Роль системы образования в формировании антикоррупционного правосознания обучающихся

(Носакова Е. С.) ("Юридический мир", 2012, N 4) Текст документа

РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Е. С. НОСАКОВА

Носакова Елена Сергеевна, ассистент кафедры конституционного и административного права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

В статье рассматривается понятие антикоррупционного правосознания, его признаки, виды, факторы, влияющие на его формирование. Рассматривается антикоррупционное образование как важный фактор, направленный на формирование антикоррупционного правосознания. Анализируется опыт зарубежных стран по внедрению системы антикоррупционного образования. Анализируются федеральные и региональные нормативно-правовые акты на предмет наличия положений, способствующих развитию антикоррупционного образования. Предлагаются меры по формированию антикоррупционного правосознания в системе высшего профессионального образования.

Ключевые слова: антикоррупционное правосознание, антикоррупционное образование, высшее профессиональное образование.

Role of system of education in formation of anticorruption legal conscience of students E. S. Nosakova

The article considers the concept of anticorruption legal conscience, its features, types, factors influencing formation thereof; considers anticorruption education as an important factor aimed at formation of anticorruption legal conscience; analyses experience of foreign countries with regard to introduction of the system of anticorruption education; analyses federal and regional normative-law acts with regard to existence of provisions promoting development of anticorruption education; proposes measures with regard to formation of anticorruption legal conscience in the system of the higher professional education.

Key words: anticorruption legal conscience, anticorruption education, higher professional education.

Эффективность борьбы с коррупцией заключается не столько в принятии антикоррупционного законодательства и его реализации на практике, сколько в формировании антикоррупционного правосознания посредством разработки и реализации соответствующих мер. Несмотря на важность применения данного способа противодействия коррупции, обозначенная система мер до сих пор отсутствует. Более того, само понятие антикоррупционного правосознания, его признаки, виды, факторы, влияющие на его формирование, также не изучены. По нашему мнению, антикоррупционное правосознание является видом правосознания, которое формируется в процессе функционирования и развития современного общества у отдельных индивидов, социальных и профессиональных групп, гражданского общества и государства в целом под воздействием необходимости преодоления коррупционных явлений в обществе, предметно направлено на борьбу с этим социальным явлением правовыми средствами и методами. Антикоррупционное правосознание обладает общими признаками, присущими правосознанию в целом, а именно: чувством уважительного отношения индивида к своему праву и праву других, закону, правовым учреждениям; наличием у субъекта высоких этических стандартов (в первую очередь честности). Антикоррупционное правосознание обладает специфическими признаками, отличающими его от других предметных видов правосознания, а именно для данного вида правосознания характерны: четкое понимание явления коррупции, нетерпимое отношение к коррупции, стремление к противодействию ей, знание правовых механизмов противодействия коррупционным проявлениям и государственной антикоррупционной политики. В соответствии с принятым делением правосознания на виды в зависимости от уровня предлагается выделить виды антикоррупционного правосознания, а именно антикоррупционное обыденное правосознание и антикоррупционное профессиональное правосознание, отличающееся рядом особенностей в силу специфики деятельности его носителей (юристов-профессионалов). Антикоррупционное правосознание формируется под воздействием системы факторов, непосредственно или опосредованно влияющих на него. По нашему мнению, на формирование антикоррупционного правосознания влияют общие и специальные факторы. Общие факторы - группа факторов, опосредованно влияющих как на формирование антикоррупционного обыденного, так и на формирование антикоррупционного профессионального правосознания. Среди общих факторов, в свою очередь, можно выделить объективные (семья; среда общения; экономические, политические, социальные и правовые взгляды, распространенные в обществе (общественное мнение); правовое воспитание (в широком смысле); государственно-правовая система страны; экономическая и социальная ситуация, сложившаяся в стране; образование; профессия; место жительства; средства массовой информации (в частности, информационные технологии)) и субъективные (социально-правовая активность личности; ее мировоззренческие аспекты (а именно социально-правовые установки, отношение к религии, правовые представления о справедливости, сознании прав и обязанностей человека, дозволений и запретов)). В качестве специального фактора предлагается рассматривать антикоррупционное образование, непосредственно направленное на формирование антикоррупционного правосознания и влияющее на его формирование посредством реализации системы антикоррупционного образования и антикоррупционного воспитания на разных уровнях образования. Антикоррупционное образование в зависимости от субъектного состава его непосредственных объектов (от вида антикоррупционного правосознания, который необходимо формировать) предлагается подразделить на две группы: антикоррупционное образование, целью которого является формирование антикоррупционного обыденного правосознания, и антикоррупционное образование, реализуемое посредством среднего и высшего профессионального юридического антикоррупционного образования, целью которого является формирование антикоррупционного профессионального правосознания. По нашему мнению, антикоррупционное образование должно стать основным источником формирования антикоррупционного правосознания. В обоснование важности антикоррупционного образования в качестве примера можно привести опыт ряда зарубежных стран, значительно снизивших коррупционные проявления, а именно Швеции, Сингапура и Южной Кореи. В частности, Южная Корея задействовала систему образования в процессе борьбы с коррупцией, сделав ее одним из средств борьбы. В этой стране в начале XXI века для борьбы с коррупцией была создана Корейская независимая комиссия по борьбе с коррупцией (КНКБК), являющаяся национальным антикоррупционным органом. Специально уполномоченных комиссаров, входящих в ее состав, нельзя освободить от исполнения возложенных на них обязанностей и уволить. Основной задачей КНКБК помимо формулировки антикоррупционной политики и ее оценки, институциональных усовершенствований, обработки коррупционных отчетов является содействие антикоррупционному образованию. В рамках данного содействия проводятся кампании в альянсе с НКО по изменению общественных установок, увеличивается взаимодействие с международными коллегами и организациями, укрепляется система вознаграждений для поднятия национального престижа в глазах мирового сообщества и, самое главное, ведется работа по повышению публичной осведомленности по вопросам пагубных последствий коррупции и активизации антикоррупционного учебного курса в школах и государственных институтах <1>. -------------------------------- <1> Сутормина-Гилевская М. А. Обзор антикоррупционных инициатив в Южной Корее // Материалы научно-практического семинара "Международный опыт борьбы с коррупцией". 2004. С. 125 - 126.

