Проблемы государственного управления интеллектуальной собственностью в Российской Федерации

(Корчагин А. Д.)

("Юрайт", 2008)

Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Д. КОРЧАГИН

А. Д. Корчагин - заместитель руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Государственное управление интеллектуальной собственностью затрагивает чрезвычайно широкий круг вопросов и проблем, связанных с созданием, правовой охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Государственное управление в этой сфере включает целый комплекс осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на эффективное использование интеллектуального и научно-технического потенциала. В первую очередь это ориентация науки и промышленности на создание конкурентоспособной, высокотехнологичной продукции как основы развития экономики. Кроме того, к вопросам государственного управления интеллектуальной собственностью и результатами научно-технической деятельности относится также определение государственных приоритетов инновационного развития, создание инновационной инфраструктуры, вопросы стимулирования и финансирования науки и производства, обеспечение кадрового потенциала научной и инновационной сферы. Поэтому в настоящей статье целесообразно ограничиться вопросом, представляющимся в данный момент наиболее важным, а именно: вопросом правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета с учетом реализации положений гл. 77 части четвертой ГК.

Оценка состояния в сфере правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета. Сформулированные в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу стратегические национальные приоритеты - повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, обеспечение обороны и безопасности страны - могут быть обеспечены только на основе эффективного использования интеллектуального и научно-технического потенциала страны. Во всем мире высокие технологии и интеллектуальная собственность являются основными факторами развития экономики, обеспечивая активный инновационный курс развития.

Вместе с тем имеющийся научно-технический потенциал пока используется в российской экономике совершенно неудовлетворительно. Объем валютных поступлений в Россию от реализации научно-технических достижений не соответствует имеющимся потенциальным возможностям. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции пока составляет лишь 0,3%, в то время как США принадлежит 36%, Японии - 30%, Китаю - 6%. Количество патентов, полученных национальными заявителями за рубежом, распределяется точно в такой же пропорции: российские заявители патентуют за рубежом менее 500 изобретений в год, тогда как национальные заявители США ежегодно патентуют около 50 тыс. изобретений.

Кризис инновационной сферы был обусловлен резким сокращением всех видов бюджетного финансирования научно-технических предприятий и организаций и значительным уменьшением объемов оборонного заказа, составлявшего основу инновационной системы советского периода. Предпринимательский сектор пока не готов к финансированию крупных инновационных проектов. Государственная промышленная политика ориентирована на энергосырьевые отрасли.

Несмотря на стабильно увеличивающееся в последние годы государственное финансирование научно-технических разработок (объемы финансирования возросли почти в три раза по сравнению с 2001 г.), заметного роста перспективных научно-технических результатов, которые могли бы служить основой национальных проектов и программ и в конечном итоге привести к росту производства конкурентной продукции и значительному росту ВВП, до настоящего времени не происходит. Количество патентов, выдаваемых в Российской Федерации за это время, возросло только на 10 - 15% и составляет около 20 тыс. патентов в год. Как известно, правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности необходима для осуществления их легального оборота как в России, так и за рубежом. Даже во времена СССР в 1980 - 1990-е гг. ежегодно подавалось более 150 тыс. заявок на изобретения, причем 3 - 4 тыс. изобретений ежегодно патентовались за рубежом.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что адекватная финансированию правовая охрана создаваемых российскими разработчиками за счет средств бюджета результатов научно-технической деятельности как в России, так и за рубежом фактически отсутствует. В сфере гражданских технологий неудовлетворительное состояние правовой охраны разработок проявляется в отсутствии их легального оборота и крайне низкой инновационной деятельности, негативно влияющей на развитие экономики. Отсутствие патентной охраны не позволяет защитить российских производителей от крупных импортеров даже на внутреннем рынке. Особенно остро это может проявиться после вступления России в ВТО. В сфере военных технологий отсутствие правовой охраны может привести к появлению многочисленных конкурентов, к потере уже сформировавшихся зарубежных рынков и потерям доходов бюджета, исчисляемых сотнями миллионов долларов. Особую остроту эта проблема приобретает с развитием межгосударственного научно-технического сотрудничества и ростом экспортных поставок продукции военно-промышленного комплекса.

Использование объективно значимых, но стремительно устаревающих научно-технических достижений находится на крайне низком уровне: количество объектов интеллектуальной собственности, реализованных в хозяйственной деятельности, согласно официальной отчетности, составляет менее 2% от количества действующих патентов. Недостаточная правовая охрана и использование разработок, создаваемых на средства бюджета, не позволяет повысить конкурентоспособность производимой продукции, а также не может обеспечить реального увеличения капитализации большинства предприятий за счет включения в нематериальные активы созданных объектов интеллектуальной собственности. В результате затрудняется привлечение инвестиций, замедляется рост доходов акционеров.

