Стратегия развивающего воздействия в управлении органами внутренних дел

(Зубцова Е. Н., Арчибасова Л. А.) ("Российский следователь", 2012, N 11) Текст документа

СТРАТЕГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ <*>

Е. Н. ЗУБЦОВА, Л. А. АРЧИБАСОВА

Зубцова Елена Николаевна, Академия управления МВД России.

Арчибасова Лариса Анатольевна, ФГКУ ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук.

В данной статье излагаются особенности управления, управленческие воздействия, развивающиеся управленческие воздействия на современном этапе. Затронутые вопросы о психологических особенностях как никогда актуальны в связи с тем, что проводимые реформы затрагивают личность не только руководителя, но и сотрудников ОВД Российской Федерации.

Ключевые слова: воздействие, задачи, территориальный, психология, сотрудник, личность, управление, психология, функция.

In this article, the author outlines the features of management, management, developing management impacts on the modern stage. Questions raised about the psychological features of ever more relevant that the reforms will affect not only individuals, but also employees of the head of Department of internal affairs of Russian Federation.

Key words: impact, challenges, science, psychology, employee, personality, management, psychology, function.

В настоящее время в России происходят экономические, культурные, политические, социальные и другие преобразования. В этих условиях особое значение приобретает глубокое и всестороннее знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей. Залогом успешного управления организациями и структурами является грамотное использование методов психологического воздействия (управленческих, психокоррекционных, воспитательных и т. п.), осуществляемых с помощью различных форм (массовых, групповых, межличностных и т. п.), средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждение, принуждение, внушение, заражение и т. п.). Каждый из этих видов воздействий, обладая своей спецификой и возможностями, получает полное и эффективное воплощение только в контексте реализации конкретных задач и условий деятельности и общения, в которых данные воздействия осуществляются. Знания закономерностей и практических методов организации психологического воздействия становятся приоритетными в деятельности органов внутренних дел, где ведущее место имеет процесс межличностного общения. Само же воздействие в этом случае, являясь результатом осуществления профессиональных целей, служит выражением психологической эффективности и результативности общения как специфического вида деятельности. Следует отметить, что, несмотря на свою актуальность, проблема эффективности психологического воздействия ни в психолого-управленческой теории, ни в психолого-управленческой практике в нашей стране должного освещения не получила. Вместе с тем проблема воздействия (что не всегда осознается) занимает особое место в психологии управления, поскольку именно в ней наиболее сконцентрированы принципиальные вопросы, связанные с управлением психическими явлениями. Именно в проблематике психологического воздействия, пожалуй, как нигде более рельефно выражена связь запросов и требований социального заказа сегодняшнего дня, общественной практики и потребности развития управленческой науки в целом. Эффектом психологического воздействия на человека является изменение его субъективных характеристик (потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности, поведения и т. п.). Если конкретизировать это положение, то наиболее положительный психологический эффект управления обеспечивают такого рода воздействия, которые способствуют всестороннему развитию личности, формированию ее высоких нравственных качеств, раскрывают ее творческое ядро и потенциал постоянного самосовершенствования. Однако психологическая, педагогическая и управленческая теории и практика показывают, что далеко не всякое воздействие может оказывать позитивное влияние. Основные проблемы управления в правоохранительных органах связаны с недостаточной выраженностью или отсутствием у руководителей знаний и навыков эффективной организации процессов межличностного взаимодействия и общения, умений подбора соответствующего инструментария психологических воздействий в соответствии с индивидуальными характеристиками объекта воздействия, а также личностными характеристиками субъекта этого воздействия. Отношение руководителя к подчиненному является существенным системообразующим фактором и конструктом метода управленческого воздействия. В рамках данной работы на примере предложенных в отечественной психологии А. Г. Ковалевым основных стратегий психологического воздействия <1> мы попытаемся выделить основные принципы, определяющие психологическую эффективность развивающей стратегии. -------------------------------- <1> Ковалев А. Г. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. N 3. С. 41 - 49.

