Ответственность работодателя при несчастных случаях на производстве

(Михайлов А. В.)

("Трудовое право", 2009, N 9)

Текст документа

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ

ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

А. В. МИХАЙЛОВ

Михайлов А. В., соискатель кафедры трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений, юрист.

В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений признаются наряду с другими принципами обязанность работника исполнять все трудовые обязанности - соблюдать трудовую дисциплину (это касается как рядовых работников, так и руководителей предприятий и организаций и иных ответственных лиц работодателя), а также обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Институт дисциплины труда включает в себя различные средства ее обеспечения, и одним из них является ответственность за правонарушения.

В словаре юридическая ответственность трактуется как государственное принуждение к исполнению требований права, правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством, обществом. Юридической ответственности не существует без обязанностей, сформулированных в норме права.

Определение юридической ответственности с этой позиции основывается на следующих положениях:

- это наказание правонарушителя;

- реализация санкции правовой нормы;

- мера государственного принуждения, которая выражается в отрицательных последствиях для правонарушителя;

- обязанность претерпевать определенные лишения личного или имущественного характера.

В юридической литературе юридическая ответственность характеризуется как обязанность лица претерпевать меры принудительного воздействия со стороны государства за совершенное правонарушение в форме лишений личного или имущественного порядка.

На стороне работодателя (юридического или физического лица, состоящего в трудовых отношениях с работником) от его имени и в его интересах выступают руководитель, иные ответственные лица, осуществляющие деятельность по выполнению указанных функций работодателя, т. е. они осуществляют работодательскую правоспособность юридического лица. Эти функции одновременно являются трудовыми обязанностями указанных лиц.

Так, среди лиц, осуществляющих права и обязанности работодателя, особое место занимает руководитель. Руководитель предоставляет свой труд в распоряжение работодателя и действует в сфере организации и управления трудом от его имени, он представляет работодателя в возникающих отношениях с работником. Таким образом, руководитель выступает в качестве "сосубъекта" представляемого им юридического лица в трудовом правоотношении с работником.

Руководитель, несмотря на некоторые особенности своего правового статуса, является наемным работником, выполняющим определенную трудовую функцию и осуществляющим свои обязанности на основании трудового или иного связанного с трудом договора. И несмотря на то, что, как верно отметила Г. С. Скачкова, "отличие правового статуса руководителя от статуса работника столь значительно, что многие нормы трудового законодательства к руководителю не могут быть применимы в том "чистом" виде, как они применяются к рядовым работникам", руководитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности и к нему применяются такие взыскания, как замечание, выговор и др.

Противоправное поведение руководителя, иных ответственных лиц работодателя, служащее основанием привлечения их к юридической ответственности, выражается в невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на них трудовых обязанностей, а также в злоупотреблении предоставленными полномочиями.

В силу специфики осуществляемой руководителем или иным ответственным лицом работодателя трудовой функции по управлению процессом труда в большинстве случаев он лично не является непосредственным причинителем ущерба. В этом случае можно предположить, что, если непосредственным нарушителем является работник, действовавший с ведома или по поручению руководителя, ответственность последнего исключается. На самом деле это не так, поскольку на руководителя возлагается обязанность по осуществлению управления организацией, созданию и обеспечению условий соблюдения трудового законодательства, в том числе законодательства об охране труда, т. е. обязанность не допускать нарушений, являющихся основанием привлечения к ответственности.

В Трудовом кодексе РФ отсутствует такое понятие, как "администрация", но употребляется термин "должностное лицо" (ст. ст. 220, 362 ТК РФ). Определения должностного лица в Кодексе нет, поэтому для установления круга ответственных лиц работодателя представляет определенный интерес то, что понимается под термином "должностное лицо" в иных отраслях права.

В Уголовном кодексе РФ должностные лица выделяются в качестве специальных субъектов преступления по признакам, характеризующим правовое положение субъекта, которое определяется характером и содержанием осуществляемой им деятельности.

В гл. 30 УК РФ понятие должностного лица раскрывается применительно к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Должностными лицами здесь признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).

