Налог на прибыль организаций: налог на прибыль и оплата труда

(Авдеев В. В.)

("Налоги" (газета), 2010, N 27)

Текст документа

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ:

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И ОПЛАТА ТРУДА

В. В. АВДЕЕВ

Заработная плата или оплата труда работника представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие надбавки.

Компенсационные выплаты - это доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных условий, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные выплаты компенсационного характера. Стимулирующие выплаты - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

Понятие заработной платы (оплаты труда работника), приведенное выше, содержит ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

В статье мы расскажем о порядке учета расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций и о том, какие именно затраты включаются в состав расходов на оплату труда.

Обратимся к Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ), а именно к ст. 255, устанавливающей порядок учета расходов на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль и их перечень.

Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда. В расходы на оплату труда включаются премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Несмотря на то что ст. 255 НК РФ состоит из 25 пунктов, перечень расходов, относимых к расходам на оплату труда, остается открытым. Поскольку в рамках одной статьи рассказать обо всех расходах, предусмотренных НК РФ, не представляется возможным, мы остановимся на самых распространенных расходах и приведем разъяснения контролирующих органов.

Суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда (п. 1 ст. 255 НК РФ).

При квалификации начисляемых в пользу работника сумм в качестве заработной платы следует исходить из того, что размер оплаты труда считается установленным, если из условий трудового договора можно достоверно определить, какая сумма заработной платы причитается работнику за фактически выполненный объем работы. По мнению Минфина России и ФНС России, содержащемуся в совместном письме от 12 января 2009 г. N ВЕ-22-3/6@ "О порядке учета в целях налогообложения расходов организации, связанных с предоставлением иногородним работникам жилого помещения", размер оплаты труда считается установленным, если работник, не получив причитающуюся по условиям трудового договора оплату труда в денежном или натуральной выражении, может исходя из условий трудового договора потребовать от работодателя оплатить за выполненный объем работ конкретную сумму денежных средств.

Заработная плата в соответствии со ст. 131 ТК РФ выплачивается в денежной форме в валюте Российской Федерации, т. е. в рублях. В то же время в соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в других формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации.

Как отмечено в упомянутом выше письме, если оплата жилья для проживания работников предусмотрена в трудовом договоре и оговорен ее конкретный размер, то подобная выплата может рассматриваться как составная часть заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме. Таким образом, если предоставление квартиры для проживания работников будет являться условием трудового договора и рассматриваться сторонами как обязанность работодателя выплачивать часть заработной платы в неденежной форме (с конкретным определением размера этой части), то подобные расходы следует учитывать в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда.

В письме также обращено внимание на то, что если по условиям коллективного договора иногородним работникам предусмотрена выплата денежной компенсации за оплату жилья, то следует исходить из того, что подобные выплаты в смысле ст. 255 НК РФ не являются оплатой за выполнение трудовых функций работником. Указанные выплаты следует рассматривать как выплаты в пользу работников, которые на основании п. 29 ст. 270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли.

Многие организации в настоящее время формируют отчетность по стандартам МСФО. Расходы на оплату труда сотрудников, формирующих отчеты по стандартам МСФО, по мнению специалистов УФНС России по г. Москве, изложенному в письме от 3 апреля 2007 г. N 20-12/031066, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль только в том случае, если в отношении организации установлена обязанность представлять финансовую отчетность согласно стандартам МСФО.

Немало вопросов возникает в отношении того, можно ли учесть в составе расходов на оплату труда расходы, носящие социальный характер и произведенные в пользу работников или иных лиц, такие как оплата туристических путевок, приобретение подарочных сертификатов на отдых и посещение салонов красоты, компенсация расходов за использование личного автомобиля, оплата учебы детей в дошкольных учреждениях и школах.

В соответствии с п. п. 21 и 29 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде затрат на любые виды вознаграждений работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), на оплату путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или спортивных мероприятий, на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.

Таким образом, расходы организации, перечисленные выше, носящие социальный характер и произведенные в пользу работника или иных лиц, не учитываются для целей налогообложения прибыли независимо от того, предусмотрены они трудовыми договорами или нет. Таково мнение сотрудников УФНС России по г. Москве, содержащееся в письме от 22 февраля 2007 г. N 20-12/016779.

Начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели (п. 2 ст. 255 НК РФ).

