Применение огнестрельного оружия как признак массовых беспорядков

(Багмет А. М.) ("Российский следователь", 2012, N 15) Текст документа

ПРИМЕНЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ КАК ПРИЗНАК МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ <*>

А. М. БАГМЕТ

Багмет Анатолий Михайлович, директор Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В статье исследуется проблема включения в характеристику массовых беспорядков критерия применения огнестрельного оружия. Автор указывает на несовершенство соответствующей нормы Уголовного кодекса и предлагает расширить перечень критериев, которые образуют правовое понятие массовых беспорядков.

Ключевые слова: Уголовный кодекс, массовые беспорядки, огнестрельное оружие.

The article examines problem of inclusion of the criterion of usage of the firearms in characteristic of the mass riots. The author points out the imperfection of the relevant rule of the Criminal code and offers to expand list of criteria, which compile the legal notion of the mass riots.

Key words: Criminal code, mass riots, firearms.

Если исходить из буквального толкования уголовно-правового законодательства, то одним из составных признаков массовых беспорядков является применение огнестрельного оружия (ч. 1 ст. 212 УК РФ). Устанавливая признак "применение огнестрельного оружия" при массовых беспорядках, законодатель, надо полагать, имел в виду: во-первых, использование этих предметов по своему прямому назначению (убийство, умышленное причинение вреда здоровью гражданам); во-вторых, угрозу их использования, когда она реальна и действительна, то есть имеются все основания полагать, что данные предметы будут применены. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об оружии" <1> (далее - Закон об оружии) под "огнестрельным оружием" понимается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 13 дек. 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (в ред. от 06.12.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 51. Ст. 5681.

Признаками огнестрельного оружия являются <2>: -------------------------------- <2> Скворцов С. М., Шелковникова Е. Д. Федеральный закон "Об оружии": коммент. / Под ред. В. Я. Кикотя. М., 2001. С. 8 - 10.

- конструктивная предназначенность, выражающаяся через основную цель создания устройства - механическое поражение цели, под которой понимается временное или постоянное (вплоть до прекращения существования) нарушение целостности объекта или его функционирования (разрывы, деформации, проломы, сотрясения, расколы и т. п.); - дистанционность поражения (хотя в Законе об оружии нет указаний о расстоянии, при котором поражение снарядом, выпущенным из оружия, может служить основанием для причисления его к таковому, надо полагать, что оно должно быть значительным); - направленность движения снаряда; - энергетическая обеспеченность за счет порохового или иного заряда (энергия, сообщаемая снаряду огнестрельного оружия пороховым или иным зарядом, должна быть достаточна для дистанционного поражающего воздействия на цель). В соответствии со ст. 2 Закона об оружии оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное оружие. В соответствии со ст. 3 Закона об оружии к "гражданскому оружию" относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, занятий спортом и охоты. Оружие самообороны это огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия, либо огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического, газового или светозвукового действия. Под "огнестрельным оружием ограниченного поражения" понимается короткоствольное или бесствольное оружие, предназначенное для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предназначенное для причинения смерти человеку (ст. 1 Закона об оружии). Спортивное оружие это огнестрельное оружие с нарезным стволом либо гладкоствольное. В свою очередь, охотничье оружие подразделяется на огнестрельное длинноствольное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм; огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами. В соответствии со ст. 4 Закона об оружии к "служебному оружию" относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия. В соответствии со ст. 5 Закона об оружии к "боевому ручному стрелковому оружию" относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ на вооружение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по контролю и надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, а также изготавливаемое для поставок в иностранные государства в порядке, установленном Правительством РФ. Под "ручным оружием" понимается оружие, перемещаемое, обслуживаемое и применяемое одним человеком без помощи каких-либо дополнительных устройств. Тем самым согласно действующему законодательству признак массовых беспорядков образует только применение именно огнестрельного оружия, что, на наш взгляд, приводит к уменьшению условий наступления ответственности за организацию беспорядков и участие в них. Подобное решение законодателя вызывает недоумение. Разве лица, участвующие в массовых беспорядках, не могут применить газовое, пневматическое оружие, электрошоковые устройства и искровые разрядники? Или они не могут быть вооружены, например, ножами, кастетами? В соответствии с Законом об оружии под "холодным оружием" понимается оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения; к "метательному оружию" относится оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства; под "пневматическим оружием" понимается оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа; наконец, "газовое оружие" это оружие, предназначенное для временного химического поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ. Под "электрошоковыми устройствами" понимается оружие, используемое в целях самообороны путем контактного электрического воздействия, действие которого основано на генерировании электрических импульсов <3>. -------------------------------- <3> Сальников В. П., Сильников М. В. Боевое и служебное электрошоковое оружие: Учеб. пособие. СПб., 2001. С. 22.

Любым из указанных видов "неогнестрельного" оружия можно причинить вред здоровью и даже лишить человека жизни. На наш взгляд, при массовых беспорядках должно быть учтено применение любого оружия, то есть устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели (ст. 1 Закона об оружии). Законодателем в указанных преступлениях не рассмотрено применение боеприпасов. Возможно, подразумевалось, что применение боеприпасов при массовых беспорядках охватывается понятием "применение огнестрельного оружия", то есть имелись в виду патроны к огнестрельному оружию. Однако известно, например, что ручные гранаты относятся к боеприпасам. В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" <4> под "боеприпасами" понимаются предметы вооружения и метаемое снаряжение как отечественного, так и иностранного производства, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный или вышибной заряды либо их сочетание, к которым относятся ручные гранаты. -------------------------------- <4> Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. 2002. N 5. С. 2.

А как расценить действия лиц, которые в ходе массовых беспорядков бросают поджигающие устройства, например, стеклянные бутылки с горючей смесью ("коктейли Молотова") не обязательно с целью причинения вреда гражданам или повреждения чужого имущества, а именно с целью возбуждения толпы и усиления хаоса? Опять же неясно, как квалифицировать деяния лиц, которые в ходе беспорядков применяли предметы, не относящиеся к оружию: камни, палки, обрезки арматуры, цепи, горлышки разбитых стеклянных бутылок и т. п. Уравнивать их ответственность с лицами, которые наносили потерпевшим удары только руками? Разве не повышается опасность этих лиц по сравнению с другими? С нашей точки зрения, применение предметов, используемых в качестве оружия, необходимо отнести к одному из признаков массовых беспорядков. К этим предметам, используемым в качестве оружия при массовых беспорядках, должны быть отнесены предметы, способные по своим свойствам заменить оружие (например, топор, ломик, кухонный нож, ракетница); предназначенные для временного поражения цели (например, аэрозольные устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами); специально изготовленные или приспособленные для нанесения телесных повреждений; взятые на месте преступления. Таким образом, рассматриваемый признак массовых беспорядков необходимо изложить в следующей редакции: "применение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, либо предметов, используемых в качестве оружия".

Название документа