Актуальные вопросы правового регулирования привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов к трудовой деятельности в Российской Федерации

(Бакшеева Ю. Н.) ("Миграционное право", 2013, N 4) Текст документа

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю. Н. БАКШЕЕВА

Бакшеева Юлия Николаевна, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса ЗабГУ, кандидат юридических наук.

В статье исследуются вопросы правового регулирования привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов к трудовой деятельности в РФ, анализируются положения ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Трудового кодекса РФ, рассматриваются льготы, предоставляемые иностранным высококвалифицированным специалистам при осуществлении ими трудовой деятельности на территории РФ.

Ключевые слова: высококвалифицированный специалист, разрешение на работу, трудовой договор, социальные гарантии.

Topical issues of legal regulation of bringing of highly qualified specialists to labor activities in the Russian Federation Yu. N. Baksheeva

Baksheeva Yuliya Nikolaevna, assistant professor of the Chair of Civil Law and Civil Procedure of Transbaikal State University, candidate of juridical sciences.

In the article questions of legal regulation of involvement of highly qualified foreign specialists to labor activity in the Russian Federation are investigated, situation of Federal Law "About a Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation" and the Labour code of the Russian Federation are analyzed, the privileges provided to foreign highly qualified specialists at implementation by them to labor activity in the territory of the Russian Federation are considered.

Key words: highly qualified specialist, work permit, employment contract, social guarantees.

В последнее время законодатель весьма пристальное внимание уделяет работающим в России высококвалифицированным иностранным специалистам и членам их семей, пытаясь максимально повысить для них привлекательность нашего рынка труда. Вместе с тем до недавнего времени в российском законодательстве фактически отсутствовали специальные нормы, регламентирующие вопросы привлечения в Россию для осуществления трудовой деятельности иностранных высококвалифицированных специалистов. Законодательство в основном было ориентировано на приток низкоквалифицированной иностранной рабочей силы. В мае 2010 г. в результате внесения поправок в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1> была выделена категория иностранных граждан - высококвалифицированные специалисты, которые стали самостоятельным субъектом административных, трудовых и гражданско-правовых отношений. Позднее, в декабре 2010 г., состав лиц, подпадающих под данную категорию, был расширен <2>. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 21. Ст. 2524. <2> Федеральный закон от 23 дек. 2010 г. N 385-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 7000.

Еще до внесения в федеральное законодательство изменений, касающихся высококвалифицированных специалистов, данная категория была установлена в ряде международных договоров Российской Федерации, в частности в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики "О временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства", заключенном в г. Рамбуйе 27 ноября 2009 г. Помимо иных вопросов, в этом Соглашении дано определение высококвалифицированных специалистов, установлены требования, предъявляемые для их въезда на территорию договаривающихся государств, урегулирован порядок их привлечения к трудовой деятельности, закреплены основы их правового статуса. Правда, это Соглашение было ратифицировано в декабре 2010 г. <3>, т. е. уже после того, как были внесены в федеральное законодательство поправки, касающиеся высококвалифицированных специалистов. -------------------------------- <3> Федеральный закон от 28 дек. 2010 г. N 393-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства" // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 5.

