Некоторые вопросы организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков

(Митькина А. В., Зинина Н. А.) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2012, N 3) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ <*>

А. В. МИТЬКИНА, Н. А. ЗИНИНА

Митькина Алевтина Владимировна, старший научный сотрудник НИИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент.

Зинина Нелля Александровна, слушатель 5 курса юридического факультета Академии ФСИН России, младший лейтенант внутренней службы.

Наркобизнес в современном мире является питательной почвой организованной преступности и коррупции, количество людей, употребляющих наркотики, увеличивается с каждым днем в геометрической прогрессии. Авторами статьи рассматриваются возможные варианты эффективной борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Ключевые слова: наркотизм, оборот наркотиков, преступления, наркобизнес.

In the contemporary world drug business is a favorable ground for organized crime and corruption, the number of drug addicts is increasing in geometric progression daily. The authors consider possible efficient ways to combat drug trafficking.

Key words: drug addiction, drug trafficking, crimes, drug business.

Влияние наркотизма (по определению: негативного социального явления, заключающегося в массовом приобщении к употреблению наркотиков представителей различных групп населения) состоит в прямой связи с фактом роста наркотизирующихся людей и преступностью в целом и, главное, с тем непреложным фактом, что наркобизнес является питательной почвой организованной преступности и коррупции <1>. -------------------------------- <1> См.: Боголюбова Т. А., Толпекин К. А. Деятельность прокуратуры по предупреждению наркотизма на региональном уровне. М., 1997. С. 3.

