Противодействие распространению материалов, имеющих экстремистский характер, средствами прокурорского надзора

(Воробьев С. Д.)

("Прокурор", 2012, N 2)

Текст документа

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ, ИМЕЮЩИХ

ЭКСТРЕМИСТСКИЙ ХАРАКТЕР, СРЕДСТВАМИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

С. Д. ВОРОБЬЕВ

Воробьев С. Д., заместитель Генерального прокурора Российской Федерации в Южном федеральном округе.

Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе на постоянной основе анализируется состояние законности и практика прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности.

Результаты анализа свидетельствуют о том, что проблемы распространения экстремизма в округе в последнее время обостряются. Его проявления достаточно разнообразны - от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования незаконных общественных и иных организаций, стремящихся к изменению конституционного строя России и нарушению ее территориальной целостности.

В настоящее время существует развернутая система противодействия такой деятельности, правовые и организационные основы которой установлены на федеральном уровне. Согласно основополагающим принципам правового регулирования в Российской Федерации не допускается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В развитие данных норм Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (Федеральный закон N 114-ФЗ) запретил на территории Российской Федерации распространение, производство и хранение в целях распространения экстремистских материалов.

Значительную роль в борьбе с подобными экстремистскими проявлениями играет надзорная деятельность органов прокуратуры. При этом одним из эффективных способов пресечения деструктивной деятельности является реализация мер гражданско-правового характера. В качестве примера такой работы приведу практику, сложившуюся в органах прокуратуры Южного федерального округа.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона N 114-ФЗ экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.

Согласно ст. 13 названного Закона информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Прокуроры, пресекая незаконное распространение информации противоправного характера, в порядке гражданского судопроизводства обращаются в суды с заявлениями о признании ее экстремистской.

Только в 2011 г. по инициативе прокуроров признаны экстремистскими порядка 20 книг, журналов, газет, видеофайлов, листовок, ознакомление с которыми широкого круга лиц могло повлечь за собой негативные последствия. Среди них такие издания, как книга Ю. Д. Петухова "Русский мировой порядок", книга "Приближайся к Иегове" и журналы "Сторожевая башня", распространяемые представителями местных религиозных организаций "Свидетели Иеговы", газеты "Русский порядок", видеозаписи "Цена свободы - "freedomprice", "Еврей брат".

Прокурор Кавказского района Краснодарского края, к примеру, направил в Кропоткинский городской суд заявление о признании экстремистскими двух выпусков газеты "Русский порядок" с заголовками "Путь в нерусскую Россию" и "Прикрываясь Западом, Кремль продает Россию Китаю", листовок "Солдаты рейха! Запомните их! Эти люди легко совершили то, что не удалось вам за годы кровавых усилий!", "Спасибо за увольнение", "Согласен с повышением тарифов ЖКХ" и ряд других.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на вступивший в законную силу приговор Кропоткинского городского суда, вынесенный в отношении гражданина П. по ч. 1 ст. 282 УК РФ, которым установлено, что граждане П. и Ю., испытывая неприязнь к народам неславянской национальности, желая показать превосходство одной нации над другой, облачившись в камуфлированную одежду, имевшую шевроны с надписью "Русское Национальное Единство" и изображения, схожие с нацистской символикой, на территории центрального городского рынка распространяли листовки и газету "Русский порядок". Уголовное дело в отношении Ю. выделено в отдельное производство.

Согласно заключению экспертов ГУ "Краснодарская лаборатория судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации эти материалы содержали высказывания, возбуждающие национальную вражду и направленные на унижение человеческого достоинства.

С учетом изложенных обстоятельств заявление прокурора удовлетворено, вышеназванные публикации Кропоткинским городским судом признаны экстремистскими.

Сегодня в Южном федеральном округе также имеется проблема, связанная с проповедованием и распространением религиозными объединениями учений и взглядов, имеющих антихристианский, антиобщественный и экстремистский характер.

Как общепризнанными нормами международного права, так и действующим российским законодательством установлено, что свобода совести и вероисповедания не является абсолютной. Поскольку вероисповедание в подавляющем большинстве случаев связано с деятельностью религиозных организаций, Конституция Российской Федерации запрещает создание объединений, цели которых направлены на разжигание религиозной розни, пропаганду и агитацию ненависти и вражды, превосходства одной веры над другой.

