Правовое положение несовершеннолетних и нормы Жилищного кодекса РФ

(Перепелкина Н. В.) ("Жилищное право", 2008, N 2) Текст документа

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И НОРМЫ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РФ

Н. В. ПЕРЕПЕЛКИНА

Перепелкина Н. В., к. ю.н., доцент кафедры теории права Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина, г. Саратов.

Как известно, Жилищный кодекс РСФСР после своего более чем двадцатилетнего действия прекратил существование в связи с вступлением в силу 1 марта 2005 г. Жилищного кодекса Российской Федерации. Субъектами жилищных правоотношений были и остаются несовершеннолетние граждане (дети), требующие особых мер охраны в силу возраста. Представляется интересным проследить изменение политики государства в отношении этой категории своих граждан. Начать следует со ст. 31 ЖК РФ (раздел II "Право собственности и другие вещные права на жилые помещения") - в свое время ее называли революционной. В соответствии с п. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Таким образом, Жилищный кодекс не относит к безусловным членам семьи собственника жилого помещения детей и родителей супруга собственника, которые будут признаваться таковыми в случае вселения их собственником в качестве членов своей семьи. До 1 марта 2005 г. правоотношения с членами семьи собственника жилого помещения, как правило, регулировались по аналогии со ст. 53 ЖК РСФСР, если не принимались специальные законы, поскольку специальной нормы, им посвященной, в ЖК РСФСР не было. В соответствии с п. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию. По истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, соответствующее право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается, если иное не установлено соглашением между собственником и данным бывшим членом его семьи. До истечения указанного срока право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собственности на данное жилое помещение этого собственника или, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для сохранения такого права, на основании решения суда (п. 5 ст. 31 ЖК РФ). Формально правовое положение несовершеннолетнего как члена семьи собственника не пострадало, однако на практике представляется маловероятным, чтобы мать (бывший член семьи собственника жилого помещения), покидая жилое помещение, оставила несовершеннолетнего ребенка в жилом помещении собственника, следовательно, несовершеннолетний член семьи собственника жилого помещения будет проживать с матерью в другом жилом помещении. Согласно ч. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей - в данном случае матери, что подтверждается судебной практикой, в частности Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 28 февраля 1994 г.: "Несовершеннолетний ребенок, в случае раздельного проживания его родителей, приобретает право на жилую площадь в квартире (доме) того родителя, с кем он постоянно проживает". Право пользования возникает у гражданина при вселении и фактическом проживании в жилом помещении. При этом сам факт наличия или отсутствия регистрации по месту жительства не порождает права на жилую площадь <1>. -------------------------------- <1> См.: Грудцына Л. Ю. Можно ли выселить ребенка? // Семейное и жилищное право. 2004. N 3. С. 44.