На наш взгляд, до сих пор не выработан комплексный подход по формированию антикоррупционного правосознания в системе антикоррупционного образования, что подтверждается результатами анализа соответствующих федеральных и региональных нормативно-правовых актов. Однако нельзя не отметить, что внимание к антикоррупционному образованию со стороны законодательных органов власти растет. Так, в Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом 31 июля 2008 г. <2>, обозначена необходимость принятия мер по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению, рассмотрению системы высшего и послевузовского профессионального образования в качестве ресурса для реализации данной меры антикоррупционной политики. Согласно Плану в качестве одной из мер по повышению профессионального уровня юридических кадров рассматривается "усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования". Национальный план противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы <3> продолжает идеи Национального плана 2008 г. В соответствии с ним ряду федеральных органов исполнительной власти (в первую очередь Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации) в срок до 1 февраля 2013 г. необходимо разработать комплекс мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих к противодействию коррупции. -------------------------------- <2> Национальный план противодействия коррупции, утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. N Пр-1568 // Справочно-правовая система "Гарант", платформа "Эксперт", по состоянию на 26 марта 2011 г. <3> Указ Президента РФ N 297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" от 13 марта 2012 г. // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" по состоянию на 19 марта 2012 г.

Указ Президента РФ Д. Медведева от 13 апреля 2010 г. "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" <4> (новой редакции Национального плана противодействия коррупции) также акцентирует внимание на роли системы образования в процессе противодействия коррупции. Так, согласно тексту Указа руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов следует "обеспечить усиление антикоррупционной составляющей при организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки федеральных государственных служащих". Одной из ключевых задач Национальной стратегии противодействия коррупции является "обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации". -------------------------------- <4> Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации. Издательство "Юридическая литература", 19 апреля 2010 г. N 16. Ст. 1875.

Результаты анализа нормативно-правовых актов по противодействию коррупции, принятых на федеральном уровне, также показали, что особое внимание в процессе антикоррупционного образования уделяется формированию нетерпимого отношения к коррупции. Так, в Указе Президента РФ N 297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" <5> говорится о необходимости формирования в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению с помощью корректировки программ по повышению квалификации следователей Следственного комитета Российской Федерации, следователей и лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, Министерства внутренних дел РФ. Однако данный нормативно-правовой акт не содержит указания о необходимости разработки мер, направленных на формирование нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям. -------------------------------- <5> См. ранее.