Что касается лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации, независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, они в соответствии с уголовным законодательством называются выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации (ст. 201 УК РФ).

В административном праве должностные лица также относятся к специальным субъектам административной ответственности, отличительной чертой которых является невыполнение обязанностей, возложенных на них в силу занимаемой должности. Под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Термин "должностное лицо" в уголовном и административном праве применяется к ограниченному числу работников, главным образом в государственных организациях, и не является универсальным в условиях многообразия форм собственности и организационно-правовых форм организаций-работодателей. Поэтому нельзя не согласиться с Н. В. Щукиной, предлагающей использовать для обозначения лиц, осуществляющих функции работодателя, более широкое понятие "иные ответственные лица работодателя", что позволит нам более точно определить субъектов ответственности за нарушения трудового законодательства.

Таким образом, ответственные лица работодателя - это лица, наделенные полномочиями по совершению от имени работодателя и в его интересах юридически значимых действий в области труда, трудовых отношений, осуществляющих организацию труда. В законодательстве нет определения ответственных лиц работодателя, что не допускает применять к ним необходимые меры ответственности.

По результатам работы органов федеральной инспекции труда видно, что за нарушения законодательства о труде и об охране труда к ответственности привлекаются лица, занимающие следующие должности: директор, заместители директора, главный инженер, начальник производства, старший мастер, начальник участка, начальник цеха и др. Большинство этих лиц привлекаются к ответственности на общих основаниях, т. к. для них законодательно не предусмотрена повышенная ответственность.

Таким образом, можно предположить, что понятие "иные ответственные лица работодателя" включает в себя заместителей и помощников руководителя, главных специалистов, руководителей структурных подразделений, старших мастеров, мастеров и других лиц, у которых в подчинении находятся те или иные работники и которые выполняют функцию управления по отношению к ним. В отличие от руководителя эти лица обладают меньшим объемом прав и, соответственно, несут ответственность в меньшем объеме, чем руководитель. Субъектами ответственности за нарушение трудовых прав работников они становятся в случае противоправного виновного нарушения трудового законодательства, неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей, причинившего вред интересам работника.

Ответственные руководители работ отличаются именно тем, что им принадлежит распорядительно-дисциплинарная власть над другими работниками в процессе труда и на них непосредственно лежит обязанность по обеспечению условий труда, безопасных для здоровья работников.

В гл. 43 "Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации" ТК РФ предусматриваются особенности содержания, порядка заключения и расторжения трудового договора, а также повышенная ответственность данной категории работников.

В ст. 277 ТК РФ предусмотрена полная материальная ответственность руководителя организации за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, руководитель возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. Кроме того, для руководителя организации законодательство предусмотрело дополнительные основания прекращения трудового договора (п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Однако в отношении иных ответственных лиц такие нормы отсутствуют, что приводит к применению к данной категории работников в случае нарушения трудового законодательства исключительно норм об ограниченной материальной ответственности.

В ст. 81 ТК РФ установлены дополнительные основания расторжения трудового договора с членами коллегиального исполнительного органа организации (правления, дирекции), которые могут состоять с организацией в трудовых отношениях на основе трудового договора.

Таким образом, нормы, устанавливающие повышенную ответственность в отношении иных ответственных лиц организации за нарушения трудового законодательства, в том числе законодательства об охране труда, в Трудовом кодексе отсутствуют, что с учетом указанных выше признаков, характеризующих особенности трудоправового статуса данной категории работников как специальных субъектов ответственности, представляется недопустимым.

На руководителей и иных лиц, представляющих работодателя, налагается не только ответственность по нормам трудового права. Юридическая ответственность, как было отмечено выше, выражается в санкциях, а нормам, составляющим институт охраны труда, несвойственны какие-либо специальные санкции. В отличие от других норм, составляющих рассматриваемый институт, они входят в институты различных отраслей права. Указанные нормы опираются на санкции дисциплинарной и материальной ответственности, а также санкции административного и уголовного права. Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (ст. 419 ТК РФ). Это положение в полной мере касается руководителей и иных лиц, представляющих работодателя, нарушающих трудовое законодательство.

