Методология бюджетного управления предприятием в сфере услуг
(Рутковская Е. В.)
("Налоги" (журнал), 2008, Специальный выпуск, Январь)
Текст документа
МЕТОДОЛОГИЯ БЮДЖЕТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
В СФЕРЕ УСЛУГ
Е. В. РУТКОВСКАЯ
Рутковская Е. В., заместитель директора ЗАО "Интерлот".
Системы бюджетирования являются широко используемым в управлении инструментом, позволяющим аккумулировать необходимую для реализации разнообразных управленческих функций информацию. Их возникновение и использование обусловливается назревшими потребностями системы управления, а дальнейшее развитие определяется во многом новыми тенденциями в теории и практике менеджмента.
Система бюджетирования развивается под влиянием новых идей менеджмента и модифицируется к возникающим информационным потребностям менеджмента. На характер использования возможностей такой системы накладывает отпечаток специфика функционирования и стиля управления предприятием. Поэтому при создании системы бюджетирования важно понимать ее роль в реализации функций управления, принципы организации бюджетного процесса, существующую взаимосвязь с другими инструментами управления.
Как известно, рынок услуг является одной из разновидностей товарного рынка и имеет ряд специфических черт, обусловливающих особый подход к предпринимательской деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги. К основным особенностям рынка услуг относятся:
- высокая динамичность рыночных процессов, обусловленная характером спроса на услуги;
- территориальная сегментация, которая выражается в том, что формы предоставления услуг, спрос, условия функционирования предприятий зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком;
- локальный характер услуг, то есть рынок услуг имеет четкую пространственную очерченность, в рамках которой формируются отличные от других, сходные между собой социально-экономические характеристики;
- высокая скорость оборота капитала, которая является следствием более короткого производственного цикла и выступает как одно из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг;
- высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры, которая обусловлена невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг;
- специфика процесса оказания услуг, вызванная наличием личного контакта производителя и потребителя;
- высокая степень дифференциации услуг, которая связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги;
- неопределенность результата деятельности по оказанию услуги, поскольку окончательная оценка качества предоставления услуги возможна только после ее потребления.
Вышеназванные особенности необходимо учитывать при внедрении систем бюджетирования на предприятиях сферы услуг. Основной функцией системы бюджетирования является планирование деятельности, которое сводится к формированию на базе принятых учетных концепций основного бюджета, отражающего снабженческие, производственные, сбытовые, финансовые и инвестиционные процессы деятельности в их взаимосвязи. Благодаря реализации этой функции увязываются различные аспекты деятельности, согласовываются объемы материальных, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для осуществления планируемой программы деятельности, координируются различные операции и осуществляется мониторинг. Вертикальная и горизонтальная детализация/интеграция бюджетов позволяет при этом получить информацию в разрезе направлений деятельности предприятия в сфере услуг, центров ответственности и других аналитических признаков, координировать действия структурных подразделений.
Реализация функции планирования позволяет также в соответствии с информационными потребностями руководства и ответственных специалистов сформировать любые количественные показатели достижения целей предприятия, оценить степень достижения целей в рамках планируемой программы оказания услуг, провести предварительный финансово-экономический анализ. Формирование множества целей является основополагающим моментом реализации этой функции, так как они определяют конечный пункт бюджетирования.
Можно пойти по традиционному пути и в качестве основной цели выбрать повышение уровня прибыли и стабильности финансового положения, также важно достижение еще одной важной цели - ликвидность предприятия - для повышения общественного статуса предприятия и его инвестиционной привлекательности. Однако реальное множество целей разнообразнее. Например, в последнее время и акцент при формировании дерева целей смещается в область управления качеством и стратегического управления. Это обусловлено, с одной стороны, развитием функции управления качеством и ее переходом в качественно иное представление в контексте Total Quality Management (управления на основе всеобщего качества), что сильно пошатнуло концептуальные положения традиционного менеджмента. С другой стороны, на это повлияли веяния стратегического управления, нацеленного на успешное взаимодействие предприятия с внешней средой путем выработки обеспечивающей конкурентное преимущество стратегии и на наращивание потенциала предприятия сегодня и в долгосрочной перспективе.
Одновременно реализуется функция информирования (коммуникации), поскольку при распределении ответственности за достижение целевых показателей с помощью бюджетов до каждого из руководителей доводятся сведения о роли его подразделения в планируемой производственной программе.
Вторая функция системы бюджетирования - формирование различных вариантов бюджета - тесно связана с принятием управленческих решений и выбором лучшей программы деятельности предприятия по оказанию услуг. Она позволяет ясно представить взаимосвязь принимаемых решений и целевых показателей, оценить их совокупное влияние и вклад каждого решения в конечный результат, выявить решения, нарушающие гармонию деятельности предприятия.
Третья функция системы бюджетирования - мониторинг исполнения бюджетов и процессов, то есть хозяйственной деятельности, что позволяет выявлять отклонения фактической деятельности от запланированной, оценивать результат их влияния на целевые показатели (как правило, финансовый результат).
Четвертая функция бюджетной системы - анализ исполнения бюджета. Анализ исполнения бюджета может осуществляться на разных уровнях в зависимости от сроков и решаемых на каждом из них задач. От уровня его проведения зависят полнота, глубина и способ реализации таких функций управления, как оценка деятельности предприятия в целом и вклада каждого центра ответственности, выявление факторов (причин), вызвавших отклонения, мотивация деятельности, оценка вклада каждого работника в осуществление программы, регулирование деятельности.
Две последние функции бюджетных систем позволяют принимать обоснованные корректирующие (регулирующие) решения, которые в зависимости от степени агрегирования информации и периодичности выполнения этих функций могут иметь характер оперативных, тактических или стратегических решений. Однако отметим, что для реализации оперативного управления в рамках системы бюджетирования важна соответствующая организация учета фактической деятельности. В частности, учет должен ориентироваться на выявление непосредственно в момент совершения хозяйственной операции величины отклонения, обусловленной только одним из возможных факторов (причин) совокупного отклонения, который определяется данной операцией. Для этого разрабатывается соответствующая схема учета нормативных затрат и отклонений фактических от нормативных затрат на счетах управленческого учета.
Отметим, что возможны различные способы реализации каждой из перечисленных функций системы бюджетирования. Выбор той или иной технологии зависит от перечня управленческих функций, которые руководство надеется реализовать с использованием системы бюджетирования, поскольку само появление функций системы бюджетирования вызвано потребностью практического менеджмента.
Таким образом, полный бюджетный процесс не ограничивается функцией формирования плана деятельности предприятия на предстоящий период. Технология бюджетирования во времени - это непрерывный цикл, где планирование на следующий период производится на основе план-факт-анализа исполнения бюджета отчетного периода. Главным условием обеспечения непрерывности бюджетного процесса является правильная методология проведения "сквозного" план-факт-анализа исполнения бюджета, на базе которого формируются цифры бюджетных показателей следующего периода.
------------------------------------------------------------------
Название документа