Эффективность использования результатов интеллектуальной деятельности должна базироваться на следующих основных принципах:

- формирование государственной системы использования результатов научно-технической деятельности, созданных с привлечением средств государственного бюджета;

- ориентация отечественной науки и промышленности на создание наукоемкой, конкурентоспособной продукции как основы инновационного развития экономики;

- развитие системы правовой охраны результатов научно-технической деятельности как условия коммерциализации результатов научно-технической деятельности и распространение рыночных отношений в научно-технической сфере;

- формирование системы взаимодействия науки, государственного и частного капитала в целях привлечения средств в инновационную сферу.

Казалось бы, эти принципы хорошо известны и закреплены в ряде программных документов государственного уровня, однако принимаемые меры в сфере науки, технологий и инновационной деятельности пока малоэффективны.

Основные причины такого положения заключаются в отсутствии:

- государственной политики в сфере правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности;

- федерального органа исполнительной власти, реально отвечающего за инновационную сферу, правовую охрану и использование российских научно-технических разработок;

- четко сформулированных интересов государства в области создания и использования научно-технических результатов и объектов интеллектуальной собственности.

В результате задача перехода к экономике, основанной на знаниях, слабо реализуется на практике и может остаться лишь лозунгом.

В настоящее время в России отсутствует федеральный орган исполнительной власти, реально отвечающий за проблемы правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности.

Минэкономразвития России поручена разработка принципов, методов и форм реализации государственной инновационной политики в Российской Федерации.

Минобрнауки России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки, высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.

Роспатент определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования интеллектуальной собственности и результатов интеллектуальной деятельности, но лишен полномочий по контролю за деятельностью госзаказчиков и осуществляет проверки только исполнителей работ по государственным контрактам. В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 Роспатент находится в ведении Минобрнауки России и не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативное правовое регулирование. Эти функции находятся в ведении Минобрнауки России. В результате в настоящее время нормативная правовая база в сфере правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности не соответствует сегодняшним требованиям. Роспатент, располагая специалистами в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и более чем 30-летним опытом исследований в этой области, лишен возможности внесения соответствующих законопроектов в Правительство РФ. Направляемые Роспатентом в Минобрнауки России предложения по данным вопросам практически не могут быть объективно и всесторонне рассмотрены и оценены министерством. Причиной этого является отсутствие в министерстве специалистов в области интеллектуальной собственности, а также тот факт, что данные вопросы не являются приоритетными ни для Минобрнауки России, ни для Минэкономразвития России, Минюста России, ни для любого другого министерства. Как следствие, вступающая в силу с 1 января 2008 г. часть четвертая ГК хотя и является важным шагом по кодификации гражданского законодательства, но тем не менее этот правовой акт не приблизил российское законодательство в части правовой охраны объектов интеллектуальной собственности к уровню законодательства развитых зарубежных стран. Это объясняется тем, что часть четвертая ГК всего лишь объединила все российские законы по интеллектуальной собственности, нормы которых были разработаны Роспатентом более семи лет назад. Сохранение такой ситуации может привести к серьезному отставанию законодательства РФ в сфере интеллектуальной собственности от мирового сообщества.

Таким образом, формирование государственной политики в сфере правовой охраны и использования научно-технических результатов, нормативное правовое регулирование в этой сфере и координация работ по осуществлению правовой охраны и использованию созданных на средства федерального бюджета научно-технических результатов не входят в компетенцию ни одного федерального органа исполнительной власти, в том числе и ответственного за разработку и проведение инновационной политики и реализацию крупных национальных проектов.

Как известно, в целях защиты прав и интересов Российской Федерации государственные заказчики должны соблюдать требования по обеспечению правовой охраны разработок, создаваемых при выполнении контрактов на производство продукции для федеральных государственных нужд, особенно при экспорте продукции за рубеж. Однако в действительности этого не происходит.