Всю историю психологии в известном смысле можно понимать как историю ответа на вопрос о сущности, природе, критериях эффективности психологического воздействия, как развитие взглядов и подходов к объяснению объективных и субъективных детерминант этого процесса. Поэтому при определении общих принципов разработки психологии воздействия как научной и практической проблемы крайне целесообразным, с нашей точки зрения, является обращение к традициям в изучении психических явлений в целом. На основе историко-теоретического анализа Г. А. Ковалев условно выделил три основные парадигмы, посредством которых пытались объяснить природу и закономерности психологических реальностей, а также соотнес их с имеющимися подходами в научном исследовании и практическом использовании стратегий межличностного воздействия. Он предложил различать следующие виды парадигм: 1. Объектная или реактивная парадигма, основными функциями данной стратегии являются функции контроля поведения и установок человека, их подкрепления и направления в нужное русло, а также функция принуждения по отношению к объекту воздействий. Объект обладает ограниченными возможностями для осуществления самостоятельного выбора поступков или решений. Исторически первичный, данный подход свое наиболее законченное научное воплощение получил в бихевиоризме. Стратегия субъекта по отношению к объекту воздействия императивная. 2. Субъектная или акциональная парадигма. Она непосредственным образом используется в разработке изощренных средств и методов контроля за сознанием и поведением людей, манипулирования психикой. Влияние этих средств трудноосознаваемо, а последствия труднопредсказуемы. Этот подход наиболее всесторонне представлен в западной когнитивной психологии. Стратегия субъекта по отношению к объекту воздействия манипулятивная. 3. Наконец, субъект-субъектная или диалогическая парадигма основана на вере в конструктивное, активное, созидающее и творческое начало человеческой природы. Главным в данной доктрине являются признание неповторимости и уникальности психической организации каждого отдельного человека, вера в его позитивное и творческое начало, его социальную обращенность. Наиболее последовательную разработку данная концепция получила прежде всего в теории гуманистической психологии. А. Г. Ковалев утверждает, что стратегию воздействия, которая наиболее релевантная для данного субъект-субъектного подхода, можно обозначить как развивающую. Психологическим условием реализации такой стратегии воздействия является диалог. Основными нормативами и принципами организации его являются: эмоциональная и личностная раскрытость партнеров по общению, психологический настрой на актуальные состояния друг друга, безоценочность, доверительность и искренность выражения чувств и состояний. В состоянии диалога две личности начинают образовывать некое общее психологическое пространство и временную протяженность, создавать единое эмоциональное событие, в котором воздействие перестает существовать, уступая место психологическому единству субъектов, в котором разворачивается творческий процесс взаимораскрытия и взаиморазвития, создаются условия для самовоздействия и саморазвития. Подобная позиция А. Г. Ковалева носит спорный характер, поскольку считаем, что диалог - это не условие, а одна из форм взаимодействия, помимо нее существуют групповые формы, массовые, межличностные и т. д., каждая из них, осуществляя цель признания неповторимости и уникальности психической организации каждого отдельного человека, способна быть развивающей. В одном из психологических словарей развитие формулируется как изменение количественных и качественных свойств личности; как развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопления опыта. Основанием и движущей силой развития является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей. Однако ролевое поведение - это только начальная точка отсчета развития личности. Преобразуя нормативно-ролевую деятельность в ситуации выбора, личность заявляет о себе как об индивидуальности, жизненный путь которой часто становится историей отклонения альтернатив. Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда, общения с другими людьми, самообразования <2>. -------------------------------- <2> Психологический словарь / Авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 381.

В этом же словаре воздействие определяется как целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. По степени изменения в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта - адресата воздействия можно судить о степени влияния на него воздействующего субъекта или объекта <3>. -------------------------------- <3> Там же. С. 70.

