Сократить мать-одиночку

(Овчинникова У.)

("ЭЖ-Юрист", 2009, N 20)

Текст документа

СОКРАТИТЬ МАТЬ-ОДИНОЧКУ

У. ОВЧИННИКОВА

Ульяна Овчинникова, юрист.

В результате слияния двух банков проводится сокращение штата. Возможно ли сокращение сотрудницы с шестилетним стажем, имеющей статус матери-одиночки? Ребенку 12 лет. В июне 2008 г. имело место нарушение должностных обязанностей, за что объявлен выговор. Если возможно сокращение, то на каких условиях? Имеют ли право урезать зарплату, понизить в должности? Какие права имеет такая сотрудница?

С. Николаева, г. Москва

Особенностью расторжения трудового договора в связи с сокращением численности является необходимость соблюдения работодателем определенной процедуры увольнения и предоставления гарантий некоторым категориям работников. Причем при рассмотрении дел о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдения установленного порядка увольнения возлагается на работодателя (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Статья 261 ТК РФ содержит прямой запрет на увольнение одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида - до 18 лет) в связи с сокращением численности или штата. Трудовой договор с таким работником может быть расторгнут только в случаях:

- ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);

- неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);

- однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей (п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);

- совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);

- совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);

- однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);

- представления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора (п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

- для педагогических работников п. 2 ст. 336 ТК РФ предусмотрено дополнительное основание увольнения - применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Как следует из вопроса, в июне 2008 года работница совершила дисциплинарный проступок, за что работодатель применил по отношению к ней меру дисциплинарного взыскания - выговор. Важно отметить, что согласно ст. 192 ТК РФ применение дисциплинарного взыскания является не обязанностью, а правом работодателя. Иными словами, работодатель может учесть все обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, личность работника, оценить тяжесть проступка и его последствий и не наказывать работника.

Если работодателем все же принято решение объявить работнику выговор, как в рассматриваемом случае, то в силу ст. 193 ТК РФ работник может обжаловать наложенное взыскание в Государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Как видим, работница банка не воспользовалась своим правом на обжалование приказа о наказании в трехмесячный срок с момента ознакомления с таковым (ст. ст. 386, 392 ТК РФ), и работодатель по собственной инициативе также не снял дисциплинарное взыскание с работницы, поэтому выговор является действующим. Согласно ст. 194 ТК РФ работник считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня применения взыскания он не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

Учитывая изложенное, если в течение года с момента применения дисциплинарного взыскания работницей совершается новый дисциплинарный проступок и работодателем к ней будет вновь применено дисциплинарное взыскание, то при соблюдении всей процедуры трудовой договор может быть расторгнут ввиду неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Что же касается таких понятий, как "урезать зарплату", "понизить в должности", то, скорее всего, здесь речь идет об изменении условий трудового договора и о переводе.

Согласно ст. 74 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается по инициативе работодателя только в следующих случаях:

- изменение организационных условий труда (внедрение новых способов управления производством, совершенствование рабочих мест на основе их аттестации, структурная реорганизация производства и т. п.);

- изменение технологических условий труда (изменение в технике и технологии производства, изменение профиля производства и т. п.).

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. Согласно ч. 8 ст. 74 ТК РФ изменения определенных сторонами условий трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Пленум ВС РФ в Постановлении от 17.03.2004 N 2 указал следующее. Работодатель обязан представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшило положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств прекращение трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ или изменение определенных сторонами условий трудового договора не может быть признано законным (п. 21).

Перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем (ст. 72.1 ТК РФ). Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ (временный перевод).

За защитой своих трудовых прав работница имеет право обратиться в суд, а также в комиссию по трудовым спорам (если таковая имеется).