Таким образом, далее будут рассматриваться особенности привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей и иных ответственных лиц организации, привлечение к материальной ответственности работодателя, а также привлечение к материальной, административной и уголовной ответственности руководителей и иных ответственных лиц как субъектов, привлекаемых к ответственности лично и в регрессном порядке.

Трудовые правоотношения характеризуются двумя видами юридической ответственности: дисциплинарной и материальной, которые регулируются нормами трудового права.

К дисциплинарной ответственности лица привлекаются в случае, если правонарушение связано с невыполнением или ненадлежащим выполнением трудовых обязанностей, но не представляет общественной опасности (не является преступлением) и предполагает применение дисциплинарных санкций.

Выделяются следующие характерные признаки дисциплинарного проступка, которые отражают содержание данного понятия:

- дисциплинарный проступок не является общественно опасным деянием, так как общественно опасным признается лишь преступление, то есть деяние, запрещенное УК РФ (ст. 14);

- дисциплинарный проступок может совершаться только работниками, состоящими в трудовых отношениях с данным работодателем;

- дисциплинарный проступок выражается в противоправном и виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении работником своих трудовых обязанностей;

- ответственность за дисциплинарный проступок наступает, как правило, перед работодателем или перед вышестоящим органом.

В ст. 192 ТК РФ дисциплинарным проступком признается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Руководитель и иные ответственные лица работодателя привлекаются к дисциплинарной ответственности за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей по осуществлению организационно-распорядительной и хозяйственной деятельности, т. е. за совершение дисциплинарного проступка.

Общая дисциплинарная ответственность предусмотрена ст. 192 ТК РФ и распространяется на всех работников, поэтому ее называют дисциплинарной ответственностью по правилам внутреннего трудового распорядка. В соответствии с данной статьей за совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. При этом не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами, положениями о дисциплине для отдельных категорий работников. Таким образом, перечень дисциплинарных взысканий, содержащийся в ст. 192 ТК РФ, не подлежит расширительному толкованию.

Основными критериями отграничения специальной дисциплинарной ответственности являются источники регулирования (уставы и положения о дисциплине), круг лиц, на которых она распространяется, применение особых мер взыскания в зависимости от отраслевой принадлежности организации, статуса должностного лица. Это обусловлено тем, что руководители и иные ответственные лица должны нести повышенную ответственность, а также тем, что в определенных отраслях экономики требуется более строгое поддержание порядка, а его нарушение может повлечь серьезные последствия, связанные с жизнью людей, их безопасностью.

Поскольку руководитель и иные ответственные лица работодателя, как уже говорилось, находятся в двойственном положении, являясь одновременно и наемными работниками, и представителями работодателя, то нарушение обязанностей, как в первом, так и во втором случае, повлечет при совершении дисциплинарного проступка наложение дисциплинарного взыскания. При этом к ним могут применяться меры как общей дисциплинарной ответственности, так и специальной.

Трудовой кодекс РФ в ст. 195 предусматривает применение к руководителю организации и его заместителям дисциплинарных взысканий вплоть до увольнения.

Увольнение работника является самой строгой мерой дисциплинарного взыскания. Законодательством подробно регламентированы случаи нарушения трудовой дисциплины, которые могут служить основанием расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Так, в п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусмотрена возможность увольнения в качестве дисциплинарного взыскания в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; пп. "д" п. 6 ч. 1 ст. 81 Кодекса предусматривает новое основание увольнения в случае нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий. Нарушение работником требований охраны труда в этом случае должно быть установлено и подтверждено соответствующими документами (актом о несчастном случае, экспертным заключением, постановлением федерального инспектора по охране труда и др.).

Работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с руководителем организации (филиала, представительства) или его заместителями, если ими было допущено однократное грубое нарушение своих трудовых обязанностей.