Как было сказано в предыдущем разделе, п. 21 ст. 270 НК РФ определено, что при исчислении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждения, предоставляемые руководству или работникам, помимо вознаграждения, выплачиваемого на основании трудовых договоров (контрактов). Согласно письму Минфина России от 6 марта 2007 г. N 03-03-06/1/151, если выплата премии предусмотрена трудовым и (или) коллективным договором, то такие расходы должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Аналогичное мнение высказано в письмах Минфина России от 19 марта 2007 г. N 03-03-06/1/158, от 22 августа 2006 г. N 03-03-05/17.

Специалисты УФНС России по г. Москве в письме от 4 апреля 2007 г. N 21-11/030637@ уточняют, что расходы, связанные с выплатой премий работникам организаций, должны быть не только предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) или коллективными договорами, но и непосредственно связаны с производственной деятельностью организации.

В более поздних письмах Минфина России от 5 февраля 2008 г. N 03-03-06/1/81, от 27 ноября 2007 г. N 03-03-06/1/827 сказано, что расходы по выплате премий работникам могут быть учтены в целях налогообложения на основании положения о премировании работников, но при условии, что в трудовых договорах, заключенных с работниками, дается отсылка на это положение.

В организациях, созданных в форме ЗАО или ОАО, по решению общего собрания акционеров выплачиваются вознаграждения членам совета директоров и членам ревизионной комиссии, состоящим в штате акционерного общества. В письмах Минфина России от 19 апреля 2007 г. N 03-04-06-02/80, от 16 апреля 2007 г. N 03-04-06-02/72 сказано, что когда такие выплаты предусмотрены законодательством Российской Федерации, коллективным и (или) трудовым договорами и если вознаграждения выплачиваются за выполнение членами совета директоров и членами ревизионной комиссии функций, непосредственно связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), то данные расходы можно учесть для целей налогообложения прибыли (кроме расходов, предусмотренных п. 21 ст. 270 НК РФ).

Премирование сотрудников к праздничным, юбилейным датам (50-, 55-, 60-летие со дня рождения), если такие выплаты не относятся к выплатам стимулирующего характера, не может быть учтено в составе расходов на оплату труда работодателя, о чем говорится в письмах Минфина России от 17 октября 2006 г. N 03-05-02-04/157, от 22 мая 2007 г. N 03-03-06/1/287.

Если премирование работников за выполнение особо важных заданий не предусмотрено системой премирования организации и не включено в трудовые договоры, оснований для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму выплаченной премии, по мнению Минфина России, высказанному в письме от 14 мая 2007 г. N 03-03-06/4/59, не имеется.

Выплаты премий работникам за эффективный добросовестный труд, высокие профессиональные достижения и стабильные производственные показатели могут быть учтены в составе расходов на оплату труда (письмо Минфина России от 24 декабря 2008 г. N 03-03-06/1/719).

Расходы на выплату премий, которые не предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором, положением об оплате труда, премировании и социальном обеспечении работников, не учитываются при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль. Такой вывод следует из письма УФНС России по г. Москве от 19 декабря 2008 г. N 19-12/118853.

Начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 255 НК РФ):

- за работу в ночное время;

- за работу в многосменном режиме;

- за совмещение профессий, расширение зон обслуживания;

- за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда;

- за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни.

Согласно ст. 282 ТК РФ совместительством является выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Причем работник может выполнять работу по совместительству как по месту своей основной работы, так и в других организациях.

Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). Ограничения продолжительности рабочего времени при работе по совместительству не применяются в случаях, когда по основному месту работы работник приостановил работу в соответствии с абз. 2 ст. 142 ТК РФ или отстранен от работы в соответствии с абз. 2 или 4 ст. 73 ТК РФ.

Расходы на оплату труда совместителя могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций в пределах суммы, не превышающей размер оплаты труда, предусмотренный для совместителей ст. ст. 284 и 285 ТК РФ, исходя из должностного оклада, определенного коллективным договором организации для совмещаемой штатной единицы, о чем сказано в письме Минфина России от 1 февраля 2007 г. N 03-03-06/1/50.

Безопасными условиями труда согласно ст. 209 ТК РФ признаются условия, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Иными словами, не признаются вредными условия труда, в которых уровни воздействия вредных производственных факторов не превышают установленных нормативов. По мнению Минфина России, содержащемуся в письмах от 18 июня 2007 г. N 03-04-06-01/192, от 1 августа 2007 г. N 03-03-06/4/104, расходы организации по бесплатной выдаче молока работникам организации в таких условиях не относятся к компенсационным выплатам и при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.

