Исторические аспекты криминального насилия членов деструктивных религиозных организаций в отношении несовершеннолетних

(Резовский Р. С.) ("История государства и права", 2008, N 4) Текст документа

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИМИНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ ЧЛЕНОВ ДЕСТРУКТИВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Р. С. РЕЗОВСКИЙ

Резовский Р. С., преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Параллельно с поступательными процессами развития человеческой цивилизации происходило распространение всевозможных деструктивных религиозных культов, антигуманных магических практик, адепты которых тайно или явно противопоставляли себя традиционным религиозным конфессиям, общечеловеческим ценностям, стремились к полному порабощению своих членов. Заметное место в ритуалах членов тоталитарных сект отводилось детям (новорожденным, малолетним, несовершеннолетним), которые нередко становились жертвами извращенных фантазий религиозных психопатов <1>. Обширная научная литература содержит данные о ритуальных убийствах и сексуальной эксплуатации несовершеннолетних. Преступления, совершаемые на псевдорелигиозной почве, совершались как в период Средневековья, так и в начале XXI в. <2>. Самым известным серийным убийцей и сатанистом был маршал Франции, родственник короля, близкий друг и боевой товарищ Жанны д'Арк, чей зловещий образ сохранился в народных сказаниях под именем "Синяя Борода", - Жиль де Рец. В 1440 г., обвиняемый в убийстве нескольких сот мальчиков и девочек, французский вельможа был осужден церковным и гражданским судом г. Нанта к сожжению на костре. Исследователи подчеркивают, что множество тяжких сексуальных преступлений, особенно против детей, упоминается в материалах инквизиционных процессов над ведьмами и колдунами как происки дьявола и его адептов-сатанистов <3>. -------------------------------- <1> Ганнушкин П. Б. Избранные труды. Ростов н/Д, 1998. С. 269 - 290. <2> См.: Антонян Ю. М., Ткаченко А. А. Сексуальные преступления. М., 1993. С. 25 - 26; Познышев С. В. Криминальная психология. Преступные типы. Л., 1926. С. 150 - 152; Шапарь В. Б. Психология религиозных сект. Мн.: Харвест, 2004. С. 316 - 342. <3> Антонян Ю. М., Ткаченко А. А., Шостакович Б. В. Криминальная сексология. М.: Спарк, 1999. С. 241.

Не следует забывать, что в ряде отдаленных сельских районов Индии по-прежнему активно функционирует храмовая проституция (которая является отголоском древнейшей культуры), а роль жриц выполняют несовершеннолетние девочки-индианки. Однако преступления, получившие широкий общественный резонанс и ставшие достоянием гласности, являются лишь своеобразной "вершиной айсберга". О. В. Старков, Л. Д. Башкатов указывают на высокую латентность криминальной активности членов тоталитарных сект, особенно в отношении несовершеннолетних <4>. Практически ежегодно сектанты заявляют о себе жестокими и безнравственными деяниями. -------------------------------- <4> Старков О. В., Башкатов Л. Д. Криминотеология: Религиозная преступность. СПб., 2004. С. 110 - 115.

Страшный рекорд по численности убитых адептов (в том числе и несовершеннолетних) был поставлен в 2000 г. в местечке Канунгу в 320 километрах от Кампалы - столицы Уганды. Речь идет о вышедшей из Римско-католической церкви тоталитарной секте "Движение за возрождение десяти заповедей Бога". Основательницей угандийской секты-убийцы является бывшая проститутка Кредония Мверинда, которая в 1989 г. заявила, что, будучи в трансе на священной горе, получила приказание от явившейся ей Девы Марии стать ее вестницей. Люди, пережившие потрясения в ходе этнических чисток и эпидемии СПИДа, легко вступали в секту, обещавшую навсегда увести их от всех сложностей и трагедий. Мверинда проповедовала в костеле, что терпение Бога подходит к концу, мир близится к своему уничтожению и только их "Движение за возрождение десяти заповедей Бога" будет избавлено от уничтожения. Мвериндой было объявлено, что конец света наступит 1 января 2000 г. Преступница похитила принадлежащие своим последователям ценности и, собрав людей на последнюю молитву в церкви, привела в действие взрывное устройство. Вскоре на место преступления прибыла полиция, которая помимо пятисот тел сектантов, погибших от взрыва, обнаружила две общественные могилы, в которых покоились тела 128 человек, зарубленных топором или задушенных собственными четками Кредонии Мверинды <5>. -------------------------------- <5> Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования. Нижний Новгород, 2003. С. 34 - 36.

