О целесообразности доработки системы показателей оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России в условиях Всемирной торговой организации

(Козловский А. Ю.) ("Таможенное дело", 2013, N 4) Текст документа

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ДОРАБОТКИ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

А. Ю. КОЗЛОВСКИЙ

Козловский Александр Юрьевич, профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Института правоохранительной деятельности Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент.

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и формирование принципиально нового национального законодательства создают исключительно новые условия, в которых таможенные органы (ТО) Российской Федерации (РФ) осуществляют оперативно-розыскную деятельность (ОРД). В этих условиях основными задачами ОРД ТО должны стать обеспечение экономической безопасности страны в таможенной сфере и таможенная защита российской экономики. Статья посвящена проблемам доработки системы показателей оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность таможенных органов, ВТО, таможенное дело, ОРД, административные правонарушения в области таможенного дела.

On feasibility of adaptation of the system of factors of operative-search subdivisions of the customs agencies in Russia in conditions of the World trade organization A. Yu. Kozlovskij

Kozlovskij Aleksandr Yur'evich, professor of the Chair of Operative-Search Activities of the Institute of Law-Enforcement Activities at the Russian Customs Academy, candidate of juridical sciences, assistant professor.

Russia's accession to the WTO and formation of a principally new national legislation create absolutely new conditions where the customs agencies of the Russian Federation execute operative-search activities. In these conditions the main tasks of the operative-search activities of the customs agencies shall be ensuring of economic security of the state in the customs sphere and customs protection of the Russian economy. The article concerns the problems of adaptation of the system of factors of operative-search subdivisions of the customs agencies of Russia.

Key words: operative-search activities of customs agencies, WTO, customs affairs, operative-search activities, administrative legal violations in the sphere of customs affairs.

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и формирование принципиально нового национального законодательства <1> создают исключительно новые условия, в которых таможенные органы (ТО) Российской Федерации (РФ) осуществляют оперативно-розыскную деятельность (ОРД). В этих условиях основными задачами ОРД ТО должны стать обеспечение экономической безопасности страны в таможенной сфере и таможенная защита российской экономики <2>. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 7 дек. 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в статью 104.2 Уголовного кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс". <2> Козловский А. Ю. Возможные направления осуществления оперативно-розыскной деятельности по обеспечению экономической безопасности России в сфере таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2012. N 1. С. 46 - 53; Он же. О возможных направлениях использования оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России в условиях формирования Евразийского экономического пространства и вступления во Всемирную торговую организацию // Таможенное дело. 2012. N 2. С. 2 - 7 и др.

С учетом изложенного система итоговых показателей ОРП ТО России требует корректировки. В настоящее время она ориентирована на т. н. палочную систему, связанную с учетом количества раскрытых относящихся к их компетенции преступлений, стоимости товаров, веса наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, прекурсоров, изъятых в процессе пресечения и расследования преступлений, количества отработанных документов по международным запросам и т. д. <3>. -------------------------------- <3> Таможенная служба Российской Федерации в 2004 - 2011 гг.: Справ. материалы к заседанию коллегий ФТС России 2005 - 2012 гг.

Это позволяет сделать вывод, что реальные возможности ОРД ТО на современном этапе используются не в полном объеме, а система их "показателей" требует доработки, т. к. ТО России, как и другие субъекты ОРД, правомочны добывать информацию о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу экономической безопасности РФ, и устанавливать имущество, подлежащее конфискации <4>. -------------------------------- <4> Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности". Ст. 2. Ч. 3 и 4 // СПС "КонсультантПлюс".

