Об опыте организации подготовки судебных кадров в окружных судах Российской империи
(Калинкин Ю. А.) ("Администратор суда", 2009, N 2) Текст документаОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СУДЕБНЫХ КАДРОВ В ОКРУЖНЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Ю. А. КАЛИНКИН
Калинкин Ю. А., доцент, кандидат юридических наук, ректор Мордовского гуманитарного института.
Современная правовая реформа, преобразования судебной системы, свидетелями которых мы являемся в настоящее время, невозможны без использования исторического опыта, накопленного дореволюционной судебной системой России. К сожалению, история отвела очень мало времени для становления на демократических основах пореформенного российского суда, созданного в период великих реформ Александра II, в то время как во многих других государствах судебные системы развивались и продолжают развиваться демократическим путем в течение столетий. Однако именно этим опыт дореволюционных судов, в частности окружных, и ценен для современной России, недавно освободившейся от оков тоталитаризма, что позволяет взглянуть новым, свежим взглядом на события давно минувшего времени, взять из накопленного и пережитого самое ценное и функциональное, использовать его в современных условиях. В этой связи немалый интерес представляет внутренняя организация и основные направления деятельности основного звена пореформенной судебной системы России - окружного суда. Исторический опыт работы дореволюционных окружных судов представляет много интересных новаций, правовых открытий, значение которых не потеряло актуальности и в наши дни. Так, весьма поучителен накопленный в ходе становления окружных судов Российской империи опыт организации подготовки судебных кадров, работы внештатной юридической школы, где молодые специалисты под руководством опытных наставников постигали азы судебного дела, поочередно проходили 1 - 2-месячную стажировку на различных судебно-следственных и прокурорских должностях. В результате получались высококлассные специалисты - судьи уголовного и гражданского отделений окружного суда. Между тем сегодняшний ход судебной реформы вновь выдвигает на передний план проблему качества судебного корпуса, подготовки судебных кадров <1>. Но эти проблемы современной судебной реформы во многом созвучны проблемам прошлой. И опыт их решения, достижения и просчеты должны быть безусловно учтены. -------------------------------- <1> См.: Суд идет. К реформе // Российская газета. 2008. 3 дек.
Как известно, централизованной системы подготовки судебных кадров в России на данный момент нет, как не было ее и во второй половине XIX в. Тем интересней в означенном плане изученный нами опыт практической школы подготовки судей при Самарском окружном суде в конце XIX в. Работой этой внештатной юридической школы было поручено руководить в 1897 г. члену окружного суда С. М. Сахарову. Занятия были организованы по двум предметам - гражданскому и уголовному праву. Они проходили 2 раза в неделю по вечерам. Их продолжительность составляла от 2 до 4 часов. По гражданскому праву занятия проводились на основе книги Анненкова "Система русского гражданского права". В основном занятия проходили по следующей схеме: преподаватель зачитывал какой-либо закон и заставлял, используя комментарии, изложенные в поименованном выше учебнике, высказывать свое понимание практического использования данной статьи или положения. Так, на одном из занятий с обучаемыми были подробно рассмотрены основные положения раздела Свода законов "О собственности и о владении". Более того, опытные педагоги - члены Гражданского отделения суда заставляли сравнивать положения Свода российских законов со схожими положениями римского права, которые они хорошо помнили со студенческой скамьи. В ходе занятий обучаемые имели произведения лучших российских методистов-правоведов. Преподаватели формулировали различные практические вопросы, которые обучаемые разбирали, руководствуясь практикой решения Гражданского кассационного департамента Сената. Обучаемые обращались также к подлинным сочинениям российских и зарубежных правоведов, не ограничивались цитированием их трудов в книге Анненкова, а обращались к первоисточникам. Занятия проходили в свободной форме, часто проводились дискуссии по наиболее сложным правовым проблемам, было разрешено спорить с преподавателями, а те, будучи практическими судьями Уголовного и Гражданского отделений, охотно делились своим многолетним опытом. Среди книг, которые активно использовались обучаемыми практической школы кандидатов для замещения деятельности судей, были труды Победоносцева, Меера, лекции Пахмана, Гомбарова, Боголепова и др. При рассмотрении наиболее сложных правовых проблем, к которым относилось, например, владение, обучаемые обращались к русскому процессуальному праву, для чего докладывались некоторые положения из Устава гражданского судопроизводства, разработанные такими известными российскими дореволюционными правоведами, как Малышев, Боровиковский, Анненков. Обучаемых знакомили с основами и главными нормативными актами межевого права. Наглядным и более доступным руководством было признано пособие Меттеля, построенное на основах межевого законодательства. Преподаватели - практические судьи, включая председателя окружного суда, отказались от практики написания рефератов, считая обучаемых еще не готовыми теоретически к рассмотрению сложных проблем в комплексе. Кроме теоретической подготовки при Симбирском окружном суде была организована практическая правовая школа кандидатов для замещения должностей судей и прокурорских работников. Рассмотрим состав этой школы при Симбирском окружном суде по состоянию на 1897 г.
