Трудовая деятельность мигрантов по патенту

(Изингер А. В., Трошев Д. Б.) ("Миграционное право", 2010, N 4) Текст документа

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИГРАНТОВ ПО ПАТЕНТУ

А. В. ИЗИНГЕР, Д. Б. ТРОШЕВ

Изингер А. В., старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Тюменского юридического института МВД России, кандидат юридических наук.

Трошев Д. Б., преподаватель кафедры управления, административного права и административной деятельности Белгородского юридического института МВД России, кандидат юридических наук.

Российская Федерация рассматривает проблему миграции как одну из приоритетных и требующих постоянного внимания со стороны всех уровней и ветвей публичной власти. И это не случайно. В современных условиях, вызванных экономическим и политическим размежеванием бывших советских республик и этнополитическими конфликтами, происходящими в этих молодых независимых государствах, тщательно проработанная государственная миграционная политика, отвечающая долгосрочным тенденциям и целям социально-экономического и демографического развития России, - это насущная необходимость. В связи с этим необходимо отметить, что значительное внимание на всем протяжении развития миграционных отношений в современной России уделялось трудовой миграции как одному из основных звеньев миграции населения. Свобода внешнеэкономической деятельности для российских предпринимателей и открытость российской экономики для иностранных инвестиций, снятие многих административных запретов и ограничений на въезд иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию и пребывание их здесь, развитие деловых связей, а также вхождение России в международный рынок труда положили начало развитию процессов внешней трудовой миграции в Российской Федерации. В последние годы принят ряд законов, созданы и функционируют различные комиссии и рабочие группы, так или иначе, регулирующие миграционные отношения в целом и внешнюю трудовую миграцию в частности. При этом, рассматривая вопросы в сфере внешней трудовой миграции, следует отметить, что субъектом данных правоотношений является трудящийся-мигрант, под которым в российском законодательстве понимается иностранный работник, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность на основании трудового или гражданско-правового договора. Исходя из этого, базовым законом федерального уровня, регулирующим вопросы привлечения и использования иностранной рабочей силы, т. е. вопросы внешней трудовой миграции, является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