Грубое нарушение - понятие оценочное, и вопрос о нем решается работодателем. Трудовой кодекс не определяет, какие нарушения в данном случае могут быть отнесены к числу грубых. По сложившейся практике применения аналогичной нормы ранее действовавшего КЗоТа РФ (п. 1 ст. 254) к их числу относится неисполнение указанными лицами обязанностей, значимых для организации, если это может повлечь причинение вреда здоровью работников, причинение имущественного или иного ущерба организации.

Одной из проблем при применении мер дисциплинарного взыскания является неурегулированность вопроса о том, какое взыскание и за какой проступок может быть применено к руководителю или иному ответственному лицу работодателя, исходя из закрепленного перечня дисциплинарных взысканий.

Конкретное содержание меры ответственности зависит от характера дисциплинарного проступка. Однако в трудовом праве эта связь не так осязаема, как в уголовном праве между преступлением и мерой уголовного наказания, в административном праве между проступком и мерой административной ответственности, так как в названных отраслях права определенному составу правонарушений соответствуют конкретные меры ответственности. В трудовом праве составы дисциплинарных проступков, как правило, не сформулированы и санкции не привязаны к составу правонарушения.

Выбор санкции должен производиться исходя из степени общественной опасности дисциплинарного проступка, наличия или отсутствия умысла лица, вероятности наступления неблагоприятных последствий.

В Трудовом кодексе закреплен исчерпывающий перечень случаев применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения. Что касается таких санкций, как замечание и выговор, ТК РФ не устанавливает, в каких случаях руководители и иные ответственные лица привлекаются к этим видам дисциплинарной ответственности.

Право наложения дисциплинарных взысканий принадлежит работодателю. Статья 22 ТК РФ указывает, что работодатель имеет право привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами. От имени работодателя, являющегося юридическим лицом, выступает руководитель соответствующей организации. Он выбирает конкретную меру дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством, учитывая при этом степень тяжести совершенного проступка, причиненный им вред и обстоятельства, при которых дисциплинарный проступок совершен.

Таким образом, решение о применении меры взыскания выносит работодатель, который может не воспользоваться предоставленным ему правом и ограничиться устным замечанием, беседой. То, что работодатель имеет право применить меру дисциплинарного взыскания, но не обязан, нарушает один из принципов юридической ответственности - принцип неотвратимости наступления ответственности, направленный на то, что ни одно правонарушение не должно остаться безнаказанным.

Принцип, согласно которому работодатель может, но не обязан привлекать к дисциплинарной ответственности, неприменим по отношению к руководителю организации, его заместителям, т. к. работодатель обязан применить к указанным лицам дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения, если имели место нарушения законодательства о труде и локальных нормативных актов (ст. 195 ТК РФ).

При этом необходимо заметить, что в основном нарушения законодательства об охране труда, часто приводящие к несчастным случаям на производстве, совершают не руководители и их заместители, а другие ответственные лица, которые наделены правом выполнения властно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в организации (главные специалисты, руководители структурных подразделений, старшие мастера и др.). Как уже указывалось, на этих лиц распространяются нормы общей дисциплинарной ответственности, поэтому представляется необходимым включить в ст. 195 ТК РФ в число лиц, к которым работодатель обязан применить дисциплинарное взыскание, наряду с руководителями и их заместителями иных ответственных лиц, представляющих работодателя.

Трудовой кодекс РФ устанавливает основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе касающихся материальной ответственности сторон трудового договора. Так, ст. 2 ТК РФ относит к ним принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

ТК РФ в гл. 38 предусматривает следующие случаи материальной ответственности работодателя перед работником: 1) возмещение материального ущерба, причиненного в результате незаконного лишения его возможности трудиться; 2) материальная ответственность за ущерб, причиненный имуществу работника; 3) материальная ответственность за задержку выплаты заработной платы; 4) возмещение морального вреда, причиненного работнику.

В учебной литературе выделяют три группы случаев материальной ответственности работодателя перед работником:

1) нарушение права работника на труд;

2) нарушение работодателем неимущественных прав работника в трудовом правоотношении, компенсация морального вреда;

3) нарушение права работника на охрану здоровья в связи с причинением ему трудового увечья.

С установлением обязательного государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный здоровью работника при выполнении им трудовых обязанностей, видоизменилась в обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и оплату обязательных страховых тарифов.

