Климатические и экологические особенности местности в системе критериев дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению военнослужащих

(Антипьева Н. В.) ("Право в Вооруженных Силах", 2011, N 5) Текст документа

КЛИМАТИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОСТИ В СИСТЕМЕ КРИТЕРИЕВ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Н. В. АНТИПЬЕВА

Антипьева Н. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры социального права Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского.

В статье анализируются особенности правового регулирования социального обеспечения военнослужащих с учетом климатических и экологических особенностей территорий, где они проходят военную службу.

Ключевые слова: условия службы, климатические факторы, экологические факторы, прохождение военной службы, социальное обеспечение.

Climatic and ecological peculiarities of the area as criteria for legal regulation differentiaton of military men social security relations N. V. Antipeva

In the article legal regulatory considerations of military men social securaty are analyzed by taking into account climatic and ecological peculiarities of the territories, where they military services.

Key words: service conditions, climatic factors, ecological factors doing of military service, social security.

Дифференциация правового регулирования отношений по социальному обеспечению военнослужащих в зависимости от условий прохождения военной службы основана на положениях п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" <1>. В данной норме указано, что для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. -------------------------------- <1> Далее - Закон о статусе военнослужащих.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Поскольку военная служба представляет собой одну из форм "несамостоятельного" труда, логично предположить, что нормативные правовые акты о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих опираются на общепринятые критерии дифференциации условий трудовой деятельности. Так как военная служба сопряжена с существенным риском для проходящих ее граждан, помимо общих критериев дифференциации законодателем используются и специальные критерии. Понятие условий труда сформулировано в ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника <2>. При этом в качестве вредного производственного фактора рассматривается такой фактор, который может привести к заболеванию работника. Опасным называют такой производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме. Соответственно под безопасными условиями труда понимаются условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Отдельно регламентируется работа в местностях с особыми климатическими условиями (например, ст. ст. 146, 147, 148 Трудового кодекса Российской Федерации). -------------------------------- <2> В учебной литературе по трудовому праву объективные условия труда рассматриваются как "экономические и организационно-хозяйственные особенности работодателя, определенные производственные условия, характер труда, территориальное расположение работодателя". См.: Трудовое право: Учеб. / Под общ. ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. М., 2005. С. 292 (автор главы - М. В. Филиппова).

Существует несколько групп критериев, наличие которых позволяет говорить об исполнении трудовых обязанностей в особых условиях. Обычно во внимание принимается характер производственной деятельности в той или иной отрасли хозяйства. Также традиционным для отечественного законодательства является учет природно-климатических факторов в процессе регламентации труда и социального обеспечения граждан. С течением времени вследствие неблагоприятного антропогенного воздействия на окружающую природную среду возникла необходимость в дифференциации правового регулирования общественных отношений в зависимости от экологических особенностей местности, в которой проживает и (или) работает либо проходит службу гражданин. Кроме того, законодательство о труде и социальном обеспечении устанавливает отдельные специальные нормы, регламентирующие правовое положение лиц, выполнявших свои трудовые обязанности за границей. Большинство названных критериев используется в законодательстве о военной службе и статусе военнослужащих. К числу специальных дифференцирующих факторов, характеризующих особые условия военной службы, относится исполнение служебных обязанностей в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Несмотря на то что природно-климатические и экологические особенности местности, в которой проживает, проходит военную службу или работает гражданин, повсеместно используются в целях дифференциации правового регулирования соответствующих общественных отношений, их применение требует дополнительного анализа. Закон о статусе военнослужащих закрепляет ряд гарантий в сфере социального обеспечения для лиц, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в экологически неблагоприятных районах. Многие из таких гарантий предоставляются также лицам, работающим по трудовому договору (гл. 50 Трудового кодекса Российской Федерации). Это справедливо для дополнительных отпусков, выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок к денежному довольствию. Названные гарантии позволяют обеспечить надлежащую реализацию прав военнослужащих. Льготное исчисление выслуги лет, выплата дополнительных пособий, санаторно-курортное лечение относятся к числу социально-обеспечительных мер. Об этом, в частности, говорится в п. 5 ст. 10 Закона о статусе военнослужащих, предусматривающем, что при прохождении военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации федеральными законами для военнослужащих устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации. Согласно п. 5 ст. 11 Закона о статусе военнослужащих военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается на срок до 15 суток или предоставляются дополнительные сутки отдыха в соответствии с нормами, устанавливаемыми Положением о порядке прохождения военной службы <3>. -------------------------------- <3> Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.