Анализ ведомственных нормативных актов, регламентирующих деятельность ТО РФ, показывает, что наряду с изложенными выше отдельные экономические показатели работы ОРП ТО в настоящее время учитываются <5>. В частности, наличие показателя "Доля ввезенных на таможенную территорию РФ товаров, по которым ТО России приняты меры по устранению нарушений законодательства РФ в общем количестве ввезенных товаров" показывает результат осуществления мер по противодействию латентной преступности. В 2009 г. данный показатель составил 2,89% от общей стоимости товаров, оформленных в таможенном режиме (процедуре) выпуска для внутреннего потребления (4262,4 млн. долл. США), в 2010 г. - 2,78% (5611,174 млн. долл. США), а за 9 месяцев 2011 г. - 2,04% (3898 млн. долл. США) <6>. -------------------------------- <5> Приказ ФТС России от 26 июня 2009 г. N 1193 "Об утверждении Методик расчета показателей эффективности деятельности ФТС России и Методики расчета степени достижения критериев оценки эффективности деятельности таможенных органов" // СПС "КонсультантПлюс". <6> Выдержки из отчетов Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России за 2009 - 2010 гг. и отчета за 9 месяцев 2011 г. // СПС "КонсультантПлюс".

Российское законодательство в числе основных критериев оценки работы ТО наряду с эффективностью противодействия преступлениям и административным правонарушениям (АП) определяет скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ, сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций, а также своевременность и полноту поступления таможенных платежей <7>. -------------------------------- <7> Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27 нояб. 2010 г. N 311-ФЗ. Ст. 18. Ч. 1 // СПС "КонсультантПлюс".

Учитывая изложенное, перечень экономических показателей работы ОРП ТО должен быть существенно расширен, прежде всего, путем включения в него результатов новых направлений ОРД российской таможенной службы в условиях ВТО. Так, наряду с имеющимися целесообразно ввести новые показатели деятельности ОРП ТО, которые позволят определить т. н. экономический эффект от поступивших и реализованных ими оперативно-розыскных материалов. Практика ТО РФ по противодействию АП в сфере таможенного дела показывает, что деятельность их ОРП вносит существенный вклад в обеспечение полноты поступления денежных средств в федеральный бюджет. Например, общая сумма назначенных наказаний по делам об АП, возбужденным ТО, в 2009 г. составила более 131,8 млрд. руб. (около 4% от суммы таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет), а в 2010 г. - более 150,7 млрд. руб. (около 3,5% от суммы таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет). Значительная часть пресеченных противоправных деяний, по которым впоследствии возбуждались дела об АП, первично попадала в поле зрения ОРП ТО в процессе осуществления оперативного поиска преступлений <8>. -------------------------------- <8> Таможенная служба Российской Федерации в 2009 году: Справ. материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2010. С. 4; Таможенная служба Российской Федерации в 2010 году: Справ. материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2011. С. 46; Козловский А. Ю. О сыскной (оперативно-розыскной) деятельности отечественных таможенных органов и возможностях ее изучения с позиций сыскологии // Оперативник (сыщик). 2011. N 2. С. 35 - 41 и др.

Анализ алгоритма деятельности ТО по выявлению и пресечению противоправных деяний в сфере таможенного дела и судебной системы по рассмотрению дел, связанных с конфискацией имущества, показывает, что задача по установлению имущества, подлежащего конфискации, должна решаться ТО одновременно с выявлением противоправного деяния, т. к. в противном случае конфисковать будет нечего - товар, ввезенный в Россию с нарушением таможенных правил, будет вывезен из России, спрятан или реализован добросовестному приобретателю. Наряду с этим т. н. экономический эффект может быть достигнут при реализации взаимодействующими правоохранительными органами России и зарубежных государств оперативно-розыскной информации, полученной ТО РФ, причем здесь не обязательно речь идет о преступлениях в сфере таможенного дела. Основным условием эффективности деятельности ОРП ТО и достигнутого результата по обеспечению экономической безопасности страны и защиты отечественной экономики в данном случае могут считаться оценочные суммы контрафактных товаров, имеющих иностранную маркировку, в т. ч. произведенных в РФ, денежные средства, выведенные из теневого оборота вследствие вскрытого ими преступления, и т. д. В перечне экономических показателей ОРП ТО должны найти свое место результаты работы этих подразделений по созданию условий для полноты собирания таможенных платежей и поступления иных финансовых средств в бюджет страны в процессе: - контроля после выпуска товаров, в т. ч. при таможенной проверке <9>; -------------------------------- <9> Козловский А. Ю. О направлениях совершенствования оперативно-розыскной деятельности таможенных органов России в условиях Таможенного союза // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. N 12. С. 90 - 94; Он же. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов России в системе контроля после выпуска товаров в условиях Таможенного союза // Вестник Российской таможенной академии. 2011. N 3. С. 79 - 85; Он же. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов России в условиях Таможенного союза: перспективы совершенствования // Право: история, теория, практика: Сб. ст. и материалов. Вып. 5. Брянск: РИО Брянс. гос. ун-та им. Петровского, 2011. С. 149 - 158 и др.

