Комплексный и сбалансированный подход к антинаркотической политике как инструмент национального и регионального развития

(Иванов В. П.) ("Наркоконтроль", 2012, N 2) Текст документа

КОМПЛЕКСНЫЙ И СБАЛАНСИРОВАННЫЙ ПОДХОД К АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ <*>, <1>

В. П. ИВАНОВ

Иванов В. П., директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, председатель Государственного антинаркотического комитета (г. Москва).

В статье рассматриваются вопросы комплексного подхода к антинаркотической политике как инструменту национального и регионального развития.

Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, антинаркотическая стратегия, наркопроизводство, современная антинаркотическая политика, Политическая декларация Генеральной Ассамблеи ООН 1998 года, война с наркотиками, выращивание и транзит наркотиков, рынок наркотиков, наркодоллары.

The article examines issues of integrated and balanced approach to anti-drug policy as a tool for national and regional development.

Key words: illegal drug trafficking, anti-drug strategy, drug production, contemporary anti-drug policy, Political Declaration of the UN General Assembly of 1998, war on drugs, growing of drugs and drug transit, drug market, drug dollars.

Начавшийся десять лет назад миллениум ознаменовался возникновением нового феномена глобального доминирования наркотиков, производство и трафик которых стали геополитической и геоэкономической силой. С 2001 г. в результате операции "Несокрушимая свобода" возник планетарный феномен афганского наркопроизводства, когда объемы производства героина в течение нескольких лет выросли в 40 раз, и героином сегодня залита вся Евразия, а сам Афганистан превращен в наркоферму, на которой транснациональная наркомафия производит более 90% всего мирового объема опиатов. Это в два раза больше, чем 10 лет назад производил весь мир. Одновременно на фоне длительного стабильного по объемам производства кокаина произошло глобальное перераспределение его в Европу через Западную Африку. Два планетарных центра наркопроизводства - в Афганистане и в Южной Америке - и порожденные ими два глобальных наркотрафика сегодня трансформируют планету, базовые политические и экономические условия мироустройства ряда государств. Суть нынешней мировой наркоситуации в этом и состоит, что оба полушария имеют свой планетарный центр производства наркотиков - ПЦПН (PCDP - planetary centers of drug production). Ликвидация этих наркопроизводств и составляет приоритет в антинаркотической борьбе. Любые антинаркотические стратегии, не направленные на уничтожение первоисточника трафика, к победе над наркотиками не приведут. Однако сегодня преобладающие усилия направлены именно на борьбу с трафиком, т. е. с последствиями, а не с причинами. Это требует их кардинального пересмотра: если применить аналогию с подавлением вражеского пулеметного гнезда, абсурдно пытаться не уничтожить само пулеметное гнездо, а перехватывать и ловить выстреливаемые пулеметом пули. Есть и биоклиматическая специфика проблемы, когда указанные два планетарных центра наркопроизводства являются именно растительными источниками наркотиков. Здесь действует неиссякаемая энергия Солнца и хлорофилла, которые способны нескончаемо продуцировать практически неограниченную биомассу. Никакое промышленное производство искусственных наркотиков никогда не сравнится с этой работой самой природы. Поэтому в таких феноменах, как афганский опиумный мак и героин, латиноамериканский кокаин, необходимо уничтожать сам первоисточник, сами посевы. Вполне очевидно: не будет мака или коки - не будет и трафика. Планетарная дестабилизирующая мощь наркопотоков понятна из их финансовой оценки. Рынок наркотиков является третьим в мире и составляет более 800 млрд. долл. в год. Показательным является и тот факт, что в период первой волны глобального кризиса в 2009 г., по официальной оценке бывшего зам. секретаря ООН, директора УНП ООН Антонио Косты, в крупнейшие банки мира, которые стали испытывать критический дефицит ликвидности, было вброшено 352 млрд. наркодолларов. Месяц назад на Всемирном экономическом форуме в Давосе широкое понимание и поддержку вызвали мои утверждения о том, что наркоденьги стали неотъемлемым элементом глобальной финансовой системы и гарантом существования гигантского спекулятивного пузыря. Таким образом, без преувеличения наркопроизводство сегодня - величайший вызов всему человечеству. И человечество пока не способно даже принять этот вызов и обеспечить меры адекватного ответа. Показательно также, что к настоящему времени Политическая декларация Генеральной Ассамблеи ООН 1998 года <2> оказалась невыполненной, более того, проваленной с обратным результатом. -------------------------------- <2> Документы XX специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, посвященной совместной борьбе с мировой проблемой наркотиков (10 июля 1998 г.). Политическая декларация // Международно-правовые основы противодействия незаконному обороту наркотиков: Сборник документов / Сост. В. С. Овчинский и А. В. Федоров. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 258 - 262.

