Изменения в УПК РФ о педагоге

(Галдин М. В.) ("Вопросы ювенальной юстиции", 2013, N 5) Текст документа

ИЗМЕНЕНИЯ В УПК РФ О ПЕДАГОГЕ

М. В. ГАЛДИН

Галдин Максим Владимирович, доцент кафедры уголовного процесса Новосибирского филиала ФГКОУ ДПО "Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации".

В статье анализируется практика привлечения педагога к участию в уголовном деле по подозрению или обвинению несовершеннолетнего, рассматриваются изменения в законодательство по этому вопросу.

Ключевые слова: уголовный процесс, педагог.

Changes in the Criminal Procedure Code of the Russian Federation about the teacher M. V. Galdin

Galdin Maksim Vladimirovich, associate professor of criminal trial of the Novosibirsk branch of Institute of Professional Development of Investigative Committee of the Russian Federation.

In the article practice of involvement of the teacher to participation in criminal case on suspicion or charge of the minor is analyzed. Changes in the legislation on this issue are considered.

Key words: criminal procedure, teacher.

В случаях, предусмотренных частью третьей ст. 425 УПК РФ, следователь, дознаватель и суд обязаны обеспечить участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Между тем вопрос о том, какие требования следует предъявлять к педагогу в уголовном судопроизводстве, на законодательном уровне не урегулирован, его решение отдано на откуп правоприменителю. В ходе проведенного исследования опрошен 51 следственный работник органов Следственного комитета России в Сибирском федеральном округе, 58,8% из которых привлекали педагога пять и более раз. В 40% случаев к участию в уголовном деле допускался педагог, работающий в образовательном учреждении, где обучается или обучался несовершеннолетний. В четверти случаев приглашался педагог из ближайшего образовательного учреждения. Из этого следует, что более половины опрошенных понимают под педагогом то лицо, которое работает в образовательном учреждении. В то же время в каждом пятом случае к участию в деле привлекался любой педагог с дипломом о высшем педагогическом образовании независимо от места его работы. То есть следователи в большинстве случаев допускают в качестве педагога в уголовном деле либо лиц, работающих в образовательном учреждении, либо обладающих педагогическим, лучше высшим, образованием, без учета рода их занятий. В специальной литературе неоднократно высказывались рекомендации по соблюдению этих требований в совокупности <1>. Такой подход представляется обоснованным: педагог не только должен обладать профессиональным образованием, но и подтвердить его при выполнении служебных обязанностей, занимая соответствующую полученной специализации должность на момент допуска к участию в производстве следственных действий по уголовному делу. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. В. И. Радченко, В. Т. Томина, М. П. Полякова) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2006 (2-е издание, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <1> Вандышев В. В. Уголовный процесс. Общая и Особенная части: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 351; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В. И. Радченко; Науч. ред. В. Т. Томин, М. П. Поляков. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 854 - 877; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д. Н. Козак, Е. Б. Мизулина. М.: Юристъ, 2002. С. 394 - 396; Рыжаков А. П. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" // СПС "КонсультантПлюс". 2011.

Требование о наличии профессионального образования необходимо рассматривать применительно к каждой из существующих должностей работников образования. В части первой ст. 46 вступившего в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" указано, что правом на занятие педагогической деятельностью обладают лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам <2>. -------------------------------- <2> Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ // Российская газета. N 5976. 2012.

Ввиду того, что профессиональные стандарты в данной области только разрабатываются, обратившись к разделу "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих <3>, можно обнаружить, что лишь социальный педагог, воспитатель, старший воспитатель, тьютор и музыкальный руководитель должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика". Социальный педагог, педагог-психолог, мастер производственного обучения, вожатый, помощник воспитателя и младший воспитатель должны пройти специальную подготовку по соответствующим их должностям направлениям. К иным должностям, в число которых входят учитель, преподаватель, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, инструктор по труду, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, квалификационные требования о наличии педагогического образования, профессиональной подготовки не предъявляются. В силу специфики выполняемых обязанностей требования к наличию педагогического образования также не предъявляются к руководителям, директорам, заведующим, начальникам образовательного учреждения и их заместителям. -------------------------------- <3> Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования": Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н // Российская газета. N 237. 2010.

И все же такие рекомендации не могут считаться содержащими исчерпывающие ответы для правоприменителя, заинтересованного в привлечении педагога к производству по уголовному делу, поскольку согласно п. 9 Квалификационных характеристик должностей работников образования "лица, не имеющие специальной подготовки... в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы". Сейчас в Государственной Думе Российской Федерации на рассмотрении во втором чтении находится проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" <4>. В соответствии с частью первой ст. 64 законопроекта предлагается дополнить статью 5 УПК РФ шестьдесят вторым пунктом, содержание которого определяет, что педагогом в уголовном судопроизводстве является "педагогический работник, осуществляющий в образовательной организации обязанности по обучению и воспитанию обучающихся". -------------------------------- <4> О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации: проект Федерального закона N 121975-6 // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, в законе предпринята долгожданная попытка определения понятия педагога путем закрепления одного из обязательных требований, которое на практике чаще всего предъявляется для его допуска в уголовное судопроизводство, - замещение педагогической должности. В то же время нельзя не обратить внимание на то, что понятие "педагог" определяется через используемое в качестве родового и близкого по смыслу словосочетание "педагогический работник". В соответствии со статьей второй Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" под педагогическим работником понимается физическое лицо, которое "состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности". При сопоставлении дефиниций "педагог" в законопроекте и "педагогический работник" в Федеральном законе становится ясно, что между ними имеются два существенных различия. Во-первых, педагогическим работником является не только педагог, но и лицо, организующее образовательную деятельность. То есть руководитель, директор, заведующий, начальник образовательного учреждения, не выполняющие обязанностей по обучению и воспитанию обучающихся, не могут быть привлечены в качестве педагога по смыслу намечаемого дополнения в статью 5 УПК РФ. Во-вторых, как следует из законопроекта, педагог должен одновременно выполнять обязанности по обучению и воспитанию, поскольку в законопроекте между ними проставлен союз "и". Педагогический работник может выполнять одну из таких обязанностей, поскольку в законе их разделяет запятая. Тем самым авторами законопроекта предъявлены повышенные требования к педагогу в уголовном процессе, которым сможет отвечать лишь педагогический работник, выполняющий обязанности и по обучению, и по воспитанию. Подводя итог изложенному, следует подчеркнуть, что после вступления в силу рассмотренного законопроекта к педагогу в уголовном судопроизводстве будет предъявляться лишь одно требование - занятие должности в образовательном учреждении, связанной с выполнением обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетних.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ // Российская газета. N 5976. 2012. 2. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования": Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н // Российская газета. N 237. 2010. 3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации: проект Федерального закона N 121975-6 // СПС "КонсультантПлюс". 4. Вандышев В. В. Уголовный процесс. Общая и Особенная части: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Волтерс Клувер, 2010. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. В. И. Радченко, В. Т. Томина, М. П. Полякова) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2006 (2-е издание, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ 5. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В. И. Радченко; Науч. ред. В. Т. Томин, М. П. Поляков. М.: Юрайт-Издат, 2004. 6. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д. Н. Козак, Е. Б. Мизулина. М.: Юристъ, 2002. 7. Рыжаков А. П. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" // СПС "КонсультантПлюс". 2011.

Название документа