Расходы работодателя, связанные с компенсацией расходов сотрудников, работа которых носит разъездной характер, могут быть включены в состав расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли. Такого мнения придерживаются специалисты Минфина России в письмах от 1 июня 2007 г. N 03-03-06/1/358, от 24 апреля 2007 г. N 03-04-06-01/129, от 19 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/250, от 18 апреля 2007 г. N 03-04-06-01/124.

Сверхурочная работа должна оплачиваться в повышенном размере независимо от того, соблюден ли порядок привлечения к сверхурочным работам (в том числе если количество отработанных сверхурочных часов превышает 120 часов в году). Согласно письмам Минфина России от 22 мая 2007 г. N 03-03-06/1/278, от 7 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/724 оплату сверхурочной работы следует рассматривать для целей налогообложения прибыли как обоснованный расход.

Нередко дни отъезда работников в командировку и дни прибытия из командировки приходятся на выходные или праздничные дни. Как отмечено в письме Минфина России от 4 февраля 2009 г. N 03-03-06/1/39, если правила внутреннего распорядка, утвержденные руководителем организации, предусматривают режим работы в выходные и праздничные дни, затраты, связанные с выплатой компенсации работникам за дни отъезда в командировку и дни прибытия из командировки, приходящиеся на выходные дни, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда при их соответствии критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

Расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников. В таком же порядке учитываются расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации (п. 5 ст. 255 НК РФ).

Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. N 51. Действие Правил N 51 распространяется на работников всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утверждаемых постановлениями Минтруда России.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 декабря 1997 г. N 69 утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики.

Как сказано в письме Минфина России от 25 июня 2007 г. N 03-03-06/1/394, Типовые нормы содержат в себе наименование средств индивидуальной защиты, расходы на приобретение которых учитываются в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций. Таким образом, расходы на приобретение для своих сотрудников форменной одежды, находящейся в собственности организации, организация не вправе отнести к расходам в целях налогообложения прибыли на основании п. 5 ст. 255 НК РФ.

В случаях, не предусмотренных п. 5 ст. 255 НК РФ, стоимость фирменной одежды, приобретенной организацией для своих сотрудников, не учитывается в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, даже в том случае, если обязанность работодателя по оплате расходов на приобретение фирменной одежды зафиксирована в трудовом или коллективном договоре. Таково мнение, содержащееся в письме Минфина России от 18 февраля 2008 г. N 03-03-06/1/102.

Следует отметить, что форменная одежда предназначена содержать и доводить до сведения потребителей наглядную информацию о принадлежности работника к конкретной организации. Поэтому форменная одежда должна быть выполнена в единой цветовой гамме и содержать товарный знак или логотип фирмы, ее символику. Причем товарный знак (логотип, символика) должен быть нанесен непосредственно на одежду, а не содержаться на значке, галстуке, косынке или жилете.

По мнению Минфина России, высказанному в письме от 2 апреля 2009 г. N 03-03-06/1/207, предусмотренная условиями трудового договора выплата денежной компенсации сотрудникам организации за приобретение одежды, соответствующей корпоративным стандартам, для целей налогообложения прибыли может быть учтена только в том случае, если данная одежда свидетельствует о принадлежности сотрудников к данной организации.

Начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика (п. 9 ст. 255 НК РФ).

Согласно ст. 180 ТК РФ работодатель в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

Суммы выплат увольняемому работнику, установленные ст. 180 ТК РФ, как отмечено в письме Минфина России от 11 марта 2009 г. N 03-04-06-01/54, учитываются в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Начисления работникам-пенсионерам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работников налогоплательщика, в течение третьего месяца со дня увольнения при выполнении необходимых условий учитываются в составе расходов по оплате труда на основании п. 9 ст. 255 НК РФ, о чем сказано в письме Минфина России от 15 марта 2006 г. N 03-03-04/1/234.

Надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях (п. 11 ст. 255 НК РФ).

Статьями 316 и 317 ТК РФ установлена обязанность по начислению процентных надбавок и районных коэффициентов работникам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Следовательно, указанные начисления учитываются в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда в полном размере.

В соответствии со ст. 316 ТК РФ, а также ст. 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, Правительство Российской Федерации устанавливает размер районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, который применяется всеми организациями, расположенными на данной территории. Вместе с тем до настоящего времени такой нормативный правовой акта не принят, на что обращено внимание в письме УФНС России по г. Москве от 29 декабря 2008 г. N 19-12/121863.

Далее в письме сказано, что на основании ст. 423 ТК РФ в настоящее время следует руководствоваться размерами районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, в частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 216.