В Политической декларации определялось в качестве стратегического обязательства государств полностью покончить с незаконным культивированием наркосодержащих растений. Пункт 19 Декларации гласит: "Приветствуем глобальный подход Международной программы ООН по контролю над наркотическими средствами к искоренению незаконных культур и обязуемся осуществлять тесное сотрудничество с Программой в разработке стратегий, направленных на искоренение или существенное сокращение к 2008 году незаконного культивирования кокаинового куста, каннабиса и опийного мака". По факту же незаконное культивирование опиума выросло в мире минимум в 2 раза. Более того, мы видим, что наркопотоки приобрели новые качества и выступают глобальными разрушителями. Достаточно указать на несчастный Афганистан, экономика которого практически убита наркопроизводством. Негативные тенденции очевидны, к сожалению, и в Латинской Америке. То есть наркотики сегодня уже убивают не только наркозависимых людей, но и целые государства и регионы. Очевидно, необходим принципиально новый подход к борьбе с наркотиками. Причем новый подход должен обязательно вести к реальному национальному и региональному развитию. Каким же должен быть этот подход? Современная антинаркотическая политика, представляется, должна строиться прежде всего на отказе от двух крайних подходов, которые время от времени в массовом сознании возводятся в статус единственно верных решений: войны с наркотиками и их легализации. Когда превалирует война с наркотиками, мы видим эскалацию насилия, порождающего ответное насилие. Непропорциональное применение силы однозначно ведет к таким негативным для государств последствиям, как, с одной стороны, катастрофический рост насилия, искривление и извращение общественного сознания, мимикрический сдвиг сознания беднейших слоев населения в поддержку кокалерос и наркобаронов, наркокартелей, интенсивное формирование "пехоты" для выращивания и транзита наркотиков, а с другой стороны, расширение социальной базы для конфронтации с властями всех уровней. В итоге на широкой социальной базе недовольных происходит формирование парамилитарных группировок, сопровождающееся ростом числа боестолкновений с правительственными силами, расширением практики физического устранения конкурентов и связанных с ними лиц, включая общественных и политических деятелей. Достоверность данных выводов подтверждается динамикой ситуации в Афганистане. Механический перенос опыта силового решения вопросов с западного полушария на восточное через длительное, более 10 лет, непропорциональное применение силы в этой многострадальной стране прямо способствовал разрушению Афганистана, совпал с катастрофическим ухудшением ситуации в экономике, гуманитарной сфере, феноменальным ростом наркопроизводства и наркомании. Беднейшее государство мира фактически трансформировано в абсолютного мирового наркомонополиста - глобального производителя сильнодействующего наркотика героина. Предполагаемый в ближайшие годы перенос международной военно-полицейской силовой активности из Афганистана на север, в Среднюю Азию, в условиях игнорирования принципа комплексного и сбалансированного подхода через обеспечение инфраструктурного развития региона, несомненно, даст следующий мощный импульс росту и взрыву насилия в этих странах. По сути, это аксиома международного права и международной практики. Таким образом, педалирование силовых действий никогда не приводит к решению проблемы наркотиков и подъему государств. Однако абсолютно ложным является и другой крайний подход - легализация наркотиков, создающая всего лишь опасную иллюзию быстрого решения проблемы. Так, безответственными представляются выводы доклада "Война с наркотиками" так называемой Глобальной комиссии по наркополитике, которую нельзя рассматривать иначе как глобальную PR-кампанию в пользу легализации наркотиков и против действий мирового сообщества в антинаркотической сфере. Замечу, что такую же оценку данному докладу дал и мой коллега в администрации США господин Гил Керликовске. Современная антинаркотическая политика в строгом соответствии с буквой и духом основополагающих конвенций ООН должна быть комплексной, сбалансированной и основанной на инфраструктурном развитии. Только это позволит целенаправленно двигаться к поставленной цели - сокращению наркопроизводства. Так, я уже упоминал, что чрезмерное полицейское давление вызывает ответное насилие, которое, в свою очередь, вынуждает государство усиливать степень силовых методов. В итоге происходит