На вопросы читателей отвечают П. В. Крашенинников и С. В. Алексеев

(Крашенинников П. В., Алексеев С. В.)

("Спорт: экономика, право, управление", 2011, N 1)

Текст документа

НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЮТ

П. В. КРАШЕНИННИКОВ И С. В. АЛЕКСЕЕВ

П. В. КРАШЕНИННИКОВ, С. В. АЛЕКСЕЕВ

Крашенинников Павел Владимирович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, государственный советник юстиции РФ, Председатель Ассоциации юристов России, Председатель Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы, ректор Российской школы частного права при Президенте РФ, председатель Попечительского совета Федерации хоккея России, Вице-президент ХК "Металлург" (Магнитогорск).

Алексеев Сергей Викторович, председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, доктор юридических наук, профессор Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

П. В. КРАШЕНИННИКОВ

1. Одна из злободневных проблем, нередко складывающихся в отношениях между профессиональными спортсменами, тренерами и другими спортивными работниками и их работодателями - спортивными организациями, - невыплата заработной платы. Каким образом меры ответственности за данное правонарушение должны находить закрепление в уголовном законодательстве России?

Осенью прошлого года на заседании Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству был рекомендован к принятию в первом чтении президентский проект Закона "О внесении изменения в статью 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации". Законопроект направлен на уголовно-правовое противодействие уклонению от выплаты заработной платы и иных социальных платежей (пенсий, стипендий и иных пособий). Дело в том, что в нынешней редакции ст. 145.1 УК РФ отсутствует дифференциация ответственности за полную или частичную невыплату заработной платы и социальных платежей. В итоге у правоприменителей нет единого подхода к толкованию закона.

В законопроекте устанавливается, что частичной невыплатой заработной платы и иных социальных платежей является осуществление платежа в размере половины от подлежащей выплате суммы. Частичная невыплата свыше двух месяцев может наказываться штрафом до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода руководителя организации, работодателя - физического лица или иного лица, уполномоченного на принятие решения о выплате, за период до одного года. Также в качестве наказания предусмотрено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года либо лишение свободы на срок до одного года. За полную невыплату заработной платы или иных социальных платежей штраф возрастает до пятисот тысяч рублей или размера заработной платы за период до трех лет. Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в таких случаях может быть установлен до трех лет. Возможный срок лишения свободы также увеличивается на срок до трех лет. В случае если невыплата повлекла тяжкие последствия, указанные выше сроки увеличиваются до пяти лет.

Невыплата - полная или частичная - заработной платы или иных социальных платежей является нарушением конституционных прав граждан на минимальный размер оплаты труда, а также на заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование. Поэтому такие правонарушения должны находить адекватное наказание в уголовном законодательстве. Причем основной акцент должен делаться на материальной ответственности руководителей. Поэтому в рассматриваемом законопроекте штрафные санкции усилены, а наказания в виде лишения свободы смягчены.

С. В. АЛЕКСЕЕВ

2. На страницах предыдущих номеров журнала Вы начали рассказ о целесообразности принятия законодательства об интеллектуально-коммерческих играх, что в том числе связано с недавним выведением турнирного покера из Всероссийского реестра видов спорта. Каковы особенности урегулирования рекламы интеллектуально-коммерческих игр?

Одной из актуальных задач современного предпринимательского права является совершенствование законодательства о рекламе, создание адекватных правовых норм, регулирующих востребованные в хозяйственной практике новые направления рекламной деятельности. Одним из таких направлений, требующих нормативного урегулирования в законодательстве, является реклама интеллектуально-коммерческих игр.

Под интеллектуально-коммерческой игрой следует понимать основанное на мастерстве соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой по правилам, установленным и утвержденным в соответствии с требованиями федерального закона, при котором исход данного соглашения зависит от интеллектуальных способностей игроков. Наиболее распространенной и популярной интеллектуально-коммерческой игрой в мире является турнирный покер. Так, на сегодняшний день по всему миру в турнирный покер играют свыше 150 млн. человек, понимающих достоинства и полезность этой общепризнанной и респектабельной интеллектуальной карточной игры. В нашей стране в турнирный покер играют свыше 3 млн. человек.

Россия стала одной из стран, признавших в 2007 г. "короля карточных игр" - покер видом спорта. Приказом Росспорта от 26 июня 2007 г. N 378 на основании заявления Общероссийской общественной организации "Федерация спортивного покера России" вид спорта "спортивный покер" был введен во Всероссийский реестр видов спорта со спортивными дисциплинами "омаха", "семикарточный стад-покер" и "техасский холдем". Тем самым покер был признан спортивной игрой наряду, скажем, с шахматами, бильярдом и бриджем.

