Особенности регламентации рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий лиц гражданского персонала в Вооруженных Силах Российской Федерации и внутренних войсках МВД России

(Марков А. В.) ("Военно-юридический журнал", 2010, N 11) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ РЕГЛАМЕНТАЦИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МВД РОССИИ

А. В. МАРКОВ

Марков А. В., адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.

При регулировании трудовых отношений отдельных категорий лиц гражданского персонала можно отметить некоторые особенности в регламентации рабочего времени и времени отдыха. Правовое регулирование данных вопросов, в отличие от регулирования вопросов оплаты труда, не отличается многообразием соответствующих нормативных правовых актов. В свою очередь, уже принятые акты весьма отличаются как по их наименованию, так и по кругу лиц, особенности труда которых они регламентируют. Главное же отличие в таких актах можно провести по их содержанию. В частности, в ст. 1 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями от 25 ноября 2009 г.) установлено, что внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и в своей деятельности основываются на Конституции Российской Федерации, настоящем Федеральном законе, федеральных конституционных законах, федеральных законах и иных нормативных правовых актах федеральных органов государственной власти <1>. -------------------------------- <1> Российская газета. 12.02.1997. N 29.

Личный состав внутренних войск включает военнослужащих и гражданский персонал. Трудовые отношения гражданского персонала регулируются законодательством Российской Федерации о труде, законодательством Российской Федерации о государственной службе, а также законодательством субъектов Российской Федерации <2>. -------------------------------- <2> Там же. Ст. 14.

Ряд вопросов об особенностях регламентации рабочего времени отдельных категорий лиц гражданского персонала из числа штатных преподавателей военных институтов нашли свое отражение в Инструкции по планированию и учету труда профессорско-преподавательского состава, расчету учебной, методической, научной нагрузки и объема учебной работы военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 1 ноября 2005 г. N 880 (далее - Инструкция МВД России от 1 ноября 2005 г.) <3>. -------------------------------- <3> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. 28 ноября. N 48.

