Обзор актуальных новостей
(Редакционный материал)
("Налоги" (газета), 2010, N 16)
Текст документа
ОБЗОР АКТУАЛЬНЫХ НОВОСТЕЙ
Кудрин объявил в стране НЭП
Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что в мае Правительство будет поэтапно представлять "новые элементы нашей политики, которая станет естественной после кризиса". По его словам, уже "в ближайшие дни будут озвучены некоторые предложения", которые позволят совершить прорыв в улучшении инвестиционного климата в стране.
"Проведение реформ является необходимым элементом новой экономической политики... Нам надо перестраивать и свою модель экономики, и институты", - цитирует Reuters программное выступление Кудрина на конференции в Высшей школе экономики в Москве.
Кризис заставляет чиновников шевелиться
К революционным действиям Правительство подталкивают острые проблемы с государственным бюджетом. После многих лет благополучия, обеспеченных высокими ценами на нефть, Россия столкнулась с серьезным сокращением доходов, которые пока так и не вышли на докризисный уровень. Если в 2008 г. доходы составили 9,3 трлн. руб., то в 2009 г. - лишь 7,3 трлн. руб. На 2010 г. запланированы доходы в еще меньшем размере - 6,9 трлн. руб.
Между тем расходы государства не снижаются, а растут, в частности на повышение пенсий. В 2009 г. дефицит бюджета, т. е. разница между доходами и расходами, составил 6,4% ВВП, а в этом году, как уже сообщала GZT. RU, ожидается от 6 до 7,2%. До этого в течение многих лет российский бюджет был профицитным.
Недостаток доходов сейчас восполняется из накопленных ранее запасов - из Резервного фонда и Фонда национального достояния. Но кубышка кончается. Ее размер сократился с 6,6 трлн. руб. на 1 января 2009 г. до 4,2 трлн. на 1 апреля 2010 г. К концу года от нее останется около 2 трлн. руб.
Впервые с 1999 г. России придется занимать деньги за рубежом (около 17,8 млрд. долл.). В дальнейшем злоупотребление займами может вызвать зависимость страны от западных кредиторов. Однако других источников финансирования возросших расходов после исчерпания резервных фондов не будет.
Правительству необходимо что-то срочно делать, чтобы увеличить доходы. Самый простой способ - поднять налоги. "Думаю, мы избежим повышения налогов, - заявил Кудрин. - Но это означает, что нам придется перестроить всю свою работу".
Конец эпохи Путина
Кризис показал, что Россия слишком сильно зависит от цен на нефть. Экономика страны упала гораздо сильнее, чем в США и Европе, и единственной причиной этого стала прямая зависимость нашего благосостояния от мирового нефтяного рынка. Чтобы снять страну с нефтяной иглы, нужно развивать другие отрасли, создавать экономику будущего. Пока нефть стоила дорого, Правительство не задумывалось над подобной задачей. "Наверное, этот период, это десятилетие можно назвать по-разному: эпохой восстановления, эпохой Путина, эпохой повышения социального уровня жизни населения. К сожалению, 2000-е оказались не теми годами, когда бы мы создали принципиально новый базис для новой будущей экономики", - цитирует Кудрина агентство "Прайм-ТАСС".
Новый Президент страны - Дмитрий Медведев - провозгласил курс на инновации и модернизацию экономики. Но для этого нужны деньги. В госбюджете их нет.
"Многие министерства считают, что сейчас за счет бюджета мы поднимем целые отрасли. Думаю, что и у нас в Правительстве нам нужно поменять психологию и понимать, что в первую очередь нам придется опираться на рыночные институты, конкуренцию", - разрушил Министр надежды тех, кто рассчитывает на модернизацию за государственный счет.
Стране требуются частные инвесторы, в том числе иностранные. Однако многие инвесторы боятся России, а крупные отечественные предприниматели часто предпочитают вкладывать в проекты за границей, а не в родных пенатах. Когда нефть стоила запредельно дорого, инвесторы закрывали глаза на российские риски. Быстрые и высокие прибыли окупали все их издержки. После кризиса издержки стали слишком высокими.
Апрельские тезисы
"Возможность реализации проектов сегодня зависит, прежде всего, от состояния инвестиционного климата, защищенности инвесторов на российском рынке. Вот в этом деле нам тоже нужно сделать прорыв, - пообещал Алексей Кудрин, выступая на конференции. - Нам приходится отвечать на вопросы, почему не работает система правоохранительных органов в должной мере, почему не работает судебная система, почему не реализуется объективный арбитраж на рынке, почему нет постоянной подпитки конкуренции и ее развития".
