Защита индивидуальных трудовых прав работников на локальном уровне

(Еремина С. Н.) ("Трудовое право в России и за рубежом", 2013, N 4) Текст документа

ЗАЩИТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ НА ЛОКАЛЬНОМ <1> УРОВНЕ

С. Н. ЕРЕМИНА

Еремина Светлана Николаевна, доцент кафедры гражданского процессуального и трудового права юридического факультета Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону), кандидат юридических наук, доцент.

В статье анализируются проблемы защиты трудовых прав работников в рамках работодателя (локальный уровень) и способы защиты этих прав.

Ключевые слова: защита прав и свобод, защита трудовых прав, работник, работодатель, трудовой спор, органы по разрешению трудовых споров.

Protection of individual labor rights of workers at a local level S. N. Eryomina

In article problems of protection of the labor law of employees directly within competence of the employer (local level) and ways of protection of these rights are analyzed.

Key words: protection of rights and freedoms, protection of labor rights, employee, employer, labor dispute, authorities to resolve labor disputes.

Суть осуществления защиты прав и свобод любого субъекта права заключается в том, чтобы при использовании любых способов защиты не нарушались или не ущемлялись права других лиц и интересы общества в целом. Государство с помощью правовых норм устанавливает общеобязательные правила поведения (юридические нормы), которые призваны стабилизировать складывающиеся в обществе отношения в направлении, необходимом для сохранения гражданского мира. Положения, определяющие защиту прав и свобод граждан на основе ст. 2 Конституции РФ <2> в сфере осуществления трудовой деятельности, конкретизируются, прежде всего, в Трудовом кодексе Российской Федерации (раздел XIII) <3>. Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. При этом основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита (ч. 2 ст. 352 ТК РФ). -------------------------------- <2> Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 21.01.2009. <3> ФЗ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.07.2013). Первоначальный текст опубликован: СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3. Далее по тексту - ТК РФ.

Находясь в пределах компетенции работодателя, конкретный работник вправе прибегнуть, в первую очередь, к способам защиты своих трудовых и непосредственно с ними связанных прав, которые установлены ТК РФ. Их можно дифференцировать на действия, в ходе которых работник не прибегает к защите юрисдикционных органов, и действия, которые завершаются решениями соответствующих юрисдикционных органов, функционирующих в пределах работодателя. В первую группу входят самозащита работником трудовых прав <4>, защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами <5>. -------------------------------- <4> Например: ст. ст. 379 - 380 ТК РФ. <5> См., напр.: ст. 373, ч. 2 ст. 385 ТК РФ.

Во вторую группу включаются действия работников посредством их обращения в комиссию по трудовым спорам (КТС) <6>. Однако возможность обращения в данный орган защиты трудовых прав ограничена для отдельных категорий работников. Во-первых, для тех, кто осуществляет трудовую деятельность у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ст. 308 ТК РФ), во-вторых, для тех, чей труд имеет специфические особенности и требует особых процедур для разрешения индивидуальных трудовых споров. Например, государственные гражданские служащие <7>, судьи <8> и др. -------------------------------- <6> Статьи 384 - 390 ТК РФ. <7> См.: ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013) // Первоначальный текст опубликован: СЗ РФ. 2004. N 31. <8> См.: ФЗ от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013) // Первоначальный текст опубликован: СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022; ФКЗ от 09.11.2009 N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" // СЗ РФ. 2009. N 45. Ст. 5261.

Законодателем не устанавливается легальное определение понятия "самозащита трудовых прав". В юридической литературе самозащита трудовых прав работников рассматривается в различных аспектах. Например, как особый вид личной защиты индивидуальных трудовых прав, который осуществляется не только в формах, обозначенных в ст. 379 ТК РФ <9>. -------------------------------- <9> См., напр.: Пресняков М. Самозащита трудовых прав // Трудовое право. 2013. N 5. С. 52; Казакова Е. Б. Самозащита трудовых прав: актуальные вопросы // Юрист. 2011. N 22. С. 21.

Некоторые авторы самозащиту трудовых прав трактуют весьма широко. В частности, под самозащитой трудовых прав понимаются самостоятельные активные действия работника по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или наряду с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров либо в органы по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде <10>. -------------------------------- <10> См.: Абрамова О. В., Бочарникова М. А., Виноградова З. Д. и др. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Ю. П. Орловского. 5-е изд., испр., перераб. и доп. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2009; СПС "КонсультантПлюс".