нарастающая дестабилизация, уродуется мировоззрение огромного числа граждан, будущее становится неопределенным и опасным, порождая порочный круг эскалации насилия. При этом следует подчеркнуть, что тут же возникает и второй порочный круг, когда наркотрафик разрушает экономику и социальную сферу. Третий замкнутый круг - это разрушение самого государства, верховенства права, что вынуждает граждан идти на поклон к наркомафии, ставшей, по сути, параллельной системой власти. Перед нами своего рода perpetuum mobile, который порождается в условиях несбалансированного подхода. Новую антинаркотическую политику можно было бы определить как метод инфраструктурного развития. В основе этого метода лежит основополагающее ооновское право - право на развитие. Убежден, что решение проблемы наркопроизводства лежит именно в организации социально-экономического подъема через создание инфраструктур следующего поколения, которые технологически в состоянии обеспечивать доступ основной части населения государств к современному мировому качеству жизни. Именно в создании инфраструктур нового поколения, не с ограниченным доступом, а всеобщего пользования, и лежит существенный ответ на планетарный вызов наркопроизводства. Речь должна идти о новой индустриализации, где основным источником и локомотивом общественного богатства станут новые технологии и инфраструктуры. По сути, мир сегодня стоит перед необходимостью ухода от больной неолиберальной экономики, плодящей неравенство и наркотизацию Земли, и перехода к новой социально-экономической модели развития. Высказанная мною точка зрения совпадает с позицией премьер-министра России Владимира Путина. Данный подход является усилением классического альтернативного развития, давно продвигаемого ООН в качестве важной составляющей антинаркотической борьбы. Однако до сих пор альтернативное развитие, как это показывает, в частности, обстоятельный доклад Международного комитета по контролю за наркотиками под редакцией Хамида Годсе, является пасынком или падчерицей антинаркотической политики и вдобавок сводится к частной процедуре замещения сельскохозяйственных культур. Стандартным примером является раздача (дистрибуция) мешков с пшеницей американскими и натовскими солдатами в обмен на обещания прекратить выращивание опиумного мака. Однако в большинстве случаев, как мы знаем, афганские крестьяне (декхане) с удовольствием берут пшеницу и продолжают культивировать сверхприбыльный опиумный мак. Таким образом, статус альтернативного развития сегодня выглядит банальной профанацией. Так, к примеру, анализ Меридской инициативы показывает, что альтернативное развитие фактически сведено к нулю, а основной упор делается на военно-полицейские или административно-правовые аспекты. Выделенные на Меридскую инициативу с 2008 г. Конгрессом США 1,5 млрд. долл. пошли на такие направления расходов, как: 1) поставка вертолетов мексиканской армии и мексиканской федеральной полиции; 2) поставка сканеров и рентгенов для точек пропуска; 3) обучение сотрудников правоохранительных органов и судебной системы; 4) профилактика правонарушений, укрепление социальных связей и в целом профилактически-пропагандистская работа в мексиканских сообществах. То же самое мы увидим и при анализе классического плана Колумбии. Таким образом, средства на развитие как метод антинаркотической борьбы практически не выделяются. Но в этом случае откуда ждать прекращения наркопроизводства и наркотрафиков? Сколько ни арестовывай рядовых наркодилеров и даже топ-менеджеров, они тут же будут замещаться другими желающими, поскольку в условиях социально-экономического упадка дефицита рекрутов в наркомафию не наблюдается. Эффективность антинаркотической политики, уверен, значительно бы повысилась, если бы базовым стал метод организации экономики развития. Речь, разумеется, не идет о том, чтобы полностью перековать мечи на орала. Полицейская функция должна, разумеется, оставаться и совершенствоваться, но не замещать собой другие функции. Российская Федерация столкнулась с необходимостью разработки нового комплексного и сбалансированного подхода в борьбе с афганским наркопроизводством и трафиком. Новый подход и новая методология должны за основу брать комплексность, балансы, развитие, альтернативное и инфраструктурное развитие. Для этого Россия выработала основные принципы и инструменты комплексного и сбалансированного подхода в форме плана ликвидации афганского наркопроизводства "Радуга-2", который был представлен в марте 2010 г. в Брюсселе в штаб-квартире ООН. Прошу вас ознакомиться с пунктами данного плана. В план "Радуга-2" включены следующие мероприятия: 1. Повышение через Совет Безопасности ООН статуса проблемы афганского наркопроизводства до уровня угрозы международному миру и безопасности. 