Едва ли не впервые Алексей Кудрин вмешался в вопросы политики, традиционную вотчину замглавы Администрации Президента Владислава Суркова. "Только проводя экономические реформы и реформу политических институтов одновременно, в том числе добиваясь политической конкуренции, только все вместе в комплексе может дать необходимый результат. Добиться того, чтобы институты работали одновременно можно только вместе, работая во всех формах гражданского общества", - сказал Министр финансов.
Большие ожидания
Масштаб заявленных Министром перемен выглядит революционно. Их цель - привлечение в страну иностранных инвестиций, в том числе и инвестиций из офшорных компаний, в которых российские бизнесмены держат свои деньги. "Необходимо создание благоприятной среды, инвестиционного климата, которые сделали бы безопасным, комфортным приход в Россию ведущих предприятий", - пообещал Кудрин.
Как именно будет воплощаться программа Кудрина, пока неизвестно. Обещание радикальных реформ из уст не Президента, не Председателя Правительства, а лишь одного из министров выглядит пока только обещанием. В опубликованном вечером на сайте Минфина тексте выступления Кудрина некоторые цитаты, переданные агентствами, отсутствуют.
А Владимир Путин на совещании в Правительстве 6 апреля говорил лишь о реформе госфинансов и "принципиальных изменениях в процедурах разработки и исполнения бюджета, контроля и взаимодействия федеральных органов власти". Идеи Кудрина по радикальному улучшению инвестиционного климата в стране он обсуждать на публике пока не стал.
Источник: Газета - GZT. RU.
В счете-фактуре сумму можно выставлять в валюте
Если договор предусматривает оплату "по курсу".
Много раз приходилось встречать такое мнение налоговых органов, что в счете-фактуре нельзя указывать итоговую сумму и сумму НДС в условных единицах или в валюте. И могла возникнуть проблема с получением вычета по НДС. Но письмо Минфина дает нам четкие указания по этому поводу.
Глава 21 "НДС" Кодекса не содержит норм, запрещающих оформление вышеназванных счетов-фактур и применение налоговых вычетов по таким счетам-фактурам, - такое мнение высказал Минфин в своем письме.
Письмо Минфина России от 24 марта 2010 г. N 03-07-09/14.
Чего боятся сотрудники российских компаний
Страх потери работы является основным среди переживаний, связанных с трудовой деятельностью, - показал опрос, проведенный исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob. ru.
Человеческая жизнь неразрывно связана с разного рода опасениями: мы волнуемся за жизнь, здоровье, благополучие свое и близких нам людей. Неудивительно, что и работа, которой современные люди посвящают немало своего времени, также порождает ряд страхов.
Как оказалось, главный из них - потеря стабильного заработка. Перспектива остаться без работы страшит 16% сотрудников российских предприятий и организаций. "От меня зависят жена и сын, поэтому я не могу лишиться работы и подвести их"; "Боюсь потерять работу - у меня ипотека", - делятся они.
Несколько реже работающие россияне переживают по поводу справедливой и своевременной оплаты труда (10%), собственных ошибок и неудач (6%), разочарований в работе или того, что они не сумеют реализовать себя (4%). "Нестабильность в связи с кризисом" беспокоит 4% наших трудоустроенных сограждан.
Интересно, что те, кто на данный момент не работает, подвержены различным фобиям реже. Их основные страхи связаны с возможной потерей вновь обретенного рабочего места (10%) и невостребованностью (8%): "А вдруг я окажусь никому не нужным?"; "Боюсь, что найду работу, а потом меня сразу сократят".
Безработные россияне, отвыкшие от пребывания в коллективе, чаще работающих испытывают страх перед общением с руководством (7%) и коллегами (6%). Опасаются они и возрастной дискриминации при трудоустройстве (4%), возможного обмана со стороны работодателя (3%), а также того, что новая работа не оставит "времени на себя и личную жизнь" (2%).
Среди прочих связанных с работой страхов, посещающих наших сограждан, - невеселые мысли о том, что работодатель нарушит Трудовой кодекс, а в офисе сломаются компьютеры. Кто-то боится потерять бонусы или не оправдать ожиданий руководства, другие переживают из-за возложенной на них материальной ответственности, сплетен или эмоционального дискомфорта в коллективе, большой загруженности или же, напротив, недостаточного объема работы.