В данном документе регламентируется порядок организации работы профессорско-преподавательского состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. В нем утверждается, что при распределении (перераспределении) годовая учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава, замещающего штатную должность и выполняющего учебную работу в течение полного учебного года, не может быть менее 420 и более 900 часов. Индивидуальный годовой бюджет рабочего времени определяется исходя из продолжительности еженедельного рабочего времени, оно равно 36 часов для штатного профессорско-преподавательского состава из числа гражданского персонала. В целях планирования, учета и контроля рабочего времени штатного преподавательского состава в приложении 2 к Инструкции МВД России от 1 ноября 2005 г. установлены нормы планирования и учета затрат времени на различные виды работ, выполняемых преподавательским составом образовательного учреждения МВД России, из числа гражданского персонала: учебную, методическую и научную. При расчетах объема учебной работы военно-учебных заведений и учебной нагрузки, планировании и учете труда профессорско-преподавательского состава академический (учебный) час приравнивается к астрономическому часу. В приложении 5 к Инструкции МВД России от 1 ноября 2005 г. установлены нормы планирования и учета затрат времени на учебную работу. Различным видам учебной работы (проведение аудиторных занятий, консультаций, прием экзаменов, рецензирование письменных работ, руководство практикой и др.) соответствуют нормы времени в часах для расчета нагрузки на: поток; учебную группу (подгруппу); абитуриента, слушателя (курсанта), дипломника, стажера, одного экзаменуемого; работу (практическую, лабораторную, курсовую, дипломную и т. п.), учебный материал, реферат, проект; преподавателя. В приложении 6 к Инструкции МВД России от 1 ноября 2005 г. установлены нормы планирования и учета затрат времени на методическую работу. Различным видам методической работы (составление тематического плана изучения дисциплины, составление структурно-логической схемы преподавания дисциплины, разработка учебной программы по дисциплине, разработка учебно-методических материалов, тезисов или конспектов лекции и т. д.) соответствуют нормы времени в часах на: 1 единицу методического материала (плана, программы, комплекта, варианта задания), 100 часов курса; 1 двухчасовое занятие, 1 час занятия, 1 час работы, 1 авторский лист (25 машинописных страниц); 1 участника, 1 члена комиссии, 1 день командировки и т. д. В приложении 7 к Инструкции МВД России от 1 ноября 2005 г. установлены нормы планирования и учета затрат времени на научную деятельность. Различным видам научной деятельности (подготовка учебников, учебных пособий, включая подготовку к изданию; написание нового учебника, монографии; написание нового учебного пособия, курса лекций, справочника; написание научных статей, докладов, сообщений для научных конференций; разработка диссертационного исследования, кандидатского или докторского, утвержденного советом образовательного учреждения, участие в работе конкурсных комиссий и т. д.) соответствуют нормы времени в часах на: 1 авторский лист; 1 участника (конференции, совещания, семинара), 1 день командировки; 1 преподавателя, 1 члена совета; 1 соискателя (на год). Только на одном из примеров мы видим, что учет и контроль рабочего времени штатного преподавательского состава из числа гражданского персонала имеют свои особенности, так же как и регламентация их времени отдыха. Лицам гражданского персонала, как и всем гражданам, работающим по трудовому договору, предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации гарантии в области времени отдыха (право на дополнительный отдых в связи с сокращением рабочего времени, различные дополнительные отпуска и т. д.). Как правило, в большинстве случаев при регулировании времени отдыха лиц гражданского персонала нет каких-либо значительных особенностей. Вместе с тем некоторые федеральные органы исполнительной власти принимают иногда специальные акты на этот счет, в которых при воспроизведении соответствующих положений из актов Правительства Российской Федерации определяется круг лиц, на которых распространяется действие этого акта, и даются необходимые поручения должностным лицам по его исполнению. В качестве примера можно привести Приказ Министра обороны России от 16 апреля 2003 г. N 120 (с изменениями от 13 января 2010 г.) "О размерах ежемесячных доплат за ученые степени гражданскому персоналу бюджетных учреждений (организаций) науки Министерства обороны Российской Федерации и военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации и продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков научных работников бюджетных учреждений (организаций) науки Министерства обороны Российской Федерации, имеющих ученую степень" <4>. Данным Приказом Министра обороны России дано указание заместителям Министра обороны России, главнокомандующим видами Вооруженных Сил России, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил России, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны России, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и бюджетных учреждений (организаций) науки Министерства обороны России обеспечить в установленном порядке научным работникам учреждений (организаций) науки Министерства обороны России, имеющим ученую степень, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью: докторам наук - 48 рабочих дней; кандидатам наук - 36 рабочих дней. -------------------------------- <4> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. 27 апреля. N 17.

В этом документе особо отмечено, что указанные отпуска предоставляются научным работникам, занимающим штатные должности, ученые степени по которым предусмотрены тарифно-квалификационными требованиями. Этот Приказ Министра обороны России от 16 апреля 2003 г. N 120 (с изменениями от 13 января 2010 г.) воспроизводит по своему содержанию в части предоставления гражданскому персоналу таких отпусков соответствующие положения Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 949 "О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень" <5>. -------------------------------- <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. 22 августа. N 17. Ст. 2002.

Положения же последнего документа, устанавливающего научным работникам продолжительность удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска в рабочих днях, вступают в противоречие со ст. 115 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в календарных днях. Поэтому представляется, что необходимо внести необходимые изменения в рассматриваемые нами документы в целях приведения их в соответствие со ст. ст. 115 и 334 Трудового кодекса Российской Федерации, как это сделано, например, в отношении ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений <6>. -------------------------------- <6> См.: Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 (с изменениями от 16 июля 2009 г.) "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений" (СЗ РФ. 2002. N 40. Ст. 3935), которым в соответствии со ст. 334 Трудового кодекса РФ установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений, согласно приложению. Одновременно признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1052 "Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций" (СЗ РФ. 1994. N 21. Ст. 2397) в части определения продолжительности ежегодных удлиненных оплачиваемых отпусков, установленных педагогическим работникам образовательных учреждений.