В соответствии со ст. 13.2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения): - в размере не менее одного миллиона рублей из расчета за один год (365 календарных дней) - для высококвалифицированных специалистов, являющихся научными работниками или преподавателями, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью имеющими государственную аккредитацию высшими учебными заведениями, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами либо государственными научными центрами, а также для высококвалифицированных специалистов, привлеченных к трудовой деятельности резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых особых экономических зон (за исключением индивидуальных предпринимателей); - в размере не менее чем семьсот тысяч рублей из расчета за один год (365 календарных дней) - для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (за исключением индивидуальных предпринимателей); - без учета требования к размеру заработной платы - для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта "Сколково" в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково"; - в размере не менее двух миллионов рублей из расчета за один год (365 календарных дней) - для иных иностранных граждан. Иностранные граждане не могут привлекаться к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов для занятия проповеднической либо иной религиозной деятельностью, включая совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание последователей какой-либо религии, а также для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей, за исключением работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли. Представляется, что критерии, используемые для предоставления статуса высококвалифицированного специалиста, являются недостаточными на сегодняшний день. Признание за иностранным гражданином, привлекаемым для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации, статуса высококвалифицированного специалиста осуществляется ФМС РФ на основе заявки работодателя и заказчика. При этом, как уже отмечено, законодательство связывает предоставление статуса высококвалифицированного специалиста с наличием у иностранного гражданина опыта, навыков или достижений в определенной сфере деятельности и с установлением минимального размера заработной платы (вознаграждения) в расчете не менее чем на один год. Однако если наличие соответствующей заработной платы - это обязательное условие выдачи разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста, которое в императивном порядке должно быть зафиксировано в трудовом (гражданско-правовом) договоре, представляемом для получения разрешения на работу, то условие наличия у иностранного гражданина опыта, квалификационных навыков или достижений в определенной сфере деятельности устанавливается сегодня только работодателем (заказчиком). Согласно п. 3 и 4 ст. 13.2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", работодатель и заказчик работ (услуг) самостоятельно осуществляют оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несут соответствующие риски. При этом для оценки компетентности и уровня квалификации приглашаемого высококвалифицированного специалиста работодатель или заказчик работ (услуг) использует документы и сведения, подтверждающие наличие у данного специалиста профессиональных знаний и навыков, сведения о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина, включая отзывы иных работодателей и заказчиков работ (услуг), в т. ч. иностранных, сведения, представленные организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала, сведения о результатах интеллектуальной деятельности, автором или соавтором которых является иностранный гражданин, сведения о профессиональных наградах и других формах признания профессиональных достижений, сведения об итогах проведенных работодателем или заказчиком работ (услуг) конкурсов, а также иные объективные, достоверные и проверяемые документы и сведения. Объективные данные, которые могли бы служить основанием для признания иностранного гражданина высококвалифицированным специалистом (наличие документов и сведений, подтверждающих существование у специалиста профессиональных знаний и навыков, сведений о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина и т. д.), как следует из Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", безусловно, должны представляться работодателем (заказчиком) в ФМС России или ее территориальные органы. В соответствии с п. 7 ст. 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в ходатайстве о привлечении высококвалифицированного специалиста работодатель или заказчик работ (услуг) отражает сведения о компетентности и об уровне квалификации иностранного гражданина, указанные в п. 4 настоящей статьи, и сведения о документах, подтверждающих наличие у данного специалиста среднего профессионального образования или высшего образования (если соответствующие требования к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности предусмотрены законодательством Российской Федерации), для внесения указанных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, формируемый в соответствии со ст. 18.2 настоящего Федерального закона. При этом работодатель (заказчик) может отражать в ходатайстве те сведения и документы, свидетельствующие о наличии у иностранного гражданина профессиональных знаний и навыков, которые сам сочтет нужным представить; подтверждать эти сведения какими-либо официальными документами необязательно. Таким образом, по сути, единственным обязательным условием для признания иностранного гражданина в Российской Федерации высококвалифицированным специалистом является размер его предполагаемой оплаты труда (вознаграждения). А проблемы, связанные с установлением уровня квалификации иностранных высококвалифицированных специалистов, ложатся исключительно на работодателей, заказчиков работ (услуг). Представляется, что решение проблемы определения уровня квалификации иностранных высококвалифицированных специалистов возможно путем определения минимальных обязательных критериев профессиональной квалификации иностранных специалистов, в частности, путем установления обязательного представления работником документа о высшем или ином профессиональном образовании, доказательств наличия опыта работы в течение определенного периода в соответствующей сфере и т. п. В упоминавшемся выше Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики "О временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства" определение понятия "высококвалифицированный специалист" дано посредством установления четких критериев. Так, высококвалифицированные специалисты должны отвечать двум из трех следующих критериев: наличие документа о высшем образовании, соответствующего профессии, указанной в трудовом договоре; наличие опыта работы не менее пяти лет по профессии и должности, указанным в трудовом договоре; размер заработной платы в соответствии с трудовым договором, равный или превышающий 3200 евро в месяц. Как отмечает Л. В. Андриченко, в данном случае в качестве обязательных выступает не одно, а сразу два условия, что существенно снижает риск привлечения неквалифицированных иностранных специалистов. При этом в любом варианте выбора условий со стороны работодателя в качестве обязательного будет выступать условие, касающееся профессионально-квалификационных качеств иностранного специалиста. Условие относительно размера заработной платы специалиста в данном случае устанавливается применительно только к одному месяцу, что исключает ряд проблем, которые возникают у ВКС при краткосрочных въездах на территорию Российской Федерации <4>. -------------------------------- <4> Андриченко Л. В. Особенности привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов к трудовой деятельности в России // Журнал российского права. 2011. N 7. С. 5 - 13.