Обратившись к п. 4 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, можно констатировать, что продолжительность основного отпуска при прохождении службы в районах Крайнего Севера увеличивается на 15 суток, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - на 10 суток. Если военнослужащий проходит службу в иных местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленных, продолжительность его отпуска увеличивается на 5 суток. Одновременно п. 4 ст. 43 Федерального закона от 6 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что проведение плановой замены военнослужащих, проходящих службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы. Сроки прохождения военной службы в указанных районах, местностях и воинских частях определяются Правительством Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. N 434 "О сроках прохождения военной службы по контракту в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации" утвержден не только Перечень районов и местностей Российской Федерации, на территории которых срок прохождения военной службы по контракту составляет до 3 лет, до 5 лет и до 10 лет, но и Перечень районов и местностей Российской Федерации с неблагоприятными климатическими условиями, на территории которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличивается продолжительность ежегодного основного отпуска или предоставляются дополнительные сутки отдыха. Следует отметить, что наличие таких перечней порождает несогласованность с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях. Последний из названных нормативный правовой акт обычно применяется при решении вопроса об отнесении той или иной территории к северным районам. Сравнительный анализ указанных нормативных правовых актов свидетельствует о наличии совпадений в их положениях при разграничении территорий на группы в зависимости от того, насколько суровыми являются их климатические особенности. Вместе с тем в них отсутствует единство терминологии. Закон о статусе военнослужащих и Положение о порядке прохождения военной службы оперируют устоявшимися понятиями: "районы Крайнего Севера", "местности, приравненные к районам Крайнего Севера". В Перечне районов и местностей Российской Федерации с неблагоприятными климатическими условиями, на территории которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличивается продолжительность ежегодного основного отпуска или предоставляются дополнительные сутки отдыха, эти термины уже не употребляются, а дифференциация местностей проведена применительно к продолжительности дополнительного отдыха (отпуска), предоставляемого военнослужащим, без какого-то конкретного наименования для указанных групп местностей. Вряд ли такой подход можно признать продуктивным. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применяемый для предоставления установленных законом гарантий в сфере труда и социального обеспечения, должен быть единым. В противном случае содержание этих понятий размывается, что нарушает единство правового регулирования отношений по социальной защите жителей северных регионов. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к денежному довольствию устанавливаются коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к денежному довольствию в размерах и порядке, которые определены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях (п. 5 ст. 13 Закона о статусе военнослужащих) <4>. -------------------------------- <4> Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" гражданам, проходящим военные сборы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию устанавливаются коэффициенты (районные, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Военнослужащим в возрасте до 30 лет, проходящим военную службу по контракту, процентная надбавка к денежному довольствию за военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, выплачивается в полном размере со дня зачисления военнослужащих в списки личного состава воинских частей, дислоцированных в данных районах и местностях, если они прожили там не менее 5 лет. Военнослужащим в возрасте до 30 лет, проходящим военную службу по контракту и прожившим не менее одного года в районах Крайнего Севера, выплачивается надбавка к денежному довольствию в размере 20% по истечении первых шести месяцев военной службы с увеличением ее на 20% за каждые последующие шесть месяцев, а по достижении 60% надбавки - 20% за каждый год военной службы. Указанным военнослужащим, проходящим военную службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлена указанная надбавка, выплата ее производится в размере 10% за каждые шесть месяцев военной службы. Общий размер надбавок, которые выплачиваются военнослужащим, не может превышать пределы, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в таких местностях. Соответствующие положения содержатся также в Порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации <5> (разд. VI), где определены и правила исчисления продолжительности службы для определения размера надбавки. Специальных перечней территорий для установления районных коэффициентов и процентных надбавок не предусмотрено. -------------------------------- <5> Утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200.