Что же такое управление, управленческое воздействие, развивающее управленческое воздействие? Наиболее близким, адекватным, отвечающим сущности управления является его определение посредством термина "воздействие", который указывает на главное в управлении - момент влияния на сознание, поведение и деятельность людей. Управление существует тогда, когда некий его субъект на что-то влияет, что-то изменяет, преобразует, переводит из одного состояния в другое, чему-то придает новое направление движения или развития. Если нет действительного воздействия - влияния, то нет и управления. В известном смысле воздействие - это результирующая деятельности, взаимодействия, отношения. Оно объективно, по самому своему смыслу предполагает наличие и связь двух сторон, одна из которых формирует и реализует воздействия, а другая эти воздействия воспринимает, на них как-то реагирует, в необходимом для управления случае - в соответствии с ним выстраивает свои поведение и деятельность. Суть управления заключается в том, что оно от одних (скажем, субъектов власти) направляется другим (управляемым объектам) и, таким образом, отпочковывается от любой управленческой деятельности и превращается в отношение, а через него в коррегирующую деятельность тех, кому адресуется соответствующее воздействие. В обществе существует множество различных видов деятельности, взаимодействий, отношений, воздействий, и каждый из них имеет свое специфическое внутреннее содержание и внешнее выражение. Специфичны и управление, и его управляющее воздействие. Не управленческое, как нередко пишут, а именно управляющее, т. е. реально действующее, побуждающее, изменяющее, преобразовывающее. Поэтому в понимании управления очень важно раскрытие особенных качеств и возможностей управляющего воздействия. Импульсом и формирующей силой в управлении служат, как отмечалось, знания, мысль и воля человека. Управляющее воздействие, прежде чем осуществиться, стать реальностью, возникает в сознании человека, проходит в нем путь развития от интуитивного ощущения необходимости что-то изменить, от замысла и раздумий до конкретных решений, подкрепленных расчетами, ресурсами, проектами, моделями и, главное, волей - желанием и стремлением сделать дело. А это значит, что управляющее воздействие должно содержать в себе момент целеполагания (направления). Часто от выбора целей полностью зависит результат общественных, коллективных и личных усилий. Любая целенаправленная коллективная деятельность нуждается в управлении и таком его важном проявлении, как организационный момент. Организовывать означает располагать людей в пространственной (территория, сооружения) и функциональной (социальные роли, виды работ) координатах, соединять их с орудиями и средствами труда, обеспечивать их взаимодействие и взаимообмен в труде и общественной жизни, расширять их созидательные возможности путем согласования и концентрации усилий. Известно, что организация расширяет возможности людей, придает им новое качество. В то же время, придавая какому-либо общественному процессу определенные цели, организуя в нем взаимодействие людей, управление призвано в рамках этих целей и организации конкретно регулировать поведение и деятельность каждого из участников данного (управляемого) процесса. В обществе действует множество социальных норм, направляющих и ориентирующих, оценивающих и мотивирующих поведение и деятельность людей. Традиции и обычаи, исторические уроки и выводы, право и мораль, ценностные и социально-технические нормы и многие другие регуляторы выступают важнейшими достижениями человеческой культуры, помогающими разумнее и экономичнее созидать настоящее и будущее. Такие социальные нормы, в том числе и закрепленные посредством законодательства, в управлении приобретают реализуемость, привязанность к какому-либо делу или человеку, становятся необходимым моментом управляющих воздействий. В итоге можно утверждать, что когда употребляется термин "управляющее воздействие", то предполагается, что специфика такого воздействия, выделяющего его из ряда других, состоит в его целеполагающих, организующих и регулирующих свойствах. Наличие именно такой триады свойств позволяет говорить о существовании управляющего воздействия <4>. -------------------------------- <4> Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М.: ОМЕГА-Л, 2005. С. 44 - 50.

Опираясь на данные положения, сделаем попытку сформулировать понятие "развивающее управленческое воздействие". Развивающее управленческое воздействие - это целенаправленное влияние руководителя во время осуществления нормативно-ролевой совместной деятельности на сознание, поведение и деятельность подчиненного, при котором изменяются количественные и качественные свойства личности подчиненного, а основой его деятельности становятся самосовершенствование и самообразование, что повышает профессиональное мастерство. Возвращаясь к теме данной статьи, а именно к развивающему управленческому воздействию руководителя органов внутренних дел, и опираясь на сформулированные положения, выделим составляющие управленческих воздействий руководителя ОВД и отметим в них элементы, где проявляется развивающая стратегия: 1. Субъектом управленческого воздействия (воздействующим лицом) является руководитель ОВД. 2. Объектом воздействия <5> могут быть как отдельные личности, так и группы людей как в ОВД, так и за его пределами (внутренняя и внешняя сферы воздействия), степень влияния на объект зависит от его личностных характеристик. -------------------------------- <5> Говоря о субъекте воздействия, мы имеем в виду непосредственного инициатора воздействия, а говоря об объекте, мы имеем в виду субъект, на который оказывается воздействие.

