Специальные вопросы поступления на муниципальную службу
(Братановский С. Н.) ("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2011, N 1) Текст документаСПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОСТУПЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ
С. Н. БРАТАНОВСКИЙ
Братановский С. Н., доктор юридических наук, профессор Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина.
Муниципальная служба обладает рядом особенностей по сравнению с иными видами профессиональной деятельности, которые, как мы уже говорили выше, обусловлены ее публичным характером. В этой связи действующим законодательством предусматриваются особые требования к лицам, поступающим на муниципальную службу. Прежде всего ст. 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" устанавливает следующие условия, необходимые для поступления на муниципальную службу: - достижение возраста 18 лет; - владение государственным языком РФ; - соответствие квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы; - отсутствие обстоятельств, исключающих возможность быть принятым на муниципальную службу. В указанной статье речь идет исключительно о гражданах Российской Федерации. Поступление на муниципальную службу и ее прохождение (как и государственной службы) традиционно связано с наличием у лица российского гражданства. Утрата гражданства Российской Федерации является безусловным основанием к прекращению служебных отношений. Однако по смыслу ст. 13 ("Ограничения, связанные с муниципальной службой") и 19 ("Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим") Закона правом поступления на муниципальную службу также обладают граждане иностранных государств - участников международных договоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе. Некоторые авторы, анализируя аналогичное условие поступления на муниципальную службу, отмечают, что указанным международным договором должно быть предусмотрено не только признание двойного гражданства, но и возможность доступа к государственной службе договаривающихся государств <1>. -------------------------------- <1> См.: Пресняков М. В. Условия реализации права на равный доступ к государственной службе // Правовая система "КонсультантПлюс", 2007.
Законом о муниципальной службе установлен повышенный по сравнению с трудовым законодательством возраст поступления на муниципальную службу - 18 лет (по Трудовому кодексу полная трудовая дееспособность наступает с 16 лет). Как отмечают некоторые авторы, это связано с высокой ответственностью муниципальных служащих за выполнение должностных обязанностей по обеспечению полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность, особыми требованиями, предъявляемыми к муниципальным служащим <2>. -------------------------------- <2> См.: Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" / Под ред. А. Н. Козырина // Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2007.
Новым требованием, которое ранее не было предусмотрено Законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", является владение гражданином, поступающим на муниципальную службу, государственным языком Российской Федерации. Более того, ст. 3 этого Закона закрепляла право граждан Российской Федерации на равный доступ к муниципальной службе, в том числе и независимо от языка. Как отмечается в литературе, в новой транскрипции аналогичная норма ст. 4 нового Закона такой законодательной формулы не содержит <3>. Согласно ст. 68 Конституции РФ и Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский. Соответственно лицо, претендующее на замещение должности муниципальной службы, должно владеть русским языком. -------------------------------- <3> См.: Комментарий к Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации" / Под ред. С. Е. Чаннова. М., 2008.
Кроме того, лицо, поступающее на муниципальную службу, должно соответствовать определенным квалификационным требованиям. Эти квалификационные требования предъявляются к: - уровню профессионального образования; - стажу муниципальной (государственной) службы или стажу работы по специальности; - профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для выполнения должностных обязанностей. Нужно заметить, что ст. 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" закрепляет взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, что обеспечивается в том числе посредством единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы. Указанные квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (ст. 9 Закона). Нужно сказать, что до принятия Закона о муниципальной службе квалификационные требования, как правило, устанавливались законами субъектов Российской Федерации. В большинстве субъектов РФ это было сделано в законах о муниципальной службе. В качестве примера можно привести Закон Москвы от 24 марта 2004 г. N 15 "О муниципальной службе в городе Москве" <4>, Закон Самарской области от 16 июля 1998 г. N 16-ГД "О муниципальной службе в Самарской области" <5> и т. п. В некоторых регионах были приняты самостоятельные законодательные акты, устанавливающие квалификационные требования к замещению должностей муниципальной службы. Например, Закон Амурской области от 24 ноября 2000 г. N 271-ОЗ "О квалификационных требованиях к муниципальным служащим Амурской области" <6>, Закон Волгоградской области от 27 мая 1998 г. N 178-ОД "О квалификационных требованиях к муниципальным должностям муниципальной службы Волгоградской области" <7>. В настоящее время указанные нормативные акты подлежат отмене, поскольку в компетенцию субъекта входит принятие лишь типовых положений. Непосредственно же квалификационные требования должны утверждаться актами органов местного самоуправления. В качестве примера можно привести Положение о квалификационных требованиях для замещения должности муниципальной службы в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы администрации города Нижневартовска, которое было утверждено Постановлением Главы города от 6 сентября 2007 г. N 784 в соответствии с действующим Законом о муниципальной службе <8>. -------------------------------- <4> См.: Закон Москвы от 24 марта 2004 г. N 15 "О муниципальной службе в городе Москве" // СПС "КонсультантПлюс". <5> См.: Закон Самарской области от 16 июля 1998 г. N 16-ГД "О муниципальной службе в Самарской области" // СПС "КонсультантПлюс". <6> См.: Закон Амурской области от 24 ноября 2000 г. N 271-ОЗ "О квалификационных требованиях к муниципальным служащим Амурской области" // СПС "КонсультантПлюс". <7> См.: Закон Волгоградской области от 27 мая 1998 г. N 178-ОД "О квалификационных требованиях к муниципальным должностям муниципальной службы Волгоградской области" // СПС "КонсультантПлюс". <8> См.: Постановление Главы города Нижневартовск от 6 сентября 2007 г. N 784 "Об утверждении Положения о квалификационных требованиях для замещения должности муниципальной службы в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы администрации города Нижневартовска" // СПС "КонсультантПлюс".
Гражданам, претендующим на должность муниципальной службы в администрации города Нижневартовска, необходимо иметь: 1) для должности муниципальной службы высшей группы: высшее профессиональное образование; стаж муниципальной службы не менее пяти лет или стаж работы по специальности не менее семи лет; 2) для должностей муниципальной службы главной группы: высшее профессиональное образование; стаж муниципальной службы не менее четырех лет или стаж работы по специальности не менее шести лет; 3) для должностей муниципальной службы ведущей группы: высшее профессиональное образование; стаж муниципальной службы не менее трех лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет; 4) для должностей муниципальной службы старшей группы: стаж работы по специальности не менее трех лет и при этом среднее профессиональное образование по специализации должности муниципальной службы или образование, считающееся равноценным; без предъявления требований к стажу и при этом высшее профессиональное образование по специализации должности муниципальной службы или образование, считающееся равноценным; 5) для должностей муниципальной службы младшей группы: среднее профессиональное образование по специализации должности муниципальной службы или образование, считающееся равноценным; без предъявления требований к стажу. Наконец, для поступления на муниципальную службу необходимо отсутствие обстоятельств, исключающих возможность быть принятым на муниципальную службу. Эти обстоятельства названы в ст. 13 Закона о муниципальной службе и представляют собой ограничения, связанные с муниципальной службой. Собственно, и прежний Закон об основах муниципальной службы в Российской Федерации устанавливал ограничения в связи с прохождением муниципальной службы, однако их характер и предназначение были существенно иными. Так, согласно ст. 11 упомянутого Закона муниципальный служащий был не вправе: 1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; 2) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления; 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; 4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему; 6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию; 7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего; 8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей; 9) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями; 10) принимать участие в забастовках; 11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.
Название документа