Для создания благоприятного миграционного климата государство предоставило ВКС множество различных льгот. Во-первых, эти льготы касаются существенного упрощения процедуры привлечения высококвалифицированных специалистов: 1) на них не распространяются квоты на выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и на выдачу разрешений на работу; 2) работодателю и заказчику не требуется получать разрешение на привлечение ВКС и использование их труда; 3) высококвалифицированным специалистам не требуется представлять медицинские справки для получения разрешения на работу <5> (сохраняется только необходимость представления сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции в случае, если речь идет о визе на срок более трех месяцев <6>); -------------------------------- <5> Речь идет о документах, подтверждающих отсутствие заболевания наркоманией либо заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо одного из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 2 апр. 2003 г. N 188 // СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1286. <6> См.: п. 46 Постановления Правительства РФ от 9 июня 2003 г. N 335 "Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы" // СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2329.

4) по сравнению с иными категориями трудовых мигрантов срок получения разрешения на работу для высококвалифицированных специалистов сокращен почти вдвое (с одного месяца до 14 дней). Во-вторых, льготы подразумевают существенное увеличение сроков нахождения иностранных высококвалифицированных специалистов на территории Российской Федерации на основании полученных ими первичных документов: 1) высококвалифицированным специалистам разрешение на работу выдается на срок действия трудового договора, но не более чем на три года, при этом разрешение на работу им может продлеваться неограниченное число раз, но не более чем на три года для каждого такого продления. Всем другим трудовым мигрантам разрешение на работу выдается на один год, при этом разрешение на работу им может продлеваться не более чем на один год; 2) обыкновенная многократная рабочая виза им также выдается на срок действия договора, но не свыше трех лет, с последующим продлением срока действия указанной визы на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора, но не более чем на три года для каждого такого продления (для остальных - не более чем на один год); 3) на срок действия договора как высококвалифицированным специалистам, так и членам его семьи по желанию оформляется вид на жительство (документ, подтверждающий их право на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их право на свободный выезд с территории Российской Федерации и свободный въезд на ее территорию). Причем вид на жительство им может быть предоставлен со дня их прибытия в Российскую Федерацию независимо от срока их нахождения на территории России; 4) после досрочного расторжения договора с одним работодателем высококвалифицированный специалист в течение 30 рабочих дней вправе искать нового работодателя; в это время сохраняют свое действие выданные ему ранее разрешение на работу, виза и вид на жительство. В-третьих, льготы касаются предоставления высококвалифицированным специалистам более благоприятного режима осуществления трудовой деятельности: в случае если предполагается осуществление трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов. Причем количество субъектов Федерации, которые могут быть указаны в разрешении на работу, не ограничено. Существует проблема территориальной привязки трудящегося-мигранта к конкретному субъекту Федерации, сопряженная с привязкой к конкретному работодателю. Действующая в России система трудоустройства иностранных граждан построена таким образом, что иностранный работник фактически не может изменить место работы, свободно распоряжаться своим трудом, что ставит его в зависимость от работодателя. Более того, в разрешении на работу четко указывается профессия работника, по которой он и должен осуществлять трудовую деятельность в России. В соответствии с п. 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 июля 2010 г. N 564н "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)" <7> иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание), в случае, если они являются высококвалифицированными специалистами. -------------------------------- <7> Российская газета. 2010. 17 сент.