Рассматривая вопрос о регламентации времени отдыха лиц гражданского персонала, нельзя не отметить то обстоятельство, что в отдельных случаях в отношении некоторых категорий лиц гражданского персонала в соответствии с различными нормативными правовыми актами предусматриваются такие особенности в регулировании времени отдыха, которые связаны, прежде всего, с сокращением рабочего времени, возможностью предоставления гражданскому персоналу по различным основаниям оплачиваемых отпусков - удлиненных ежегодных очередных, а также дополнительных отпусков. Некоторые особенности в регламентации времени отдыха отдельных категорий лиц гражданского персонала определяются, как правило, чаще всего нормативными правовыми актами подзаконного характера министерств и ведомств Российской Федерации. Например, важное значение в регулировании времени отдыха лиц гражданского персонала имеет Приказ Министра обороны России от 24 мая 2003 г. N 178 (с изменениями от 5 августа 2009 г.) "О ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске работникам с ненормированным рабочим днем в воинских частях и организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (далее - Приказ Министра обороны России от 24 мая 2003 г. N 178) <7>. -------------------------------- <7> Российская газета. 11.07.2003. N 137.

Данный документ принят в соответствии со ст. 119 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. N 884 "Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета" <8>. -------------------------------- <8> СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 5081.

В Приказе Министра обороны России от 24 мая 2003 г. N 178 (с изменениями от 5 августа 2009 г.) говорится о предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем продолжительностью не менее 3 календарных дней за работу в условиях ненормированного рабочего дня. В данном документе имеются в виду отдельные работники воинских частей и организаций Министерства обороны России, финансируемых за счет средств федерального бюджета, если эти работники при необходимости эпизодически привлекаются по распоряжению командиров (начальников) к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Заместителям Министра обороны России, главнокомандующим видами Вооруженных Сил России, командующим войсками военных округов (флотами), родами войск Вооруженных Сил России, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны России, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил России, военным комиссарам предоставлено право устанавливать в коллективных договорах, соглашениях и правилах внутреннего трудового распорядка перечни должностей работников с ненормированным рабочим днем, имеющих право на дополнительный отпуск. В такие перечни предписано включать следующие категории работников: 1) лица руководящего, технического и хозяйственного персонала, а также другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету; 2) лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению; 3) лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности. Локальными нормативными актами организаций определяется и конкретная продолжительность дополнительного отпуска лиц гражданского персонала по соответствующим должностям в зависимости от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий. В случае если дополнительный отпуск не предоставлялся, предусмотрено компенсировать с письменного согласия работника переработку за пределами нормальной продолжительности рабочего времени как сверхурочную работу. В случае переноса либо неиспользования дополнительного отпуска, а также увольнения работника право на дополнительный отпуск реализуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для ежегодных отпусков. Таким образом, можно выделить некоторые особенности в регламентации рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий лиц гражданского персонала, позволяющие нам сделать вывод о том, что их правовое положение несколько отличается от правового положения граждан, работающих по трудовому договору на предприятиях, в учреждениях и организациях, военная служба в которых не предусмотрена. Учитывая даже некоторые из многочисленных особенностей их труда, установленные различными нормативными правовыми актами, назрела необходимость проанализировать правовой статус гражданского персонала Вооруженных Сил России, обобщить действующее законодательство по этому вопросу и принять федеральный закон (или постановление Правительства Российской Федерации), в котором бы нашли отражение особенности труда этой категории работников.