Название документа

Вопрос: Стаж работы на должности начальника секретной части - 10 лет. Образование - среднее техническое. Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 оклад по занимаемой мной должности - от 6180 до 7320 руб. Решением аттестационной комиссии, утвержденной военкомом, определили оклад по максимуму. Финансисты не разрешили, ссылаясь на отсутствие высшего образования. Правомерны ли действия финансовых органов?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Стаж работы на должности начальника секретной части - 10 лет. Образование - среднее техническое. Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 оклад по занимаемой мной должности - от 6180 до 7320 руб. Решением аттестационной комиссии, утвержденной военкомом, определили оклад по максимуму. Финансисты не разрешили, ссылаясь на отсутствие высшего образования. Правомерны ли действия финансовых органов?

Ответ: В соответствии с п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 555 заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации приказано обеспечить установление оплаты труда гражданского персонала в подчиненных бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом утвержденных профессиональных квалификационных групп и государственных гарантий по оплате труда. Следует указать, что в связи с изданием Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 665 утратило силу Постановление Министерства труда Российской Федерации от 25 декабря 1995 г. N 72 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников бюджетной сферы Министерства обороны Российской Федерации", которым были установлены следующие требования к квалификации начальника секретной части: высшее профессиональное образование, специальная подготовка по установленной программе для работников секретных органов и стаж работы по профилю не менее двух лет или среднее профессиональное образование, специальная подготовка по установленной программе для работников секретных органов и стаж работы по профилю не менее пяти лет.

Нового документа в редакции не имеется.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 августа 2008 г. N 394н Ваша должность отнесена к профессиональной квалификационной группе должностей служащих четвертого уровня.

Рекомендуем Вам обратиться с Вашим вопросом в организации, указанные в ответе на вопрос 123456, опубликованном в настоящем номере.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Я работаю в РВК помощником военного комиссара - начальником отделения социального и пенсионного обеспечения. Ранее, до введения новой системы оплаты труда, тарифная ставка с начальником финансового отдела была одинаковая. Какой базовый оклад должен быть по нашей должности по новой системе оплаты труда?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Я работаю в РВК помощником военного комиссара - начальником отделения социального и пенсионного обеспечения. Ранее, до введения новой системы оплаты труда, тарифная ставка с начальником финансового отдела была одинаковая. Какой базовый оклад должен быть по нашей должности по новой системе оплаты труда?

Ответ: Для уточнения размера оклада по Вашей должности и иным должностям в связи с введением новой системы оплаты труда предлагаем обратиться в вышестоящий военный комиссариат, а также в Управление труда и заработной платы гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации по адресу Министерства обороны Российской Федерации: 119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19.

К сожалению, в таблице 42 приложения N 1 к Приказу Ваша должность не указана. Другие должности начальников отделений военного комиссариата (кроме начальника отделения в составе отдела) по должностному окладу приравниваются к должности начальника финансово-экономического отделения. В зависимости от разряда военного комиссариата должностной оклад составляет 8500 и 9170 руб.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Военный комиссариат расположен в районе Крайнего Севера. В соответствии с ч. 2 ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации членам семьи работника оплачивается стоимость проезда независимо от времени использования отпуска. На основании п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 2008 г. N 455, оплата проезда осуществляется, если члены семьи возвращаются совместно с работником. Как производится расчет в данной ситуации?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Военный комиссариат расположен в районе Крайнего Севера. В соответствии с ч. 2 ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации членам семьи работника оплачивается стоимость проезда независимо от времени использования отпуска. На основании п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 2008 г. N 455, оплата проезда осуществляется, если члены семьи возвращаются совместно с работником. Как производится расчет в данной ситуации?

Ответ: В соответствии с п. п. 3, 12 и 13 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 455, к членам семьи работника организации, имеющим право на компенсацию расходов, относятся неработающие муж (жена), несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), фактически проживающие с работником.

Оплата стоимости проезда и провоза багажа членам семьи работника организации производится при условии их выезда к месту использования отпуска работника (в один населенный пункт по существующему административно-территориальному делению) и возвращения (как вместе с работником, так и отдельно от него) в период нахождения работника в отпуске.

Компенсация расходов производится организацией исходя из примерной стоимости проезда на основании представленного работником организации заявления не позднее чем за три рабочих дня до отъезда работника в отпуск.