Особое внимание необходимо уделить правовому регулированию отношений по установлению районных коэффициентов к пенсиям бывших военнослужащих. Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" размеры пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначенные лицам, проходившим военную службу по призыву, и членам их семей, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания граждан в указанных районах (местностях). При выезде из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. В ч. 1 ст. 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что военным пенсионерам и членам их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, надбавки и увеличения к ним исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей <6>. -------------------------------- <6> Сведения о размерах районных коэффициентов непроизводственных отраслей см.: информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 9 июня 2003 года, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19 мая 2003 года, Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 июня 2003 года "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке" // Бюллетень Минтруда России. 2003. N 9.

Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, если военный пенсионер прослужил в северных районах, соответственно, не менее 15 (районы Крайнего Севера) и 20 (приравненные к районам Крайнего Севера местности) календарных лет, а пенсия (включая надбавки и увеличения) была исчислена ему с применением ч. 1 ст. 48 данного Закона, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На основании ч. 3 ст. 48 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих военным пенсионерам из числа прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в северных районах независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5. Данная норма была введена Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ "О внесении дополнения в статью 48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семей" в целях защиты интересов лиц, проходивших службу в северных районах и переехавших на новое место жительства до обращения за назначением пенсии. Закон о статусе военнослужащих предусматривает гарантии в области жилищного обеспечения для лиц, проходивших военную службу в северных районах. Так, военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов (п. 12 ст. 15). Кроме того, существует норма, предусматривающая, что за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, направленными для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, занимаемые ими жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда бронируются, за исключением служебных жилых помещений, на все время их пребывания за пределами территории Российской Федерации или в указанных районах и местностях (п. 9 ст. 15) <7>. Однако представляется, что реализация указанной нормы затруднительна в силу изменения положений действующего законодательства. -------------------------------- <7> Нормы о бронировании содержатся и в других правовых актах. Так, согласно ч. 5 ст. 23 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон о социальной защите чернобыльцев) военнослужащим, проходящим военную службу в зоне отчуждения, гарантируется бронирование жилой площади по прежнему месту службы.

В Жилищном кодексе Российской Федерации институт бронирования не предусмотрен, тогда как в ст. 62 Жилищного кодекса РСФСР ранее устанавливалось, что занимаемые нанимателями и членами их семей жилые помещения бронируются при направлении на работу за границей и при выезде на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. При этом законодательством могли предусматриваться и другие случаи бронирования жилых помещений. В настоящее время действует Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации <8>, где сказано, что за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, направленными для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, занимаемые ими жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда бронируются, за исключением служебных жилых помещений, на все время их пребывания за пределами территории Российской Федерации или в указанных районах и местностях (п. 45). Жилые помещения, забронированные за военнослужащими, учитываются в квартирно-эксплуатационных частях районов и воинских частях в журнале учета забронированных жилых помещений по специальной форме. Контроль за правильным использованием забронированного жилого помещения, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, возлагается на командиров воинских частей и начальников квартирно-эксплуатационных частей районов (п. 46). Механизм бронирования жилых помещений военнослужащими был изучен А. В. Кудашкиным <9>, который определяет бронирование жилой площади как "гарантированное государством сохранение права пользования жилищем на условиях договора найма, обеспечение его неприкосновенности на срок действия охранного свидетельства в порядке и на условиях, установленных законодательством" <10>. -------------------------------- <8> Утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80. <9> См. подробнее: Кудашкин А. В. Жилищное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2005. С. 202 - 207. <10> Там же. С. 202.

В п. 45 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации оговорено, что порядок бронирования жилых помещений, срок действия охранного свидетельства (брони), а также порядок заселения и освобождения забронированных жилых помещений определяются жилищным законодательством Российской Федерации. Как уже было отмечено, в действующем жилищном законодательстве института бронирования нет. Это свидетельствует о необходимости соответствующей корректировки Закона о статусе военнослужащих. Завершая анализ дифференциации правового регулирования военной службы и социального обеспечения лиц, исполняющих военно-служебные обязанности в северных регионах, необходимо отметить важную особенность продовольственного обеспечения этой категории военнослужащих. В качестве одной из его форм для них предусмотрена выдача продовольственного пайка, осуществляемая по просьбе военнослужащих (п. 1 ст. 14 Закона о статусе военнослужащих). Аналогичная гарантия закреплена в отношении лиц, проходящих службу по контракту за пределами территории Российской Федерации. Особенности социальной защиты лиц, проходящих военную службу в экологически неблагополучных местностях, в первую очередь связаны с территориями, пострадавшими в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Различные категории военнослужащих, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы, являются получателями соответствующих социальных гарантий. Пунктом 12 ч. 1 ст. 13 Закона о социальной защите чернобыльцев военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, также отнесены к числу лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Статья 23 Закона о социальной защите чернобыльцев специально регламентирует особенности прохождения военной службы на загрязненных территориях. В ней установлено, что гражданам Российской Федерации запрещается прохождение военной службы в зоне отчуждения. В случае необходимости исполнения в зоне отчуждения служебных обязанностей направление военнослужащих в эту зону осуществляется из числа военнослужащих и (или) военнообязанных запаса первой категории нерепродуктивного возраста (30 лет и старше <11>), признанных годными для работы в условиях повышенного риска радиационного ущерба, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации о правовом режиме чрезвычайного положения. -------------------------------- <11> Вряд ли можно согласиться с тем, что военнослужащие в возрасте 30 лет и старше не могут быть отнесены к числу лиц репродуктивного возраста. Кроме того, необходимо установить, что у военнослужащих, направляемых в зону отчуждения, должны уже быть дети.