Криминалистический анализ деятельности тоталитарных сект свидетельствует о том, что сектанты широко применяют различные насильственные методы в отношении граждан (особенно несовершеннолетних). Наиболее распространенным видом преступных посягательств является психическое насилие. Учитывая, что с ростом преступности (в том числе и псевдорелигиозной) происходит усиление травмирующих психику ситуаций, а также возрастает степень их общественной опасности, в таких условиях научное исследование психического насилия в сфере религиозных отношений представляется особенно актуальным. Длительное травмирование психики может вызвать психические аномалии, способные серьезно влиять на поведение человека. Особенно это относится к негативному воздействию на психику детей. О. В. Старков выделил следующие методы воздействия на сектанта, члена деструктивной религиозной группы: убеждение, угрозы, физическое насилие, психоактивные вещества, шантаж, гипноз, зомбирование, подкуп (взятка) <6>. -------------------------------- <6> Старков О. В., Башкатов Л. Д. Криминотеология: Религиозная преступность. СПб., 2004. С. 223.

Достаточно сложно отграничивать психическое насилие от некоторых других форм и способов воздействия на психику, в частности на волевые процессы человека, которые по определенным признакам похожи на насильственные. Например, такую сложность представляет отграничение психического насилия от обмана. Суть в том, что обман также воздействует информационным путем на волевые процессы потерпевшего <7>. На сложность разграничения обмана и психического насилия обращал внимание еще Н. С. Таганцев, который писал, что "отдельные угрозы, применяемые виновными, в случае если они фактически не собираются эти угрозы реализовывать, подходят ближе к мошенничеству, т. е. похищению чужих вещей путем обмана" <8>. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости детального изучения не только самих преступлений, но главным образом личности лидеров и активных членов тоталитарных сект, принадлежащих к самым различным категориям: от бытового уровня до террористов международного масштаба. Эта необходимость диктуется тем, что невозможно изучить природу любого насилия, не познав внутренний мир личности самого преступника, так как, по нашему предположению, механизм формирования насилия носит субъективный характер и заключен в социальных, биологических свойствах и качествах человека, совершающего насилие над личностью <9>. По нашим данным (полученным в результате изучения 200 уголовных дел, интервьюирования 57 осужденных, бывших членов деструктивных религиозных организаций), усиленной психологической обработке регулярно подвергаются все рядовые члены тоталитарных сект, особенно несовершеннолетние. Лидеры тоталитарных сект рассматривают несовершеннолетних граждан: 1) в качестве бесплатной рабочей силы; 2) в качестве объекта для активной эксплуатации в сексиндустрии; 3) в качестве потенциальных доноров (поставщиков дорогостоящих органов); 4) в качестве возможных боевиков (телохранителей, киллеров, активистов молодежных отрядов); 5) нельзя исключить возможность и подбора несовершеннолетних граждан для дальнейшего обучения и карьерного роста в сектантской иерархии; 6) в качестве жертв при совершении мошеннических действий с недвижимостью, принадлежащей несовершеннолетним и их родственникам; 7) похищение несовершеннолетних с целью выкупа. -------------------------------- <7> Сердюк Л. В. Насилие: Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 2002. С. 40 - 42. <8> Таганцев Н. С. Устав о наказаниях. СПб., 1879. С. 177. <9> Абельцев С. Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. М., 2000. С. 66.