Следовательно, если начисление районного коэффициента к заработной плате работников предусмотрено заключенными с ними трудовыми договорами, а работники осуществляют свои трудовые обязанности в обособленных подразделениях организации, расположенных в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях, то организация может учитывать в целях налогообложения прибыли расходы на оплату труда с учетом районных коэффициентов, законодательно установленных для данной местности и действующих в настоящее время.

Надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями (п. 12 ст. 255 НК РФ).

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом в ст. 10 Закона N 4520-1 для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Аналогичная норма установлена ст. 316 ТК РФ.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере, о чем говорится в ст. 11 Закона N 4520-1.

Следовательно, Правительство Российской Федерации устанавливает размер районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентной надбавки к зарплате указанных работников за стаж работы в данных районах и местностях, которые применяются всеми организациями, расположенными на данной территории, в том числе не являющимися бюджетными.

Поскольку нормативного правового акта, устанавливающего размеры районных коэффициентов для организаций Крайнего Севера, не принято, то согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N ГКПИ02-715 до принятия такого акта действующими актами являются Постановление Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 и изданные во исполнение этого Постановления решения бывших Советов Министров республик, входящих в состав СССР, крайисполкомов, облисполкомов и исполкомов Советов народных депутатов автономных округов.

Таким образом, как сказано в письме УФНС России по г. Москве от 1 сентября 2008 г. N 20-12/083100, организация, расположенная в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к расходам на оплату труда вправе отнести надбавки, предусмотренные районным регулированием оплаты труда, в размере, установленном Постановлением Совмина РСФСР N 76 и изданными во исполнение этого Постановления решениями бывших Советов Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомов, облисполкомов и исполкомов Советов народных депутатов автономных округов.

Если трудовым договором предусмотрена обязанность работодателя по выплате процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере, превышающем сумму надбавки, установленную Правительством Российской Федерации, то сумма указанного превышения, как сказано в письме Минфина России от 24 марта 2009 г. N 03-04-06-02/23, будет выплачиваться налогоплательщиком за счет прибыли, оставшейся после уплаты налогов.

В письме Минфина России от 11 августа 2006 г. N 03-03-04/1/626 рассмотрен вопрос о том, может ли быть учтена в целях налогообложения прибыли процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях молодым работникам с первого дня их работы в организации. В письме обращено внимание на то, что в п. 12 ст. 255 НК РФ речь идет о процентных надбавках именно за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Действия организаций, выплачивающих надбавки молодым работникам, по мнению специалистов Минфина России, не соответствуют положению п. 12 ст. 255 НК РФ, так как установление для молодежи надбавки к заработной плате с первого дня работы в организации игнорирует условие об учете непрерывного стажа работы. То есть речь идет не о проживании и общем стаже работы в организациях, расположенных на территории Крайнего Севера и приравненных к ней местностях, а о непрерывном стаже работы в данной конкретной организации.

Расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации (п. 15 ст. 255 НК РФ).

Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам устанавливается федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий год.

Так, ст. 8 Федерального закона от 25 ноября 2008 г. N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать:

- в 2009 г. - 18 720 руб.;

- в 2010 г. - 20 030 руб.;

- в 2011 г. - 21 390 руб.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов.

Фактически выплачиваемые работодателями пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, исчисленные в соответствии с трудовыми договорами и законодательством Российской Федерации, могут превышать установленные суммы.

Если размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности превышает установленный предел, налогоплательщик имеет право отнести к расходам в целях налогообложения прибыли сумму превышения фактически выплачиваемого пособия в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации. Такое мнение содержат письма Минфина России от 8 августа 2007 г. N 03-04-05-01/287, от 2 марта 2007 г. N 03-03-06/1/142, от 29 июня 2007 г. N 03-04-06-02/125, от 26 июня 2007 г. N 03-03-06/1/402.

Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 г. N 16-О, страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, не должно ставиться в зависимость от продолжительности стажа работника, поскольку продолжительность стажа не может быть критерием предоставления страхового обеспечения. Исходя из действующей в Российской Федерации системы социального страхования, на случай болезни работнику выплачивается вознаграждение за выполнение им трудовой функции, а социальное пособие - с целью возместить работнику заработок, утрачиваемый из-за болезни.

По мнению Минфина России, содержащемуся в письме от 17 апреля 2009 г. N 03-03-06/1/248, расходы работодателя по выплату работнику пособия по временной нетрудоспособности в пределах суммы, установленной п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. При этом стаж работы не оказывает влияния на размер пособия, относимого на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций (в установленных пределах).