Задача правоохранительных органов состоит в том, чтобы совместными усилиями с применением специфических средств и методов поставить квалифицированный заслон проникновению и распространению наркомании, обеспечить неотвратимость и эффективность наказания, его реальное исполнение, в т. ч. посредством медицинской реабилитации преступника. Анализ складывающейся ситуации на территории, обслуживаемой управлением внутренних дел на транспорте по Южному федеральному округу, свидетельствует о расширяющемся распространении наркомании в таких регионах, как Волгоградская и Ростовская области. Данный процесс обусловлен главным образом наличием значительной сырьевой базы наркотических средств растительного происхождения на территории всего Южного округа Российской Федерации и стабильным транзитным поступлением наркотических средств опийной группы из республик Среднеазиатского региона (в основном железнодорожным транспортом) преимущественно через Республики Узбекистан и Туркменистан. Стабильно увеличивается в незаконном обороте доля наркотиков опийной группы. Наиболее криминогенными участками сегодня являются Волжский, Новочеркасск, Азов и Волгоград. В последние два года наблюдается значительная активизация наркобизнеса по доставке и сбыту в Южном регионе такого "тяжелого" наркотика, как героин. Число зарегистрированных преступлений по незаконному обороту наркотиков на участках обслуживания подразделений транспортной милиции в 2010 г. возросло в сравнении с 2003 г. практически в 2 раза (601 против 312) при значительном увеличении показателей, свидетельствующих об организованном его характере. Число лиц, привлекаемых за распространение и сбыт, увеличилось более чем в три раза. Местом совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, являются пассажирские и пригородные поезда - 22%, ж.-д. вокзалы, платформы - 61%, ж.-д. станции - 14%, аэропорты - 3%. При проведении оперативно-розыскных мероприятий преследуется цель выявить все звенья преступной цепочки, начиная с потребителей наркотиков, их оперативной разработки с выходом на наркокурьеров и сбытчиков. На узловых ж.-д. станциях рассматриваемого региона действуют объединенные мобильные заслоны. В их обязанности входит оперативное проникновение в коммерческие предприятия и транспортные организации, специализирующиеся на международных контейнерных перевозках из стран Средней Азии, Кавказа и СНГ. То, что количество наркопреступлений, которые были зарегистрированы на участках транспортной милиции, увеличивается, объясняется не только ростом преступности, но и активизацией работы по их выявлению и пресечению. В ОВД применяется система электронного оповещения, позволяющая выявлять лиц, находящихся в федеральном, межгосударственном и местном розыске, которые приобретают билеты на железнодорожный и воздушный транспорт. Кроме нее действует и постоянно расширяется специализированная система АИПС "Наркобизнес", база данных которой составляет более 6 тысяч лиц, причастных к преступлениям, связанным с транспортировкой и сбытом наркотиков. Банк данных этой системы постоянно пополняется, в прошлом году с ее помощью были задержаны шесть наркокурьеров с межрегиональными связями и крупными партиями наркотиков. Стремительное распространение, межрегиональный характер и глубокая латентность преступности, связанной с наркоманией, обязывают консолидировать усилия органов внутренних дел и других правоохранительных органов в работе по данному направлению, требуют активности и наступательности как в оперативно-розыскной, так и в профилактической работе. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание, что судебная практика не обрела еще необходимой стабильности. Приговоры судов в части назначения наказания характеризуются невысоким процентом осуждения к реальному лишению свободы, всего лишь 24%. Во всех остальных случаях назначено наказание, не связанное с лишением свободы, что, в свою очередь, особенно актуально в условиях реализации Концепции развития УИС до 2020 г. Причем условное наказание назначалось судами не только в отношении лиц, впервые совершивших преступления, но и в отношении ранее судимых (в 2010 г. условное наказание назначено 16 ранее судимым лицам). Нередко применялось судами и назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией статьи уголовного закона. Ниже низшего предела, предусмотренного ст. 228 УК РФ, устанавливается наказание и при рассмотрении дел в кассационном порядке. Недостаточно активно применяются судами принудительные меры медицинского характера, предусмотренные ст. 97 УК РФ. Лишь в отношении 41 осужденного такие меры были приняты, что составляет менее 10% от числа осужденных. В связи с вышеизложенным хотелось бы остановиться на имеющихся недостатках в законодательстве об ответственности за незаконный оборот наркотиков, в первую очередь уголовного и уголовно-процессуального характера, и предложениях по исправлению ситуации. Во-первых, крайне несовершенна конструкция ст. 228 УК РФ. Часть 2 этой статьи предусматривает ответственность виновного за действия, связанные с наркотиками, как с целью перевозки, так и без таковой. Т. А. Боголюбова, К. А. Толпекин считают, что нет необходимости сопоставлять степень общественной опасности человека, потребляющего наркотик (соответственно, приобретающего наркотик) и занимающегося его перевозкой. Если первый фактически болен и нуждается в лечении, то второй - опасный преступник, играющий значительную роль в схеме сбыта и распространения наркотиков. Необходимо внести изменения в ст. 228 УК РФ, разграничив квалификацию и степень уголовно наказуемой ответственности виновного в зависимости от того, является ли лицо приобретателем наркотиков либо занимается изготовлением, перевозкой, переработкой наркотических или психотропных веществ. Во-вторых, суды вольно трактуют примечание к этой статье, предусматривающей освобождение от уголовной ответственности лиц, добровольно сдавших наркотические средства и активно способствующих раскрытию либо пресечению этих преступлений. К таким лицам суды в ряде случаев относят граждан, доставленных в полицию за административные правонарушения, которые в дежурной части полиции на вопрос, имеются ли у них наркотики, отвечают утвердительно и только на этом основании освобождаются от уголовной ответственности. Такому гражданину понятно, что при обыске наркотик будет неизбежно обнаружен. Он вынужденно отдает наркотик, а не добровольно сдает его. И тем более не содействует в раскрытии преступления либо его пресечении. К сожалению, такая судебная практика находит поддержку и в Верховном Суде Российской Федерации. Необходимо внесение изменений в уголовно-процессуальный закон, который должен включать в себя право органов полиции при наличии достаточных оснований полагать, что допускается незаконный оборот наркотиков, производить досмотр граждан, почты и багажных отправлений, транспортных средств и перевозимых грузов. Действующим Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях эта сфера деятельности не урегулирована. Действия работников правоохранительных органов, непосредственно, по специфическим признакам, заподозривших наличие наркотика у гражданина, по доставлению такого гражданина в полицию и проведению личного досмотра и досмотра его вещей, изъятию наркотика зачастую судами признаются незаконными, как проведенные до возбуждения уголовного дела. Реально работник полиции, обнаруживший гражданина с наркотиками в поезде, электричке, на вокзале и в другом общественном месте, не может тут же, на месте вынести постановление о возбуждении уголовного дела. Для этого данного гражданина надо как минимум доставить в отделение полиции и проследить, чтобы во время доставления он не избавился от наркотиков. Таким образом, без возбуждения уголовного дела гражданин с наркотиками не подлежит досмотру, а уголовное дело возбудить нельзя, т. к. без досмотра невозможно получить предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ основания для возбуждения уголовного дела.

Название документа