Характерной чертой деятельности каждой деструктивной религиозной организации является строгая конспиративность процесса ее криминального функционирования, так как от сохранения в тайне преступной деятельности во многом зависит длительность жизнедеятельности преступной группы. Чем выше степень организованности, иерархичность секты, тем строже конспиративность ее деятельности. Конспиративность базовых, вспомогательных и побочных элементов организованной преступной деятельности четко прослеживалась в процессе анализа 74% изученных дел; вместе с тем наблюдались и случаи открытого (не тайного) совершения преступных акций. Но такая деятельность чаще всего вызывалась ситуационными факторами и явно выходила за рамки анализируемой закономерности. В наиболее простом виде преступная деятельность представляет собой систематическую реализацию только одного базового элемента. Однако нами были выявлены многочисленные случаи, когда одна религиозная группа одновременно реализовала в рамках своей преступной деятельности сразу несколько базовых преступлений (52% уголовных дел); при этом следует отметить, что увеличение числа базовых преступлений не всегда влечет за собой увеличение вспомогательных или иных элементов организованной преступной деятельности. Наглядным примером такой деятельности являются следующие преступления, совершаемые сатанистами города Санкт-Петербурга: рэкет, торговля оружием, преступления, связанные с оборотом наркотиков, угон и перепродажа автомобилей, заказные убийства, содержание притонов и т. д. Нередко деструктивная религиозная организация по мере накопления сил, финансовых и иных средств, опыта переходит к совершению в качестве базового элемента все более сложных, доходных и безопасных преступлений (15% уголовных дел) и, соответственно, сворачивает преступную деятельность прежнего направления. Для крайне агрессивных молодежных деструктивных религиозных групп характерны следующие атрибуты преступной деятельности: 1) тщательная проверка сообщников по всем возможным каналам, а тем более вновь появляющихся в ближайшем окружении; 2) оказание доверия только тем, кто проявил себя в совершении конкретных преступлений; 3) налаживание связи по тайным каналам для сбора и передачи информации, в том числе с арестованными, задержанными и содержащимися в ИВС, СИЗО, с осужденными, находящимися в ИК; 4) приобретение для этих целей сообщников из числа администрации и технического персонала мест лишения свободы; 5) создание системы региональных "разборов" ситуаций, создающих угрозу преступной среде, в частности "вычисление" и получение подтверждений фактам негласного сотрудничества лиц, входящих в преступные организации или связанных с ними. В среде сектантов постоянно формируются резервы из числа несовершеннолетних, молодежи. В данные структуры попадают в зависимости от преступного опыта, личных качеств, связей. Так называемые территориальные формирования с антиобщественной псевдорелигиозной направленностью, а по существу организованные преступные формирования подростков и молодежи, во многих случаях действуют под контролем представителей организованной криминальной среды. На долю их участников в антиобщественной подростково-молодежной среде приходится, по результатам выборочных исследований, значительная часть тяжких преступлений, а также иных противоправных форм преступной деятельности, имевших организованный характер. Формирования представляют повышенную общественную опасность, поскольку имеют ярко выраженную насильственную направленность из-за неутихающих и во многих случаях искусственно разжигаемых представителями уголовно-преступной, религиозно-экстремистской среды межгрупповых конфликтов <10>. -------------------------------- <10> См.: Агарков М., Латышев А. По-простому не получится // Известия. 2007. 2 июля. С. 2; Выжутович В. Криминальное чтиво // Российская газета. 2007. 20 июля (N 156). С. 3; Сидибе П. Обыкновенный экстремизм // Российская газета. 2007. 6 июля. (N 144). С. 2; Основы борьбы с организованной преступностью. Монография / Под ред. В. С. Овчинского, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. М., 1996. С. 174 - 179.

Таким образом, способы совершения преступлений членами деструктивных религиозных организаций (а по сути, членами организованных преступных групп) чрезвычайно разнообразны. Анализ периода открытой деятельности религиозных сект (с начала перестройки), а также последующее изучение уголовных дел по религиозным преступлениям (конца 90-х годов XX в. - начала XXI в.) показал, что религиозные идеи, культовые действия служат прикрытием для их истинных, преступных интересов. Главное здесь не духовное развитие личности, а обогащение руководства деструктивных религиозных организаций, осуществление эксплуатации и психического насилия в отношении всех своих адептов, разрушение института семьи, зомбирование несовершеннолетних, их подготовка для агрессивного противостояния обществу.

------------------------------------------------------------------

Название документа