обезвреживание, транспортировка, хранение и захоронение отходов различных классов опасности с нарушением установленных правил обращения с медицинскими отходами. Например, в одной из районных больниц Архангельской области ненадлежащим образом организованы сбор и утилизация отходов, их размещение осуществляется вблизи от пищеблока, на территории больницы отсутствуют корпусные контейнеры для сбора отходов.

В ряде лечебных учреждений отсутствуют водопровод, канализация, централизованное горячее водоснабжение, водонагревательные устройства, выявлены факты несоблюдения санитарных норм по отоплению, вентиляции, микроклимату, воздушной среде, освещению помещений (Краснодарский край, Курганская, Свердловская, Тверская области и др.). Так, в районной больнице, расположенной в Свердловской области, отсутствуют резервные водонагревательные устройства, умывальники в помещениях, требующих соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала; не проводится дезинфекционная обработка палат после выписки пациентов и др.

В лечебных учреждениях не соблюдаются нормы площади в больничных палатах на одного пациента (Краснодарский край, Архангельская, Курганская, Ростовская, Свердловская, Тверская области и др.). Так, по факту размещения в четырехместной палате дневного стационара районной больницы 14 коек Приморским межрайонным прокурором Архангельской области в адрес главного врача учреждения внесено представление.

При организации питания пациентов, находящихся в больницах, также допускаются нарушения санитарных требований. Хранение пищевых продуктов в лечебных учреждениях осуществляется с нарушением сроков и условий хранения.

Установлены факты нарушения требований по размещению и устройству операционных, зонированию внутренних помещений. В медицинских учреждениях Республики Хакасия, Алтайского края не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к организации специализированных отделений: реанимации, интенсивной терапии, детских, инфекционных и других.

В отдельных учреждениях здравоохранения существуют небезопасные и некомфортабельные условия пребывания граждан, зачастую их жизнь и здоровье находятся под угрозой. Остро стоит вопрос доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения медицинских учреждений. Так, по данным Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2011 г. насчитывается более 41 тыс. зданий, занимаемых учреждениями здравоохранения, из которых приспособлены для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения лишь 15,3 тыс. объектов, что составляет 40% от общего их числа.

Выявлены многочисленные случаи отсутствия в учреждениях здравоохранения автоматической пожарной сигнализации либо нахождения ее в неисправном состоянии, необеспечения помещений первичными средствами пожаротушения, системами оповещения людей о пожаре, наличия на их первых этажах глухих металлических решеток. Пути эвакуации людей при пожаре не предусмотрены либо закрыты на замки.

Основной причиной сложившейся ситуации является недостаточное финансирование медицинских учреждений. Например, бюджетные средства на содержание, строительство и ремонт учреждений здравоохранения в региональных и местных бюджетах органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не предусматриваются либо предусматриваются в недостаточном для их содержания объеме (Республики Дагестан, Северная Осетия - Алания, Пермский край, Владимирская, Курганская, Курская, Сахалинская, Свердловская, Тверская, Тюменская, Челябинская области и др.). Например, органами местного самоуправления г. Нягани Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в период с 2009 г. по настоящее время выделение бюджетных средств на текущий и капитальный ремонт помещений поликлиник и станции скорой медицинской помощи не планировалось и не производилось.

При этом прокурорами Республик Адыгея, Ингушетия, Пермского края, Астраханской области и других регионов вскрыты факты нецелевого расходования бюджетных средств, выделяемых на строительство, содержание и реконструкцию медицинских объектов, закупку необходимого оборудования. Так, в одной из районных больниц Алтайского края средства, поступившие на приобретение оборудования для оказания услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, были израсходованы на приобретение мебели.

Имелись случаи использования медицинскими учреждениями зданий, помещений не по целевому назначению (Республика Северная Осетия - Алания, Алтайский, Краснодарский края, Московская, Ростовская области и др.). Прокурором Иристонского района г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания установлен факт незаконной сдачи физическим лицам в аренду помещения детской поликлиники и размещения в нем парикмахерской. В отдельных случаях из-за непринятия главами муниципальных районов Республики Тыва мер к обеспечению жилыми помещениями медицинских работников лечебными учреждениями допускается использование служебных кабинетов больниц в качестве жилых помещений для персонала.