Таким образом, применительно к военно-служебным отношениям конкретизируется содержание ст. 8 Закона о социальной защите чернобыльцев, где сказано, что в зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации <12>. -------------------------------- <12> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1992 г. "О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

К числу мер социального обеспечения, предоставляемых военнослужащим, проходившим военную службу на территориях, подвергшихся радиационному заражению, можно отнести следующие. Льготное исчисление выслуги лет и ограничение продолжительности службы на соответствующей территории. Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о социальной защите чернобыльцев время на выполнение заданий и несение военной службы (службы) в зоне отчуждения засчитывается в выслугу лет на пенсию один месяц за три <13>. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" говорится о льготном исчислении выслуги лет для целей пенсионного обеспечения лишь в том случае, если военнослужащий участвовал в ликвидации последствий аварии в определенный в законодательстве период. -------------------------------- <13> Об исчислении выслуги лет лицам, проходившим военную службу на радиационно загрязненных территориях и подвергшихся радиоактивному воздействию, см. также: Закиров Р. А., Кондаков А. А. О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, подвергшимся радиационному воздействию // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 5.

Срок службы для солдат, сержантов и старшин из числа призывников в зоне отселения засчитывается в выслугу лет на увольнение в запас один месяц за два, при этом срок службы в зоне отселения не должен превышать 12 календарных месяцев подряд (ч. ч. 6, 8 ст. 23 Закона о социальной защите чернобыльцев). После сокращения срока службы по призыву до одного года данная норма не корректировалась, хотя это необходимо. В соответствии с ч. 3 ст. 23 Закона о социальной защите чернобыльцев срок военной службы (службы) в зоне отчуждения и порядок замены (перемещения) определяются условиями найма с учетом требований и по правилам, установленным в соответствии с Нормами радиационной безопасности, при этом срок военной службы не должен превышать полутора лет. Повторное несение военной службы в зоне отчуждения после рекреации разрешается при отсутствии медицинских противопоказаний, но на срок не более одного года. Офицеры, прапорщики, мичманы, а также военнослужащие сверхсрочной службы <14>, несущие военную службу в зоне отселения, подлежат замене (перемещению) через три года. Порядок замены (перемещения) определяется Правительством Российской Федерации (ч. 9 ст. 23 Закона о социальной защите чернобыльцев). -------------------------------- <14> Следует отметить, что данный устаревший оборот, сохранившийся в законодательстве о социальной защите чернобыльцев, в нормативных правовых актах о воинской обязанности и военной службе не упоминается. Это означает, что положения Закона о социальной защите чернобыльцев нуждаются в корректировке. Помимо понятия "сверхсрочная служба", следует заменить также понятие "действительная срочная военная служба".

