Новый порядок приема на работу бывшего государственного или муниципального служащего: правила, риски и ответственность

(Щур Д. Л.)

("Кадры предприятия", 2009, N 4)

Текст документа

НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРИЕМА НА РАБОТУ БЫВШЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО: ПРАВИЛА, РИСКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Д. Л. ЩУР

Щур Д. Л., главный редактор журнала "Кадры предприятия".

Более двух лет понадобилось Российской Федерации для реализации основного обязательства, вытекающего из Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года, ратифицированной Федеральным законом от 08.03.2006 N 40-ФЗ, - принятия специальных правовых документов, предусматривающих меры, направленные на эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней.

Разработка федерального закона, предусматривающего понятие коррупции, меры по ее профилактике и основные направления государственной политики в сфере противодействии коррупции, длительное время откладывалась, несмотря на то, что борьба с коррупцией называлась ключевой задачей почти в каждом послании Президентов Российской Федерации Федеральному Собранию более 10 лет.

Констатировав, что, несмотря на предпринятые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех механизмов государственного управления, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной политики, Президент РФ Д. А. Медведев 31.07.2008 утвердил Национальный план противодействия коррупции (N Пр-1568), в котором принятие Федерального закона "О противодействии коррупции" было определено в качестве первоочередной меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции.

В конце декабря 2008 года Президент РФ подписал Федеральный закон "О противодействии коррупции" (от 25.12.2008 N 273-ФЗ), а вслед за ним и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" (от 25.12.2008 N 274-ФЗ).

Оба Федеральных закона вступили в силу 10.01.2009, и их положения стали обязательными для всех работодателей, в том числе и тех, которые не имеют никакого отношения к государственной и муниципальной службе (несмотря на то, что в основном нормы указанных Федеральных законов направлены на регулирование отношений, связанных с государственной и муниципальной службой).

Для многих работодателей станет открытием, что при заключении трудовых договоров с бывшими государственными служащими они должны быть не менее аккуратными, чем при приеме на руководящую работу, установлении трудовых отношений с иностранными гражданами. Вместе с тем обращать пристальное внимание на трудовую биографию с целью определения наличия в ней периодов государственной и муниципальной службы работодатели были обязаны еще с февраля 2005 года - момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изм. на 25.12.2008). Согласно части 3 статьи 17 данного Федерального закона в первоначальной ее редакции гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе замещать в течение 2 лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, в которых отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности. Несмотря на то, что этот запрет для бывших государственных служащих был введен в 2005 году, в отсутствие правообеспечительных механизмов он игнорировался как работодателями, так и самими бывшими служащими.

Ситуация изменилась с января текущего года - с момента вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции", согласно которому часть 3 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" была изложена в новой редакции. В соответствии с ней гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичные положения с распространением их на муниципальных служащих закреплены и в части 1 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции". Согласно названной норме гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Внесенные в указанные нормы дополнения, безусловно, делают их более конкретными и реально применимыми. При этом по состоянию на март текущего года они все равно остаются "спящими", поскольку нормативные правовые акты, определяющие перечень должностей государственной или муниципальной службы, с замещением которых в прошлом связываются ограничения на будущую трудовую деятельность, до настоящего времени не утверждены. Равно как не утвержден и порядок рассмотрения комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов вопросов дачи согласия на замещение своими бывшими государственными служащими и оформления такого согласия.

Однако ответственность за несоблюдение данного запрета уже введена. С 10.01.2009 в Кодекс РФ об административных правонарушениях в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" была включена статья 19.29, согласно которой привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц - от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;

- на юридических лиц - от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Прежде чем комментировать новый порядок приема на работу бывших государственных и муниципальных служащих, обратим внимание, что запреты, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и частью 1 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", не распространяются на индивидуальных предпринимателей. В связи с этим крайне спорным представляется привлечение к ответственности индивидуальных предпринимателей, принявших на работу бывших государственных или муниципальных служащих без соблюдения установленного порядка.

Итак, собственно, помимо того, что до настоящего времени необходимые нормативные правовые акты не приняты, применение норм части 3 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и части 1 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи неконкретностью и расплывчатостью нормативных формулировок обречено быть ограниченным и спорным.

Для начала отметим, что право бывшего государственного (муниципального) служащего замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях ограничивается, только если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности данного государственного (муниципального) служащего. Оценочная категория "отдельные функции" и не имеющее четкого нормативного закрепления содержания понятие "государственное управление" будут осложнять правоприменение, поскольку они по-разному будут толковаться и применяться разными правоприменителями.

