Рђр”рњр?рќр?рўрўр рђрўр?р’рќрђрї рћрўр’р•рўрўрўр’р•рќрќрћрўрўр¬ рќр•рўрћр’р•р рёр•рќрќрћр›р•рўрќр?рґ: рџр рћр‘р›р•рњр« р?рќрўр•р рџр р•рўрђр¦р?р? р? рџр р?рњр•рќр•рќр?рї
А.А. БЕЖЕНЦЕВ
Беженцев А.А., доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан милиции, кандидат юридических наук.
Административная ответственность, применяемая к несовершеннолетним правонарушителям, представляет собой форму реагирования государства на административные правонарушения, совершенные лицами, не достигшими совершеннолетия, выраженную в применении к ним конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно их специфическую обязанность нести определенные законодательством неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных правовых мер.
РџРѕ отношению Рє несовершеннолетним действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому Рє лицам РІ возрасте РѕС‚ 16 РґРѕ 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением Рѕ РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏС… РїРѕ делам несовершеннолетних Рё защите РёС… прав (далее - КДН). Рменно данным государственным органам Рё принадлежит преимущественное право рассмотрения дел РѕР± административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. РќРѕ РІ С‡. 2 СЃС‚. 23.2 РљРѕРђРџ Р Р¤ делается исключение, согласно которому дела РѕР± административных правонарушениях, предусмотренных СЃС‚. 11.18 РљРѕРђРџ Р Р¤, Р° также дела РѕР± административных правонарушениях, перечисленные РІ РіР». 12, РІ области дорожного движения рассматриваются РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏРјРё РїРѕ делам несовершеннолетних Рё защите РёС… прав РІ случаях, если орган или должностное лицо, Рє которым поступило дело Рѕ таком административном правонарушении, передает его РЅР° рассмотрение указанной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё.
КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ). В первую очередь данное обстоятельство связано с тем, что должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел ставят на учет несовершеннолетних правонарушителей с заведением учетно-профилактических карточек или учетно-профилактических дел как раз по месту жительства подростка, что предполагает в дальнейшем индивидуальную профилактическую работу инспектора, которая может базироваться на основании решения КДН. Так как каждый профилактируемый подросток уникален, то и отдельно взятый случай совершения правонарушения должен рассматриваться сугубо самостоятельно, обязательно после общения с несовершеннолетним, исходя из целого комплекса сопутствующих факторов, и это сделать намного проще, ознакомившись с состоянием дел и выслушав мнение подростка и вердикт членов комиссии.
Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).
Перечисляя составы, непосредственно направленные на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, следует отметить такие статьи КоАП РФ, как ст. 6.7 - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения; ст. 6.10 - вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ; ст. 6.13 - пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; ст. 20.22 - появление несовершеннолетних в состоянии опьянения, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.
Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения - отягчающим вину обстоятельством. Причем эти обстоятельства следует четко отграничивать от таких правонарушений, как вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ), неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ), поскольку они образуют самостоятельные составы административных правонарушений с привлечением иных (но не несовершеннолетних) виновных в этом лиц к административной ответственности. Здесь необходимо дополнить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют своей целью прежде всего восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено прежде всего этим целям.
Анализ мер воздействия, применяемых в отношении несовершеннолетних правонарушителей, позволяет сделать вывод о том, что из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два - это предупреждение и административный штраф. Кодекс не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний. Так, штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, не ограниченные судом в объеме родительских прав, опекуны и попечители.