3. Непосредственная цель управленческого воздействия руководителя ОВД - осуществление руководства милицией вверенного органа, призванного защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенного правом применения мер принуждения в пределах, установленных Федеральным законом "О полиции" и другими федеральными законами <6>. -------------------------------- <6> Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" // СПС "КонсультантПлюс".

4. Опосредованная цель (вот здесь определяется специфика стратегии) развивающего управленческого воздействия - изменение количественных и качественных свойств личности для более эффективного и продуктивного осуществления непосредственной цели полиции. 5. На выбор стратегии управленческого воздействия оказывают влияние общие установки руководителя: образование, интеллект, уровень профессиональной подготовки, осмысленность, наличие реальных возможностей, сил и средств. Развивающая стратегия наиболее продуктивна, но и требует наибольших затрат и вложений. Управленческое воздействие осуществляется в различных условиях: нормальных, экстремальных, особых и т. д. Управленческое воздействие закладывается на ранних этапах, с учетом специфики условий руководитель вырабатывает программу психологического воздействия на поведение подчиненных, на внутреннюю и внешнюю среду. Развивающие управленческие воздействия применимы в любых условиях. Таким образом, в каждом органе внутренних дел всегда имеется система воздействий, выраженная в комплексе факторов, оказывающих на него свое влияние. В систему же развивающих управленческих воздействий она превращается, когда осмыслена субъектом управления, когда создан комплекс благоприятно влияющих факторов, устранены или ослаблены отрицательно влияющие факторы. Подводя итоги, отмечаем, что основными структурными элементами, которые определяют развивающую стратегию, тактику и технологию воздействия, являются: 1. Личностные характеристики руководителя, его общие установки. 2. Особенности объекта воздействия, его личностные характеристики. 3. Условия, в которых осуществляются развивающие управленческие воздействия. Первым и основным условием развивающего управленческого воздействия и взаимодействия руководителя и подчиненного является наличие доверия и положительного отношения между ними; в этом случае часто отпадает и необходимость продумывания каких-либо определенных управленческих воздействий императивного и манипулятивного толка. Без этого условия трудно рассчитывать на успех всего управленческого процесса. Основными принципами, определяющими психологическую эффективность развивающей управленческой стратегии, на наш взгляд, являются: 1. Ценность подчиненного как личности (прежде всего уважение, признание личности, несмотря на категориальную принадлежность - должность, пол, социальный статус и т. п.). 2. Индивидуальный подход, несмотря на функциональную специализацию (каждый индивид обладает уникальным набором присущих ему характеристик, которые необходимо учитывать при воздействии). 3. Научность в сочетании с элементами искусства (без применения научных методов невозможно правильно определить и применить методы воздействия, в то же время само управленческое воздействие требует искусства импровизации, убеждения и т. д.). 4. Соответствие средств воздействия правовым, морально-этическим, деловым и этико-психологическим допустимым нормам. Часто работу руководителя и привлекаемых к управлению лиц сравнивают с работой садовода, который, работая на территории садового участка, старается подобрать качественную рассаду, но понимает, что этого мало. Необходимо создать благоприятные условия для выращивания и созревания нужных ему культур. Садовник улучшает почву, удобряет ее, поливает, выбирает солнечные или теневые места и пр. и одновременно борется с отрицательно влияющими условиями: сорняками, вредителями, болезнями растений и т. п. Воздействие через создание благоприятных условий - в этом мудрость и гуманность управления. Не только и не столько руководитель, сколько условия должны побуждать и принуждать работников действовать энергично и трудолюбиво. Развивающие воздействия в перспективе станут самыми изучаемыми, самыми востребованными, так как в их основе особый подход к человеческим ресурсам как основному фактору в управлении.

Название документа