Так, в более чем 500 государственных контрактах на выполнение работ для государственных нужд, госзаказчиками по которым являются Роснаука, Рособразование, Роспром, Роскосмос, Росатом, Минпромэнерго, Ростехрегулирование, отсутствуют требования по обеспечению правовой охраны полученных результатов научно-технической деятельности и их дальнейшему использованию. Правовая охрана результатов НИОКР, полученных в ходе выполнения государственных контрактов, или вообще отсутствует, или осуществляется не в полном объеме. Патентные исследования по определению технического уровня создаваемой продукции не проводятся. Требования ГК о создании и передаче заказчику результатов НИОКР, свободных от прав третьих лиц, в том числе проверка экспортируемой продукции на патентную чистоту, на практике не соблюдаются. В большинстве проверенных государственных контрактов права на результаты НИОКР не используются даже самим исполнителем и, соответственно, не учитываются в качестве нематериальных активов. Таким образом, подавляющее большинство результатов, создаваемых за счет средств федерального бюджета, не предполагается ни охранять, ни каким-либо образом реализовывать на практике. Ответственность за сложившуюся ситуацию в полном объеме несут государственные заказчики, которые в целях защиты прав и интересов Российской Федерации обязаны обеспечить выполнение решений Правительства РФ по правовой охране разработок, создаваемых при выполнении контрактов на производство продукции для федеральных государственных нужд, особенно при экспорте этой продукции за рубеж.

Изложенные факты показывают, что государственная система использования результатов научно-технической деятельности практически не функционирует. Права государства на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, также не охраняются должным образом.

Долгое время причиной всех сложностей в инновационной сфере было принято считать недостаточность нормативной правовой базы в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, неопределенность в распределении прав на результаты научно-технической деятельности, полученные на средства государственного бюджета, отсутствие формальных возможностей закрепления прав на объекты интеллектуальной собственности за государством. Однако в последнее время принят ряд важнейших нормативных правовых актов, связанных с определением собственника прав и распоряжением результатами научно-технической деятельности, созданными на средства федерального бюджета. Введена система учета таких разработок, разработаны формы частногосударственного партнерства для кредитования крупных проектов, в научных учреждениях и университетах создаются центры передачи технологий. Таким образом, в настоящее время уже сформирован правовой механизм, дающий возможность государству закреплять за собой права на объекты промышленной собственности, созданные при выполнении работ для федеральных государственных нужд по государственным контрактам и при выполнении работ по договорам с использованием государственных средств. Указанные нормы сохраняются и в части четвертой ГК.

При этом за период 2003 - 2007 гг. на имя Российской Федерации было подано всего 436 заявок на выдачу патентов, в то время как в США за это же время было выдано около 2,5 тыс. патентов, права на которые принадлежат государству.

Согласно действующим нормативным правовым актам государство должно закреплять за собой права только на результаты интеллектуальной деятельности, связанные с интересами обороны и национальной безопасности, а также права на результаты работ, весь инновационный цикл которых, от стадии НИОКР до реализации готовой продукции, финансируется государством. Во всех иных случаях права на результаты научно-технической деятельности должны быть закреплены за организациями - исполнителями государственного заказа. Однако в ущерб интересам государства эти правовые нормы не соблюдаются.

В качестве примера несоблюдения интересов государства можно отметить практически полное отсутствие правовой охраны экспортируемой военной техники. Например, АНПК "ОКБ Сухого" и РСК "МиГ" не имеют патентов на свои разработки за рубежом, хотя самолеты "Су-30МКК", "Су-30МКИ", "Ми-29СМТ" в настоящее время лидируют на мировом рынке. Многие содержащиеся в этих машинах узлы и блоки представляют собой уникальные достижения отечественной техники, созданные на средства бюджета, которые фактически передаются в руки зарубежных конкурентов без всякой правовой охраны. При отсутствии зарубежных патентов на результаты научно-технической деятельности не может осуществляться и правовая защита интересов государства за рубежом. Договоры об уступке прав и лицензионные договоры на объекты, права на которые принадлежат Российской Федерации, не заключаются.

Отсутствие правовой охраны разработок приводит к возникновению нелегального оборота результатов научно-технической деятельности, нарушению прав и интересов Российской Федерации.

Формирование государственной системы использования результатов научно-технической деятельности, созданных с привлечением средств государственного бюджета, требует принятия большого количества нормативных правовых актов на уровне Правительства РФ, а также разработки целого ряда законопроектов. В настоящее время нормативная правовая деятельность в этой сфере связана со значительными трудностями. Как уже указывалось выше, функции нормативного правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности находятся в ведении Минобрнауки России. Даже включение необходимых документов в план законотворческой деятельности министерства связано со сложной бюрократической процедурой. Отсутствие федерального органа исполнительной власти, реально отвечающего за инновационную сферу, правовую охрану и использование российских научно-технических разработок, приводит к тому, что многие основополагающие постановления Правительства РФ в этой области согласовываются буквально годами. Например, Постановление Правительства РФ по вопросу распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности от 17.11.2005 N 685 согласовывалось более двух лет. С 2005 г. находятся на рассмотрении в Минобрнауки России и Минфине России предложения по внесению изменений и дополнений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н, связанное с капитализацией активов предприятий научно-технической сферы. С 2001 г. не решен вопрос, касающийся регулирования внешнеэкономической деятельности и регламентации передачи за рубеж прав на результаты научно-технической деятельности.

