Международно-правовой статус старинного оружия и особенности правового регулирования его оборота за рубежом

(Шелковникова Е. Д.) ("Международное публичное и частное право", 2012, N 3) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СТАРИННОГО ОРУЖИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕГО ОБОРОТА ЗА РУБЕЖОМ <*>

Е. Д. ШЕЛКОВНИКОВА

Шелковникова Елена Дмитриевна, профессор кафедры международного и конституционного права ФГБУ ВПО Московского государственного лингвистического университета, доктор юридических наук.

В статье рассмотрены сущность международно-правового регулирования оборота старинного оружия и особенности его правового статуса в зарубежных странах. Особое внимание автор уделяет условиям эффективного применения данного опыта при разработке правового статуса старинного оружия будущего российского законодательства.

Ключевые слова: антиквариат, старинное оружие, оборот старинного оружия, культурная ценность.

The article reviews the essence of the international legal regulation of circulation of antique arms and especially their legal status in foreign countries. Particular attention is drawn to the terms of the effective application of this experience in the development of the legal status of antique arms in the future Russian legislation.

Key words: antiques, antique arms, antique arms circulation, cultural value.

Приступая к характеристике международно-правового регулирования оборота старинного оружия, прежде всего выделим нормы международного права, регламентирующие правовой статус предмета антиквариата как такового. В соответствии со ст. 1 ("е") Конвенции ЮНЕСКО "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности" (Париж, 14 ноября 1970 г.) <1> к предметам антиквариата относятся старинные предметы более чем 100-летней давности. -------------------------------- <1> URL: unesdoc. unesco. org/.

А теперь обратимся к дефиниции термина "огнестрельное оружие", сформулированной в Протоколе против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющем Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (утвержден Резолюцией 55/255 Генеральной Ассамблеи от 31 мая 2001 г.): "Огнестрельное оружие" означает любое носимое ствольное оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества, исключая старинное огнестрельное оружие или его модели. Старинное огнестрельное оружие и его модели определяются в соответствии с внутренним законодательством. Однако старинное огнестрельное оружие ни в коем случае не включает огнестрельное оружие, изготовленное после 1899 года" (ст. 3 "а") <2>. -------------------------------- <2> URL: www. un. org/ru/.

Данная Конвенция и вышеназванный Протокол к ней уже подписаны и ратифицированы многими странами - членами ООН. Ныне в оружейном законодательстве этих государств приведенный выше международно-правовой термин "огнестрельное оружие" получил свое правовое закрепление на национальном уровне. Вместе с тем отметим, что Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его основных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему (ст. 3 п. "а") Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, утвержденный Резолюцией 55/255 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 мая 2001 г., подписанный Российской Федерацией в 2001 г., до сих пор не ратифицирован Государственной Думой РФ и, соответственно, не является составной частью российской правовой системы на основании п. 4 ст. 15 Конституции РФ. Соответственно, правовой статус старинного оружия в российском законодательстве не определен до сих пор. Если обратиться к зарубежному опыту правового регулирования оборота старинного оружия, то можно увидеть ряд моментов (с правовой точки зрения как позитивных, так и негативных), которые, думается, имеет смысл принять во внимание при разработке и принятии аналогичных законодательных и подзаконных актов в нашей стране. Показателен в данном контексте опыт законодательного регулирования коллекционирования оружия в Соединенных Штатах Америки <3>. -------------------------------- <3> Закон о контроле над оружием 1968 г. Свод законов США. Т. 18. Гл. 44; Свод Федеральных постановлений США. Т. 27, $$ 178 - 179.