Такие незаконные действия были пресечены в том числе благодаря вмешательству прокуроров.

В прошлом году, в частности, по требованию прокуроров запрещено распространение местными религиозными организациями "Свидетели Иеговы" г. Краснодара и г. Сальска Ростовской области литературы, которая, по оценкам экспертов, содержала высказывания, унижающие человеческое достоинство и возбуждающие ненависть, объектом которой является главным образом "христианский мир".

Несмотря на то что еще в 2009 г. Ростовским областным судом по заявлению прокуратуры области местная религиозная организация Свидетелей Иеговы "Таганрог" была признана экстремистской и ликвидирована, ее приверженцы продолжали свою деятельность на территории округа.

В этой связи следственной частью Главного управления МВД России по Южному федеральному округу в августе прошлого года и в феврале текущего года возбуждены и в настоящее время расследуются уголовные дела в отношении организаторов деятельности запрещенной организации, а также ее участников, которые, несмотря на решение суда, возобновили и продолжили деятельность запрещенной организации, систематически проводили собрания, осуществляли проповедническую деятельность, принимали пожертвования, а также занимались распространением "иеговистской литературы".

Надзор за расследованием данных уголовных дел осуществляет управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе.

В рамках проведенных по уголовному делу обысков изъято более тысячи наименований литературы, большая часть которой ранее уже была признана экстремистской. По остальным материалам будут проведены исследования, и если эксперт установит, что в них содержатся высказывания, возбуждающие религиозную рознь или пропагандирующие исключительность той или иной религии, то перед судом будет поставлен вопрос о признании их экстремистскими.

Следует отметить, что главная опасность подобных изданий состоит в искаженном истолковании религиозных текстов, что зачастую побуждало последователей этой псевдоидеологии отказываться от получения медицинской помощи, образования, исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершать иные противоправные действия.

Особое внимание прокуроры уделяют вопросам исполнения федерального законодательства, установившего запрет на деятельность общественных и иных организаций, ставящих себе цель изменить насильственным способом конституционный строй и территориальную целостность государства.

Например, управлением ФСБ России по Ростовской области был выявлен факт опубликования в газете "Казачий взгляд", тираж которой составил 20 тыс. экземпляров, статьи "Петр Молодидов "За Кавказию для казаков", призывающей к осуществлению экстремистской деятельности.

Согласно справке ЭКЦ ГУ МВД России по Ростовской области данная публикация содержала негативную оценку действующей власти в современной России, а также призывы к захвату отдельных территорий Российской Федерации и Украины, традиционно являвшихся "казачьими землями", и их включению в состав независимого государства "Казакия".

Кроме того, посредством используемых в тексте статьи приемов манипулирования сознанием и подсознанием читательской аудитории внедрялись убеждения об оккупационном режиме Российской Федерации, врожденном превосходстве представителей казачества, вольно-казачьем движении как реально существующей силе, способной противостоять "оккупационной политике". Все эти выводы также подтверждены результатами экспертного исследования.

Данные факты послужили основанием для подготовки прокуратурой Ростовской области и направления в суд заявления о признании статьи "Петр Молодидов "За Кавказию для казаков" экстремистским материалом. Решением Советского районного суда г. Ростова-на-Дону требования прокурора удовлетворены.

Таким образом, работа, проводимая прокурорами в анализируемой сфере, крайне важна. Непосредственной целью прокурорского надзора является предотвращение возможного массового нарушения прав граждан и возникновения очагов политической и социальной напряженности.

Для эффективного решения обозначенных проблем в первую очередь необходим комплексный анализ социально-политических, экономических и других факторов, причин и условий, способствующих формированию элементов экстремистского поведения.

Во-вторых, следует обеспечить системный мониторинг состояния, уровня, динамики экстремистских проявлений в регионах, оперативно влияя на складывающиеся негативные тенденции организацией соответствующих надзорных мероприятий.

В-третьих, всеми доступными способами предотвращать случаи публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности, которые в том числе возможны в ходе массовых несанкционированных акций.

Подводя итог, следует сказать, что для прокуратуры как системы органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории, приоритетное значение имеет обеспечение государственной безопасности и пресечение деятельности общественных и религиозных организаций, оказывающих разрушительное воздействие на человека и общество в целом.

Название документа