Также в письме сказано, что доплаты до фактического заработка сверх сумм, погашаемых страховыми выплатами и выплатами работодателя, учитываются для целей налогообложения в составе расходов на оплату труда согласно п. 15 ст. 255 НК РФ, если они предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Название документа

Вопрос: Я - машинистка секретной части, служащая ВМФ, военный пенсионер, из Вооруженных Сил уволена по состоянию здоровья. Допущена к работе со сведениями 2-й формы допуска. С 1 января 2007 г. получаю за работу со сведениями 15%, т. е. по 3-й форме. Форму допуска не снижают, типовой контракт по 3-й форме (без ограничения права выезда за границу) не перезаключают. Имею ли я право обратиться в суд для выплаты процентной надбавки за работу со сведениями за указанный период по 2-й форме, т. е. 30%?

("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 7)

Текст документа

Вопрос: Я - машинистка секретной части, служащая ВМФ, военный пенсионер, из Вооруженных Сил уволена по состоянию здоровья.

Допущена к работе со сведениями 2-й формы допуска. С 1 января 2007 г. получаю за работу со сведениями 15%, т. е. по 3-й форме. Форму допуска не снижают, типовой контракт по 3-й форме (без ограничения права выезда за границу) не перезаключают. Имею ли я право обратиться в суд для выплаты процентной надбавки за работу со сведениями за указанный период по 2-й форме, т. е. 30%?

Ответ: Гражданскому персоналу, допущенному к государственной тайне на постоянной основе, в зависимости от степени секретности и объема сведений, к которым они имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях, а также от продолжительности срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений, выплачивается ежемесячная процентная надбавка к тарифной ставке, должностному окладу в следующих размерах:

за работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно" в полках, на кораблях I ранга, в воинских частях, для командиров (начальников) которых штатом предусмотрено воинское звание "полковник", - 30%;

за работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно":

- 15% - при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий;

- 10% - при оформлении допуска без проведения проверочных мероприятий.

Вышеуказанные выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 555).

Исходя из содержания локальных правовых актов, касающихся условий и порядка выплаты указанной надбавки в воинской части, и следует решить вопрос о возможности обращения в суд.

В. И.Ковалев

Заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Я - машинистка секретной части, служащая ВМФ, военный пенсионер, из ВС уволена по состоянию здоровья. Кроме своих функциональных обязанностей, печатаю на компьютере несекретные документы по строевой части и др. Пытаются заставить исполнять обязанности начальника секретной части на время ее отпусков, переподготовки (три месяца) и т. д., но за это платить не будут, так как нет фонда экономии заработной платы. На мой отказ предлагают уволиться. Законно ли это требование?

("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 7)

Текст документа

Вопрос: Я - машинистка секретной части, служащая ВМФ, военный пенсионер, из Вооруженных Сил уволена по состоянию здоровья.

Кроме своих функциональных обязанностей, печатаю на компьютере несекретные документы по строевой части и др. Меня пытаются заставить исполнять обязанности начальника секретной части на время ее отпусков, переподготовки (три месяца) и т. д.

По словам начальника финансовой службы той войсковой части, в которой мы стоим на довольствии, источников для дополнительной оплаты нет, так как нет фонда экономии заработной платы в связи с тем, что моя должность - единственная гражданская в части. На мой отказ мне говорят: "Увольняйся". Законно ли это требование?

Ответ: Указанное требование незаконно. В силу ст. 60 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением временного перевода в случае производственной необходимости или простоя.

При разрешении споров, связанных с переводом на другую работу, необходимо иметь в виду, что отказ от выполнения работы при переводе, совершенном с соблюдением закона, признается нарушением трудовой дисциплины, а невыход на работу - прогулом.

В. И.Ковалев

Заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Имеет ли право на оплачиваемый отпуск один раз в два года, проезд к месту использования отпуска и обратно гражданский персонал воинской части? К заработной плате выплачиваются районный коэффициент 30% и надбавка 30%.

("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 7)

Текст документа

Вопрос: Имеет ли право на оплачиваемый отпуск один раз в два года, проезд к месту использования отпуска и обратно гражданский персонал воинской части? К заработной плате выплачиваются районный коэффициент 30% и надбавка 30%.

Ответ: В вопросе не говорится, о каком районе идет речь. Если это районы Крайнего Севера или приравненные к нему местности, то в соответствии со ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в указанных районах, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 455 (с изменениями от 12 августа 2009 г.).

В. И.Ковалев

Заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: В 1995 г. в военном комиссариате была введена должность фельдшера. Переведена из больницы переводом. Будет ли учтен стаж на новом месте работы для процентной надбавки, а также сохраняются ли медицинские льготы как медицинскому работнику на селе (запись о переводе записана в трудовую книжку)? Сейчас прежний стаж не учтен.