Для окончательного расчета работник организации обязан в течение трех рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы работника организации и членов его семьи. В случаях, предусмотренных вышеназванными Правилами, работником организации представляется справка о стоимости проезда, выданная транспортной организацией.

Работник организации обязан полностью вернуть средства, выплаченные ему в качестве предварительной компенсации расходов, в случае, если он не воспользовался ими в целях проезда к месту использования отпуска и обратно.

Компенсация расходов работнику организации предоставляется только по основному месту работы.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: В период с 1986 по 1998 г. проходил службу в Вооруженных Силах, с 1999 по 2003 г. - в уголовно-исполнительной системе, откуда уволен по п. "в" ст. 58 Постановления ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1. В октябре 2007 г. был призван на 40-дневные сборы для переподготовки по ВУС, после которых на основании Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 мною был подан рапорт о перерасчете выслуги лет с учетом времени пребывания на военных сборах. В перерасчете УФСИН отказал. Правомерны ли действия представителя УФСИН?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: В период с 1986 по 1998 г. проходил службу в Вооруженных Силах. В последующем, в период с 1999 по 2003 г., проходил службу в уголовно-исполнительной системе.

Уволен из уголовно-исполнительной системы Российской Федерации по п. "в" ст. 58 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (по выслуге срока службы, дающей право на пенсию) с правом ношения военной формы одежды с выслугой 20 лет, 11 месяцев и 2 дня.

В октябре 2007 г. был призван военным комиссариатом Железнодорожного, Засвияжского и Ленинского районов г. Ульяновска на 40-дневные сборы для переподготовки по ВУС на базе Ульяновского высшего военного технического училища.

После получения соответствующих документов в военном комиссариате и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333 время пребывания на военных сборах засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в соответствующем порядке делается запись в документах воинского учета.

Мною был подан рапорт на имя начальника Управления ФСИН России по Ульяновской области с просьбой о перерасчете выслуги лет с учетом времени пребывания на военных сборах. Однако со стороны УФСИН последовал отказ.

Прошу Вас разъяснить мне, правомерны ли действия представителя УФСИН.

Ответ: Согласно п. 29 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333, время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета.

В соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время пребывания на военных сборах.

Таким образом, представляется, что в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами время нахождения на военных сборах должно засчитываться в выслугу лет для назначения пенсии и изменения размера пенсии. По этой причине действия представителей УФСИН являются необоснованными.

В соответствии с п. 13.1 Инструкции по организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации 2005 г. N 258, споры по исчислению выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам УИС рассматриваются комиссией соответствующего органа ФСИН России. В случае различной подчиненности пенсионного органа и учреждения (органа), в котором сотрудник проходил службу перед увольнением на пенсию, а также в порядке обжалования споры по исчислению выслуги лет разрешаются Центральной аттестационной комиссией ФСИН России.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Окончил Военный университет Министерства обороны РФ в 2008 г. Был распределен в него же. В декабре 2008 г. женился. Жена из Перми. По программе "Преемственность" выиграла гранд и была направлена от организации "Росгосстрах-Поволжье" на учебу в Московский институт МЭСИ. Сейчас оканчивает институт. По ученическому договору она должна вернуться в г. Пермь и в течение трех лет работать в "РГС-Поволжье". Что нам делать?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Окончил Военный университет Министерства обороны Российской Федерации в 2008 г. Был распределен в него же. В декабре 2008 г. женился. Жена из Перми. По программе "Преемственность" выиграла гранд и была направлена от организации "Росгосстрах-Поволжье" на учебу в Московский институт МЭСИ. Сейчас оканчивает институт. По ученическому договору она должна вернуться в г. Пермь и в течение трех лет работать в "РГС-Поволжье". Что нам делать? Возвратить деньги за обучение нет возможности. Что по этому вопросу сказано в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "О статусе военнослужащих"? В п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. N 942 говорится, что студенты, заключившие контракт с учебным заведением, по их просьбе освобождаются от заключения и исполнения контрактов с работодателем в следующих случаях, возникающих после заключения контракта с учебным заведением: жены военнослужащих офицерского и начальствующего состава, прапорщиков, мичманов и других военнослужащих, проходящих службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах МВД и других федеральных службах, если работа предоставляется не по месту службы их мужей. Однако руководство университета и "РГС-Поволжье" уведомило жену, что Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. N 942 на нее не распространяется, т. к. она обучалась не за счет бюджетных средств, в целевом порядке, а за счет средств "РГС-Поволжье". И ссылаются на п. 2.3.5 ученического договора, где сказано, что она должна полностью возместить работодателю денежные средства, если без уважительных причин она после окончания обучения не выполнит свои обязательства по данному договору, т. е. не приступит к работе.