Предоставление дополнительных отпусков. Военнослужащие, проходящие военную службу в зоне отчуждения, независимо от их званий, должностей, родов войск имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учета времени на проезд к месту отдыха и обратно. Отпуск предоставляется не позднее чем через девять месяцев службы, причем денежная компенсация отпуска (основного или дополнительного), а также накопление отпусков и перенесение их на конец срока службы не допускается (ч. 5 ст. 23 Закона о социальной защите чернобыльцев). Солдатам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву в зоне отселения, предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней по прошествии 12 зачетных месяцев, причем граждане, проживающие в зоне отселения и призванные для прохождения воинской службы в этой зоне, или граждане из числа ранее эвакуированных имеют право на санаторно-курортное оздоровление (ч. 8 ст. 23 Закона о социальной защите чернобыльцев). Комментируя приведенную выше норму, следует признать, что она нуждается в совершенствовании. Во-первых, содержание понятия "зачетный месяц" не только не раскрывается в законодательстве о статусе военнослужащих и социальной защите чернобыльцев, но и не используется в иных нормативных правовых актах. Во-вторых, в связи с сокращением срока военной службы по призыву не может быть предоставлен военнослужащим и дополнительный отпуск, так как по истечении 12 месяцев они подлежат увольнению со службы. Согласно п. 10 ст. 23 Закона о социальной защите чернобыльцев военнослужащие сержантского и рядового состава, проходящие военную службу по призыву в зоне проживания с правом на отселение, имеют право по истечении 12 календарных месяцев на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней без учета времени на проезд к месту отпуска и обратно (в этом случае также возникает вопрос о порядке реализации права на дополнительный отпуск). Дополнительный отпуск обычно рассматривается в качестве одной из гарантий надлежащей реализации права на труд. Однако будучи способом защиты здоровья гражданина от неблагоприятного воздействия внешних факторов (экологических или производственных, к примеру), дополнительный отпуск является также мерой предупреждения социальных рисков. В зоне проживания с правом на отселение, а также в зоне с льготным социально-экономическим статусом прохождение военной службы осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Специальных правил прохождения службы (например, срока службы на данной территории) не установлено. Согласно ч. 12 ст. 23 Закона о социальной защите чернобыльцев решения о дополнительных мерах социальной поддержки гражданам, проживающим (работающим) на подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС территориях, принятые Правительством Российской Федерации, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, распространяются на граждан, проходящих военную службу на этих территориях, а также на членов их семей. В заключение необходимо сказать, что правовое регулирование отношений по прохождению военной службы в местностях, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждается в корректировке. Срок службы в зоне отселения для военнослужащих из числа призывников должен быть не столь продолжительным, а само законодательство о прохождении военной службы необходимо совершенствовать посредством закрепления механизма предоставления военнослужащим, проходящим службу на территориях, пострадавших от воздействия радиации, дополнительных отпусков.

Название документа Интервью: Право расширяет географию ("Юридическая газета", 2011, N 15) Текст документа

ПРАВО РАСШИРЯЕТ ГЕОГРАФИЮ

В. Д. ПЕРЕВАЛОВ

Пятая сессия Европейско-Азиатского правового конгресса "Право и модернизация: приоритеты и стратегия" пройдет 26 - 27 мая в Екатеринбурге. Она посвящена проблемам совершенствования предпринимательского, трудового, миграционного, налогового и таможенного законодательства России, государств - членов ЕврАзЭС, ШОС и ЕС, а также мерам противодействия транснациональной организованной преступности. В рамках конгресса состоятся III Региональный форум по правовому сотрудничеству с участием представителей Китайского юридического общества и празднование 80-летия Уральской государственной юридической академии. Об этих знаковых мероприятиях рассказывает член Бюро Президиума Ассоциации юристов России, председатель Исполнительного комитета Европейско-Азиатского правового конгресса, президент УрГЮА Виктор Дмитриевич Перевалов.

Новеллы ГК РФ по поводу нотариального удостоверения решений органов управления компаний в конечном итоге повысят уровень юридической безопасности бизнеса.

- Виктор Дмитриевич, скажите, пожалуйста, кто является организатором Европейско-Азиатского правового конгресса? - Организатор конгресса - Ассоциация юристов России. Он проводится на базе УрГЮА при содействии Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС и губернатора Свердловской области.

- Какую роль играет конгресс в развитии правового государства, в частности российского? - Сказать, что после пятой сессии конгресса мы сразу построим правовое государство, очевидно, нельзя. Наша цель - усиление взаимодействия стран как европейского, так и азиатского регионов в области права. Благодаря конгрессу страны-участницы имеют возможность обсуждать важные для них вопросы, связанные с формированием правового государства.