Однако 20 июля 2009 г. в связи с тем, что игорные заведения, организующие азартные игры, в связи с законодательным запретом их деятельности после 1 июля, за исключением четырех специальных зон, стали пытаться камуфлировать азартную деятельность под вывесками "спортивный покерный клуб", Министр спорта, туризма и молодежной политики РФ подписал Приказ N 517, согласно которому турнирный покер был исключен из Всероссийского реестра видов спорта.

В этой связи в настоящее время готовятся поправки в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", определяющие на территории Российской Федерации правовые основы деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр (не являющихся азартными играми, однако содержащих ряд сходств с ними, в частности в качестве инструмента игры - денежные ставки) и устанавливающие ограничения осуществления данной деятельности.

Принятие данных поправок потребует внесения дополнений в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", предусматривающих следующие специфические правила рекламы интеллектуально-коммерческих игр.

1. Реклама интеллектуально-коммерческих игр не должна: 1) обращаться к несовершеннолетним. Так, реклама интеллектуально-коммерческих игр не должна быть направленной на восприятие ее несовершеннолетними или влиять на мотивацию несовершеннолетних участвовать в данных играх. Сюда, в частности, должно относиться ограничение на распространение рекламы интеллектуально-коммерческих игр в любой форме в печатных изданиях, специализированных для несовершеннолетних; 2) осуждать неучастие в интеллектуально-коммерческих играх. Так, в рекламе интеллектуально-коммерческих игр не должно допускаться подрывать доверие к образу жизни, не связанному с участием в интеллектуально-коммерческих играх, а также создавать негативное отношение или умалять авторитет лиц, которые воздерживаются от участия в таких играх; 3) создавать впечатление, что участие в интеллектуально-коммерческих играх является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию; 4) содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша, или создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано. Данные требования должны распространяться на любой способ сообщения указанной информации в рекламе как прямой (непосредственное сообщение в рекламе о том, что участие в интеллектуально-коммерческих играх порождает успех или улучшает имущественное состояние или что условия интеллектуально-коммерческой игры таковы, что каждый участник игры получит выигрыш либо его получит весомое большинство), так и косвенный (композиционное оформление рекламы таким образом, при котором из ее содержания (смысла) следует, что участие в интеллектуально-коммерческих играх имеет важное значение для достижения общественного или личного успеха либо способно содействовать решению имущественных проблем или игра принесет гарантированный выигрыш либо выигрыш с высокой степенью вероятности).

2. Реклама интеллектуально-коммерческих игр должна допускаться: 1) в теле - и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени; 2) в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети Интернет; 3) в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры; 4) в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников организатора интеллектуально-коммерческих игр.

3. Все указанные выше требования должны применяться соответственно к рекламе организатора интеллектуально-коммерческих игр, рекламе сопутствующих интеллектуально-коммерческим играм услуг и рекламе информационно-телекоммуникационной площадки или заведения интеллектуально-коммерческих игр, в том числе рекламе мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих интеллектуально-коммерческим играм услуг.

4. Реклама интеллектуально-коммерческих игр должна содержать источник информации об организаторе интеллектуально-коммерческих игр, о правилах и месте их проведения.

Одновременно стоит отметить, что не является рекламой непосредственно само проведение интеллектуально-коммерческой игры или ее трансляция по телевидению или радио. Следовательно, такие мероприятия не подпадают под действие Федерального закона "О рекламе", поскольку данный Закон регулирует только отношения, связанные с производством, размещением и распространением рекламы.

Таким образом, создание в российском законодательстве цивилизованных условий и правил рекламы интеллектуально-коммерческих игр будет способствовать, с одной стороны, определению неких нормативных ограничений для субъектов рекламной деятельности, учитывающих специфику данных игр, и эффективному государственному контролю за их соблюдением, а с другой - популяризации интеллектуально-коммерческих игр среди населения; способствовать отвлечению людей от порочных занятий, таких, как алкоголизм, наркомания, преступность, созданию более широких возможностей для организации полезного проведения досуга гражданами, направленного на развитие интеллектуальных способностей населения; способствовать развитию туризма и гостиничного бизнеса, созданию дополнительные рабочие места и дополнительные доходы государству.

Название документа