("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 7)

Текст документа

Вопрос: В 1995 г. в военном комиссариате была введена должность фельдшера. Переведена из больницы переводом. Будет ли учтен стаж на новом месте работы для процентной надбавки, а также сохраняются ли медицинские льготы как медицинскому работнику на селе (запись о переводе записана в трудовую книжку)? Сейчас прежний стаж не учтен.

Ответ: Размеры, порядок исчисления стажа и выплаты процентной надбавки за выслугу лет изложены в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555. В стаж работы, за который выплачивается процентная надбавка за выслугу лет, включается все время работы в бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, в том числе на федеральных государственных унитарных предприятиях и в федеральных государственных учреждениях (в том числе автономных) Министерства обороны Российской Федерации, и в воинских частях, независимо от причин увольнения и длительности перерывов в работе, если другие условия не оговорены особо.

Кроме перечисленных периодов, в стаж, дающий работникам право на получение процентной надбавки, включается также время работы независимо от перерывов в работе и причин увольнения, в частности, на должностях медицинских и фармацевтических работников в медицинских учреждениях, независимо от формы собственности, при условии поступления на работу на медицинские и фармацевтические должности в воинские части (подразделения).

Вышеназванным Приказом Министра обороны Российской Федерации предусмотрены повышенные должностные оклады для работников образовательных, медицинских, культурно-просветительных учреждений, расположенных в сельской местности.

В. И.Ковалев

Заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Я являюсь начальником теплохозяйства войсковой части, но 12% должностного оклада за работу с вредными условиями труда не получаю, хотя фактически занимаюсь эксплуатацией и обслуживанием котельных.

("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 7)

Текст документа

Вопрос: Я являюсь начальником теплохозяйства войсковой части, но 12% должностного оклада за работу с вредными условиями труда не получаю, хотя фактически занимаюсь эксплуатацией и обслуживанием котельных.

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 установлено, что предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются и выплачиваются по результатам аттестации рабочих мест.

Порядок проведения аттестации рабочих мест утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 г. N 569.

Разработанный порядок регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает:

а) гигиеническую оценку условий труда;

б) оценку травмобезопасности;

в) обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются, в частности, в целях включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, именно по результатам аттестации рабочих мест работникам предоставляются предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации гарантии и компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда.

В. И.Ковалев

Заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Почему при расчете отпускных гражданскому персоналу, работающему в воинских частях, в средний заработок не входит надбавка стимулирующего характера с 1 сентября 2007 г. и соответственно с 1 февраля 2008 г., ведь расчетный период берется за 12 месяцев, т. е. повышение было, а суммы повышения не входят в эти 12 месяцев? Прошу разъяснить порядок расчета отпускных.

("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 7)

Текст документа

Вопрос: Почему при расчете отпускных гражданскому персоналу, работающему в воинских частях, в средний заработок не входит надбавка стимулирующего характера с 1 сентября 2007 г. и соответственно с 1 февраля 2008 г., ведь расчетный период берется за 12 месяцев, т. е. повышение было, а суммы повышения не входят в эти 12 месяцев? Прошу разъяснить порядок расчета отпускных.

Ответ: Пункт 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, предусматривает повышение сохраняемого среднего заработка при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов) в трех случаях:

- если повышение произошло в расчетный период;

- если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка (в данном случае - отпуск);

- если повышение произошло в период сохранения среднего заработка (т. е. в период отпуска).

Например, работнику с 1 марта 2009 г. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.

Расчетный период - 12 календарных месяцев, предшествующих отпуску: март 2008 г. - февраль 2009 г. В течение расчетного периода ставки (оклады) увеличивались с 1 декабря 2008 г. в 1,3 раза.

Для расчета среднего заработка за отпуск следует:

1) проиндексировать сумму заработной платы, учитываемой для расчета, за месяцы расчетного периода, приходящиеся на период с 1 декабря 2008 г. до 1 марта 2009 г., на коэффициент 1,3;

2) определить общую сумму выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка за весь расчетный период, с учетом индексации;

3) рассчитать среднедневной заработок, разделив общую сумму на 12 и на 29,4;

4) рассчитать средний заработок за отпуск, умножив полученную сумму на 28 (число календарных дней отпуска).

Если повышение заработной платы имело место только в отношении конкретного работника (а не всех работников), то в этом случае размер сохраняемого среднего заработка не корректируется.