Название документа Вопрос: Я работаю директором магазина, со мной заключен договор о полной материальной ответственности. По условиям договора я отвечаю за вверенный мне товар, а руководство обеспечивает условия сохранности этого товара. Однако часть обязательств руководство не выполняет: в магазине нет видеокамер, охранников. На мои письменные обращения нет никакой реакции. В магазине постоянно происходят хищения товара. По этой причине я хочу уволиться. Но при передаче магазина ревизия обнаружит недостачу. Как я могу доказать отсутствие своей вины в данной ситуации? И что с меня могут взыскать? ("ЭЖ-Юрист", 2010, N 42) Текст документа

Вопрос: Я работаю директором магазина, со мной заключен договор о полной материальной ответственности. По условиям договора я отвечаю за вверенный мне товар, а руководство обеспечивает условия сохранности этого товара. Однако часть обязательств руководство не выполняет: в магазине нет видеокамер, охранников. На мои письменные обращения нет никакой реакции. В магазине постоянно происходят хищения товара. По этой причине я хочу уволиться. Но при передаче магазина ревизия обнаружит недостачу. Как я могу доказать отсутствие своей вины в данной ситуации? И что с меня могут взыскать? Н. Смирнова, г. Москва

Ответ: Если в ходе проведения ревизии работодатель обнаружит недостачу, то он будет иметь право привлечь к материальной ответственности работника, по вине которого образовалась такая недостача. Как видно из текста письма, с работником был заключен договор о полной материальной ответственности, что было правомерным для занимаемой им должности. Вместе с тем в бесспорном порядке работодатель может взыскать с работника только сумму причиненного ущерба, не превышающую среднего месячного заработка (ст. 248 ТК РФ). Остальная же сумма ущерба либо может быть погашена работником в добровольном порядке, либо работодателю придется обращаться в суд. Причем работник обязан возместить работодателю лишь прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Однако согласно ст. 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается при возникновении ущерба вследствие неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику. Между тем действующее законодательство не раскрывает понятие "надлежащие условия для хранения", оно является достаточно широким и в каждом конкретном случае может предполагать совершенно разные действия работодателя, необходимые для обеспечения такой сохранности. Поэтому желательно в целях предотвращения споров в заключаемых договорах о полной материальной ответственности сторонам заранее обговорить, какие условия считаются необходимыми для обеспечения сохранности вверенного работнику имущества и какие действия работодатель должен предпринять для их создания. Тогда нарушение условий договора со стороны работодателя можно будет расценивать как нарушение им своей обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику. Если же в договоре о полной материальной ответственности не было закреплено, каким образом работодатель должен обеспечивать условия для хранения, какие конкретные действия должен предпринять для их создания, то тогда, по нашему мнению, следует исходить из следующих позиций. Под неисполнением работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику, нужно понимать такое бездействие со стороны работодателя, которое привело к тому, что работник не смог выполнить свои обязанности по обеспечению сохранности доверенной ему ценности. То есть между бездействием работодателя и невозможностью работника обеспечить сохранность вверенного ему имущества есть причинно-следственная связь. Как пояснил заместитель Председателя Верховного Суда РФ, д. ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ В. М. Жуйков в своем комментарии к постановлениям Пленума ВС РФ, "работник освобождается от материальной ответственности только тогда, когда сам работодатель поставил работника в такие условия, при которых при любой степени его добросовестного отношения к выполнению обязанности по сохранению материальных ценностей обеспечить такую сохранность невозможно" (Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам / Под ред. В. М. Жуйкова. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: НОРМА, 2008). Однако, несмотря на общее правило о презумпции невиновности работника при заключении договора о полной материальной ответственности, доказывать отсутствие свой вины должен работник. В качестве доказательств невиновности работника могут выступать: - договор о полной материальной ответственности, где перечислены условия для хранения имущества, которые должен был выполнить работодатель, но не выполнил; - докладные, письменные обращения от работника, в которых он требовал от работодателя обеспечить условия по хранению имущества; - письменное объяснение работника, которое обязан потребовать с него работодатель в рамках ст. 247 ТК РФ; - показания свидетелей. Также автору вопроса следует учесть, что если в ходе проведения ревизии работодатель признает его виновным и привлечет к материальной ответственности, то соответствующее решение работник вправе будет обжаловать в суде.

Анна Тимреева Газета "ЭЖ-Юрист"

Название документа