Проблемы методологии научных исследований в сфере трудового права

(Вишновецкая С. В.) ("Трудовое право в России и за рубежом", 2011, N 2) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ТРУДОВОГО ПРАВА <*>

С. В. ВИШНОВЕЦКАЯ

Вишновецкая Светлана Васильевна, доцент кафедры гражданского права и процесса Национального авиационного университета (г. Киев, Украина), кандидат юридических наук.

Анализируются проблемы методологического обеспечения научных исследований в отрасли трудового права, в частности основные направления подготовки научных кадров.

Ключевые слова: подготовка научных кадров, дифференциация и интеграция в научном познании, научная школа.

The article is devoted to the problems of methodological ensuring of scientific research in the labour law sphere, especially there are investigated the main trends of scientific personnel training.

Key words: scientific personnel training, differentiation and integration in scientific knowledge, scientific school.

Научное исследование является целенаправленным познанием, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий <1>. Методология является отличительной особенностью научно-познавательной деятельности. Вне методологии научная деятельность осуществляться не может. -------------------------------- <1> Герасимов И. Г. Научное исследование. М.: Политиздат, 1972. С. 50 - 58.

Целью этой статьи является определение основных направлений методологического обеспечения научных исследований в сфере трудового права. Любая продуктивная деятельность предполагает знание конкретной сферы исследования. Поэтому первым требованием, критерием эффективности проведения научных исследований является непрерывное обогащение, повышение уровня профессионального знания. При этом прогресс знания состоит в постановке, уточнении и решении новых проблем. Учитывая дифференциацию наук и колоссальное увеличение объема научных знаний, большое значение приобретает именно специальная подготовка, направленная на изучение и освоение понятийного аппарата науки, методов решения теоретических проблем. В нынешних условиях дифференциация юридических знаний - явление закономерное, поскольку появление новых отношений приводит к их изучению. Дифференциация связана со структурным и видовым усложнением современного социума, с появлением новых структурных, функциональных, экономических, социальных и других видов связей между субъектами правоотношений. Поэтому узкая специализация является важным условием высокой профессиональной подготовки исследователей и предпосылкой эффективности их работы. Вместе с тем в настоящее время наблюдается тенденция к интеграции наук. К примеру, идет процесс сближения и взаимопроникновения таких наук, как социология и юриспруденция, информатика и юриспруденция, филология и юриспруденция и т. п. Такие процессы непосредственно связаны с мировой глобализацией <2>. -------------------------------- <2> Арзамасов Ю. Г. Тенденции развития юридических наук. Становление новой науки - нормографии // Государство и право. 2007. N 10. С. 101 - 104.

Таким образом, одним из направлений методологического обеспечения современной науки трудового права является укрепление межотраслевых связей в теоретических исследованиях, их проведение на стыке трудового права с другими юридическими науками (прежде всего гражданским и административным правом, правом социального обеспечения), а также с другими гуманитарными науками (прежде всего философией и социологией). К примеру, для того чтобы получить финансирование научных исследований в Великобритании, научные проекты должны быть обязательно междисциплинарными. В настоящее время особое значение приобретает философско-методологическая подготовка научных кадров. Такая подготовка включает в себя широкий круг вопросов: от формирования мировоззрения ученого до определения конкретных методологических проблем, играющих важную роль в научном исследовании. В частности, И. Г. Герасимов выделяет такой круг вопросов, изучение и решение которых особенно важно для подготовки ученых: 1) какие требования выдвигаются к научному исследованию, к использованию выработанных в науке методов познания; 2) какой характер зависимости полученных в науке результатов от используемых методов и средств познания. В любом исследовании приходится тщательно анализировать эти зависимости для контроля за познавательной деятельностью; 3) какие познавательные возможности ощущений, восприятий, представлений, а также логических форм мышления - понятий, суждений, умозаключений и т. п. В научном исследовании все формы деятельности человеческого сознания подлежат контролю и проверке. Некритичное их использование может приводить к ошибкам; 4) какие требования выдвигаются к формулировке научных проблем, к построению конкретных видов научных знаний: описанию, пояснению законов, теорий, гипотез. Никакие результаты в науке нельзя принимать только на интуитивных основаниях. Исследователю необходимо сформулировать и сознательно принять теоретически обоснованные критерии, стандарты и методы проверки полученных в ходе исследования результатов <3>. -------------------------------- <3> Герасимов И. Г. Научное исследование. М.: Политиздат, 1972. С. 264 - 265.

Ученые-юристы неоднократно отмечали, что "прогресс юридической науки определяется прежде всего ее философским вооружением. Познание государственно-правовых явлений в рамках общих закономерностей общественного развития возможно только на основе широких философских обобщений..." <4>. -------------------------------- <4> Беляев Н. А., Керимов Д. А., Пашков А. С. О методологии юридической науки // Методологические вопросы общественных наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. С. 127.

