Справка для безработного
(Семенова М.)
("ЭЖ-Юрист", 2009, N 26)
Текст документа
СПРАВКА ДЛЯ БЕЗРАБОТНОГО
М. СЕМЕНОВА
Марина Семенова, газета "ЭЖ-Юрист".
Сотрудника уволили по сокращению штата. Работодателем вовремя не была выдана необходимая для постановки на учет в центре занятости справка о доходах (была выдана по форме 2-НДФЛ). По причине отсутствия этой справки работнику было отказано в постановке на учет в центре занятости. Что можно предпринять в отношении работодателя?
О. Титова, Брянская область
Для принятия решения о признании гражданина безработным последний в числе прочих документов должен представить органу службы занятости справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"). Из данной нормы следует, что выдать такую справку обязан работодатель по месту последнего трудоустройства гражданина.
Форма 2-НДФЛ не может заменить справку о доходах, предусмотренную Законом о занятости, поскольку не содержит всей необходимой информации. Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице определен Постановлением Минтруда России от 12.08.2003 N 62.
Если работнику было отказано в выдаче справки в период, когда он еще не был уволен, то можно говорить о нарушении работодателем ст. 62 Трудового кодекса РФ.
Согласно названной норме работодатель обязан по письменному заявлению работника не позднее трех рабочих дней со дня его подачи выдавать работнику копии различных документов, связанных с работой, в том числе справки о заработной плате. Перечень документов, которые работодатель должен выдавать, не считается исчерпывающим, поэтому исходя из норм данной статьи и норм Закона о занятости можно утверждать, что работодатель обязан выдавать и упомянутую в указанном Законе справку о среднем заработке.
Нарушение законодательства о труде карается административным штрафом по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (на должностных лиц - в размере от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц - от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток). Наложить такой штраф на работодателя вправе Федеральная инспекция труда, куда работнику следует написать жалобу. Она же в соответствии со ст. 357 ТК РФ может выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (то есть о выдаче нужной справки).
Работник также вправе обратиться в суд с иском о понуждении работодателя к выдаче необходимой справки. Обращение в суд возможно, если с момента отказа в выдаче справки прошло не более трех месяцев (ст. 392 ТК РФ). Данный срок может быть восстановлен в случае, если суд признает причины его пропуска уважительными.
Если же гражданин обратился с просьбой о выдаче справки после увольнения (либо не может подтвердить факт своих обращений в период работы), то ситуация усложняется. Он перестал быть работником, следовательно, на его отношения с бывшим работодателем нормы Трудового кодекса (в том числе нормы ст. 62) не распространяются. Соответственно, оштрафовать бывшего работодателя за нарушение трудового законодательства будет нельзя. Однако это не лишает работника права обратиться в суд с тем, чтобы получить требующуюся справку.
Отметим также, что, на наш взгляд, отсутствие справки не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного. Просто орган службы занятости должен рассматривать его как ранее не работавшего (п. 2 ст. 3 Закона о занятости) и производить расчет пособия исходя из минимальной величины пособия по безработице (пока не будет представлена справка о среднем заработке). Так обычно происходит в случаях, когда работник не может представить справку по не зависящим от него причинам (например, если организация ликвидирована).
Название документа