Ответ: Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. N 942, распространяется только на обучающихся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 207 ТК РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

В Вашей ситуации уважительные причины неисполнения договора должны быть указаны в самом ученическом договоре либо трудовом договоре. Если они там не содержатся, то представляется, что Ваш вопрос придется решать в судебном порядке, так как если причину неисполнения договора не признают уважительной, то вы будете обязаны возвратить денежные средства, потраченные на обучение.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Работаю в воинской части заведующей аптекой. При переходе на новую систему оплаты труда должностной оклад был установлен как руководителю структурного подразделения со средним медицинским образованием - 7690 руб., хотя у меня высшее медицинское образование (провизор). Правомерно ли это?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Работаю в воинской части заведующей аптекой. При переходе на новую систему оплаты труда должностной оклад был установлен как руководителю структурного подразделения со средним медицинским образованием - 7690 руб., хотя у меня высшее медицинское образование (провизор). Правомерно ли это?

Ответ: Как следует из таблицы 15 приложения N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555, заведующему структурным подразделением военно-медицинского учреждения из числа провизоров, имеющему высшую квалификационную категорию, установлен должностной оклад 9270 - 10000 руб. Из содержания Вашего вопроса не следует, что Вы работаете в военно-медицинском учреждении. В этом случае должностной оклад мог быть установлен и по разд. II вышеназванного Приказа - "Размеры должностных окладов гражданского персонала воинских частей и иных организаций Министерства обороны Российской Федерации". В целях разрешения указанной ситуации Вы можете обратиться в Государственную инспекцию труда по Архангельской области по адресу: 163071, г. Архангельск, ул. Тимме, д. 23, корп. 1, а/я 54, представив дополнительные сведения.

В. И.Ковалев

Кандидат юридических наук, доцент,

заслуженный юрист Российской Федерации,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Являются ли надбавки за продолжительность непрерывной работы в медицинских учреждениях (Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 508) и надбавка за выслугу лет в Министерстве обороны Российской Федерации одинаковыми по сути? Могут ли они выплачиваться одновременно?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Являются ли надбавки за продолжительность непрерывной работы в медицинских учреждениях (Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 508) и надбавка за выслугу лет в Министерстве обороны Российской Федерации одинаковыми по сути? Могут ли они выплачиваться одновременно?

Ответ: Надбавка медицинским работникам за непрерывный стаж работы по вышеназванному Указу Президента Российской Федерации и стимулирующая выплата за выслугу лет гражданскому персоналу бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 по сути являются одной и той же стимулирующей выплатой. В Перечне видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818, под одной позицией указаны выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

Получение двух стимулирующих выплат, предусмотренных разными нормативными правовыми актами, но за одно и то же (выслугу лет, непрерывный стаж), действующим трудовым законодательством не предусмотрено.

В. И.Ковалев

Кандидат юридических наук, доцент,

заслуженный юрист Российской Федерации,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Работаю сторожем в военкомате. Работа сменная. Время дежурства за пределами месячной нормы рабочего времени оплачено без премии. Правильно ли это?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Работаю сторожем в военкомате. Работа сменная. Время дежурства за пределами месячной нормы рабочего времени оплачено без премии. Правильно ли это?