- Будет ли пятая сессия кардинально отличаться от предыдущих в плане вопросов, тем, формы работы? - Кардинальных отличий не будет. Одной из задач конгресса является последовательное развитие всех форм взаимодействия. В отличие от собраний и симпозиумов, которые проводятся время от времени, наш конгресс - это постоянно действующий форум, апогеем которого является ежегодная сессия. В перерывах проводятся заседания рабочих экспертных групп, круглые столы и т. д. И все материалы, накапливающиеся во время работы над законопроектами, а также обсуждения каких-либо теоретических проблем, выносятся на повестку очередной сессии, в том числе той, которая состоится в мае. Некоторые отличия все же намечаются. Так, на сей раз в рамках конгресса пройдет III Региональный форум Китайского юридического общества. Кроме того, мы рассмотрим вопросы, возникшие в отношении законопроектов и существующих нормативных актов, которые приняты в рамках СНГ, ЕврАзЭС. Можно отметить, что мероприятие вызывает как практический, так и теоретический интерес.

- Представители каких государств примут участие в пятой сессии конгресса? - Предварительное согласие уже дали представители Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Финляндии, Китая, Индии, ряда стран юго-восточной Азии и постсоветского пространства - Казахстана, Беларуси, Кыргызстана, Узбекистана, Украины, стран Прибалтики.

- Планируется ли в рамках конгресса проведение выставки "Правовая Россия"? - Будет организовано несколько мероприятий, способствующих правовому развитию нашей страны, в том числе и "Правовая Россия". Помимо этого, в рамках круглых столов предполагается провести еще целый ряд новых мероприятий, которые внесут "живинку".

- Какие правовые вопросы поднимались на предыдущих сессиях конгресса? Есть ли рекомендации, которые вылились в правовые акты? - Первая сессия конгресса была посвящена выявлению точек соприкосновения, сфер, где страны Европы, Азии, Америки могут сотрудничать. Уже после первой сессии появились постоянно действующие экспертные группы ученых-юристов из различных стран и ведущих научных и учебных заведений России. Были привлечены специалисты из Украины, Беларуси, Германии, Франции, Финляндии, Италии, Бельгии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана. Далее, во второй сессии конгресса участвовали и специалисты из Китая, Индии, а также Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС. Во время проведения третьей сессии был создан Научно-консультативный совет экспортеров и импортеров товаров и услуг на евразийском пространстве. За правовое обеспечение Таможенного союза отвечали эксперты и участники конгресса. В порядке подготовки четвертой сессии в марте 2010 года в Екатеринбурге состоялись заседания комиссий по социальной и экономической политике Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС. Там обсуждались, в частности, проекты концепции Основ законодательства ЕврАзЭС о рынке ценных бумаг, рекомендации по гармонизации нормативно-правовых актов по налогу на добавленную стоимость, законодательного акта "О концессионных соглашениях". Четвертая сессия была посвящена обсуждению вопросов, связанных с правовым регулированием фондового рынка в условиях глобализации и инновационной экономики, реализацией экономико-правовых средств антикризисных мероприятий, правовым обеспечением сотрудничества в сфере энергетики стран ЕврАзЭС, проблемами формирования основ гражданского, трудового законодательства, международным экономическим сотрудничеством, правовым сотрудничеством в области противодействия транснациональной организованной преступности.

- Какие вопросы вынесены на обсуждение в этом году? - Главная тема - "Модернизация и право: стратегии и перспективы". То есть на обсуждение выносится все, что связано с инновационным характером права: предложения по совершенствованию тех или иных общественных отношений, повышению роли права в хозяйственной жизни страны, укреплению юридической безопасности бизнеса России и государств - членов ЕврАзЭС, ШОС и ЕС. На конгрессе будет работать шесть экспертных групп, несколько круглых столов. Темы планируются различные, но направление одно - проблемы права и модернизации (не только России, а многих стран, которые участвуют в конгрессе). Эта проблема сегодня чрезвычайно актуальна в связи с глобализацией правовых систем и экономических связей.

- Будут ли обсуждаться новые нормативно-правовые акты или речь пойдет только о внесении изменений в уже существующие? - Разумеется, целый ряд нормативно-правовых актов подготовлен в рамках Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС с участием наших экспертов, причем не только из УрГЮА, но и иностранных, прежде всего из стран - участниц ЕврАзЭС, а также представителей ЕС. Кроме того, сейчас мы начинаем сотрудничать с участниками стран ШОС, даже БРИК. В частности, самое пристальное внимание планируется уделить вопросам, связанным с подготовкой Основ налогового и бюджетного законодательства стран ЕврАзЭС.