Так, в Своде федеральных постановлений США закреплено понятие оружия, являющегося антиквариатом или реликвией. К этой категории отнесены образцы огнестрельного оружия, представляющие интерес для коллекционеров вследствие определенных качеств, отличных от тех, которыми обладает огнестрельное оружие, предназначенное для спортивных целей или использования в качестве наступательного или оружия самообороны. Для признания огнестрельного оружия антиквариатом или реликвией оно прежде всего должно быть отнесено к одной из следующих категорий: - огнестрельное оружие, изготовленное минимум за 50 лет до текущей даты, исключая его точные копии; - огнестрельное оружие, удостоверенное хранителем городского музея штата или федерального музея, имеющего в своей коллекции огнестрельное оружие, в качестве антиквариата или раритета, представляющего музейный интерес; - любое другое огнестрельное оружие, которое сохранило существенную часть своей денежной стоимости по причине того, что оно редкое и отличается оригинальной формой или связано с определенными периодами или событиями истории. Для коллекционирования огнестрельного оружия частное лицо обязано получить специальную "лицензию коллекционера", выдаваемую в соответствующем штате. Соответственно, на федеральном уровне выдаются только разрешения на коллекционирование редких и уникальных экземпляров антикварного огнестрельного оружия, на основании которых они могут перевозиться через границы штатов. При этом коллекционирование холодного оружия в США не находится под контролем государства, хотя на торговлю им нужно получить лицензию. Лицензия, полученная коллекционером огнестрельного оружия, дает ему право приобретать антикварное оружие либо раритеты и в других штатах. Имеющий разрешение коллекционер вправе также приобретать антикварное оружие и реликты и распоряжаться ими по своему усмотрению. Однако операции по передаче, продаже или дарению, осуществляемые между коллекционером огнестрельного оружия и лицом, не имеющим соответствующего разрешения, правомочны только в отношении постоянных жителей того штата, в котором было получено разрешение на коллекционирование. В частности, контроль за коллекционированием огнестрельного оружия в США осуществляет Бюро по контролю за обращением алкоголя, табака и огнестрельного оружия Министерства финансов США (BAFT) - с правами федерального агентства по контролю за оборотом огнестрельного оружия в целом по стране, которым утвержден детальный перечень антикварного огнестрельного оружия и реликтов. Следует отметить также, что в США существует ряд жестких ограничений на импорт антикварного огнестрельного оружия и раритетов, который производится только с согласия отделения импорта оружия и взрывчатых веществ BAFT. Обратимся теперь к законодательному регулированию оборота старинного оружия в Великобритании. Первоначально Акт "Об огнестрельном оружии" 1968 г. Парламента Великобритании <4> не распространялся на хранение, транспортировку и приобретение старинного огнестрельного оружия, служащего в качестве украшения или являющегося предметом коллекции. Однако принятые в 1997 г. Парламентом Великобритании поправки к Акту "Об огнестрельном оружии" 1968 г. <5> изменили существующий порядок, в результате которого всем владельцам ручного огнестрельного оружия (исторического значения) было вменено в обязанность получить в полиции сертификат на его коллекционирование и хранение сроком на два года. -------------------------------- <4> Firearms Act 1968. Government publications, London. P. 1 - 46. <5> Материалы международного семинара по вопросам регулирования огнестрельного оружия (Токио: 1997, 19 - 20 ноября). Доклад представителя Японии Й. Секигучи.

Причем коллекционеру старинного оружия разрешено хранить дома (открыто) образцы исторического огнестрельного оружия, которое произведено до 1919 г. и снаряжение которого не позволяет произвести из него выстрел; хранение иных образцов действующего огнестрельного оружия, представляющего исторический либо технический интерес или произведенного после 1919 г., должно осуществляться его владельцем в специально оборудованном помещении, а коллекционерам антикварного и исторического оружия запрещено иметь боеприпасы к нему <6>. -------------------------------- <6> Там же. Доклад представителя Великобритании Б. Пэкхема.

В свою очередь, Закон "Об оружии" Франции подразделяет все находящееся в сфере его регулирования оружие на восемь категорий в зависимости от степени его опасности. В последнюю категорию выделено "старинное и коллекционное оружие" - оружие, модель и дата изготовления которого более ранняя, чем установлено министерством обороны (в настоящее время 1 января 1870 г.), из которого нельзя произвести выстрел современными боеприпасами. Кроме этого, межведомственным Постановлением от 8 января 1986 г. в эту категорию из первой были переведены отдельные модели пистолетов и револьверов, произведенные после указанной даты, не представляющие значительной опасности. К указанной категории закон относит также копии такого оружия. Сюда же отнесено оружие, приведенное в состояние, при котором из него нельзя выстрелить никакими боеприпасами. На модифицированный таким образом образец ставится соответствующее клеймо и выдается аттестат, после чего оружие может быть отнесено к коллекционному оружию <7>. -------------------------------- <7> Regime des materieles de guerre armes et munitions. "Revue generale d'etudes de la police franeaise". 1973. N 440. P. 1 - 28. France: ВНИИ МВД СССР, 1974. Пер. N 403.

Для восьмой категории - "старинное и коллекционное оружие" - установлен более свободный режим его правового регулирования. В частности, не предусмотрено специальных мер по его хранению, установлен свободный режим продажи старинного и коллекционного оружия внутри страны. Однако вывоз оружия данной (восьмой) категории осуществляется лишь с разрешения властей. Общие контрольные функции за оборотом оружия возложены на Генеральную инспекцию министерства обороны Франции, а порядок регистрации оружия по категориям и выдача соответствующих разрешений - на местные префектуры, комиссариаты полиции и бригады жандармерии. Остановимся теперь на оружейном законодательстве стран СНГ и ближнего зарубежья, регламентирующем правовой статус старинного оружия. В Законе Литовской Республики "О контроле за оружием и боевыми припасами", принятом 2 июля 1996 г., оговорено, что "настоящий Закон не распространяется на огнестрельное и метательное оружие, изготовленное до 1870 г." <8>. Если в ст. 3 данного Закона дано определение понятия коллекции оружия, боевых припасов, гильз и пуль как "используемого для экспозиции или исследовательских работ собрания оружия, боевых припасов, гильз или пуль, имеющих историко-культурное, криминалистическое или иное познавательное значение", то в его ст. 35 приводятся признаки коллекционного оружия - имеющее историко-культурную, криминалистическую или иную познавательную ценность. -------------------------------- <8> Закон Литовской Республики "О контроле за оружием и боевыми припасами" от 2 июля 1996 г. N 1-1423 // Ведомости Литовской Республики. 1996. N 36. Ст. 654.