При этом: а) непрерывная продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не может превышать 30 календарных дней ежегодно в течение периода действия разрешения на работу, при направлении в служебную командировку; б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не ограничивается, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. Высококвалифицированные специалисты привлекаются к работе на территории РФ либо на основании трудового договора, либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). При этом акцент в законе сделан именно на трудовой, а не на гражданско-правовой договор. На основании ст. 11 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) <8> на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В настоящее время регулирование процессов привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляется на основе положений Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Вместе с тем, в связи с противоречиями между ТК РФ и содержащим нормы трудового права Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", применение последнего в силу ст. 5 ТК РФ не представляется возможным до внесения соответствующих изменений в ТК РФ. Таким образом, следуя буквальному толкованию закона, в настоящее время в России трудовые отношения с участием иностранных граждан не имеют правового регулирования. -------------------------------- <8> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. N 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

Исходя из анализа норм ст. 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с иностранным гражданином должен заключаться срочный трудовой договор: - разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с привлекающим его работодателем или заказчиком работ (услуг), но не более чем на три года. Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года для каждого такого продления (п. 12 ст. 13.2); - высококвалифицированный специалист вправе осуществить поиск другого работодателя в течение 30 дней со дня досрочного расторжения трудового договора (п. 11 ст. 13.2). В соответствии со ст. 58 ТК РФ срочный трудовой договор может заключаться лишь в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Очевидно, что трудовые отношения с иностранными работниками не относятся к таким случаям. Не содержится такое основание, как заключение трудового договора с иностранным высококвалифицированным специалистом, и в ч. 1 ст. 59 ТК РФ. Однако в ст. 59 ТК РФ отмечается, что срочный трудовой договор заключается "в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами". Представляется, что Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" как раз и устанавливает "другой случай" заключения срочного трудового договора. В свете сказанного нельзя считать заключение срочного трудового договора с высококвалифицированным иностранным специалистом заключением трудового договора на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований. Таким образом, к указанным договорам не может быть применена норма ст. 58 ТК РФ о том, что трудовой договор, заключенный на определенный срок без достаточных к тому оснований, считается заключенным на неопределенный срок. В статье 65 ТК РФ содержится перечень документов, предъявляемых лицом, поступающим на работу в РФ. Однако в указанной норме отсутствуют требования к документам, предъявляемым высококвалифицированными иностранными специалистами при заключении с ними трудового договора на территории РФ. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 65 ГК РФ запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо перечисленных в ст. 65 ТК РФ. Однако в соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность, если он достиг 18 лет при наличии разрешения на работу. Разрешение на работу не требуется иностранным гражданам: - приглашенным в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, - в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях; - приглашенным в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций. При этом работодатель, привлекающий к работе иностранного высококвалифицированного специалиста, обязан проверить наличие у последнего разрешения на работу. На основании п. 1 ст. 18.15 КоАП РФ <9> привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этого иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. -------------------------------- <9> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