Страховой механизм возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника, был введен Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Практика применения Закона выявила и недостатки, имеющиеся в этой области. Закон породил абсолютного монополиста на данный вид деятельности в лице Фонда социального страхования. Возможно, что есть необходимость внести в Закон изменения, позволяющие расширить участие в страховании негосударственных страховых организаций. Очевидно, что появление иных страховщиков предполагает предложение различных условий страхования и наличие конкуренции и возможности страхователя выбрать для себя более выгодного страховщика, позволит лучше использовать средства: не только на выплаты пострадавшим, но и на осуществление мер профилактического характера.

Следующий недостаток касается определения основных задач обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве. Статья 1 Закона предусматривает следующую очередность задач: во-первых, обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; во-вторых, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; и только в последнюю очередь обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Опыт государств, имеющих длительную историю применения соответствующего страхового законодательства, показывает, что приоритет отдается предупреждению несчастных случаев на производстве и созданию механизмов экономической заинтересованности субъекта страхования в осуществлении профилактических мер.

Гражданско-правовая ответственность наступает по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, который устанавливает общие принципы, основания и условия имущественной ответственности юридических и физических лиц.

Помимо этого, Гражданский кодекс предусматривает и возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность в порядке добровольного или обязательного социального страхования, в нашем случае работодателем, в случае, если страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред (ст. 1072 ГК РФ).

Говоря об ответственности работодателя, необходимо остановиться на проблеме компенсации морального вреда в связи с нарушениями законодательства об охране труда. В действовавшем ранее КЗоТе РФ возможность компенсации причиненного работнику морального вреда прямо предусматривалась только в ст. 213 в случае незаконного увольнения или незаконного перевода работника на другую работу. В ТК РФ этот способ правовой защиты упоминается в нескольких нормах и уже вполне определенно рассматривается в качестве универсального метода защиты трудовых прав.

Статья 237 ТК РФ устанавливает правила компенсации морального вреда. Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. Статья 237 Кодекса не указывает на конкретные виды правонарушений, поэтому право на возмещение морального вреда работник имеет во всех случаях нарушения его трудовых прав, сопровождающихся нравственными или физическими страданиями.

Таким образом, при несчастных случаях на производстве наряду с возмещением вреда здоровью, осуществляемым ФСС РФ, а также привлечением руководителя и иных ответственных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда очевидным является право работника требовать компенсации морального вреда.

В ст. 8 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве, осуществляется причинителем вреда, т. е. непосредственно работодателем.

Допуская нарушения законодательства об охране труда, руководитель и иные ответственные лица действуют в интересах работодателя и от его имени, поэтому моральный вред взыскивается с организации. В соответствии с действующим законодательством при судебном рассмотрении дел о нарушении трудовых прав работников указанные лица привлекаются к материальной ответственности в регрессном порядке в случае их виновного поведения.

Основаниями ответственности работодателя за причинение работнику морального вреда являются: наличие морального вреда; неправомерное поведение (действие или бездействие) работодателя, нарушающее права работника; причинная связь между неправомерным поведением работодателя и страданиями работника; вина работодателя.

Статья 1101 ГК РФ предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Если стороны не достигли согласия, предусмотрена передача материалов в суд, который должен установить факт причинения морального вреда и размеры его возмещения. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Отсутствие наработанной методики определения морального вреда, несмотря на попытку урегулировать этот вопрос, является серьезным препятствием для реализации работниками своего права в полном объеме.

Трудовой кодекс РФ в ст. 277 предусматривает полную материальную ответственность руководителя за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Эта же статья предусматривает конкретную привязку к нормам гражданского права, говоря, что расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.

Гражданским кодексом РФ установлен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина при исполнении договорных или иных обязательств. Вред возмещается по правилам, установленным ГК РФ "Обязательства вследствие причинения вреда" гл. 59, если законодательством не предусмотрен более высокий размер ответственности (ст. 1084 ГК РФ). Объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, определяется в соответствии со ст. 1085 ГК. На руководителя организации как работника, состоящего с ней в трудовых отношениях, распространяются и общие положения о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю (ст. ст. 232, 233, 238 - 250 ТК), с особенностями, установленными ст. 277 ТК РФ.