Здесь же, по-видимому, будет уместно затронуть вопрос о возможных путях реализации положений гл. 77 ГК, которая называется "Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии". Предметом регулирования гл. 77 ГК являются отношения, связанные с правом использования единой технологии, созданной за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов РФ.

В соответствии со ст. 1542 ГК единой технологией признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере. При этом в состав единой технологии могут входить результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране, в том числе технические данные и другая информация.

Для реализации положений гл. 77 ГК необходимо разработать и принять проект федерального закона "О передаче федеральных технологий". Кроме того, реализация ряда правовых норм этой главы отнесена к сфере полномочий Правительства РФ и требует разработки и принятия постановлений Правительства РФ. Роспатент принимал активное участие в разработке и обсуждении концепции законопроекта "О передаче федеральных технологий" в рамках межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию законодательства РФ в области новых направлений осуществления научно-технической и инновационной деятельности при Администрации Президента РФ. В настоящее время концепция законопроекта "О передаче федеральных технологий" согласована и принята Правительственной комиссией. В части разработки необходимых упомянутых выше правовых норм, отнесенных к сфере полномочий Правительства РФ, Роспатент принимает участие в работе над проектом постановления Правительства РФ, которым должны быть урегулированы следующие вопросы: управление правом на технологию, принадлежащую Российской Федерации; содержание обязанности внедрения технологии, сроки, другие условия и порядок исполнения этой обязанности, последствия ее неисполнения и условия прекращения; случаи, когда допускается безвозмездная передача права на единую технологию (если технология имеет важное социально-экономическое значение либо важное значение для обороны и безопасности страны, а размер затрат на ее внедрение делает экономически неэффективным возмездное приобретение права на такую технологию).

Кроме того, для реализации положений гл. 77 Роспатенту необходимо приступить к предусмотренной ст. 1551 ГК процедуре регистрации сделок, предполагающих использование единой технологии за пределами Российской Федерации. С этой целью в законопроект "О передаче федеральных технологий" необходимо ввести нормы, ограничивающие передачу за рубеж интеллектуальной собственности, в том числе условие наличия патентов на единую технологию за рубежом или ее охрану в режиме коммерческой тайны. Порядок регистрации указанных сделок по использованию за рубежом единой технологии согласно закону должен устанавливаться Правительством РФ. Предполагается, что соответствующие нормы будут введены в административные регламенты Роспатента. Таким образом, для практического введения в действие ГК необходима большая и серьезная нормотворческая деятельность. О препятствиях и трудностях на ее пути уже говорилось ранее.

Все вышеизложенное в целом свидетельствует о необходимости формирования и реализации государственной политики в сфере правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности.

Известно, что в ведущих индустриально развитых странах, таких как США и Япония, разработаны стратегические программы создания, охраны и использования интеллектуальной собственности. Так, программа Японии ставит своей целью в ближайшей перспективе превратить страну "в нацию, основанную на интеллектуальной собственности". Характерной особенностью таких программ является не только всеобъемлющий перечень задач, направленных на кардинальное улучшение ситуации в национальной экономике, но и тот факт, что реализация программы проходит под непосредственным контролем правительства.

Аналогичная программа должна быть разработана и в России. Эта программа должна служить основой инновационной деятельности, использующей российский интеллектуальный потенциал, российскую интеллектуальную собственность. Таким образом, необходимо:

1. Сформулировать и принять к исполнению государственную политику Российской Федерации в сфере создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности.

2. Определить орган, отвечающий за реализацию этой политики, в том числе:

- за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере правовой охраны и использования в производстве новейших отечественных технологий;

- эффективное использование результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, и государственное стимулирование этого процесса;

- нормативное правовое регулирование отношений, возникающих при создании, обеспечении правовой охраны и использовании результатов научно-технической деятельности, созданных с привлечением средств государственного бюджета.

При этом ответственность за реализацию государственной политики в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности должна быть возложена на Правительство РФ.

Только межведомственный характер новой структуры и ее непосредственное подчинение Правительству РФ, несущему ответственность за кардинальное изменение ситуации в инновационной сфере, позволят обеспечить реализацию разработанной политики и решение поставленной Президентом РФ В. В. Путиным задачи по переходу России на новую экономику - экономику знаний и технологий.

Название документа