В. И.Ковалев

Заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Работала фельдшером скорой помощи ЦРБ. Переводом продолжила трудовую деятельность в военном комиссариате на должности врача-терапевта. По какой должности - врача или фельдшера - должна быть начислена заработная плата? Подлежит ли включению в стаж работы на получение процентной надбавки за выслугу лет срок ухода за ребенком в результате увольнения по ст. 31 КЗоТ из районной больницы (стаж в Минобороны России)?

("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 7)

Текст документа

Вопрос: Работала фельдшером скорой помощи ЦРБ. Переводом продолжила трудовую деятельность в военном комиссариате на должности врача-терапевта. По какой должности - врача или фельдшера - должна быть начислена заработная плата? Подлежит ли включению в стаж работы на получение процентной надбавки за выслугу лет срок ухода за ребенком в результате увольнения по ст. 31 КЗоТ из районной больницы (стаж в Минобороны России)?

Ответ: Заработная плата работнику выплачивается на основании заключенного трудового договора. Обязательным условием трудового договора является указание в нем должности, на которую принят работник, его должностного оклада, размера стимулирующих и компенсационных выплат именно в данной организации.

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, предоставленный до приема на работу в военный комиссариат по прежнему месту работы, при исчислении надбавки за выслугу лет, согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 555, не учитывается.

В. И.Ковалев

Заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Гражданскому персоналу отделения социального и пенсионного обеспечения военкомата района (первого разряда) в соответствии с п. "а" Перечня должностей... утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 июля 2000 г., выплачивалась надбавка к должностному окладу в размере 30%. С 1 апреля 2008 г. выплата надбавки прекращена. Правомерно ли это? Какой руководящий документ регламентирует отмену этой надбавки?

("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 7)

Текст документа

Вопрос: Гражданскому персоналу отделения социального и пенсионного обеспечения военкомата района (первого разряда) в соответствии с п. "а" Перечня должностей... утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 июля 2000 г., выплачивалась надбавка к должностному окладу в размере 30%. С 1 апреля 2008 г. выплата надбавки прекращена. Правомерно ли это? Какой руководящий документ регламентирует отмену этой надбавки?

Ответ: В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации вопросы выплат компенсационных и стимулирующих надбавок регулируются Положением о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" (с изменениями от 5 мая 2009 г.)).

Ранее действовавшие приказы Министра обороны Российской Федерации в установленном порядке были признаны утратившими силу.

В. И.Ковалев

Заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Прошу разъяснить в связи с введением новой оплаты труда, будут ли подняты разряды гражданскому персоналу Минобороны России и где можно об этом прочитать?

("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 7)

Текст документа

Вопрос: Прошу разъяснить в связи с введением новой оплаты труда, будут ли подняты разряды гражданскому персоналу Минобороны России и где можно об этом прочитать?

Ответ: В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации вопросы оплаты труда, выплаты компенсационных и стимулирующих надбавок регулируются Положением о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 2 к Приказу от 10 ноября 2008 г. N 555 Министра обороны Российской Федерации "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" (с изменениями от 5 мая 2009 г.)).

В. И.Ковалев

Заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Стаж службы в Вооруженных Силах - 4 года (1991 - 1996), с 1997 г. по сегодняшний день работаю на гражданской должности. Сколько процентов мне должны платить за выслугу лет, проработанных в войсковой части Минобороны России?

("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 7)

Текст документа

Вопрос: Стаж службы в Вооруженных Силах - 4 года (1991 - 1996), с 1997 г. по сегодняшний день работаю на гражданской должности. Сколько процентов мне должны платить за выслугу лет, проработанных в войсковой части Минобороны России?

Ответ: Гражданскому персоналу воинских частей устанавливается стимулирующая выплата за выслугу лет к должностным окладам (тарифным ставкам) в следующих размерах:

- за выслугу лет свыше 1 года - 5%;

- за выслугу лет свыше 2 лет - 10%;

- за выслугу лет свыше 3 лет - 15%;

- за выслугу лет свыше 5 лет - 20%;

- за выслугу лет свыше 10 лет - 30%;

- за выслугу лет свыше 15 лет - 40%.

В стаж работы, за который выплачивается процентная надбавка, включается все время работы в бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, в том числе на федеральных государственных унитарных предприятиях и в федеральных государственных учреждениях (в том числе автономных) Министерства обороны Российской Федерации, и в воинских частях, независимо от причин увольнения и длительности перерывов в работе, если другие условия не оговорены особо.