2. Разработка и реализация программы подъема экономики и развития Афганистана через инфраструктурное развитие прежде всего энергетики и электрификации, создание достаточного количества, не менее 2 млн., рабочих мест для афганцев. 3. Ликвидация культивации опиумного мака путем искоренения посевов, через апробированные способы уничтожения и повышение эффекта с 3 до не менее 25%. 4. Включение в санкционный список ООН лендлордов, предоставляющих принадлежащую им землю под маковые плантации. В этих целях обеспечить составление кадастрового учета земель южных провинций Афганистана. 5. Включение в мандат Международных сил содействия безопасности компетенции и обязанности уничтожения плантаций опиумного мака в Афганистане. 6. Обеспечение необходимого уровня доверительности в целях развития оперативного сотрудничества, обмена разведданными, включая места дислокации нарколабораторий, поставок прекурсоров, передачу объектов разработки и т. д. 7. Совместные скоординированные действия по обучению афганских наркополицейских. В условиях глобального экономического кризиса очевидны дезориентация населения и утеря базовой витальности. Мир входит в состояние абсолютной неопределенности, и в этой ситуации крайне важными становятся новые подходы и методологии по решению проблемы в борьбе с наркотиками. В этом плане мы очень ждем саммита "Двадцатки" в Мехико, который как раз и будет посвящен разработке инструментария по выходу из глобального кризиса. Считаем целесообразным государствам Латинской Америки совместно с Россией в инициативном порядке поставить на саммите проблему приоритетности борьбы с планетарными центрами наркопроизводства. Ведь именно эти центры являются источником наркоденег, которые выступают неотъемлемой составной частью нынешней системы, с неизбежностью генерируют глобальный финансово-экономический кризис и не позволяют миру перейти к новой финансовой архитектуре. В этом плане Россия и Латинская Америка могли бы стать лидерами применения нового подхода, ориентированного на национальное и региональное развитие, в планетарной антинаркотической политике. Предлагаются следующие направления и меры сотрудничества: - совместные операции, т. к. именно трансатлантический наркотрафик через Европу обусловливает доставку кокаина в Россию. На сегодня существует трансатлантический мост из Латинской Америки в Африку и оттуда в Европу и Россию; - совместная разработка международного плана ликвидации наркопроизводства в Южной Америке - плана "Радуга-3"; - подготовка на основе российских учебных программ кадров оперативных работников для Центральной Америки. В частности, мы хотели бы установить помимо двусторонних отношений и совместную программу с Департаментом безопасности ЦАИС в области подготовки оперативных кадров и, возможно, создания соответствующего центра для всей Центральной Америки; - создание в рамках ЦАИС рабочей группы с привлечением ведущих специалистов, национальных и международных экспертов ООН, организаций Латинской Америки, Мирового банка и других специалистов по выработке нового подхода к антинаркотической политике на основе реализации права на развитие; - создание такой же группы и при крайне перспективной организации Латинской Америки CELAC (The Community of Latin American and Caribbean States); - выведение на новый уровень технологии социальной реабилитации и ресоциализации и в целом новые подходы и методы в возвращении людей в общество; - рост инвестиций и увеличение технической помощи государствам Южной и Центральной Америки; - создание интерактивной карты борьбы с наркотранзитом в Центральной Америке; - создание лаборатории проектов развития в целях проектирования и планирования социально-экономического и инфраструктурного развития в интересах ликвидации наркопроизводства и наркотиков; - инициировать на предстоящем саммите "Двадцатки" в Мехико постановку проблемы приоритетности борьбы с планетарным наркопроизводством как источником наркоденег. Указанный новый комплексный и сбалансированный подход к антинаркотической политике будет представлен в середине марта в Вене на 55-й сессии Комиссии по наркотическим средствам ООН. Представляется, что новый подход позволит существенно повысить эффективность борьбы с наркотиками.

Название документа