К счастью, далеко не все россияне подвержены страхам, связанным с работой. Так, каждый пятый среди работающих (20%) и почти столько же (19%) среди неработающих россиян лишены каких-либо фобий и уверены, что при любых обстоятельствах они не останутся без дела и их профессиональная судьба сложится удачно: "Я уверен в себе, поэтому страхов по поводу работы нет"; "Я уже столько раз теряла работу, снова находила и начинала все с нуля, что уже ничего не боюсь".
Тем же, кто испытывает страхи, связанные с работой, специалисты советуют не пускать дело на самотек. Дискомфорт, порождаемый боязнью критики со стороны руководства, страхом "провалить" задание или вообще остаться без работы, не стоит пытаться искоренить, отвлекаясь на многочисленные перекуры, "зависание" на онлайн-форумах или разговоры с коллегами. Это лишь усугубит проблему. Избавление от страхов нужно начинать с работы над собой, с поиска причин, по которым эти фобии возникли, а также с полноценного отдыха, который позволит восстановить силы и начать воспринимать работу не как источник беспокойства, а как платформу для реализации своих способностей.
Источник: SuperJob. ru.
Новый подход к необоснованной налоговой выгоде
Операции с товаром являются реальными и при отсутствии помещений.
Президиум ВАС РФ был вынужден напомнить, что Налоговый кодекс не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиком платежи по НДС с позиции экономической целесообразности, рациональности и эффективности хозяйственных взаимоотношений.
При этом был отклонен довод инспекции об отсутствии у налогоплательщика дохода от хозяйственной операции в связи с тем, что цена реализации товара на экспорт ниже цены его приобретения у поставщика. При расчете прибыли в стоимость приобретенного у российского поставщика товара не подлежит включению НДС, уплаченный поставщику. В свою очередь, довод налогоплательщика о получении им прибыли в результате хозяйственной деятельности, что отражено им в налоговой отчетности за спорный период, налоговым органом не опровергнут.
По этим причинам Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело N 17036/09 компании "Алтайский бекон", отменил решения нижестоящих судов, вынесенные не в пользу налогоплательщика.
Принимая решение в пользу инспекции, суды исходили из того, что налогоплательщик был создан незадолго до совершения спорных хозяйственных операций, участники сделок являются взаимозависимыми лицами, а сами операции, связанные с экспортом, осуществлялись не по месту нахождения налогоплательщика и через третьих лиц. Представленные налогоплательщиком документы содержат неполные и противоречивые сведения.
По сути, единственным реальным доводом против налогоплательщика было то, что экспортируемый им товар (мука) не складировал и не хранил у общества, а перепродавался сразу же после покупки.
Однако Президиум ВАС РФ посчитал, что это не свидетельствует о том, что движения товара не было.
Источник: Российский налоговый портал.
На посту главы ФНС аудитора сменил информтехнолог
Министр финансов Алексей Кудрин официально подтвердил смену главы Федеральной налоговой службы. Вместо возглавлявшего ее с февраля 2007 г. Михаила Мокрецова на пост руководителя ФНС предложена кандидатура Михаила Мишустина. Председатель Правительства России Владимир Путин подписал распоряжение о назначении на должность руководителя ФНС Михаила Мишустина, сообщили в пресс-службе Правительства.
О причинах перестановок в официальном сообщении ничего не сказано, если не считать стандартной сентенции, что бывший глава ФНС Михаил Мокрецов переходит "на другую работу".
Налоговая карьера г-на Мокрецова была стремительной. В 2000 г. он пришел в Управление Министерства по налогам и сборам по Санкт-Петербургу из бизнеса (до этого он возглавлял аудиторскую компанию). Потом стал заместителем руководителя петербургского, а в 2004 г. - московского управления налогового министерства. Всего через несколько месяцев возглавил управление международных налоговых отношений в центральном аппарате этого ведомства. И в том же году после преобразования МНС в Федеральную налоговую службу стал заместителем ее руководителя.
Для Михаила Мишустина новое назначение станет возвращением в налоговую сферу. Он родился в 1966 г. в Москве. Окончил Московский станкоинструментальный институт (СТАНКИН) по специальности инженер-системотехник и всегда считался одной из заметных фигур в сфере компьютерных технологий. Его карьера в налоговой службе началась в 1998 г. Уже в 1999 г. он стал заместителем руководителя Госналогслужбы и сохранил свой пост после преобразования этого ведомства в Министерство по налогам и сборам. Именно г-н Мишустин занимался постановкой на службу налоговикам современных информационных технологий: системы "одного окна", подачи налоговых документов в электронном виде, являлся разработчиком Закона об электронной цифровой подписи.