Таким образом, при разработке Трудового кодекса законодатель учел специфику трудовых отношений руководителя организации и установил для него повышенную по сравнению с другими работниками материальную ответственность.

Но нужно отметить, что для иных ответственных лиц повышенная ответственность ТК РФ не предусмотрена, поэтому, так же как и в случае с дисциплинарной ответственностью, в отношении этих лиц необходимо пользоваться нормами об общей материальной ответственности. Статья 242 Кодекса предусматривает возможность возложения полной материальной ответственности на работника в случаях, предусмотренных Кодексом или иным федеральным законом. Статья 243 среди прочих предусматривает следующие случаи полной материальной ответственности: умышленное причинение ущерба; причинение ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда, а также в результате административного проступка, если таковой был установлен соответствующим государственным органом.

Часть 2 ст. 243 ТК РФ предусматривает возможность, а не обязанность, как в отношении руководителя, устанавливать материальную ответственность в полном размере трудовым договором, но только с заместителями руководителя и главным бухгалтером организации. Представляется разумным предусмотреть возможность установления в трудовом договоре повышенной материальной ответственности и с иными ответственными лицами работодателя.

Что касается административной ответственности, в КоАП РФ имеется ряд статей, посвященных правонарушениям, посягающим на трудовые права граждан (ст. ст. 5.27 - 5.34, 5.40, 5.44).

В отличие от ранее действовавшего КоАП РСФСР, который также имел аналогичные статьи, новый КоАП РФ отдельные правонарушения устанавливает впервые. Так, ст. 5.44 КоАП РФ устанавливает ответственность за сокрытие страхового случая на производстве при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, необходимость в которой возникла с принятием Федерального закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (ст. 19 Закона). Названная норма предусматривает административное наказание в виде штрафа, налагаемого на граждан, в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

Статья 5.27 гласит:

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ), влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Это новый вид административного наказания для российского законодательства. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим. Таким образом, эта санкция также косвенно определяет субъекта ответственности.

Из определения видно, что административная ответственность, закрепленная в данной статье, распространяется как на руководителей, так и на иных ответственных лиц работодателя. За три года действия КоАП РФ данный вид ответственности неоднократно применялся. Так, госинспекциями труда в субъектах РФ направлено в суды 212 протоколов об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности лиц, виновных в повторном в течение года нарушении трудового законодательства, и привлечении к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, по этим материалам было дисквалифицировано 52 руководителя.

Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" был введен такой вид ответственности, как административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности предусмотрено за нарушение законодательства о труде и об охране труда, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушение требований промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, требований нормативных документов в области строительства и др.

Кроме того, Федеральным законом N 45-ФЗ внесено изменение в ст. 19.5 КоАП, которым в два раза увеличен размер штрафа за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, а к должностному лицу предусматривается такая мера ответственности, как дисквалификация на срок до трех лет. Такое ужесточение мер административной ответственности, несомненно, должно повлечь более внимательное отношение работодателей к соблюдению трудовых норм и своевременное устранение допущенных нарушений.

Одной из особенностей отдельных элементов состава административного правонарушения и субъектов административной ответственности за нарушение трудового законодательства является возможность привлечения к административной ответственности юридических лиц.

Привлечение к административной ответственности осуществляется за нарушение конкретных требований охраны труда, выявленных в процессе надзора и контроля за их соблюдением. Административные взыскания имеют право налагать органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда в пределах своей компетенции.

Уголовная ответственность представляет собой наиболее строгий вид наказания за нарушения законодательства о труде и об охране труда, наступающий за совершение правонарушений, являющихся преступлениями, т. е. виновных общественно опасных деяний, запрещенных УК РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).

К уголовной ответственности в рамках существующей в Российской Федерации системы законодательства привлекаются только физические лица. В рамках настоящего исследования субъектом ответственности являются руководитель и иные ответственные лица работодателя, а не сам работодатель.

