К вопросу о характеристике механизма обеспечения государственной безопасности Российской Федерации

(Сипок Р. П.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2012, N 6) Текст документа

К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРИСТИКЕ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

Р. П. СИПОК

Сипок Роман Павлович, доцент кафедры истории, культурологии, социологии и права ФГБОУ ВПО "Челябинский государственный педагогический университет", кандидат юридических наук.

Статья раскрывает основные элементы механизма обеспечения государственной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: безопасность, механизм, обеспечение, государство.

The article reveals the basic elements of a mechanism to ensure national security of the Russian Federation.

Key words: security, mechanism, ensuring, state.

Сформированная на основе Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти государственная политика в сфере безопасности реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности всех органов государственной власти, общественных объединений и граждан. Множественность направлений деятельности по обеспечению государственной безопасности, значительное количество субъектов, задействованных в этом процессе, вызывает необходимость вести речь о механизме обеспечения государственной безопасности. Следует отметить, что Закон "О безопасности" (ст. 8) <1> не содержит категории "механизм обеспечения безопасности" и упоминает о системе безопасности, относя к ней органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Полагаем, в данном случае законодатель, по сути, перечисляет основные составляющие механизма обеспечения государственной безопасности. В то же время нельзя не учитывать того обстоятельства, что на общественные организации (объединения) и граждан функционально обязанности по обеспечению безопасности не возлагаются: они могут принимать участие в обеспечении безопасности, без их участия практически невозможно на должном уровне решать эти вопросы, но в их непосредственные функции это не входит, что и предопределяет положение ст. 2 Закона "О безопасности", определяющее основным субъектом обеспечения безопасности государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти <2>. Из этого законодательного положения следует еще один вывод - механизм обеспечения безопасности должен рассматриваться через призму деятельности государственных органов, поскольку государство, являясь субъектом обеспечения государственной безопасности, выступает ее гарантом и осуществляет основные функции организации и руководства данной сферой деятельности. -------------------------------- <1> О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. (с изм. и доп. от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 769. <2> О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. (с изм. и доп. от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 769.

Обеспечение безопасности является одной из главных задач, но, как подчеркивает В. А. Батюшенков, не функций любого государства. Также, отмечает В. А. Батюшенков, нельзя считать обеспечение безопасности целью государства, так как под целью следует понимать основные приоритеты, ориентиры, к которым должно стремиться общество, сообразно с которыми народ строит свою государственность, они должны быть четко закреплены в Основном Законе страны <3>. В Конституции РФ цели государства прописаны в ст. 1, 2 и 7, в которых обозначены для России идеалы построения демократического, правового, социального государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В. А. Батюшенков обращает внимание, что, в отличие от прежних конституций, ныне действующая не определяет задачи нашего государства, что вряд ли оправданно <4>. -------------------------------- <3> Батюшенков В. А. Конституционная ответственность в сфере обеспечения национальной безопасности России: Дис. ... к. ю.н. М., 2004. С. 57. <4> Там же. С. 57.

Обеспечение безопасности следует считать задачей государства, которая носит всеобъемлющий характер и требует для своего решения (достижения) проведения комплекса мероприятий в различных сферах деятельности государства. При этом в силу широты и всеохватывающего характера задачи по обеспечению безопасности ее решению служат практически все функции государства, среди которых можно выделить экономическую, социальную, экологическую, развития культуры, науки, образования, обороны, интеграции в мировую экономику, сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. Полагаем, механизм обеспечения государственной безопасности может пониматься в узком и в широком смысле. В узком смысле под ним понимается система государственных органов, с помощью которых обеспечивается устранение или нейтрализация угроз национально-государственным интересам страны и самому ее существованию, защищаются права и свободы человека, материальные и духовные ценности общества. Это определение основывается на понятии механизма государства и характеризует механизм обеспечения государственной безопасности как единство организационно оформленных государством специальных органов, которые в соответствии с интересами человека, общества и государства решают задачи обеспечения безопасности страны и в этих целях осуществляют в строго определенных формах государственное руководство и практически реализуют в своей деятельности функции обеспечения безопасности. Другими словами, механизм обеспечения государственной безопасности в данном случае сводится к совокупности органов государства, реализующих основные направления деятельности по обеспечению безопасности. В широком смысле под механизмом обеспечения государственной безопасности понимается совокупность органов, сил и средств, а также принципов их деятельности, обеспечивающих безопасность Российской Федерации. В механизме обеспечения государственной безопасности можно выделить нормативную составляющую, институциональную составляющую, субъектную составляющую, организационную составляющую, объединяющую формы и методы осуществления деятельности органов безопасности, а также принципы обеспечения безопасности и гарантии безопасности. Нормативная составляющая механизма обеспечения государственной безопасности включает федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, решения Совета Безопасности Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, федеральные программы в области государственной и национальной безопасности. Закон Российской Федерации "О безопасности" от 5 марта 1992 г. закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. Как верно отмечается в литературе, особенностью данного Закона является то, что государственно-правовые начала пронизывают все три "блока" - личность, общество, государство при главенствующей роли государства, поскольку только государство может определять приоритеты, соотношения различных видов безопасности, цели, исходя из государственных интересов <5>. -------------------------------- <5> Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации: Научно-практическое пособие. М., 2005. С. 23.