Наравне с работой в бюджетных учреждениях и воинских частях Министерства обороны Российской Федерации независимо от причин увольнения и длительности перерывов в работе, если другие условия не оговорены особо, в указанный стаж включаются периоды работы в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации. В стаж включается и военная служба, за исключением периодов военной службы в воинских частях, из которых военнослужащий был уволен по основаниям, указанным в подп. "д" - "з" п. 1 и подп. "в", "д" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

В. И.Ковалев

Заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Я работаю в войсковой части. Федеральным законом установлен минимальный размер оплаты труда 2300 руб., и эта сумма приравнена к I-му разряду ЕТС, так почему в Камчатском крае I-й разряд соответствует сумме 1650 руб., II-й разряд - 1714 руб.?

("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 7)

Текст документа

Вопрос: Я работаю в войсковой части. Федеральным законом установлен минимальный размер оплаты труда 2300 руб., и эта сумма приравнена к I-му разряду ЕТС, так почему в Камчатском крае I-й разряд соответствует сумме 1650 руб., II-й разряд - 1714 руб.?

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 установлено, что с 1 декабря 2008 г. вводятся новые системы оплаты труда, в том числе для лиц гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки. С этой же даты оплата труда по Единой тарифной сетке не производится.

Месячная заработная плата работника, отработавшего в установленный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 г. составляет 4330 руб.

В. И.Ковалев

Заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Работаю библиотекарем в офицерской библиотеке. Стаж библиотечной работы - 20 лет. Образование: филологический факультет университета. Будет ли приравнено мое образование к специальному высшему при переходе на новую систему оплаты труда бюджетникам?

("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 7)

Текст документа

Вопрос: Работаю библиотекарем в офицерской библиотеке. Стаж библиотечной работы - 20 лет. Образование: филологический факультет университета. Будет ли приравнено мое образование к специальному высшему при переходе на новую систему оплаты труда бюджетникам?

Ответ: Ранее порядок проведения аттестации руководителей, специалистов и технических исполнителей воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации был установлен Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 марта 1993 г. N 130. В настоящее время он утратил силу, поэтому если в нормативном правовом акте прямо не предусмотрено проведение аттестации работников организации, следует руководствоваться ведомственными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами при проведении аттестации или приеме квалификационных экзаменов у лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Для занятия той или иной должности библиотечного работника требования к квалификации могут жестко и не соблюдаться, поскольку п. 10 Общих положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 г. N 37) определено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В. И.Ковалев

Заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Я работаю помощником военного комиссара по социально-пенсионному обеспечению. С 1 декабря 2008 г. - новая форма оплаты труда, но мне оклад не увеличили, оставили старый, якобы в Приказе Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 555 окладов на мою должность нет.

("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 7)

Текст документа

Вопрос: Я работаю помощником военного комиссара по социально-пенсионному обеспечению. С 1 декабря 2008 г. - новая форма оплаты труда, но мне оклад не увеличили, оставили старый, якобы в Приказе Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 555 окладов на мою должность нет.

Ответ: В Приказе Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 555 содержится должность помощника начальника отделения социального и пенсионного обеспечения военного комиссариата.

Руководителям бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, воинских частей (организаций) предоставлено право утверждать штатные расписания на содержание гражданского персонала (с учетом возможности изменения численности и наименования должностей, предусмотренных штатами бюджетных учреждений) исходя из предназначения и выполняемых функций в пределах утвержденной численности и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета. Как следует из Приказа Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 555, функции утверждения и регистрации штатных расписаний на содержание гражданского персонала воинских частей переданы непосредственно их руководителям в I квартале 2009 г.

Таким образом, в Вашем случае в штатное расписание военного комиссариата должны были быть внесены изменения, касающиеся изменения наименования должностей. В соответствии со ст. 73 Трудового кодекса Российской Федерации об изменении условий труда работники должны быть письменно уведомлены за два месяца до их введения. Как следует из Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме (утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. N 424н), с гражданским персоналом воинских частей работодатель в лице командира воинской части (руководителя военной организации) обязан заключить дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении условий труда в связи с переходом на новую систему оплаты труда, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583.

Следует также отметить, что граждане при приеме на работу в бюджетные учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинские части (организации) могут занимать лишь те должности, перечень которых установлен в Перечне замещаемых гражданским персоналом должностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 520 "Об установлении Перечня замещаемых гражданским персоналом должностей в Вооруженных Силах Российской Федерации". Данный Перечень разработан на основе законодательства Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих наименования должностей, а также нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, определяющих номенклатуру, тарифные разряды и условия оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

В. И.Ковалев

Заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент,

профессор Военного университета

Название документа