Ответ: Сменная работа может сочетаться с введением суммированного учета рабочего времени или же без такового. Согласно ст. 104 ТК РФ суммированный учет рабочего времени вводится в тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная для определенной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени.

В обязательном порядке указанный режим рабочего времени вводится с тем условием, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и др.) не превышала нормального числа рабочих часов. При суммированном учете работник в отдельные периоды времени может перерабатывать норму рабочего времени (ч. 1 ст. 104 ТК РФ). Однако такая "переработка" считается сверхурочной работой только в том случае, если она остается по окончании учетного периода (ч. 1 ст. 99 ТК РФ). Работа, выполненная сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, должна оплачиваться как сверхурочная не менее чем в двойном размере в соответствии со ст. 152 ТК РФ.

Если учетным периодом является квартал, то в отдельные месяцы квартала работник может работать больше нормального числа рабочих часов. Эта работа оплачивается в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда. Если труд работника оплачивается на основе месячного оклада, то работник, отработавший все предусмотренные графиком смены, получает полный месячный оклад. Если труд работника оплачивается исходя из дневной или часовой тарифной ставки, то заработная плата выплачивается за все отработанные по графику дни и часы.

Пример. Работнику установлена 40-часовая рабочая неделя. Его месячный оклад составляет 5000 руб. Работник работает в режиме суммированного учета рабочего времени. Учетный период - квартал. Норма рабочего времени в I квартале 2009 г. - 454 часа, в том числе: январь - 136 часов; февраль - 151 час; март - 167 часов. По графику работник должен отработать в январе 140 часов, в феврале - 158 часов, а в марте - 156 часов. Как видно, в январе и феврале работник отработает сверх нормального числа рабочих часов соответственно 4 часа (140 часов - 136 часов) и 7 часов (158 часов - 151 час). Однако, поскольку учетный период равен кварталу, переработка не является сверхурочной работой. За январь и февраль работник получит полный месячный оклад - 5000 руб. Если работник отработает все предусмотренные графиком смены в марте, то ему также следует выплатить полный месячный оклад в размере 5000 руб. По итогам учетного периода работник отработает 454 часа (140 часов + 151 час + 167 часов) и, следовательно, сверхурочной работы не будет.

В. И.Ковалев

Кандидат юридических наук, доцент,

заслуженный юрист Российской Федерации,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Работаю в среднем специальном учебном заведении ВМФ в должности заместителя начальника учебного отдела. Имею ли я право на удлиненный ежегодный отпуск в 56 календарных дней?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Работаю в среднем специальном учебном заведении ВМФ в должности заместителя начальника учебного отдела. Имею ли я право на удлиненный ежегодный отпуск в 56 календарных дней?

Ответ: Согласно ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам устанавливается ежегодный основной удлиненный отпуск. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам" (с последующими изменениями) установлены категории должностей, при занятии которых должен предоставляться удлиненный оплачиваемый отпуск. Должность заместителя начальника учебного отдела среднего специального учебного заведения в нем не указана. При изложенных обстоятельствах отпуск Вам предоставляется на общих основаниях в соответствии со ст. 115 ТК РФ.

В. И.Ковалев

Кандидат юридических наук, доцент,

заслуженный юрист Российской Федерации,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Объясните, добавляются ли праздничные и выходные дни с 1 января по 10 января к ежегодному отпуску, если отпуск попадает на эти дни?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Объясните, добавляются ли праздничные и выходные дни с 1 января по 10 января к ежегодному отпуску, если отпуск попадает на эти дни?

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 120 ТК РФ нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются. Таким образом, предоставленный Вам ежегодный отпуск подлежит продлению на 6 дней (1, 2, 3, 4 и 5 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово).