- выявления новых противоправных схем ухода от уплаты таможенных платежей в связи с введением конкретных тарифных ставок на отдельные товары, запретов и ограничений, а также определения последствий введения проектируемых ставок таможенных пошлин; - наведения справок о лицах (физических, юридических), в отношении которых проводится специальное расследование по поручению Правительства РФ для решения вопроса о введении специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара, а также при проверке поступившей конфиденциальной информации; - оперативной проверки финансовой состоятельности претендентов на получение исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; - оперативной проверки сведений о соответствии данных, поступивших в ТО, о конкретных видах товаров, ввезенных в РФ через таможенную границу Таможенного союза (госграницу РФ) при принятии решений о целесообразности введения количественных ограничений на конкретные виды товаров; - оперативного сопровождения мониторинга выполнения договоров международного лизинга и проверки соответствия сведений, представляемых лизингодателем и (или) лизингополучателем, в целях полноты собираемости платежей; - добывания сведений о противоправных способах противодействия мерам экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности, и др. <10>. -------------------------------- <10> Козловский А. Ю. Возможные направления осуществления оперативно-розыскной деятельности по обеспечению экономической безопасности России в сфере таможенного дела; Он же. О возможных направлениях использования оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России в условиях формирования Евразийского экономического пространства и вступления во Всемирную торговую организацию и др.

Перечисленные показатели должны восприниматься исключительно в совокупности, а не каждый в отдельности, т. к. каждый из них является лишь статистическим параметром, свидетельствующим о положении дел на конкретном участке деятельности или об изменении оперативной обстановки на участке деятельности ОРП ТО. В первом случае надо искать причину изменения в результатах работы ОРП ТО, а во втором - корректировать сами показатели работы этих подразделений. Взаимное влияние статистических показателей свидетельствует о наличии или отсутствии какой-либо системы в работе ОРП ТО и может являться в ряде случаев составной частью свидетельства эффективности их деятельности. Учитывая изложенное, целесообразно наряду с показателями ОРП ТО России ввести понятие критерия эффективности их деятельности и выделить основные из них. Под критериями эффективности предлагается понимать итоговые значения, результирующие совокупность статистических сведений (показателей) о результатах работы ОРП ТО по одному или некоторым направлениям в соответствии с возложенными на них задачами и функциями. Так, для ОРП ТО по противодействию коррупции под одним из критериев эффективности предлагается понимать процентное соотношение выявленных коррупционных преступлений в ТО РФ этими подразделениями в общем числе преступлений, выявленных всеми правоохранительными органами <11>. -------------------------------- <11> Данный параметр при подведении итогов работы ОРП ТО по противодействию коррупции именуется показателем, а не критерием эффективности, хотя именно он отражает совокупность других показателей и вклад названных подразделений по выявлению коррупционных преступлений в процесс выявления и пресечения коррупции в ТО РФ.