Встречается точка зрения, что самозащита может иметь место при групповом трудовом споре, суть которого состоит в том, что одновременно группа работников использует свое право на защиту индивидуального трудового права <11>. -------------------------------- <11> См.: Князева Н. А. Рассмотрение и разрешение групповых трудовых споров (коллективных трудовых споров о праве) // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 1. С. 43.

Однако практика показывает, что самозащита трудовых прав не является эффективным <12> способом защиты, так как большинство спорных ситуаций, связанных с самозащитой трудовых прав, находят свое разрешение за пределами работодателя - обычно в суде <13>. Прежде всего, это обусловлено изначальным неравенством сторон трудового договора (работника и работодателя), решить проблему которого и призвано трудовое право. Тем самым осуществление самозащиты трудовых прав все же заставляет работников в конечном итоге прибегать к иным способам защиты. -------------------------------- <12> Наличие эффективности того или иного института (субинститута) права определяется достигнутым результатом. <13> См.: Определение Санкт-Петербургского городского суда от 04.06.2013 N 7134 // СПС "КонсультантПлюс"; Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 28.05.2013 по делу N 33-1296/2013 // СПС "КонсультантПлюс"; Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 23.04.2013 по делу N 33-8735/13 // СПС "КонсультантПлюс"; и др.

Возможность защиты индивидуальных трудовых прав работников профсоюзами на локальном уровне также имеет определенные границы. Например, согласно ст. 23 ФЗ от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ред. от 02.07.2013) профсоюзы наделены правом по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры <14>. -------------------------------- <14> Первоначальный текст опубликован: СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

Но это право не распространяется на органы, действующие в пределах конкретного работодателя, например, КТС (ч. 2 ст. 385 ТК РФ). Поэтому действия профсоюзов будут ограничиваться стремлением урегулировать разногласия между работником и работодателем до возникновения трудового спора <15>. -------------------------------- <15> Понятие "индивидуальный трудовой спор" определено ч. 1 ст. 381 ТК РФ.

Вместе с тем на локальном уровне профсоюзы в качестве представителей интересов работников и как субъекты защиты их индивидуальных трудовых прав могут осуществлять свои функции в процессе принятия управленческого решения работодателя об увольнении работников по соответствующим основаниям в порядке ст. 373 ТК РФ. Данные действия также ограничены и распространяются только на работников, являющихся членами профсоюза (ч. 1 ст. 373 ТК РФ). Работодатель при этом имеет возможность не учитывать мнение соответствующего профсоюзного органа по вопросу увольнения работника, но данные действия профсоюзов следует отнести к защите индивидуальных прав работников, что полностью соответствует позиции Конституционного Суда РФ <16>. -------------------------------- <16> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 19.06.2012 N 1082-О // СПС "КонсультантПлюс".

Если работник не является членом профсоюза, то у него остается возможность обратиться в КТС, если она создана и действует в рамках работодателя, либо прибегнуть к самозащите, которая, весьма вероятно, не станет единственным способом защиты нарушенных прав. Кроме того, обязательность формирования КТС нормами ТК РФ не предусмотрена и обусловлена лишь инициативой работников (их представителей) или работодателя (ч. 1 ст. 384 ТК РФ). Следовательно, в случаях отсутствия КТС или первичной профсоюзной организации, действующих в пределах соответствующего работодателя, у работника остается только один способ защиты индивидуальных трудовых прав - самозащита. Законодатель в процессе совершенствования действующего законодательства дополняет установленные ТК РФ способы защиты индивидуальных трудовых прав на уровне федеральных законов. Например, на основании положений ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 07.05.2013), вступившего в силу с 01.09.2013 <17>. -------------------------------- <17> Первоначальный текст опубликован: СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7598. Далее по тексту - Закон об образовании.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 данного Закона в образовательных организациях создается комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (КУСУОО). Она формируется в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Данная комиссия должна <18> создаваться во всех образовательных организациях путем избрания из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 3 ст. 45 Закона об образовании). Решение данной комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением (ч. 4 ст. 45 Закона об образовании). -------------------------------- <18> Норма ч. 3 ст. 45 Закона об образовании носит обязывающий характер.