В разделе III "Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма" есть несколько статей, упоминающих несовершеннолетних. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ "вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: <...> 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы". Обращаю ваше внимание, что, если дети пребывали у родственников, они не имеют права на внеочередное предоставление жилого помещения. Ранее в соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР жилое помещение предоставлялось вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если им не могли быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. Ранее в соответствии со ст. 41 ЖК РСФСР при предоставлении жилых помещений по договору социального найма не допускалось заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов. А в настоящее время при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия (ст. 58 ЖК РФ). Таким образом, улучшилось положение детей в возрасте до девяти лет. Что касается членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, то в соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР к членам семьи нанимателя жилья относились супруг нанимателя, их дети и родители (т. е. дети и нанимателя, и его супруга являлись членами семьи нанимателя). В настоящее время ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относит проживающих совместно с ним его супруга, а также детей и родителей данного нанимателя. Обращаю ваше внимание на то, что дети другого супруга в настоящее время, безусловно, не являются членами семьи нанимателя жилого помещения. Кроме того, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 3 ст. 69 ЖК РФ должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Ранее подобного требования ЖК РСФСР не выдвигалось. Статья 70 ЖК РФ регламентирует право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи, ранее соответствующее право регулировала ст. 54 ЖК РСФСР. Сравнительный анализ статей позволяет сделать вывод, что положение несовершеннолетних не изменилось. Статья 71 ЖК РФ устанавливает права и обязанности временно отсутствующих нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи: временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма. То есть, если отсутствующий наниматель или член его семьи продолжает добросовестно исполнять обязанности, вытекающие из договора социального найма жилого помещения, не встает вопрос об утрате права пользования жилым помещением. Ранее же действовало известное правило: за временно отсутствующим жилое помещение сохраняется в течение 6 месяцев (ч. 1 ст. 60 ЖК РСФСР). В соответствии с ч. 2 ст. 60 ЖК РСФСР жилое помещение сохранялось за временно отсутствующими гражданами на срок более 6 месяцев - в случае выезда из жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей в течение всего времени их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Таким образом, в настоящее время самым важным является выполнение своей обязанности - оплата жилья и коммунальных услуг, а время отсутствия роли не играет. Статья 72 ЖК РФ устанавливает право на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма: обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений, допускается с предварительного согласия органов опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства отказывают в даче такого согласия в случае, если обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, нарушает права или законные интересы указанных лиц. Решения органов опеки и попечительства о даче согласия на обмен жилыми помещениями или об отказе в даче такого согласия принимаются в письменной форме и предоставляются заявителям в течение 14 рабочих дней со дня подачи ими соответствующих заявлений. Ранее действовала ст. 67 ЖК РСФСР (ч. 3), в соответствии с которой для обмена жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в которых проживали несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, в том числе временно отсутствующие, и являющиеся членами семей нанимателей, требовалось разрешение органов опеки и попечительства. Обмен жилых помещений, в которых проживали исключительно несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, в том числе временно отсутствующие, производился их законными представителями с разрешения органов опеки и попечительства, а в случае достижения несовершеннолетними возраста 14 лет - самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. Представляется, что в настоящее время формулировка статьи улучшилась, поскольку при применении жилищного законодательства субсидиарно применяются и нормы гражданского. Статья 91 ЖК РФ определяет основания выселения нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения: без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены из жилого помещения граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным. Сравнение с ранее действовавшей ст. 98 ЖК РСФСР позволяет сделать вывод, что редакция предложения улучшилась, а в целом ситуация не изменилась. В разделе IV ЖК РФ "Специализированный жилищный фонд" о несовершеннолетних упоминается в ст. 103 и 110. Статья 103 ЖК РФ регулирует выселение граждан из специализированных жилых помещений. В соответствии с ее 2-й частью не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; <...> 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; <...>. Этим гражданам предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта. До 1 марта 2005 г. в соответствии со ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могли быть выселены из служебных жилых помещений: <...> 3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; 4) семьи военнослужащих; <...> 10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение; 12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. Указанным гражданам предоставлялось жилое помещение, которое должно было отвечать санитарным и техническим требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (ст. 97 ЖК РСФСР). При этом следует отметить, что в статье не говорилось о благоустроенности жилого помещения. В ст. 108 ЖК РСФСР не говорилось о выселении из общежитий, так как действовала специальная ст. 110 ЖК РСФСР, в соответствии с которой лица, перечисленные в ст. 108 ЖК РСФСР, могли быть выселены из общежития лишь с предоставлением им другого жилого помещения (ст. 97). При анализе материала видно, что в настоящее время могут быть выселены из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения в черте соответствующего населенного пункта семьи военнослужащих, не относящихся к п. 1 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, и одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. Наконец, последняя статья, где говорится о несовершеннолетних, находится в разделе V ЖК РФ "Жилищные и жилищно-строительные кооперативы". В соответствии со ст. 111 ЖК РФ право на вступление в жилищные кооперативы имеют граждане, достигшие возраста 16 лет, и (или) юридические лица. А вот Жилищным кодексом РСФСР не устанавливалось право на вступление в члены жилищных и жилищно-строительных кооперативов несовершеннолетних, поэтому норма Жилищного кодекса приведена в соответствие с п. 1 ст. 26 ГК РФ, что является положительным моментом. До 1 марта 2005 г. действовала ст. 132 ЖК РСФСР, в которой было сказано, что наниматель, арендатор жилого помещения в доме, квартире, принадлежащих гражданину на праве личной собственности, имеет право вселить в нанятое, арендуемое им помещение независимо от согласия собственника дома своих несовершеннолетних детей, а если он занимает изолированное помещение - также супруга и нетрудоспособных родителей. В ЖК РФ соответствующая статья отсутствует, действует ст. 679 Гражданского кодекса РФ: с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих, в жилое помещение могут быть вселены другие граждане в качестве постоянно проживающих с нанимателем. При вселении несовершеннолетних детей такого согласия не требуется. Позиция законодателя в данном вопросе логична, так как договор коммерческого найма регулируется именно ГК РФ. Таким образом, ЖК РСФСР содержал 9 статей, прямо упоминающих несовершеннолетних детей, а ЖК РФ содержит 11 таких статей, при этом 4 из них ухудшают положение несовершеннолетних, 5 - улучшают, в 2 случаях ситуация не изменяется.

Название документа