В. И.Ковалев

Кандидат юридических наук, доцент,

заслуженный юрист Российской Федерации,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: В должности заведующей библиотекой воинской части работаю с 1993 г. Образование высшее, установлен должностной оклад по нижней границе "вилки" оклада 6770 руб. - 7320 руб. Имею ли я право получать оклад в 7320 руб.?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: В должности заведующей библиотекой воинской части работаю с 1993 г. Образование высшее, установлен должностной оклад по нижней границе "вилки" оклада 6770 руб. - 7320 руб. Имею ли я право получать оклад в 7320 руб.?

Ответ: Согласно п. 4 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555) должностные оклады руководителям структурных подразделений и специалистам бюджетных учреждений и воинских частей устанавливаются руководителем бюджетного учреждения (воинской части) с учетом уровня образования, квалификационной категории, стажа работы, профессиональной подготовки, сложности и важности выполняемой работы, степени самостоятельности при выполнении поставленных задач. В каждом бюджетном учреждении Министерства обороны Российской Федерации, воинской части должен был быть разработан до 1 декабря 2008 г. локальный правовой акт, регулирующий оплату труда гражданского персонала, в котором в числе прочих условий оплаты труда должны быть установлены критерии того или иного размера должностного оклада в пределах установленной "вилки". Если этого не сделано, то при наличии нескольких работников, занимающих одну и ту же должность и имеющих одинаковую квалификацию, но получающих при этом различные оклады, изложенную ситуацию следует расценивать как дискриминацию в оплате труда, что является недопустимым.

В Вашей ситуации, с учетом того что работодатель не вышел за пределы "вилки" должностного оклада, необходимо выяснить, какими критериями при установлении оклада он руководствовался. Если будет установлено, что таких критериев нет, то возникший трудовой спор может быть разрешен путем переговоров с работодателем либо в комиссии по трудовым спорам или в суде.

В. И.Ковалев

Кандидат юридических наук, доцент,

заслуженный юрист Российской Федерации,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Работаю заведующей библиотекой в Доме офицеров. Имею ли я право работать по совместительству кладовщиком в этом же Доме офицеров?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Работаю заведующей библиотекой в Доме офицеров. Имею ли я право работать по совместительству кладовщиком в этом же Доме офицеров?

Ответ: В настоящее время вопросы совместительства регулируются гл. 44 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры". Совместительством считается выполнение работником по основному месту работы, а также в других организациях регулярной оплачиваемой работы в свободное от основной работы время.

Рабочее время совместителей не может превышать четырех часов в день или половины месячной нормы рабочего времени. Оплата труда этих работников производится пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на условиях, определенных трудовым договором. При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ. Ежегодный отпуск совместителю предоставляется одновременно с отпуском по основному месту работы. Если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, то отпуск предоставляется авансом.

Совместитель может быть уволен, помимо оснований, предусмотренных ТК РФ, также и в случае приема работника, не являющегося совместителем (ст. 288 ТК РФ). О предстоящем увольнении работник в этом случае должен быть предупрежден за две недели.

Каких-либо ограничений для работы по совместительству у Вас нет.

В. И.Ковалев

Кандидат юридических наук, доцент,

заслуженный юрист Российской Федерации,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, провизор, имею высшую квалификационную категорию. Почему мне установили базовый оклад как начальнику производственного отдела без учета квалификационной категории (таблица N 80 приложения N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 555), а не как начальнику структурного подразделения из числа провизоров (таблица N 15)?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, провизор, имею высшую квалификационную категорию. Почему мне установили базовый оклад как начальнику производственного отдела без учета квалификационной категории (таблица N 80 приложения N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 555), а не как начальнику структурного подразделения из числа провизоров (таблица N 15)?

Ответ: Под производственными отделами в вышеназванном Приказе Министра обороны Российской Федерации имеются в виду отделы в организациях, занимающихся производственно-складской деятельностью: технический, энергомеханический, планово-производственный, автоматизации и механизации, автоматизированных систем управления, подготовки производства, научной организации труда и управления производством, планово-экономический, планово-финансовый, организации труда и заработной платы; производственно-технический, организации снабжения и сбыта продукции, транспортно-диспетчерский, договорно-правовой, учетно-операционный, перевозок, приемки, хранения; эксплуатации, безопасности движения.

