Основные направления и виды обеспечения готовности сил и средств органов и подразделений МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах социально-политического и криминального характера

(Громов М. А., Федореев Э. Г.) ("Российский следователь", 2012, N 15) Текст документа

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ СИЛ И СРЕДСТВ ОРГАНОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ К ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО И КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА <*>

М. А. ГРОМОВ, Э. Г. ФЕДОРЕЕВ

Громов Михаил Алексеевич, профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор.

Федореев Эдуард Геннадьевич, соискатель Псковского юридического института ФСИН России.

В статье рассматриваются основные направления и виды обеспечения готовности сил и средств органов и подразделений МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, в том числе нормативно-правовой, организационной, функциональной, алгоритмической, профессиональной, морально-психологической, ресурсной, служебно-боевой.

Ключевые слова: готовность, обеспечение готовности, чрезвычайные обстоятельства, виды и основные направления обеспечения готовности, особые условия.

The article considers main directions and kinds of the provision of the preparedness of the forces and sources of the bodies and subdivisions of the Russian Interior Ministry to activities in emergencies including: legal, organization, functional, algorithmic, professional, moral and psychological, resource, service and combat ones.

Key words: preparedness, provision of the preparedness, emergencies, kinds and main directions of the provision of the preparedness, special conditions.