В силу п. 2 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. Требуется конкретизация ст. 65 ТК РФ и в отношении истребования у иностранного рабочего документов, подтверждающих законность въезда и нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации, в частности, визы, миграционной карты, разрешения на временное пребывание, временное проживание, вида на жительство, иных документов, предусмотренных федеральным законом. В законодательстве не решен вопрос относительно возможности осуществления иностранным высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности по совместительству или по совмещению. На основании ст. 282 ТК РФ работник вправе заключать трудовые договоры о выполнении работником другой регулярной оплачиваемой работы в свободное от основной работы время. Согласно ст. 60.2 ТК РФ, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Однако миграционное законодательство не предусматривает возможности работы иностранного высококвалифицированного специалиста ни на условиях совместительства, ни на условиях совмещения профессий (должностей). Разрешение на работу выдается на определенных условиях, а приглашающий специалиста работодатель принимает обязательство оплатить (возместить) расходы государства, связанные с возможным административным выдворением или депортацией. Представляется возможным предоставить возможность иностранным высококвалифицированным специалистам работать на территории РФ на условиях совмещения или совместительства. Это позволит восполнить дефицит высококвалифицированных специалистов в конкретной сфере деятельности и сократит расходы работодателей на привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов. В этой связи представляется необходимым предоставить возможность высококвалифицированным специалистам указывать в разрешении на работу несколько профессий (должностей), видов деятельности или выдавать несколько разрешений на работу по разным профессиям (должностям), видам деятельности. В соответствии со ст. 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное может быть аннулировано по основаниям, предусмотренным п. 9 и 9.1 ст. 18 указанного Закона; по тем же основаниям может быть получен отказ в продлении срока действия разрешения на работу. Так, например, в соответствии с п. 9.1 ст. 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ранее выданное разрешение на работу аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина на территории РФ. В силу п. 9.3 ст. 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в случае аннулирования разрешения на работу или истечения срока действия разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для такого продления в соответствии с настоящим Федеральным законом, трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенный с иностранным гражданином, подлежит прекращению. Однако такое основание прекращения трудового договора в ТК РФ прямо не закреплено. Вместе с тем, согласно ст. 77 ТК РФ, трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Таким образом, представляется, что в п. 9.3 ст. 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" содержится специальное основание прекращения трудового договора с иностранным работником, в т. ч. и высококвалифицированным специалистом. В силу п. 14 ст. 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" высококвалифицированный специалист и прибывшие в Российскую Федерацию члены его семьи, являющиеся иностранными гражданами, должны иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) медицинского страхования либо должны иметь право на основании соответствующего договора, заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи. Обеспечение указанных гарантий получения высококвалифицированным специалистом и членами его семьи указанной медицинской помощи в течение срока действия заключаемого с данным высококвалифицированным специалистом трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является обязательным условием указанного трудового договора или существенным условием указанного гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Вместе с тем в Законе не указано, с какого момента работодатель обязан осуществить добровольное медицинское страхование высококвалифицированного специалиста и членов его семьи. Представляется, что такая обязанность возникает у работодателя с момента заключения трудового договора. Однако до этого момента иностранный работник и члены его семьи имеют право на получение на территории РФ только экстренной неотложной помощи. Представляется, что такая ситуация может быть решена путем: - возложения обязанности по осуществлению добровольного медицинского страхования высококвалифицированного специалиста и членов его семьи на работодателя посредством закрепления обязанности работодателя предоставить полисы добровольного медицинского страхования высококвалифицированного специалиста и членов его семьи в пакете документов, подаваемых им для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, а также для оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности на территории РФ; - установления обязательного медицинского страхования на срок от одного до трех месяцев для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, въезжающих в РФ в безвизовом порядке с целью занятия трудовой деятельностью (на период до оформления трудовых отношений). Кроме того, не урегулированы вопросы социального обеспечения высококвалифицированных специалистов и членов их семей, находящихся на территории РФ. В настоящее время такие иностранные граждане не имеют права на получение в РФ пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплат при несчастных случаях на производстве, а также в случае гибели работника при осуществлении трудовой деятельности. Представляется, что, поскольку основной целью пребывания таких иностранных граждан на территории РФ является осуществление трудовой деятельности, а также исходя из того, что работодатели и государство заинтересованы в привлечении высококвалифицированных специалистов к труду в РФ, указанные социальные гарантии должны им предоставляться.

Список литературы

1. Андриченко Л. В. Особенности привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов к трудовой деятельности в России // Журнал российского права. 2011. N 7. С. 5 - 13. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1. 3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23 дек. 2010 г. N 385-ФЗ // СЗ РФ. 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 7000. 4. О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ // СЗ РФ. 2010. N 21. Ст. 2524. 5. О Перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 2 апр. 2003 г. N 188 // СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1286. 6. О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства: Федеральный закон от 28 дек. 2010 г. N 393-ФЗ // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 5. 7. Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание): Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 июля 2010 г. N 564н // Российская газета. 2010. 17 сент. 8. Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы: Постановление Правительства РФ от 9 июня 2003 г. N 335 // СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2329. 9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. N 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

Название документа