- Виктор Дмитриевич, не можем не спросить по поводу готовящегося проекта изменений ГК РФ, которыми, в частности, расширяется компетенция нотариусов. Согласно предлагаемой редакции ст. 67.1 ГК РФ подлежат нотариальному удостоверению решения общего собрания участников хозяйственного общества и иного постоянно действующего коллегиального органа общества, а также состав участников, присутствовавших при их принятии. Как Вы относитесь к этим изменениям? Не кажется ли Вам, что нотариальное удостоверение решений органов управления хозяйственных обществ излишне? - Действительно, в проекте изменений ГК РФ компетенция нотариусов расширена. Это означает последовательное внедрение в российскую правовую действительность активной модели современного нотариата. Цель - улучшение обслуживания граждан и повышение ответственности нотариусов. В этом смысле и следует рассматривать новеллу в ст. 8.1 ГК РФ, согласно которой (если иное не установлено законом) сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав, которые подлежат госрегистрации, должна быть нотариально удостоверена. Что же касается предполагаемой редакции ст. 67.1 ГК РФ, то какого-либо вторжения в бизнес компаний я не вижу. Напротив, участие нотариуса и фиксация решений общего собрания обеспечат возможность не допустить появления разного рода подделок, помогут избежать споров и в конечном итоге повысят уровень юридической безопасности бизнеса.

- Либерализацию уголовного законодательства можно назвать очередным "национальным проектом". Минюст совместно с Администрацией Президента подготовил уже третий проект поправок. Не все воспринимают его положительно. Взять хотя бы ныне уволенного советника Председателя КС РФ В. Овчинского, подвергшего критике президентские поправки. Каково Ваше отношение к идее тотальной уголовной либерализации и, в частности, к исключению из состава уголовных преступлений такого деяния, как контрабанда? - Я за либерализацию уголовного законодательства. Но она, как и любая другая модернизация, должна быть системной, состыкованной с другими законодательными подсистемами, проводиться с учетом правовой реальности и уровнем правосознания граждан и правоисполнителей. Предпочтительнее было бы начать с широкого общественного и профессионального обсуждения законодательных предложений и крупномасштабного социально-правового эксперимента. Ну а контрабанду, по моим сведениям, никто из УК РФ не исключил.

- Существующий ТК РФ и система социального страхования - это сдерживающий фактор для создания инновационного рынка, заявил глава российского инвестиционного фонда "Онэксим" М. Прохоров на Гайдаровском форуме. По его словам, сегодня Кодекс защищает промышленного работника, тогда как в России более 50% работников - в сфере услуг. "Мы хотим написать Трудовой кодекс с нуля, а не делать поправки", - сказал Прохоров. Нужен ли нам новый Трудовой кодекс? - Я не буду комментировать желание известного бизнесмена написать Трудовой кодекс с нуля до тех пор, пока не прокачусь на народном автомобиле, собранном им также с нуля. А если серьезно, то защита трудовых прав гражданина в принципе не должна зависеть от его цвета кожи, национальности и отрасли, где он работает. Труд всегда и везде есть затрата физических, интеллектуальных, психических и иных усилий, которая должна оплачиваться. Сегодня человек работает в сфере услуг, а завтра - в промышленности, так как он имеет право на свободный труд и выбор профессии и т. д., и это закреплено международными стандартами. Новый Трудовой кодекс не нужен, но постоянное совершенствование его с учетом развития общественных и трудовых отношений необходимо.

- В этом году юбилейная сессия конгресса проводится в юбилейный год для Уральской государственной юридической академии. Совместят ли празднование этих двух юбилеев или они будут отмечаться раздельно? - Пятую сессию назвать юбилейной можно с натяжкой. Хотя, разумеется, для организаторов она является подтверждением того, что конгресс - важный инструмент взаимодействия правовых систем мира, что наши цели, устремления реализуются. Юбилей же Академии - 80 лет - это действительно юбилей. Мероприятия пройдут в одном месте (Центре культуры "Урал"), и основная причина этого в том, что значительное количество участников конгресса - выпускники нашей Академии. Итак, 26 мая состоится пленарное заседание, затем наступит очередь секций, круглых столов, а 27 мая с 15 часов начинаются юбилейные торжества Академии.