Среди основных направлений обеспечения готовности органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях целесообразно назвать: - правовую обеспеченность действий сил и средств органов и подразделений МВД России в указанных чрезвычайных обстоятельствах; - наличие и реальность оперативных планов; - обеспечение готовности личного состава (обучение сотрудников и военнослужащих, выработка у них психологической, морально-волевой устойчивости, слаживание элементов группировки сил и средств, а также органов управления, знание законов и иных нормативных правовых актов, умение сотрудников пользоваться специальной техникой, средствами индивидуальной защиты и активной обороны, оружием, выработка умений и навыков в принятии оперативных решений в чрезвычайной обстановке); - всестороннее ресурсное обеспечение; - организационную готовность системы управления (органы управления (оперативные штабы), пункты управления, средства управления (средства связи, системы автоматизированного управления, электронная и организационная техника), система связи); - организационную готовность взаимодействия (внутреннего и внешнего); - организационную готовность информационного обеспечения. Необходимо различать на содержательном уровне схожие понятия. Готовность органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях - это нормативно-правовое, функциональное, организационное, профессиональное, морально-психологическое состояние сил, а также их материально-техническая оснащенность, при которых все готово для эффективного и результативного выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач в определенное время и в обозначенном месте. Среди основных видов готовности органов внутренних дел целесообразно выделить и рассмотреть нормативно-правовую, организационную, функциональную, алгоритмическую (поэтапно-временную), профессиональную, морально-психологическую, материально-техническую (ресурсную), служебно-боевую готовности. Нормативно-правовая готовность - это своевременно разработанная и изученная сотрудниками и военнослужащими совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих (обеспечивающих) организацию деятельности органов и подразделений МВД России в особых условиях. Организационная готовность - это своевременное, качественное и полное организационное обеспечение выполняемых задач и функций в особых условиях. Показателями организационной готовности являются: - реальный оперативный план; - сформированная система управления; - наличие органа оперативного управления (центра оперативного управления, оперативного штаба, объединенного оперативного штаба, группы управления); - наличие пунктов управления (вспомогательного, запасного, передвижного); - наличие и поддержание в готовности средств связи; - расчетные данные по выделенным силам и средствам; - алгоритмы действий должностных лиц; - наличие необходимых функциональных групп в составе группировки; - назначение руководителя группировки, старших функциональных групп. Функциональная готовность - это способность и возможность профессионального выполнения конкретной работы (действий, технологических операций) специалистами на конкретной территории и в определенное время. Показатели функциональной готовности: сотрудники знают обязанности и права, экипированы, обучены, подготовлены к выполнению задач и функций в конкретной обстановке; функциональные группы сформированы специалистами, обеспечены материально и технически, определена направленность их действий; органы оперативного управления укомплектованы специалистами, развернуты пункты управления; группировки количественно и качественно укомплектованы, своевременно прибыли на исходные рубежи, материально и технически обеспечены, сотрудники обустроены. Алгоритмическая (поэтапно-временная) готовность - это профессиональное выполнение функций (действий, работы) по всей временной и организационной цепочке в период возникновения и развития чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций от получения информации об их возникновении, подготовки замысла решения (предполагаемых действий) до его реализации - успешного завершения специальных мероприятий (операций). Показатели алгоритмической готовности: определены целевые установки, задачи и функции; сформированы функциональные группы, объединенные в группировку сил и средств; создана система управления (органы оперативного управления, пункты управления, средства управления); осуществлено планирование действий; организовано взаимодействие; определены полномочия старшего оперативного начальника и других руководителей; определены алгоритмы действий должностных лиц на каждом этапе возникновения и развития чрезвычайных обстоятельств. Профессиональная готовность - это профессиональный отбор в спецподразделения и обученность сотрудников и военнослужащих специальным приемам и навыкам действий в особых условиях в рамках выполняемых задач и функций, в том числе владение оружием, боевой техникой, специальными средствами, средствами индивидуальной защиты и активной обороны, приемами борьбы, средствами связи, вычислительной техникой. Морально-психологическая готовность - это психофизиологическое и морально-волевое состояние сотрудников, приобретенное в процессе практической деятельности в особых условиях, а также в результате профессиональной подготовки с моделированием действий в чрезвычайной обстановке, приближенной к реальным условиям (например, стрельба, взрывы, светошумовые эффекты, задымление, загорание). Морально-психологическая готовность подтверждается тем, что сотрудники прошли проверку на профессиональную пригодность и специальную подготовку, имели личный опыт действий в особых условиях, уверенно выполняют поставленные задачи на специальных занятиях. Материально-техническая готовность достигается обеспеченностью сотрудников всем необходимым для выполнения задач и функций в особых условиях как в местах постоянной дислокации, так и в отрыве от мест постоянной дислокации. Это: расквартирование; питание; медицинское обеспечение; количественное и качественное обеспечение специальными средствами, оружием и боеприпасами, транспортными средствами и средствами связи; обеспечение предметами первой необходимости. Служебно-боевая готовность к действиям при чрезвычайных обстоятельствах определяется: - наличием и реальностью мобилизационных планов; - положительными оценками в огневой и физической подготовке; - умением сотрудников владеть оружием, специальной техникой, средствами индивидуальной защиты и активной обороны; - знанием сотрудниками нормативных правовых актов по применению специальных средств и оружия; - надлежащим материально-техническим обеспечением; - наличием функционального состояния транспорта, вооружения, средств связи, специальных и других средств для действий в особых условиях. Среди количественных показателей готовности группировки сил и средств органов внутренних дел целесообразно назвать: выделение сотрудников в состав функциональных групп группировки в количестве, достаточном для выполнения задач и функций; обеспечение группировки необходимым количеством оружия, боеприпасов, боевой техники, специальных средств, средств связи для выполнения задач и функций. Качественные показатели готовности группировки сил и средств органов внутренних дел: в состав функциональных групп группировки направлены специалисты, профессионалы, обученные и экипированные всем необходимым; руководители групп и группировки имеют опыт руководства в конкретных чрезвычайных обстоятельствах, вызывающих особые условия; ресурсное обеспечение - полное и качественное. Основными формами и методами обеспечения готовности органов и подразделений МВД России (функциональных групп, органов оперативного управления, группировки сил и средств в целом) являются: - подготовка (корректировка) оперативных планов; - подготовка сотрудников (служебные занятия, инструктажи, психологические тренинги); - слаживание функциональных групп; - проведение штабных тренировок, командно-штабных учений, тактико-специальных учений, оперативных игр; - организация системы управления (формирование органов оперативного управления, создание пунктов управления, установление коммуникационных средств связи и управления); - отработка алгоритмов действий должностных лиц в особых условиях деятельности; - организация информационного обеспечения; - организация взаимодействия; - отработка схем оповещения сотрудников по сигналам и сбора личного состава. Основными направлениями обеспечения готовности сотрудников к действиям в особых условиях являются: - изучение оперативного плана; - изучение законодательных и иных нормативных правовых актов; - отработка действий в составе функциональных групп; - участие в слаживании действий функциональных групп группировки; - отработка системы оповещения и сбора личного состава; - отработка вопросов взаимодействия; - обучение на практических занятиях, тактикоспециальных учениях, оперативных играх, штабных тренировках, командно-штабных учениях действиям в особых условиях. Состояние готовности целесообразно проверять способом всестороннего изучения возможностей сил и средств органов и подразделений МВД России действовать в условиях чрезвычайных обстоятельств на основании разработанных планов, а также в ходе проведения командно-штабных учений, тактико-специальных занятий и тренировок.

Название документа