С нашей точки зрения, для ОРП ТО по борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями одним из таких критериев эффективности может стать процентное соотношение материальных и финансовых средств, поступивших в федеральный бюджет по результатам их деятельности, в соотношении с величиной таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет. Этот критерий в совокупности с величиной перечисленных в бюджет страны таможенных платежей будет показывать реальный вклад ТО РФ в формирование федерального бюджета. Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. В условиях ВТО перечень показателей работы ОРП ТО должен быть существенно расширен, прежде всего, за счет включения в него результатов новых направлений ОРД российской таможенной службы в условиях ВТО. Названные показатели позволят определить т. н. экономический эффект от поступивших и реализованных ими оперативно-розыскных материалов при осуществлении деятельности по созданию условий для полноты собирания таможенных платежей и поступления иных финансовых средств в федеральный бюджет. 2. В перечне экономических показателей ОРП ТО могут быть результаты работы этих подразделений в процессе: - контроля после выпуска товаров, в т. ч. при таможенной проверке; - выявления новых противоправных схем ухода от уплаты таможенных платежей в связи с введением конкретных тарифных ставок на отдельные товары, запретов и ограничений, а также определения последствий введения проектируемых ставок таможенных пошлин; - наведения справок о лицах (физических, юридических), в отношении которых проводится специальное расследование по поручению Правительства РФ для решения вопроса о введении специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара, а также при проверке поступившей конфиденциальной информации; - оперативной проверки финансовой состоятельности претендентов на получение исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; - оперативной проверки сведений о соответствии данных, поступивших в ТО, о конкретных видах товаров, ввезенных в РФ через таможенную границу Таможенного союза (госграницу РФ) при принятии решений о целесообразности введения количественных ограничений на конкретные виды товаров; - оперативного сопровождения мониторинга выполнения договоров международного лизинга и проверки соответствия сведений, представляемых лизингодателем и (или) лизингополучателем, в целях полноты собираемости платежей; - добывания сведений о противоправных способах противодействия мерам экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности, и др. 3. Наряду с показателями ОРП ТО России целесообразно ввести понятие критериев эффективности их деятельности и приступить к их разработке. Под критериями эффективности деятельности ОРП ТО России понимаются итоговые значения, результирующие совокупность статистических сведений (показателей) о результатах работы ОРП ТО по одному или некоторым направлениям в соответствии с возложенными на них задачами и функциями. Полагается, что названные критерии в совокупности с величиной перечисленных в бюджет страны таможенных платежей будут показывать реальный вклад ТО РФ в формирование федерального бюджета.

Список литературы:

1. Выдержки из отчетов Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России за 2009 - 2010 гг. и отчета за 9 месяцев 2011 г. // СПС "КонсультантПлюс". 2. Козловский А. Ю. Возможные направления осуществления оперативно-розыскной деятельности по обеспечению экономической безопасности России в сфере таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2012. N 1. С. 46 - 53. 3. Козловский А. Ю. О возможных направлениях использования оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России в условиях формирования Евразийского экономического пространства и вступления во Всемирную торговую организацию // Таможенное дело. 2012. N 2. С. 2 - 7. 4. Козловский А. Ю. О направлениях совершенствования оперативно-розыскной деятельности таможенных органов России в условиях Таможенного союза // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. N 12. С. 90 - 94. 5. Козловский А. Ю. О сыскной (оперативно-розыскной) деятельности отечественных таможенных органов и возможностях ее изучения с позиций сыскологии // Оперативник (сыщик). 2011. N 2. С. 35 - 41. 6. Козловский А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов России в системе контроля после выпуска товаров в условиях Таможенного союза // Вестник Российской таможенной академии. 2011. N 3. С. 79 - 85. 7. Козловский А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов России в условиях Таможенного союза: перспективы совершенствования // Право: история, теория, практика: Сб. ст. и материалов. Вып. 5. Брянск: РИО Брянс. гос. ун-та им. Петровского, 2011. С. 149 - 158. 8. О внесении изменений в статью 104.2 Уголовного кодекса Российской Федерации: Федер. закон от 10 июля 2012 г. N 107-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс". 9. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 7 дек. 2011 г. N 420-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс". 10. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федер. закон от 27 нояб. 2010 г. N 311-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс". 11. Об оперативно-розыскной деятельности: Федер. закон // СПС "КонсультантПлюс". 12. Об утверждении Методик расчета показателей эффективности деятельности ФТС России и Методики расчета степени достижения критериев оценки эффективности деятельности таможенных органов: Приказ ФТС России от 26 июня 2009 г. N 1193 // СПС "КонсультантПлюс". 13. Таможенная служба Российской Федерации в 2009 году: Справ. материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2010. 14. Таможенная служба Российской Федерации в 2010 году: Справ. материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2011.

Название документа