Философия изучает наиболее общие законы развития материального и духовного мира, действующие во всех областях действительности. Ни один ученый не может успешно вести научное исследование в своей отрасли, если он не владеет этими законами, являющимися исходными в любом научном познании. Философия определяет порядок исследования, т. е. выясняет, исходя из чего, на каких основаниях, в какой последовательности, с помощью чего можно и нужно исследовать те или иные явления. Чтобы успешно исследовать в любой конкретной сфере действительности, необходимо знать общие закономерности развития познавательного процесса, основные этапы и формы познания, объективные и надежные критерии истинности наших знаний, знать отношение человеческих знаний к окружающей нас действительности и т. п. Другими словами, необходимо знать теорию познания, которую опять-таки не разрабатывает ни одна конкретная наука, кроме философии. Научный исследователь должен уметь теоретически обобщать и по-философски осмысливать результаты познания в своей отрасли, делать из них правильные мировоззренческие, методологические выводы, что также невозможно без знания истинно научной философии <5>. -------------------------------- <5> Андреев И. Д. Методологические основы познания социальных явлений: Монография. М.: Высшая школа, 1977. С. 91.

Составляющей философско-методологической подготовки является логическая подготовка, направленная на изучение и усвоение логического аппарата, который используется в науке. Научные знания все больше нуждаются в анализе, специальные методы которого разрабатываются в логике. Необходимым направлением подготовки научных кадров является знание истории науки. Предыдущие достижения становятся исходным пунктом дальнейшего развития средств и методов познания, систем знаний, идей, направлений, поисков. Вместе с тем полностью разделяем позицию И. Г. Герасимова о том, что овладение опытом предыдущих поколений исследователей нельзя сводить к изучению готовых результатов. История позволяет усвоить идеи и творческие достижения ученых прошлого, проанализировать изменения, происходящие внутри науки, появление "точек роста", проникнуть в творческую лабораторию классиков науки <6>. Для того чтобы эффективно исследовать любое правовое явление, необходимо прежде всего определить степень его разработки, установить недостаточность, неполноту, а возможно, и необъективность тех результатов, которые уже получены наукой и практикой. -------------------------------- <6> Герасимов И. Г. Научное исследование. М.: Политиздат, 1972. С. 265 - 266.

Важной составляющей в формировании научных кадров является морально-этическая подготовка, направленная на формирование системы ценностей как необходимой составляющей части мировоззрения. На протяжении длительного развития науки у самих исследователей формируются особые моральные установки: получение и защита истины как основная цель познания, независимо от религиозных догматов или любых других внешне навязанных науке принципов; уважение к исследовательскому труду своих коллег; отграничение собственных результатов и достижений от результатов и достижений предшественников и современников, пренебрежение к любым формам присвоения результатов труда других исследователей и т. п. <7>. -------------------------------- <7> Там же. С. 266 - 267.

Наука должна быть средством решения социальных проблем. Деятельность ученых в сфере трудового права должна быть направлена на улучшение условий труда, на создание общественных отношений, исключающих социальное неравенство. Поэтому должна существовать глубокая связь между моральными нормами и гносеологическими установками в науке. Ведь наука, в свою очередь, исполняет идеологически-воспитательную функцию. В современных условиях гуманизм, ориентация на человека, на основные человеческие ценности выступают основным фактором развития науки. Поэтому особое внимание в науке трудового права должно уделяться оптимальной реализации прав человека в сфере труда. Огромное значение в подготовке научных кадров имеет направленность научных исследований на практику. Необходимы критическое изучение, усовершенствование и экспериментальное использование научных идей. Методологический подход в научном исследовании проблем теории трудового права, который преимущественно определяется мировоззренческими принципами и ценностными ориентациями ученого, предусматривает интеграцию различных методов, приемов, способов, принципов, целей и задач познавательного процесса. Основной цикл научного познания начинается и заканчивается постановкой научной проблемы <8>. При этом научное исследование имеет дело не с отдельными, изолированными проблемами, а с определенной их системой. Для того чтобы исследование было целенаправленным и эффективным, необходимо придерживаться определенного порядка в выдвижении и решении проблем, выделенных из общей системы. Этот порядок и составляет стратегию или общее направление исследования <9>. Необходимо единство методологических принципов и методических основ решения научных проблем. -------------------------------- <8> Светлов В. А. История научного метода: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект; Деловая книга, 2008. С. 23. <9> Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1975. С. 43.

Таким образом, методологический подход в научных исследованиях в сфере трудового права предусматривает познание трудоправовых явлений с точки зрения: 1) принципа развития и всеобщей связи явлений; 2) конкретно-исторического принципа; 3) факторов, обусловивших их; 4) связи с общественной практикой. Трудоправовые явления должны быть исследованы во всем их единстве, целостности, взаимосвязях в системном, структурном и функциональном аспектах. При этом основная задача состоит в четком определении методологического фундамента, на котором должна основываться доктрина трудового права. Ведь для советской доктрины таким фундаментом считались труды основоположников марксизма, что особо не требовало критического методологического анализа. Разделяем мнение Н. Н. Тарасова о том, что наиболее существенным "внутринаучным" процессом современной науки является не переход от марксизма к альтернативным философско-методологическим основаниям юридических исследований, а переход от монистической методологии к философско-методологическому плюрализму <10>. Сегодня у исследователя есть право выбора тех мировоззренческих установок, которые он считает наиболее для себя приемлемыми. -------------------------------- <10> Тарасов Н. Н. Методологические проблемы современного правоведения: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 9.