Анализ регионального антикоррупционного законодательства показал, что законодательство отдельных регионов (в первую очередь Республики Татарстан, Самарской и Саратовской областей) включает в себя положения, направленные на формирование антикоррупционного правосознания. В региональном законодательстве значительная роль в реализации антикоррупционного образования принадлежит образовательным учреждениям, в частности вузам; осознается необходимость формирования новых образовательных программ, имеющих антикоррупционную направленность, и необходимость изменения существующих образовательных программ с учетом их антикоррупционной направленности. Несмотря на то, что изученные федеральные и региональные нормативно-правовые акты содержат меры, направленные на формирование антикоррупционного правосознания в рамках реализации антикоррупционного образования, эти меры не носят системного характера. Результаты социологических исследований подтверждают исключительно важную роль антикоррупционного образования в процессе формирования антикоррупционного правосознания вузовской молодежи <6>. Целесообразно дополнить современное высшее профессиональное образование элементами, которые способствовали бы формированию антикоррупционного правосознания, а именно для данного уровня образования необходимо разработать систему мер по формированию антикоррупционного правосознания. -------------------------------- <6> 1) "Молодежь в России: портрет поколения на переломе". Вестник общественного мнения // ПОЛИТ. РУ: портал об официальных сайтах органов власти и публичности государства в сети. URL: http:// www. polit. ru/ research/ 2008/ 12/ 22/ dafflon. html; 2) Социологические исследования на предмет оценки уровня восприятия коррупции в рамках реализации мероприятий Республиканской целевой программы по противодействию коррупции в Чувашской Республике на 2007 - 2010 годы, проведенные ООО "Праксис" // Официальный портал органов власти Чувашской Республики: gov. cap. ru/ home/ 25/ праксис_главы1и2.doc; URL: http://www. cap. ru/; 3) Результаты социологического исследования, проводимого в рамках реализации государственного контракта N П-1023 от 20 августа 2009 г. на проведение поисковых научно-исследовательских работ для государственных нужд по Федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы".

По нашему мнению, формировать антикоррупционное обыденное и антикоррупционное профессиональное правосознание в системе высшего образования необходимо по-разному. Предлагается выделить меры по формированию антикоррупционного обыденного правосознания и меры по формированию антикоррупционного профессионального правосознания, которые можно реализовывать в рамках учебного процесса и во внеучебной деятельности. Меры по формированию антикоррупционного профессионального правосознания, реализуемые в рамках учебного процесса, будут отличаться от аналогичных мер по формированию антикоррупционного обыденного правосознания, поскольку предполагают углубленное изучение феномена коррупции с точки зрения правовой действительности. В рамках учебного процесса (как при формировании антикоррупционного обыденного, так и профессионального правосознания) необходимо изменять имеющиеся и создавать новые учебные дисциплины с содержанием, направленным на формирование антикоррупционного правосознания; необходимо также в рамках семинарских занятий организовывать встречи обучающихся с представителями учреждений и организаций, занимающихся борьбой с коррупцией и ее изучением; привлекать обучающихся к участию в социологических исследованиях коррупции, написанию докладов, рефератов, а также выпускных квалификационных работ (дипломов и диссертаций). Для формирования антикоррупционного профессионального правосознания помимо вышеобозначенного необходимо обучить студентов способам проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых документов; привлечь к участию в антикоррупционной экспертизе региональных (муниципальных) и локальных нормативно-правовых актов; организовать прохождение практики студентами-юристами в учреждениях и организациях, занимающихся борьбой с коррупцией и ее исследованиями. Диссертант предлагает при формировании антикоррупционного профессионального правосознания в рамках учебной деятельности также привлечь студентов-юристов в рамках изучения основной образовательной программы к участию в работе консультационного антикоррупционного форума и антикоррупционной интерактивной обучающей игры; а также привлечь студентов-юристов к участию в антикоррупционном обучении школьников, дошкольников и студентов техникумов в рамках практики. При формировании антикоррупционного правосознания (как обыденного, так и профессионального) в рамках внеучебной деятельности целесообразно применять следующие меры: информировать студентов и их родителей о невозможности использования коррупционных схем для решения проблем, возникающих в рамках учебного процесса; следует совершенствовать технологии контроля качества процесса обучения с помощью использования информационных технологий; информировать обучающихся о способах подачи обращений в связи с возникновением коррупционных ситуаций. Необходимо также привлекать студентов к научной деятельности по антикоррупционной тематике. При формировании профессионального антикоррупционного правосознания в рамках внеучебного процесса необходимо привлекать студентов-юристов к участию в акциях антикоррупционной направленности; написанию и распространению листовок, брошюр, учебно-методических пособий, видеороликов и т. д. по антикоррупционной тематике; привлекать студентов к разработке Кодекса этики обучающихся, участию в качестве наблюдателей в созданных во многих вузах комиссиях по противодействию коррупции.

Название документа