Порядок создания, организации работы, принятия решений указанным органом специальной компетенции и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии) (ч. 6 ст. 45 Закона об образовании). На основе буквального толкования положений ст. 30 Закона об образовании и ст. 8 ТК РФ можно сделать вывод о том, что локальные нормативные акты, действующие в соответствующей образовательной организации, могут относиться к трем категориям: содержащие образовательные локальные нормы; содержащие локальные нормы трудового права и комплексные. Так, положение о порядке сдачи зачетов и экзаменов конкретной образовательной организации будет образовательным локальным нормативным актом. Положение об оплате труда работников этой организации - трудоправовым локальным нормативным актом, а акт, предусматривающий создание, деятельность и сферу компетенции КУСУОО, будет комплексным локальным нормативным актом. На первый взгляд, исходя из целей, обозначенных в ч. 2 ст. 45 Закона об образовании, КУСУОО должна осуществлять защиту исключительно лиц, получающих образование и обжалующих нарушения их права на образование и другие права, связанные с обучением, нарушенные с их точки зрения. Однако в ч. 3 ст. 47 Закона об образовании законодатель установил, в числе других академических прав и свобод педагогических работников, их право на обращение в КУСУОО (п. 12 указанной статьи). По какому поводу может состояться данное обращение? Например, в случаях, когда недобросовестные обучающиеся своим поведением мешают учителям или преподавателям вести учебные занятия <19>. В процессе обучения могут иметь место нарушения чести и достоинства преподавателя (оскорбление и т. п.) обучающимися, которые совершают такие действия непосредственно при выполнении преподавателем своих профессиональных обязанностей. При этом профессиональные обязанности педагогов не могут быть ничем иным, как трудовыми обязанностями. -------------------------------- <19> То есть воспрепятствование со стороны лиц, задействованных в учебном процессе, педагогическому работнику выполнять трудовые функции, предусмотренные трудовым договором.

Более того, в п. 13 ч. 3 ст. 47 Закона об образовании педагогическим работникам предоставляется право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников. Указанные выше права педагогических работников нельзя признать исключительно академическими ввиду их непосредственной связи с трудовыми правами. Это обусловлено основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в числе которых включен принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности (ст. 2 ТК РФ). Несмотря на указанную в трудовом законодательстве возможность защищать свою честь и достоинство в период осуществления трудовой деятельности, трудовое право не устанавливает специальных отраслевых способов его защиты на уровне ТК РФ. Такая защита обычно может осуществляться с помощью гражданско-правовых или административно-правовых средств. Например, юридическую оценку нарушений чести и достоинства может сделать в таких случаях только суд. Так, на основании ст. 23.1 КоАП РФ <20> рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с оскорблением <21>, осуществляется судьями единолично. -------------------------------- <20> Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Первоначальный текст опубликован: СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1. <21> Статья 5.61 КоАП РФ.

Обжаловать подобные нарушения прав педагогических работников в КТС не представляется возможным. КТС не может быть органом, который наделен полномочиями по разрешению таких категорий обращений (заявлений) работников. Ведь на основании норм права КТС является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ч. 1 ст. 385 ТК РФ). И в случаях конфликта (неурегулированных разногласий) между педагогическим работником и его учениками (студентами) или связанного с защитой нарушенных норм профессиональной этики в отношении конкретных педагогических работников, обращение в КТС бесперспективно. КТС - юрисдикционный орган, призванный решать трудовые споры по существу, а не оценивать конфликтную ситуацию, сложившуюся, например, в образовательной организации, на соответствие той или иной этической норме <22>. -------------------------------- <22> В толковом словаре "этика" понимается как совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы, организации и т. п. См., напр.: Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000; URL: http://www. efremova. info/word/moral. html (дата обращения: 26.08.2013).

Поэтому осуществление защиты указанных выше прав педагогических работников вполне может с 01.09.2013 осуществляться в рамках КУСУОО. Кроме того, наличие локального нормативного акта о деятельности такой комиссии и сфере ее компетенции может и должно дополняться другим локальным нормативным актом. Например, кодексом или положением о профессиональной этике <23> педагогических работников конкретной образовательной организации. -------------------------------- <23> Из-за ограничений объема оценку подобного локального нормативного акта оставляем за пределами данной работы.

Очевидно, что законодателем тем самым расширяются возможности осуществления защиты специфических прав работников, относящихся к группе лиц, на которых распространяются нормы, связанные с особенностями правового регулирования их труда. Однако эффективность существования и деятельности КУСУОО в образовательных организациях покажет только время.

Литература

1. Казакова Е. Б. Самозащита трудовых прав: актуальные вопросы // Юрист. 2011. N 22. 2. Князева Н. А. Рассмотрение и разрешение групповых трудовых споров (коллективных трудовых споров о праве) // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 1. 3. Абрамова О. В., Бочарникова М. А., Виноградова З. Д. и др. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Ю. П. Орловского. 5-е изд., испр., перераб. и доп. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2009. 4. Пресняков М. Самозащита трудовых прав // Трудовое право. 2013. N 5.

Название документа