В таблице N 15 речь идет о должностных окладах медицинских и фармацевтических работников военно-медицинских учреждений (подразделений).

Таким образом, должностной оклад установлен Вам исходя из вида деятельности организации, в которой Вы трудитесь.

В. И.Ковалев

Кандидат юридических наук, доцент,

заслуженный юрист Российской Федерации,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Разъясните порядок расчета отпускных в связи с введением с 1 декабря 2008 г. новой системы оплаты труда. Надо ли при расчете увеличивать средний заработок работника?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Разъясните порядок расчета отпускных в связи с введением с 1 декабря 2008 г. новой системы оплаты труда. Надо ли при расчете увеличивать средний заработок работника?

Ответ: Новое Положение о порядке подсчета средней заработной платы утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922. Необходимость в изменениях возникла потому, что с 6 октября 2006 г. ТК РФ, в том числе его ст. 139, регулирующая общие вопросы исчисления средней заработной платы, действует в новой редакции. Ранее действовавшее Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213, утратило силу. Согласно ст. 139 ТК РФ средний заработок во всех случаях должен исчисляться за последние 12 месяцев (ранее средний заработок для оплаты отпуска исчислялся за последние три месяца перед отпуском); расчетным периодом для исчисления среднего заработка признаются календарные месяцы - с 1-го по 30-е (31-е) число, а в феврале по 28-е (29-е) (ранее точного определения даты начала и окончания расчетного периода не существовало); среднее месячное число календарных дней в месяце, необходимое для исчисления среднего дневного заработка для оплаты отпуска, принимается равным 29,4. Не учитываются при исчислении среднего заработка выплаты, которые не относятся к оплате труда, в частности: материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха (п. 3 нового Положения). Кроме того, уточняется, что не исключаются из расчета время перерывов для кормления ребенка и начисленные за это время суммы (п. 5 нового Положения). В любом случае в расчет попадут все дни, которые отмечены в табеле учета рабочего времени как рабочие, независимо от наличия в них перерывов для кормления ребенка.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

Согласно вышеназванному Положению при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке:

- если повышение произошло в расчетный период, выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода;

- если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период;

- если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода.

При повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность), за исключением выплат, установленных к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность).

Для расчета среднего заработка за отпуск следует:

1) проиндексировать сумму заработной платы за определенный расчетный период;

2) определить общую сумму выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка за весь расчетный период, с учетом индексации;

3) рассчитать среднедневной заработок, разделив общую сумму на 12 и на 29,4;

4) рассчитать средний заработок за отпуск, умножив полученную сумму на 28 (число календарных дней отпуска).

В. И.Ковалев

Кандидат юридических наук, доцент,

заслуженный юрист Российской Федерации,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Работаю в военном институте внутренних войск МВД России. Через каждые пять лет с гражданским персоналом перезаключают трудовые договоры. При достижении пенсионного возраста трудовой договор перезаключают только на один год. Законно ли это?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Работаю в военном институте внутренних войск МВД России. Через каждые пять лет с гражданским персоналом перезаключают трудовые договоры. При достижении пенсионного возраста трудовой договор перезаключают только на один год. Законно ли это?

Ответ: В соответствии с изменениями, внесенными в ст. ст. 58 и 59 ТК РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, заключение с пенсионерами по возрасту срочного трудового договора может иметь место и без учета характера предстоящей работы или условий ее выполнения. При этом установление трудовых отношений на определенный срок без учета характера работы и условий ее выполнения допускается только с теми пенсионерами, кто вновь поступает на работу. Следует отметить, что по причине достижения таким работником пенсионного возраста и назначения ему пенсии работодатель не вправе:

- переоформить трудовой договор, заключенный с работником ранее на неопределенный срок, на срочный трудовой договор;

- расторгнуть трудовой договор.