Порядок регулирования экспертной оценки стоимости коллекционного оружия и его регистрации устанавливается Правительством Литвы, а требования к музеям и другим приспособленным для этих целей помещениям - соответственно Министерством внутренних дел. Исполнительские функции по регистрации коллекций оружия, экспонированию и транспортировке осуществляются комиссариатами полиции с выдачей соответствующих разрешений. При этом коллекционировать разрешено исключительно оружие, не пригодное для стрельбы (за исключением оружия, коллекционируемого в криминалистических и научных целях). В случае нарушения требований ст. 35 указанного Закона комиссариаты полиции вправе требовать приостановления коллекционирования и экспонирования оружия или временно изымать коллекционное оружие. Закон "О контроле над индивидуальным оружием", принятый Республикой Молдова 18 мая 1994 г. <9>, выделяет коллекционное оружие по целевому назначению (ст. 4), а также право на его частную собственность (физических лиц, достигших 18-летнего возраста, не имеющих медицинских противопоказаний к обращению с оружием, не подпадающих под соответствующие ограничения и постоянно проживающих на территории страны). Регистрацию и контроль за коллекционным оружием осуществляют территориальные органы полиции по месту жительства его владельца <10>. Однако положений о старинном оружии данный закон не содержит. -------------------------------- <9> Parlrmentul Rrepublicii Moldova. Hotarire pentry puntrea aplicare a Legii privind controul asupra armelol individuale. 18 mai 1994. N 111-XIII. <10> Шелковникова Е. Д. Оружие как составная часть культурного наследия государства и проблемы его правового статуса // Право и политика. 2000. N 3. С. 52.

Значительное место регулированию оборота старинного и исторического оружия отведено в Законе Республики Беларусь "Об оружии". Хотя в действительности в этой стране его реальный оборот осуществляется преимущественно на подзаконном уровне (на основании Указов Президента Республики Беларусь) и с юридической точки зрения весьма противоречив. В принятом в 2001 г. Законе Республики Беларусь "Об оружии" закреплены дефиниции антикварного и исторического оружия (ст. 1). В первом случае это все виды оружия и боеприпасов, изготовленные до конца 1899 г., во втором - все виды оружия и боеприпасов, изготовленные до конца 1945 г. <11>. -------------------------------- <11> Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. N 61-З "Об оружии".

Однако правовое регулирование оборота оружия, имеющего культурную ценность, осуществляется в утвержденном Президентом Республики Беларусь Порядке оборота на территории Республики Беларусь оружия и боеприпасов, имеющих культурную ценность <12>. -------------------------------- <12> Порядок оборота на территории Республики Беларусь оружия и боеприпасов, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь 04.04.2003. N 134.

Оружие признается имеющим культурную ценность также по результатам историко-культурной или искусствоведческой экспертизы. Государственным органом, ответственным за организацию и проведение историко-культурной и искусствоведческой экспертизы оружия, является Министерство культуры. Как видим, данные положения Указа Президента Республики Беларусь по своей сути являются отсылочными и не содержат четких признаков, по которым оружие можно отнести к категории культурных ценностей. При этом на территории Республики Беларусь запрещены продажа и дарение оружия, имеющего культурную ценность, включенного в Государственный список историко-культурных ценностей или составляющего Музейный фонд; пересылка оружия, имеющего культурную ценность. Вместе с тем в мире имеется ряд государств, к примеру Япония, где частное коллекционирование любого оружия вообще запрещено законом <13>. -------------------------------- <13> Keeping Japan free from guns. Pacific friend. April 1995. Vol. 22. N 12. P. 36.

Как видим, современное законодательство каждой страны отражает определенный этап своего развития, а динамика происходящих изменений в государстве определяет лишь пути формирования или направления совершенствования регулирования оборота старинного оружия. Далее, рассматриваемый в отдельности либо в определенной совокупности зарубежный опыт правового регулирования старинного оружия с неизбежностью вступает в некоторое противоречие с условиями и потребностями данного момента развития правового опыта в данной сфере другого государства. Поэтому его использование (применение) в нашей стране должно быть научно обоснованным и практически целесообразным с учетом взаимодействия многих факторов и условий, в особенности задач по защите основных прав и свобод личности, обеспечению правопорядка и безопасности страны. Более того, некоторые позитивные моменты международного и зарубежного опыта правового регулирования старинного оружия побуждают к дальнейшему научному и правовому исследованию возможностей его применения в нашей стране. А другие - негативные, - напротив, предупреждают о возможном повторении в современном и будущем российском законодательстве нормативно закрепленных в зарубежном законодательстве некоторых огрехов.

Название документа