За нарушение требований законодательства об охране труда уголовная ответственность предусмотрена ст. 143 УК РФ, которая гласит:

1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ), наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ).

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ).

Субъектом ответственности за совершение преступлений, предусмотренных данной статьей, является лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо смерть человека.

Несомненно, работники, на которых возложена обязанность по соблюдению определенных правил, несоблюдение которых создает повышенную опасность для окружающих, должны нести ответственность, если будет причинен вред жизни или здоровью граждан. Но указанная обязанность работника напрямую связана с обязанностью работодателя по обеспечению безопасных условий труда. Кроме того, руководящие работники должны осуществлять контроль за соблюдением работниками правил охраны труда. По данным федеральной инспекции труда о работе по надзору и контролю за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, основной причиной несчастных случаев на производстве являются ненадлежащая организация производства и неудовлетворительная организация мероприятий по охране труда, которые должны обеспечиваться руководителем и иными ответственными лицами работодателя.

Однако нельзя забывать, что между руководителем и лицами, оказавшимися потерпевшими при нарушении правил охраны труда, имеется промежуточное звено. Это те лица, которые непосредственно отвечают за соблюдение правил по охране труда на конкретных участках работ (например, мастер цеха, бригадир). Эти лица в первую очередь должны привлекаться к ответственности за нарушение правил охраны труда. Руководящие же работники, являющиеся должностными лицами, в этих случаях могут быть привлечены к ответственности за должностные преступления (злоупотребление должностными полномочиями или халатность).

Поскольку объектом преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, является конституционное право гражданина на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, постольку и потерпевшими в результате преступных нарушений правил охраны труда могут быть только работники данного предприятия либо лица, чья постоянная или временная деятельность связана с данным производством. Таким образом, если в результате нарушения правил охраны труда пострадает лицо, не связанное трудовыми отношениями с данным предприятием, то должностное лицо несет ответственность в зависимости от характера нарушения по статьям о должностных преступлениях (ст. ст. 285, 293 УК РФ). Разграничение перечисленных преступлений проводится также по кругу возложенных на лицо обязанностей. Субъектом нарушения правил охраны труда может быть только лицо, которое непосредственно ответственно за соблюдение конкретных правил безопасности на определенном участке работ. Субъектом же, например, халатности является лицо, осуществляющее общее руководство и обязанное знать, что происходит на каждом участке руководимого им объекта.

Выбор статьи зависит также от характера последствий преступления. Так, если в результате нарушения ст. 285 УК РФ последствия, как показывает практика, носят материальный характер и состоят в имущественном вреде, причиненном соответствующему предприятию или организации, то последствием нарушения ст. 143 УК РФ является причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, а также наступление смерти лица, участвующего в трудовом процессе.

Руководители и иные ответственные лица работодателя привлекаются к уголовной ответственности по ст. 201 УК РФ, предусматривающей злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, т. е. лицом, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации, независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Глава 24 "Преступления против общественной безопасности" УК РФ предусматривает также уголовную ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215), при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216), а также нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217). В качестве субъектов указанных преступлений рассматриваются как руководитель и иные ответственные лица, так и иные работники, деятельность которых связана с соответствующим производством.

За совершение преступлений, посягающих на трудовые права граждан, виновные лица привлекаются к таким видам уголовной ответственности, как штраф, исправительные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Но на сегодняшний день наиболее распространенной мерой уголовной ответственности за совершение указанных преступлений является штраф. Учитывая установленные в санкциях норм УК РФ невысокие суммы штрафов, сложно говорить об эффективности применения штрафов и о достижении целей уголовного наказания.

В связи с этим представляется уместным, во-первых, увеличить размеры штрафов за преступные нарушения законодательства об охране труда, во-вторых, расширить перечень случаев применения таких санкций, как лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

Судебная практика по делам о нарушении правил охраны труда немногочисленна. Автор хотел бы далее привести полностью Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 1991 г. N 1 "О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ" (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.1993 N 11, от 25.10.1996 N 10, от 06.02.2007 N 7).

Название документа