Реорганизация Правительства в 2004 г. заставила г-на Мишустина уйти из налогового ведомства: он возглавил Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, которое находилось в структуре Министерства экономического развития и торговли. В конце 2006 г. возглавил Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. В 2008 г. г-н Мишустин решил уйти с госслужбы в бизнес, став президентом одной из крупнейших в России инвестиционных компаний UFG Asset Management ("ОФГ Инвест"). А само агентство по особым экономическим зонам впоследствии расформировали.
Формально особых претензий лично к Михаилу Мокрецову перед отставкой не высказывалось. Однако очевидно, что за несколько лет работы в столь беспокойном ведомстве накапливается не только позитив, но и негатив. На недавнем круглом столе в Совете Федерации авторы принятого в 2006 г. Федерального закона N 137-ФЗ, ставящего целью радикальное улучшение системы налогового администрирования в России, сокрушались, что поставленных четыре года назад задач решить так и не удалось. "Столько недоработок, причем принципиальных, которые проявились в ходе реализации Закона, что пришлось писать рекомендации по исправлению ситуации на 13 страницах", - заявлял заместитель председателя комитета СФ по бюджету Вячеслав Новиков. Эту точку зрения поддержали глава комитета Евгений Бушмин и заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Сергей Разгулин: "Достичь поставленных при принятии Закона N 137-ФЗ целей не удалось".
Выбор в пользу Михаила Мишустина, очевидно, объясняется глобальными задачами, которые ставятся перед ФНС, по улучшению налогового администрирования именно за счет использования современных информационных технологий. Сергей Разгулин говорил о необходимости предоставления налогоплательщикам возможности подачи любых налоговых документов в электронном виде, дистанционно. В частности, в электронную форму должны быть переведены миллиарды счетов-фактур, которые сейчас требуется хранить в бумажном виде. Аналогичным образом будет организована и обратная связь налоговой службы с налогоплательщиками. По мнению г-на Разгулина, это будет существенной антикоррупционной мерой, так как исключает непосредственный контакт чиновника и налогоплательщика.
С этой точки зрения фигура г-на Мишустина явно предпочтительнее его предшественника, при котором ФНС стала отличаться повышенной информационной закрытостью. В этом отношении особо показателен сайт налоговой службы. Он оказался сделан слишком "на вырост" для того уровня открытости, который было готово поддерживать руководство ведомства.
Да и главе Минфина Алексею Кудрину будет значительно комфортнее работать с куда более близким ему ментально Михаилом Мишустиным, нежели с Михаилом Мокрецовым, человеком бывшего главы ФНС, а ныне Министра обороны Анатолия Сердюкова. К слову, по некоторым сведениям, г-н Мокрецов может перейти именно в Минобороны.
Источник: Время новостей.
Как определить базу по НДС при реализации
имущественных прав
Инспекция указала на занижение налоговой базы по НДС с операций по реализации имущественных прав (по уступке требований к застройщику о передаче нежилых помещений по договорам об инвестиционной деятельности).
Общество (инвестор) передало средства на реконструкцию здания, после чего планировало получить в собственность соответствующие нежилые помещения, расположенные в этом здании. В последующем общество заключило договоры уступки прав с третьими лицами. НДС с договоров об уступке прав исчислен обществом с налоговой базы, рассчитанной как разница между стоимостью переданных имущественных прав, определенной в договорах об уступке прав, и расходами на их приобретение, которые были понесены обществом как инвестором в рамках договоров об инвестиционной деятельности. Инспекция такой подход не разделяет.
ВАС РФ не согласился с подходом инспекции. Имущественные права на недвижимое имущество и на имущество, перечисленное в п. 3 ст. 155 НК, отнесены к одному виду объектов гражданских прав, и их правовой режим применительно к вопросам исчисления НДС в случае, если законодательство о налогах и сборах не установило исключений, должен определяться одинаково. Следовательно, при реализации имущественных прав на нежилые помещения налоговая база подлежала определению в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения имущественных прав. Тем самым суд подтвердил правильность позиции общества.
Постановление ВАС РФ от 25 февраля 2010 г. N 13640/09.
Источник: Российский налоговый портал.
Опубликован список учебно-методических центров,
экзаменующих аудиторов
Минфин на официальном сайте опубликовал список (http:// www1.minfin. ru/ common/ img/ uploaded/ library/ 2009/ 10/ umc2010.pdf) учебно-методических центров (УМЦ), с которыми заключены договоры о проведении квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности (по состоянию на 1 апреля 2010 г.). Всего в опубликованном списке - 45 УМЦ.
URL: http://www. audit-it. ru.
Название документа