Обеспечение реализации прав осужденных на труд

(Гурай Г. А.)

("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2010, N 6)

Текст документа

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ НА ТРУД

Г. А. ГУРАЙ

Гурай Г. А., главный специалист-эксперт отдела анализа и координации деятельности территориальных органов подведомственных служб Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

В уголовно-исполнительном праве признана воспитательная роль труда. Одним из основных средств исправления осужденных является общественно полезный труд.

В соответствии со ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. Такое привлечение к труду осуществляется на основе договора, заключаемого руководством учреждений, исполняющих наказания, и предприятий, в котором определяются обязательства сторон и ответственность за их несоблюдение.

Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах, организуется только на территории тюрьмы с соблюдением необходимых правил по их изоляции и охране.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы Уральского федерального округа (далее - УИС УрФО) по состоянию на 01.02.2010 количество осужденных, подлежащих привлечению к труду, составило 22 637 человек. При этом количество осужденных, занятых на оплачиваемых работах, в учреждениях УИС УрФО составило 17 385 человек (77% от количества осужденных, подлежащих привлечению к труду в УИС УрФО). В (Г)УФСИН России по Тюменской, Челябинской областям и ЯН АО все осужденные, подлежащие привлечению к труду, заняты на оплачиваемых работах.

По состоянию на 01.02.2010 количество осужденных, не работающих из-за непредоставления работы, в учреждениях УИС УрФО составило 1408 человек (6% от количества осужденных, подлежащих привлечению к труду в УИС УрФО).

Основными причинами непредоставления работы трудоспособным осужденным является отсутствие заказов на производстве, а также низкий профессиональный уровень лиц из числа спецконтингента.

Перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных, установлен приложением N 9 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 03.11.2005 N 205. Согласно этому Перечню запрещается использовать осужденных на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов УИС; в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, находится (хранится) оружие, служебная документация, специальные технические средства. Кроме того, не допускается труд осужденных по обслуживанию и ремонту технических средств охраны и надзора, а также размещенных в запретной зоне инженерных сооружений, конструкций и коммуникаций; с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой; связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ; с подчинением им вольнонаемных работников; в качестве водителей оперативных машин; в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.

Отказ от работы или ее самовольное прекращение являются грубым нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность (ст. 103 УИК РФ).

Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.

Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года.

Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим производственные задания на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо работающим по своему желанию осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным - до 24 рабочих дней.

В соответствии со ст. 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01.01.2009 минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4330 руб.

По состоянию на 01.02.2010 среднемесячный заработок осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму выработки, в УИС УрФО составил 4427,95 руб. В соответствии с требованиями ст. 106 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.

Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет, осужденные женщины старше 55 лет, осужденные беременные женщины привлекаются к работе без оплаты труда по их желанию.

К указанным работам осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от работы время, их продолжительность не должна превышать двух часов в неделю. Продолжительность работ может быть увеличена по письменному заявлению осужденного либо, при необходимости проведения срочных работ, постановлением начальника исправительного учреждения.

Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с ч. 4 ст. 99 УИК РФ. К этим расходам относятся стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды.

В соответствии со ст. 107 УИК РФ возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и иных обязательных отчислений. Удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

При размещении заказов на производстве категория осужденных, имеющих исполнительные документы, является приоритетной при трудоустройстве, при условии наличия у них необходимой квалификации.

Вместе с тем не все осужденные, имеющие исполнительные документы, трудоустроены и погашают иски. Так, по состоянию на 01.02.2010 количество лиц из числа спецконтингента, погашающих иски, в учреждениях УИС УрФО составляет 28% от количества осужденных, имеющих исполнительные документы.

Проблемными вопросами, возникающими в процессе организации работы по обеспечению реализации права осужденных на труд, удержанию из заработной платы и по привлечению к труду лиц, являются:

- отсутствие у осужденных специальности или наличие невостребованной специальности;

- низкий профессиональный уровень лиц из числа спецконтингента;

- физический и моральный износ основных фондов производственного сектора (срок эксплуатации 0 лет и более), что препятствует выпуску конкурентоспособной продукции;

- отсутствие производственных заказов;

- увеличение численности осужденных, не подлежащих привлечению к труду из-за наличия хронических заболеваний.

Название документа

Вопрос: Организация создает сайт, посредством которого будут оказываться репетиторские услуги. Неограниченное число преподавателей будет давать консультации по различным дисциплинам. Источником дохода станут проценты от стоимости услуг каждого преподавателя. Как собственнику сайта узаконить свои правоотношения с преподавателями? Нужна ли лицензия на оказание таких услуг?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Организация создает сайт, посредством которого будут оказываться репетиторские услуги. Неограниченное число преподавателей будет давать консультации по различным дисциплинам. Источником дохода станут проценты от стоимости услуг каждого преподавателя. Как собственнику сайта узаконить свои правоотношения с преподавателями? Нужна ли лицензия на оказание таких услуг?

Ответ: С репетиторами может быть заключен договор возмездного оказания услуг или трудовой договор. Если репетиторы будут осуществлять индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, лицензия организации не понадобится.

Обоснование: Под платными репетиторскими услугами понимаются учебные занятия преподавателей с отдельными лицами или группой лиц с целью закрепления знаний по школьной программе или углубленного изучения учебных дисциплин. Такие занятия способствуют сдаче выпускных экзаменов, поступлению в различные учебные заведения, но они могут быть направлены и на иные цели. Услуги по репетиторству оказывают как образовательные организации, так и физические лица, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.

В рассматриваемом случае с преподавателями-репетиторами организация может заключить трудовой договор (ст. 56 ТК РФ) или договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ).