Обращают на себя внимание факты, когда в лечебных учреждениях вообще отсутствует необходимое медицинское оборудование. Так, в районной больнице в Приморском крае отсутствует жизненно важное оборудование: наркозно-дыхательная аппаратура, необходимая для искусственной вентиляции легких; кювез для выхаживания недоношенных детей. Аналогичные нарушения выявлены прокурорами Республик Адыгея, Алтай, Пермского края и др.

Установлены факты причинения пациентам смерти и вреда их здоровью в результате ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами учреждений здравоохранения. Так, в связи с аварийным отключением электроэнергии в больнице г. Барнаула Алтайского края и необеспечением руководством учреждения бесперебойного энергоснабжения больницы прекратилась работа аппаратов искусственной вентиляции легких, что повлекло смерть двух пациентов. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 293 УК РФ (халатность).

В ряде учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения не обеспечиваются безопасные условия труда медицинских работников. Допускаются нарушения правил по установке, размещению, эксплуатации физиотерапевтической аппаратуры, внутренней отделке помещений, использованию средств индивидуальной защиты персонала, организации рабочих мест персонала. Не соблюдаются санитарные требования и гигиенические нормативы, касающиеся условий труда медицинских работников.

Всего в сфере исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения, а также законности расходования бюджетных средств, выделяемых на их содержание, строительство и ремонт, органами прокуратуры в указанный период выявлено более 73 тыс. нарушений законодательства. В целях их устранения принесено 372 протеста, внесено более 10 тыс. представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых более 6 тыс. должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, объявлено 516 предостережений о недопустимости нарушения закона, в суды предъявлено более 3,7 тыс. исков и заявлений, возбуждено более 6,6 тыс. дел об административных правонарушениях, направлено 119 материалов в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

Несмотря на принятые меры, прокурорам следует помнить п. 7.1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", согласно которому им предписано акцентировать внимание на защите конституционных прав граждан, в том числе на охране здоровья и медицинской помощи, что невозможно без надлежащего технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения.

Поэтому в целях эффективного и действенного прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения, а также законности расходования бюджетных средств, выделяемых на их содержание, строительство и ремонт, необходимо не только своевременно реагировать на выявленные нарушения закона, используя все предоставленные прокурорам полномочия, но и обращать внимание на исполнение законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями здравоохранения при осуществлении ими финансирования, содержания, строительства и ремонта зданий государственных и муниципальных медицинских учреждений.

Ведь всем известно, что в настоящее время система здравоохранения модернизируется по всем направлениям. В связи с этим принят ряд основополагающих нормативных правовых актов. К примеру, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 января 2012 г., определяет не только правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина в сфере здравоохранения и гарантии реализации этих прав, но также и полномочия и ответственность федеральных, региональных и местных органов власти; права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан.

В соответствии с положениями Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2011 г., изменена структура управления системой медицинского страхования. Установлен единый страховщик - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, поэтому с 1 января 2012 г. все медицинские взносы перечисляются в ФФОМС. Законом устанавливаются система договоров об обязательном медицинском страховании и механизм осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам.

Помимо этого, предусматривается выделение средств обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь.

Поэтому прокурорам необходимо усилить надзор за исполнением бюджетного законодательства при расходовании бюджетных средств, выделяемых на модернизацию системы здравоохранения, обращая внимание на их целевое использование и своевременное доведение до конечных получателей. Одновременно следует сделать акцент на надзоре за исполнением законодательства в деятельности контролирующих органов, на полноте и эффективности использования ими контрольных (надзорных) функций, своевременности мер, направленных на выявление и устранение нарушений закона.

Представляется, что активная позиция органов прокуратуры Российской Федерации не только позволит добиться улучшения состояния законности при расходовании бюджетных средств, выделяемых на содержание, строительство и ремонт зданий медицинских учреждений, но и обеспечит гражданам доступность и качество медицинской помощи.

Название документа