- За годы своего существования Свердловский юридический институт - Уральская государственная юридическая академия подготовила большое количество специалистов, которые разъехались по всей России, странам ближнего и дальнего зарубежья. Расскажите, пожалуйста, о самых выдающихся выпускниках. - Невозможно перечислить всех, но и не хочется кого-то обижать, не назвав его. Я вынужден ограничиться упоминанием нескольких фамилий, которые известны всему миру. Начну с Сергея Сергеевича Алексеева. Это профессор, д. ю.н., член-корреспондент Российской академии наук, лауреат государственной премии СССР, лауреат высшей премии "Юрист года" 2009 года. Буквально недавно ему вручили Демидовскую премию - знаковую для ученого мира награду. Он практически 25 лет заведовал кафедрой теории государства и права в нашем вузе. Работал в Верховном Совете СССР, возглавлял Комитет по законодательству и был первым председателем Комитета конституционного надзора СССР (это "предшественник" нынешнего Конституционного Суда). Затем он вернулся в Екатеринбург и в настоящее время снова работает на нашей кафедре. Мы не так давно справляли его юбилей, поздравляли с наградами. Буквально на днях Сергей Сергеевич был избран иностранным членом Украинской правовой академии. Кроме того, конечно, нельзя не упомянуть Евгения Алексеевича Смоленцева, в прошлом председателя Свердловского областного суда, Председателя Верховного Суда РСФСР, Председателя Верховного Суда СССР. Можно назвать имена нескольких генеральных прокуроров: Николай Семенович Трубин, Юрий Ильич Скуратов, Юрий Яковлевич Чайка. Широко известны имена Вениамина Федоровича Яковлева (в прошлом - проректор нашего вуза, директор ВНИИСЗ, затем Министр юстиции СССР и первый председатель ВАС РФ, в настоящее время - советник Президента по правовым вопросам), Павла Владимировича Крашенинникова (председателя Комитета Государственной Думы и председателя Ассоциации юристов России) и многих других выпускников. К юбилею Академии мы готовим книгу, в которой будет около 800 страниц. Там перечислены десятки, сотни наших выпускников, причем они работают не только в России, но и за рубежом, занимают высокие должности в соответствии с тем образованием, которое получили у нас в вузе. Вот, например, председатель Конституционного суда Украины - наш выпускник, как и несколько заместителей генерального прокурора Казахстана.

- Помогают ли выпускники Академии развивать традиции уральской школы права? - Конечно, помогают. И мы опираемся в работе именно на выпускников потому, что результат деятельности профессорско-преподавательского состава - это выпускники. И от того, как они работают, какое место занимают в обществе, что они сделали для развития права и нашей общественной системы, зависит и то, как мы дальше будем преподавать нынешним студентам, на каких примерах их воспитывать.

- Все ли выпускники смогут в этом году принять участие в юбилейных торжествах? - Большинство желающих, конечно же, имеют такую возможность. Юбилей пройдет в два этапа: с 20 по 22 апреля будут праздновать студенты и те выпускники, которые живут поблизости, а 26 - 27 мая состоится празднование уже в рамках конгресса и с участием "дальних" выпускников нашего вуза, а также гостей, которые приедут нас поздравлять. В настоящее время уже начинают проводиться встречи выпускников.

- Вернемся к конгрессу. Виктор Дмитриевич, его Вы лично ждете от пятой сессии? - Я жду, что она станет еще более результативной. Надеюсь, мы еще на один шаг продвинемся к поставленной цели - укреплению взаимодействия властных структур, ученых и представителей бизнеса. Очень важно, чтобы результаты нашей деятельности, теоретические наработки, модельные и примерные нормативно-правовые акты были претворены в жизнь, использовались в законотворческой и правоприменительной практике. Только таким образом мы сможем добиться каких-то реальных изменений и в экономике, и в политике, и в социальной сфере.

- Что бы Вы хотели пожелать нынешним и будущим юристам? - В первую очередь здоровья, благополучия, успехов творческих и организационных. А главное - быть профессионалами своего дела и честными по отношению к себе, закону и ко всем людям.

Интервью провела пресс-секретарь Европейско-Азиатского правового конгресса Татьяна Андреева

Название документа