Данный Федеральный закон регламентирует взаимные права и обязанностей работодателей и иностранных работников. В соответствии с ним трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации, как и во многих других государствах, имеет разрешительный характер. При этом следует отметить, что наличие у иностранного гражданина разрешения на работу в Российской Федерации свидетельствует только о потенциальной возможности стать легальным участником трудовой деятельности. Юридическим подтверждением реализации этой возможности является наем работника на условиях трудового или гражданско-правового договора. Порядок получения иностранцем разрешения на работу зависит от того, из какой страны он прибывает. Для иностранных работников, прибывающих из стран, с которыми у России закреплен безвизовый порядок пересечения Государственной границы, установлены упрощенные правила. Они заключаются в том, что гражданам указанных государств не нужно предварительное оформление каких-либо документов для въезда в Российскую Федерацию, остальным же требуется оформление в дипломатическом представительстве рабочей визы, которая выдается на основании приглашения на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности. Кроме того, в соответствии с изменениями от 19 мая 2010 г. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" дополнен ст. 13.3, регулирующей трудовую деятельность иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и привлекаемых гражданами РФ к работе по трудовому договору или гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В соответствии с отмеченными дополнениями в отношении данных лиц предусмотрен не только упрощенный порядок въезда в Российскую Федерацию, но и упрощенный разрешительный порядок ведения трудовой деятельности. Исходя из содержания указанной статьи, иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность у физических лиц только при наличии патента, для получения которого иностранным гражданам необходимо представить в органы ФМС России: 1) заявление о выдаче патента; 2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; 3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты; 4) документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за предыдущий период осуществления трудовой деятельности у физических лиц на основании патента; 5) сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, осуществлявшейся таким иностранным гражданином, представляемые по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. При первичном обращении за выдачей патента документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа, за предыдущий период осуществления трудовой деятельности у физических лиц на основании патента и сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, осуществлявшейся таким иностранным гражданином, не представляются. Патент выдается на период от одного до трех месяцев, который может неоднократно продлеваться, но общий срок действия патента не может составлять более 12 месяцев со дня выдачи. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа. При иных обстоятельствах срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог. По истечении двенадцати месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин вправе обратиться в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции за получением нового патента. Патент выдается иностранному гражданину лично по предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, и документа об уплате налога на срок, на который выдается патент. Патент предоставляет право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта Российской Федерации, в котором выдан. В случае если иностранный гражданин временно пребывает в Российской Федерации свыше установленного в соответствии с п. 2 ст. 5 и со ст. 5.1 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срока временного пребывания и срок действия имеющегося у него патента не был продлен либо иностранным гражданином не был получен новый патент, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении пятнадцати дней со дня окончания срока действия патента. В течение указанных пятнадцати дней данный иностранный гражданин считается законно находящимся на территории Российской Федерации. Для осуществления иностранным гражданином, имеющим патент, деятельности, не являющейся трудовой деятельностью у физических лиц, данный иностранный гражданин обязан получить разрешение на работу в порядке, установленном Федеральным законом N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В этом случае разрешение на работу данному иностранному гражданину может быть выдано на срок не более одного года со дня въезда в Российскую Федерацию. Патент иностранному гражданину не выдается, а выданный патент аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции: 1) в случае регистрации данного иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; 2) в случае осуществления трудовой деятельности у физических лиц с привлечением труда третьих лиц; 3) при наличии обстоятельств, предусмотренных пп. 1, 2 и 4 п. 9 и п. 9.1 ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Особенности налогообложения доходов иностранных граждан, полученных от трудовой деятельности у физических лиц, устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Они, в частности, заключаются в том, что стоимость патента представляет собой фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, размер которого составляет 1000 руб. в месяц (ст. 227.1 Налогового кодекса РФ). Данный платеж необходимо перечислить по месту жительства или месту пребывания иностранца до дня начала срока, на который выдается патент. Таким образом, следует отметить, что введением норм, регулирующих трудовую деятельность иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и привлекаемых гражданами РФ к работе по трудовому договору или гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законодатель частично снял проблемы, связанные с трудоустройством указанных иностранных граждан, расширив их возможности в поиске рабочих мест. Вместе с тем требуют своего решения и другие, более частные проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы. Так, например, существенным ограничением для иностранных работников в осуществлении трудовой деятельности, закрепленным в российском законодательстве, является отсутствие права трудиться вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан патент. Кроме того, остались неурегулированными и иные вопросы привлечения иностранной рабочей силы по трудовому патенту, а именно, согласно Правилам выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности, работодатель может использовать иностранных работников только по профессиям, которые указаны в разрешении на привлечение и использование иностранных работников <2>, в случае же привлечения гражданами РФ иностранных граждан к работе по трудовому договору или гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, данный момент не оговорен. -------------------------------- <2> Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4911.

Что же касается ответственности за нарушение порядка осуществления трудовой деятельности по патенту, то в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), если иностранный гражданин работает у физического лица без патента, это влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от 2 до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ст. 18.10 КоАП РФ). Работодателю - физическому лицу, который нанимает на работу иностранного гражданина без патента, также грозит административный штраф в размере от 2 до 5 тыс. руб. в соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. В связи с этим возникает вопрос практической реализации привлечения работодателя к ответственности, так как физические лица в Российской Федерации не обладают правом (и на них не возлагается обязанность) по проверке документов у граждан, в связи с чем невозможно выяснить гражданство нанимаемого на работу человека без его согласия, а следовательно, и необходимости проверки у него трудового патента. Таким образом, следует отметить, что продолжает оставаться актуальной проблема совершенствования миграционного законодательства, направленного на регулирование внешней трудовой миграции. Эффективность мер по регулированию допуска иностранной рабочей силы на российский рынок труда напрямую связана с действующим механизмом ее привлечения и использования. Механизм регулирования трудовой иммиграции иностранных граждан в России существует, однако необходимо признать, что в этой области много пробелов, что ведет к низкой эффективности применения законодательных и нормативных актов, а следовательно, к значительным объемам нелегальной трудовой миграции. Формирование миграционного законодательства должно быть направлено на создание условий для беспрепятственной реализации прав и свобод мигрантов в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации при обеспечении национальной безопасности государства. Совершенствование миграционного законодательства должно не только целенаправленно идти по пути дальнейшего устранения коллизий правовых норм, пробелов правового регулирования, исключения избыточного количества отсылочных норм, не обусловленных реальными потребностями, но также реально соответствовать складывающимся миграционным процессам. Государственная миграционная политика в этом вопросе, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации, должна носить селективный характер, формироваться на основе прагматических демографических, экономических и геополитических интересов страны и региона. В числе приоритетных направлений государственной миграционной политики России должно стать, прежде всего, создание благоприятных условий для совместной жизни и деятельности коренного населения и мигрантов.

Название документа