Таким образом, нормативное положение абз. 3 ч. 2 ст. 59 ТК РФ, допускающее заключение с пенсионерами по возрасту срочного трудового договора при отсутствии объективных причин, требующих установления трудовых отношений на определенный срок, не ограничивает свободу труда, их право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепленные ст. 37 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах заключение трудового договора сроком на один год при отсутствии волеизъявления работника по причине достижения им пенсионного возраста незаконно.

В. И.Ковалев

Кандидат юридических наук, доцент,

заслуженный юрист Российской Федерации,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Каким документом регулируется надбавка к заработной плате за работу в закрытом военном городке, кому она выплачивается?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Каким документом регулируется надбавка к заработной плате за работу в закрытом военном городке, кому она выплачивается?

Ответ: Определение закрытого военного городка дано в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которой к ним относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Компенсационные и стимулирующие выплаты гражданскому персоналу, работающему в бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, дислоцированных в закрытых военных городках, могут устанавливаться на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба".

Приказом Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 555 указанная надбавка не установлена.

В. И.Ковалев

Кандидат юридических наук, доцент,

заслуженный юрист Российской Федерации,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: Прошу дать разъяснение, как оплачивать совмещение медсестры лазарета, а также повара (работник находится в отпуске).

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Прошу дать разъяснение, как оплачивать совмещение медсестры лазарета, а также повара (работник находится в отпуске).

Ответ: В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ под совмещением следует понимать:

а) совмещение профессий (должностей), т. е. выполнение работником, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности);

б) расширение зон обслуживания или увеличение объема выполненных работ, т. е. выполнение, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности;

в) выполнение, наряду со своей основной работой, обязанностей временно отсутствующих работников, т. е. замену работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

В соответствии с указанной статьей совмещение возможно только с письменного согласия работника, где указывается срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем. Письменное согласие можно оформить как дополнительное соглашение к трудовому договору, поскольку в соответствии со ст. 57 ТК РФ условия о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) являются обязательными для включения в трудовой договор.

Гражданскому персоналу бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, воинских частей при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующих работников без освобождения от работы, определенной трудовым договором в соответствии со ст. 151 ТК РФ, устанавливается компенсационная выплата по согласованию сторон.

Соглашение о совмещении оформляется приказом командира воинской части с указанием совмещаемой профессии (должности), объема дополнительно выполняемых работ (обязанностей) и размера доплаты в рублях.

Размер доплаты за совмещение устанавливается по соглашению сторон трудового договора и не может превышать размера должностного оклада (тарифной ставки) по совмещаемой профессии или должности. Доплата за совмещение производится в пределах экономии фонда оплаты труда.

В. И.Ковалев

Кандидат юридических наук, доцент,

заслуженный юрист Российской Федерации,

профессор Военного университета

Название документа

Вопрос: По штату занимаю должность помощника командира по МТО. В 555-м представительстве Министерства обороны Российской Федерации эта должность отсутствует. За декабрь 2008 г. - март 2009 г. зарплату получил без повышения. Сделают ли мне перерасчет?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: По штату занимаю должность помощника командира по МТО. В 555-м представительстве Министерства обороны Российской Федерации эта должность отсутствует. За декабрь 2008 г. - март 2009 г. зарплату получил без повышения. Сделают ли мне перерасчет?

Ответ: Из Вашего вопроса не усматривается, каким образом Вы оказались в 555-м военном представительстве (путем перевода, поступления на работу, слияния организаций и т. д.) и на какой должности. В каждом бюджетном учреждении Министерства обороны Российской Федерации, воинской части (военной организации) на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 имеется штатное расписание, в соответствии с которым работников принимают на работу, назначают на должности, устанавливают фонд оплаты труда и т. п.

На основании ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Как следует из содержания ст. 68 ТК РФ, прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

Таким образом, при выяснении указанных выше обстоятельств следует решить вопрос о наличии или отсутствии у Вас права на перерасчет заработной платы.

В. И.Ковалев

Кандидат юридических наук, доцент,

заслуженный юрист Российской Федерации,

профессор Военного университета

Название документа