Если репетиторы будут осуществлять индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки, получать лицензию организации не нужно. Это отражено в п. 2 ст. 48 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", пп. "б" п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277.

Однако необходимо учитывать, что такая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством РФ (см. п. 1 ст. 48 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

А. Н.Максимов

К. ю.н.,

Эксперт КонсультантПлюс

Подписано в печать

03.11.2010

Название документа

Вопрос: Каким образом бюджетное учреждение должно оформить внештатного врача-консультанта, периодически оказывающего учреждению услуги?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Каким образом бюджетное учреждение должно оформить внештатного врача-консультанта, периодически оказывающего учреждению услуги?

Ответ: Бюджетное учреждение имеет право заключить с данным физическим лицом гражданско-правовой договор.

Обоснование: В силу ч. 1 ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату. В свою очередь, работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В рассматриваемой ситуации гражданин оказывает услуги бюджетному учреждению периодически, следовательно, их отношения не отвечают требованиям трудового законодательства.

Данные правоотношения можно оформить гражданско-правовым договором согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ.

На основании абз. 2 п. 1 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств согласно бюджетной смете, которая ведется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Таким образом, бюджетное учреждение может финансироваться за счет средств бюджета (по смете) и от иной приносящей доход деятельности, не противоречащей целям его создания (внебюджетные средства).

Согласно ст. 72 БК РФ размещение заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Статья 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) предусматривает следующие способы размещения заказа:

- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в т. ч. в электронной форме;

- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств (абз. 1 п. 2 ст. 161 БК РФ).

Однако при расходовании бюджетным учреждением внебюджетных средств оно является самостоятельным и не действует от имени муниципального образования.

Иными словами, из анализа положений Закона N 94-ФЗ и Бюджетного кодекса РФ следует, что специальный порядок закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд бюджетными учреждениями как государственными заказчиками не распространяется на закупки товаров, работ и услуг данными учреждениями для собственных нужд за счет внебюджетных средств.

Таким образом, бюджетное учреждение имеет право заключить с физическим лицом гражданско-правовой договор без специального порядка закупки работ, товаров, услуг, если указанный договор будет оплачиваться учреждением из внебюджетных средств.

Я. Ю.Петрык

Ведущий юрисконсульт

ООО "МИХАЙЛОВ И ПАРТНЕРЫ"

Подписано в печать

03.11.2010

Название документа

Вопрос: Работник обратился в суд с иском о взыскании с работодателя задолженности по заработной плате. Требования работника удовлетворены судом частично. В каком объеме с каждого из участников процесса решением суда будет взыскана сумма госпошлины?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Работник обратился в суд с иском о взыскании с работодателя задолженности по заработной плате. Требования работника удовлетворены судом частично. В каком объеме с каждого из участников процесса решением суда будет взыскана сумма госпошлины?

Ответ: С работодателя подлежит взысканию госпошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С работника в данном случае госпошлина не взыскивается.

Обоснование: В соответствии со ст. 393 ТК РФ от уплаты пошлин и судебных расходов освобождаются работники при обращении в суд с исковыми требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены (ч. 2 ст. 103 ГПК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 103 ГПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, а ответчик освобожден от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которой ему отказано.

Следовательно, при частичном отказе в удовлетворении требований судом с работника не может быть взыскана государственная пошлина. При этом с работодателя подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Н. Б.Тихонова

Эксперт КонсультантПлюс

Подписано в печать

03.11.2010

Название документа

Вопрос: Исковое заявление бывшего работника о взыскании выходного пособия (ст. 178 ТК РФ) в срок, установленный ст. 392 ТК РФ, было ошибочно подано не в районный суд, а мировому судье, который возвратил иск в связи с неподсудностью. Является ли данная причина уважительной для восстановления пропущенного срока обращения в районный суд?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Исковое заявление бывшего работника о взыскании выходного пособия (ст. 178 ТК РФ) в срок, установленный ст. 392 ТК РФ, было ошибочно подано не в районный суд, а мировому судье, который возвратил иск в связи с неподсудностью. Является ли данная причина уважительной для восстановления пропущенного срока обращения в районный суд?

Ответ: Да, эта причина может быть признана судом уважительной.

Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В ст. 134 ГПК РФ указан исчерпывающий перечень причин, по которым суд выносит определение об отказе в принятии искового заявления. Такого основания, как пропуск срока обращения в суд без уважительных причин, данная норма не содержит. Поэтому судья не вправе отказать в принятии искового заявления по данному основанию. Вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком в предварительном судебном заседании или после назначения дела к судебному разбирательству (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

В случае пропуска такого срока по уважительной причине, согласно ч. 3 ст. 392 ТК РФ, он может быть восстановлен судом по заявлению истца. Необходимо отметить, что нормы ТК РФ и ГПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить процессуальный срок.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в п. 5 Постановления от 17.03.2004 N 2, в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику обратиться с иском в суд своевременно (болезнь, нахождение в командировке, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Этот перечень не является исчерпывающим, и, разрешая конкретное дело, суд вправе признать в качестве уважительных причин иные обстоятельства. Оценивая, является ли та или иная причина уважительной для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением спора об увольнении (см. Определения Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1319-О-О, от 17.12.2008 N 1087-О-О).

Поскольку в рассматриваемом случае работник предпринимал меры по реализации своего субъективного права на судебную защиту, изначально иск о взыскании выходного пособия был подан в судебный орган (мировому судье) в установленный законом срок, то суд может признать причину пропуска обращения в районный суд уважительной.

Р. Р.Асланян

К. ю.н.,

Эксперт КонсультантПлюс

Подписано в печать

03.11.2010

Название документа