В основе функционирования системы обеспечения безопасности Российской Федерации лежит также Концепция национальной безопасности Российской Федерации, отражающая совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения национальной безопасности, характер внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера для национальной безопасности страны. В Концепции сформулированы важнейшие направления и принципы государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, она является основой при государственном планировании и строительстве, разработке концептуальных, программных и организационных документов в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Стратегия безопасности должна базироваться на Конституции РФ, федеральном законодательстве и в том числе Концепции национальной безопасности и представлять собой среднесрочную (5 - 10 лет) программу действий по обеспечению безопасности Российской Федерации, а также по соответствующим силам, средствам и ресурсам. Политика государственной безопасности должна включать комплекс текущих мероприятий, осуществляемых в рамках системы обеспечения безопасности Российской Федерации и направленных на решение конкретных задач по реализации национальных интересов и целей России, парированию угроз в международной, военной, экономической, социальной, информационной, экологической и других сферах жизнедеятельности личности, общества и государства. Главной целью обеспечения безопасности Российской Федерации является создание и поддержание такого экономического, политического, международного и военно-стратегического положения страны, которое создавало бы благоприятные условия для развития личности, российских народов, всего многонационального российского общества и государства и исключало опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовать национальные интересы России на международной арене. Следовательно, обеспечение государственной безопасности должно быть ориентировано не только на предотвращение угроз, но и на осуществление комплекса мер по развитию и укреплению прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, защите конституционного строя, обеспечению суверенитета и территориальной целостности государства. При этом необходимо исходить из того, что главным приоритетом деятельности Российского государства должно стать повышение качества жизни его граждан как важнейшей цели национального развития, предопределяющей собою как национальные интересы, так и всю общероссийскую национальную идеологию. На основе Концепции, Стратегии и политики безопасности и во взаимосвязи с ними должны разрабатываться военная доктрина, концепция внешней политики, концепция военного строительства, концепции и стратегии экономической, информационной, экологической и других видов безопасности. Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов. При этом необходимо исключить возможность любого государства либо союза государств путем экономического, политического, военного, информационного либо других видов воздействия ослабить роль и значение Российской Федерации как субъекта международных отношений, дестабилизировать ее внутреннее развитие, нанести ущерб ее национальным интересам. Субъектная составляющая механизма обеспечения государственной безопасности представляет собой перечень тех лиц и органов, которые, согласно законодательству, задействованы в обеспечении безопасности Российской Федерации. Обеспечение безопасности представляет собой деятельность государства, общества в целом и каждого гражданина в отдельности, направленную в первую очередь на защиту и обеспечение государственных и национальных интересов России. К субъектам правоотношений в сфере безопасности относятся государство, органы государственной власти, граждане и общественные организации и объединения. Причем специфика таких правоотношений заключается в том, что государственный орган всегда выступает в этих отношениях обязательной стороной. Исходя из этого, Закон Российской Федерации "О безопасности" рассматривает государство основным субъектом обеспечения безопасности личности, общества и государства. Государство, действуя через органы законодательной, исполнительной и судебной властей, обеспечивает безопасность граждан на территории Российской Федерации и за ее пределами. Государство также обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. Субъектами обеспечения безопасности являются также граждане, общественные и иные организации и объединения, обладающие правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, принятым в пределах их компетенции в данной сфере. Таким образом, субъектами безопасности являются не личность, общество и государство, а конкретные органы государства, физические и юридические лица - граждане, организации, объединения. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона, единая система безопасности действует для этих субъектов независимо от форм собственности, на основе единой государственной политики в области обеспечения безопасности. По мнению В. Г. Вишнякова, под влиянием либеральных идей в законе допускается смешение понятий: "государство обеспечивает безопасность граждан, общественных и иных организаций и объединений и одновременно выстраивается другой ряд - безопасность личности, общества и государства" <6>. Далее автор отмечает, что система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, реализуется государством на основе единой государственной политики (ст. 4 Закона), но понятие "государственная безопасность" не выступает в Законе как родовое понятие, а трансформируется согласно Закону в один из видов безопасности - экономической, общественной и т. д. Личность, общество и государство становятся субъектами системы безопасности Российской Федерации, иными словами - Российского государства <7>. -------------------------------- <6> Там же. С. 25. <7> Там же. С. 25.

Государственно-правовая (институциональная) составляющая включает в себя силы, средства и органы обеспечения безопасности. В целом, характеризуя роль государства в процессе обеспечения безопасности, необходимо отметить, что, во-первых, система государственной власти, являясь частью общества в целом, в значительной степени открыта для него и подвержена тем негативным процессам, которые в нем происходят и которые одновременно во многом являются результатом проводимой государством политики. Другими словами, государство выступает как субъектом обеспечения безопасности, так и объектом этого процесса; во-вторых, если роль органов государственной власти и управления достаточно четко определена при противодействии внешним источникам угрозы государству, то при обострении обстановки внутри страны их действия зависят от того, какая структура ответственна за дестабилизацию ситуации - государственная или противостоящая ей. Такого рода обособление власти от общества как части от целого служит источником усиления противоречий между властью и обществом, между властью и личностью.

Название документа