Состав и качественная характеристика практической школы подготовки судей при Симбирском окружном суде по состоянию на 1 января 1897 г. <2>
Фамилия, Образование Служебное прохождение, приобретенный инициалы опыт нахождения на правовых должностях
Разумов В. Г. Высшее После окончания Казанского императорского университета назначен на должность секретаря Гражданского отделения окружного суда
Чекрыжев Д. Ф. Высшее После окончания Казанского императорского университета занимал следующие должности: январь - февраль 1897 г. - судебный следователь первого участка Алатырского уезда; 17 - 28 февраля 1897 г. - помощник секретаря Гражданского отделения окружного суда; с 6 по 20 марта 1897 г. - делопроизводитель городского судьи 3-го участка г. Симбирска; с 21 марта по 24 мая 1897 г. - исполняющий должность судьи 3-го участка г. Симбирска; с 10 июня 1897 г. - судебный следователь по г. Симбирску
Завьялов А. Е. Незаконченное С 12 по 28 января - занимал должность высшее, судебного следователя 2-го участка продолжает Сенгилеевского уезда. Стажировка в учебу должности городских судей: с 8 марта по в университете 9 мая 1897 г. - г. Алатыря; с 10 июля 1897 г. - г. Карсуна
Сахаров С. М. Высшее С 1 декабря 1896 г. по 30 апреля 1897 г. - помощник секретаря Гражданского отделения окружного суда. С 1 октября 1897 г. утвержден на должность секретаря Гражданского отделения окружного суда
Сергеев И. А. Высшее С 23 мая по 30 июня 1897 г. исполнял должность судебного следователя 1-го участка Сенгилеевского уезда; с 1 июля по 21 августа - должность секретаря Гражданского отделения окружного суда; с 18 октября по 1 ноября - судебный следователь 2-го участка Симбирского уезда; с 3 ноября 1897 г. - судебный следователь 2-го участка Буинского уезда
Соколов М. Я. Высшее Исполнял должности судебных следователей: с 9 по 23 мая 1897 г. - 1-го участка Сенгилеевского уезда; с 26 мая по 23 июня - 3-го участка Сызранского уезда; с 30 июня по 6 сентября - 1-го участка Сенгилеевского уезда. Потом переведен в г. Симбирск на должность и. о. секретаря Уголовного отделения окружного суда
Белов Н. П. Высшее С 1 января 1897 г. - помощник секретаря Уголовного отделения окружного суда
Лещинский В. В. Высшее С 18 марта по 29 августа 1897 г. стажер в камере прокурора окружного суда; исправление должности городских судей: с 29 апреля по 1 июля - 1-го участка г. Симбирска; с 6 июля - городского судьи г. Карсуна
Дьяченко В. А. Незаконченное Исполнял должности судебных высшее следователей: с 8 мая по 1 июля - 2-го участка Алатырского уезда; с 10 июля по 27 августа - 2-го участка Карсунского уезда; с 28 августа - стажировка в камере прокурора окружного суда
Шауман А. А. Высшее С 4 января по 8 марта 1897 г. - помощник секретаря Уголовного отделения окружного суда; с 8 марта по 28 августа - судья Уголовного отделения; с 28 августа - помощник секретаря Гражданского отделения; с 1 октября по 1 ноября - стажер при прокуроре окружного суда; с 3 ноября - судебный следователь 1-го участка по г. Симбирску
Дроздов С. И. Незаконченное С 18 сентября по 18 октября - сотрудник высшее канцелярии Гражданского отделения суда; с 18 октября по 18 ноября - помощник секретаря Гражданского отделения окружного суда
Петухов Е. С. Незаконченное С 1 января по 18 октября 1897 г. - высшее помощник секретаря Уголовного отделения окружного суда; с 18 октября состоит при судебном следователе 1-го участка г. Симбирска
Гельшерт Ф. А. Незаконченное С 3 января по 30 апреля 1897 г. - стажер высшее судьи Уголовного отделения окружного суда; с 30 апреля - помощник секретаря Гражданского отделения окружного суда
Козаков П. Г. Незаконченное С 11 сентября по 11 ноября 1897 г. - высшее стажер судьи Уголовного отделения окружного суда; с 18 ноября - стажер прокурора окружного суда
Покровский Н. А. Незаконченное С 24 октября по 11 ноября 1897 г. - высшее стажер судьи Гражданского отделения окружного суда; с 12 ноября - помощник секретаря Гражданского отделения окружного суда
Из приведенной таблицы можно сделать несколько выводов. Во-первых, в составе нештатной юридической школы подготовки судебных и прокурорских работников при окружном суде состояло 14 молодых юристов, которые завершили обучение в императорском Казанском университете либо завершали обучение на старших курсах (7 человек) и которых в последний год обучения направили для прохождения преддипломной годичной практики в Симбирский окружной суд. Во-вторых, каждый из них был направлен для прохождения стажировки на одну из вышеперечисленных должностей: судья, прокурорский работник, секретарь отделения суда, помощник отделения, канцелярский служащий, судебный следователь. Многие попеременно прошли стажировку от 2 недель до полугода на вышеперечисленных должностях. В-третьих, за каждым из них были закреплены опытные наставники, которые постоянно подводили на практике итоги их практической деятельности. В-четвертых, некоторым наиболее успешным кандидатам на судебные должности была предоставлена постоянная работа, что явилось мощным дополнительным стимулом для их обучения. Что является наиболее интересным для нашего времени, так это то, что при окружных судах существовал такой институт, как кандидат на судебные должности. Эти специалисты были, как правило, выпускниками юридического факультета Казанского государственного университета, которые после окончания вуза по направлению поступали в распоряжение председателя окружного суда и, при отсутствии вакансии, зачислялись на должность кандидата на судебные должности, т. е. были практически стажерами, обязаны были выполнять поручения председателя суда и в качестве обмена опытом посещать судебные заседания, однако без права голоса.
Название документа