Существенная особенность административной ответственности несовершеннолетних закреплена ст. 2.3 КоАП РФ, где законодатель установил возможность КДН, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Р’ качестве дополнительных гарантий обеспечения прав несовершеннолетних закон РЅРµ позволяет применять Рє лицам, РЅРµ достигшим 18-летнего возраста, административного ареста (С‡. 2 СЃС‚. 3.9 РљРѕРђРџ Р Р¤). Рто связано СЃ тем, что административный арест как мера административной ответственности существенно отличается РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… РІРёРґРѕРІ административного наказания, предусмотренных законодательством. Его правовая сущность заключается РІ содержании нарушителя РІ условиях изоляции РѕС‚ общества РїРѕРґ стражей РІ предназначенных для этой цели учреждениях, Рє которым относятся специальные приемники РїСЂРё органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Строгий режим содержания является РѕРґРЅРёРј РёР· средств достижения целей данного административного наказания Рё обеспечивает охрану Рё постоянный надзор Р·Р° арестованными РІ целях предотвращения совершения РёРјРё новых правонарушений. Административный арест устанавливается Рё назначается Р·Р° отдельные РІРёРґС‹ наиболее общественно опасных административных правонарушений. Назначение административного ареста допускается РІ исключительных случаях, РєРѕРіРґР° РїРѕ обстоятельствам дела, СЃ учетом личности нарушителя, применение РґСЂСѓРіРёС… предусмотренных РІ соответствующей статье мер административной ответственности будет признано недостаточным. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· гуманных соображений Рё особенностей личностно-психологических характеристик подростков, административный арест Рє РЅРёРј РЅРµ применяется. РќРµ является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, РІ случаях, если РёС… личность РЅРµ установлена либо РѕРЅРё РЅРµ имеют места жительства, места пребывания или РЅРµ проживают РЅР° территории субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РіРґРµ РёРјРё было совершено правонарушение. Р’ этом случае несовершеннолетние помещаются РІ специальные учреждения органов внутренних дел - Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, режим содержания РІ которых направлен исключительно РЅР° проведение индивидуальной профилактической работы СЃ лицами, причастными Рє совершению административного правонарушения.
Продолжая дискуссию об административной ответственности, отметим, что некоторые ученые-административисты предлагают введение в современное административное законодательство альтернативную замену такой мере административного взыскания, как штраф. В частности, предполагается ввести трехчасовую отработку несовершеннолетним правонарушителем на общественно-полезных работах, к примеру, по уборке общественных мест и благоустройству территории. Необходимость их введения диктуется условиями материального положения лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, это лица чаще всего из материально неблагополучных семей, не занятые работой или учебой и соответственно не имеющие средств для погашения взыскиваемых штрафов. Вместе с тем принятие таких мер принудительного воздействия явилось бы действенным средством воспитания и уважительного отношения к труду несовершеннолетних <1>.
<1> Мазурин С.Ф. Административные правонарушения несовершеннолетних на транспорте: состояние, тенденции и предупреждение органами внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1997. С. 18 - 19.
Ответственность по КоАП РФ родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим.
Административную ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних нельзя рассматривать РІ отрыве РѕС‚ правовых обязанностей РїРѕ воспитанию, обучению детей Рё надзору Р·Р° РЅРёРјРё. Р’ теории это ведет Рє неразрешенным спорам РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ оснований ответственности, РІ законодательстве - Рє нечетким формулировкам диспозиций правовых РЅРѕСЂРј, ее устанавливающих, РЅР° практике - Рє возложению ответственности РЅР° тех родителей, которые РІРёРЅРѕРІРЅРѕ юридических обязанностей РЅРµ нарушали. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· вышесказанного РІРёРґРЅРѕ, что, РєРѕРіРґР° РІ создании условий для совершения подростками административных правонарушений окажутся виновными родители, РѕРЅРё также должны нести административную ответственность.
КДН рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ - неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, а также за нарушение порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП РФ.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать промежуточный вывод о необходимости, с одной стороны, дальнейшей гуманизации правовой основы административной ответственности несовершеннолетних в современном административно-деликтном законодательстве, с другой стороны, определенная конкретизация в законодательстве характерных особенностей неблагоприятных последствий для несовершеннолетних, совершивших правонарушение, позволит усовершенствовать гарантии защиты их прав и законных интересов.