Поиск новых мировоззренческих, философских оснований науки состоит в поиске нового понимания системы ценностей науки трудового права, нового понимания моральных основ научной деятельности, новых постановок и решений других философских проблем науки трудового права. В истории общества произошло перемещение центра внимания на мировоззрение человека, его культуру, религиозно-философские установки, систему ценностей. Поэтому сегодня работник рассматривается не просто как лицо, подчиняющееся работодателю и выполняющее трудовую функцию, а прежде всего как личность, наделенная правами и свободами. Соответственно, труд не только должен обеспечивать человеку средства к существованию, но и должен быть достойным, т. е. осуществляться в достойных человека условиях и содействовать развитию личности. Разработка новых методологических регуляторов науки трудового права состоит в разработке новых определений предмета науки и ее места в системе наук, новых оценок состояния науки, ее теоретической зрелости, тенденций и перспектив развития, точек роста, сложностей и проблем. Одной из методологических проблем науки трудового права является анализ тенденций в генезисе трудовой деятельности, обусловленных социальными изменениями. Первоочередной задачей в этом направлении должно стать изучение правовой политики в сфере трудоправовых явлений. Ведь серьезные недостатки в методологии юридических исследований состоят в том, что юристы ограничиваются догматическим анализом понятий, поверхностным комментированием вместо того, чтобы исследовать общественные процессы, вызывающие необходимость правового регулирования, определять наиболее эффективные пути и формы этого регулирования, изучать практические результаты законодательства <11>. -------------------------------- <11> Методологические проблемы советской юридической науки: Материалы научной конференции (Киев, 22 октября 1964 г.). К.: Наукова думка, 1965. С. 9.

В Украине на парламентских слушаниях состоялось обсуждение Стратегии инновационного развития Украины на 2010 - 2020 гг. в условиях глобализационных вызовов. Поэтому необходимо создание механизма, который бы обеспечил истинное, а не формальное внедрение научных результатов в образовательные стандарты, высокий уровень квалификации научных кадров. Своеобразным феноменом процесса исследования можно считать функционирование научной школы. Ведь связи, с помощью которых научные результаты лишь просто сохраняются во времени, не создают научную школу. В зависимости от совокупности принципов, используемых той или другой методологией, а также внутренней логики их организации и взаимосвязи формируются различные направления, различные научные школы <12>. Научную школу характеризует своеобразность научного мышления и особенности подхода к решению научных проблем. -------------------------------- <12> Машков А. Проблеми теорii держави i права. Основи: курс лекцiй. К.: К. I.С., 2008. С. 150.

Научная школа - это совокупность лиц, связанных генетически, т. е. формальным или неформальным ученичеством, и объединенных общей научной идеологией. Термин "научная идеология" обозначает в данном случае совокупность идей, определяющих: 1) подход ученого к выбору проблемы исследования; 2) способ постановки задач и подход к их решению; 3) понимание содержания и целей научной работы и места ученого в окружающем мире. При этом научную идеологию не следует подменять научной тематикой или методикой. Ведь не будучи связанным формальным ученичеством или совсем отклонившись от тематики учителя, исследователь может сохранить принадлежность к научной школе, восприняв научную идеологию этой школы. Известные украинские ученые (Б. Кедров, Л. Брылев, В. Гасилов, М. Ярошевский и др.) утверждают, что научная школа - это общность ученых разных статусов, компетенций и специализаций; направление общественной деятельности, характеризующейся наследственностью взглядов, принципов, методов, способов, технологий, сущность которых состоит в производстве и теоретическом осмыслении знаний о действительности с целью получения нового знания и интегрирования его в целостную картину мира. По мнению британских ученых (К. Джиппс, Э. Хойли и др.), научная школа - это научно-исследовательские объединения, которые могут функционировать в разных научных учреждениях и учебных заведениях, способны координировать исследования отдельной группы ученых под непосредственным руководством лидера. Таким образом, характерными признаками научной школы являются: 1) общность принципов и методологических основ решения научной проблемы; 2) значительное влияние на прогресс и тенденции развития науки путем подготовки высококвалифицированных кадров ученых, способных к самостоятельной исследовательской деятельности; 3) преемственность научных знаний, что обеспечивается свойственной для истинных научных школ способностью сохранять "жизнедеятельность", т. е. осуществлять влияние на развитие науки длительное время, иногда на протяжении жизни нескольких поколений. Важным условием для формирования научной школы является научная идея как базис любого серьезного исследования, что объединяет исследователей. Основу научной школы составляет лидер, т. е. личность, которой присуща способность анализировать и синтезировать результаты научных исследований. Подытоживая, подчеркнем, что наука не может эффективно развиваться без соответствующего методологического обеспечения, основными направлениями которого выступают философско-методологическое, морально-этическое, исторически-научное, социальное, практико-прикладное. Таким образом, мировоззренческо-методологическое основание в научном исследовании играет определяющую роль, поскольку на нем строится вся система знаний о предмете исследования.

Название документа