На наш взгляд, самым сложным для применения на практике является разрешение вопроса о том, входили ли в должностные (служебные) обязанности государственного (муниципального) служащего функции государственного управления коммерческой (некоммерческой) организацией, в которую намерен поступить на работу служащий. Под государственным управлением в теории государства и права понимается организующее и регулирующее воздействие государства в лице специально созданных структур на общественные отношения. Государственное управление юридическими лицами может быть как непосредственным (например, государственное управление федеральными государственными предприятиями путем передачи имущества, назначения представителей в органы управления, заключение трудовых договоров с руководителями, контроль за результатами хозяйственной деятельности, пр.), так и опосредованным (в частности, государственное управление юридическими лицами без учета организационно-правовой формы и формы собственности путем принятия и реализации нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные правовые отношения указанных юридических лиц).

Из использованных для конструирования норм части 3 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и части 1 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" не ясно, какое именно государственное управление имел в виду законодатель. В связи с этим представляется, что данный вопрос будет решаться непосредственно комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов. Если для отраслевых органов государственной и муниципальной власти (например, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федерального агентства по рыболовству, других) определить круг организаций, подпадающих под сферу государственного управления, можно, то для общеотраслевых органов решение этой задачи представляется затруднительным (например, для бывших государственных служащих Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, других).

Определенные сложности, на наш взгляд, должны возникнуть при применении нормы части 1 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" применительно к бывшим муниципальным служащим. Поскольку термин "государственное управление" к муниципальной службе не вполне применим (согласно статье 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; в силу части 1 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью), не ясно, какими критериями правоприменитель будет руководствоваться при решении вопроса о допустимости работы бывшего муниципального служащего в той или иной организации.

Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов должны создаваться в государственных органах, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой. В настоящее время указанные комиссии созданы практически при большинстве органов государственной власти. Их деятельность регламентируется Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента РФ от 03.03.2007 N 269, и нормативными правовыми актами соответствующих органов государственной власти (например, в Минюсте России - Порядком работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и руководителей территориальных органов Минюста России и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Приказом Минюста России от 14.05.2007 N 93, в Минздравсоцразвития России - Порядком работы комиссии Минздравсоцразвития России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 16.07.2007 N 478).

С некоторыми отличиями решаются вопросы создания указанных комиссий применительно к конфликтам интересов на муниципальной службе. Согласно части 4 статьи 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" для урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по урегулированию конфликта интересов.

Поскольку создание указанных комиссий не обязанность, а право органов местного самоуправления, то после утверждения предусмотренного соответствующего перечня должностей муниципальной службы не совсем понятно, как будет реализовываться рассматриваемое требование в тех органах местного самоуправления, где не образованы соответствующие комиссии.

Применение предусмотренных вышеназванными нормами ограничений обеспечивается нормами частей 2 - 5 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции".

Часть 2 названной статьи обязывает гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы сообщать при заключении трудовых договоров представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы. Поскольку Федеральный закон "О противодействии коррупции" не является актом трудового законодательства, законодатель продублировал данное требование в Трудовом кодексе РФ. Во исполнение Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" Трудовой кодекс РФ с 10.01.2009 был дополнен статьей 64.1, частью первой которой установлено, что граждане, замещавшие должности, перечень которых установлен соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение 2 лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Данные решения законодателя сложно назвать эффективными для целей противодействия коррупции, поскольку для формального избавления государственного или муниципального служащего от обязанности получать согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов достаточно изменить место службы накануне своего увольнения и выхода на работу в организацию, которая ранее находилась под государственным управлением органа государственной власти (органа местного самоуправления), в котором служащий осуществлял свои функции. Подчеркнем особо, что часть 2 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" и часть первая статьи 64.1 Трудового кодекса РФ возлагают на гражданина обязанность информировать работодателя только о сведениях о последнем месте службы. Даже если гражданин сообщит работодателю сведения обо всех местах государственной (муниципальной) службы (а именно это происходит при предъявлении трудовой книжки), то для работодателя эта информация не расширяет его обязанности, предусмотренные частью 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" и частью второй статьи 64.1 Трудового кодекса РФ.

Статья 12 (часть 4) Федерального закона "О противодействии коррупции" возлагает на работодателя обязанность при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен нормативным правовым актом Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичное требование получило закрепление и в Трудовом кодексе РФ в соответствии с вышеназванным Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции": часть вторая статьи 64.1 Кодекса предписывает работодателю при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, в течение 2 лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, если гражданин перед увольнением, например, из Министерства энергетики Российской Федерации перейдет на работу в Федеральное агентство по рыболовству, а затем выйдет на работу на предприятие энергетики (в пределах 2 лет с момента увольнения из Министерства энергетики Российской Федерации), то последнее должно будет проинформировать об этом факте Федеральное агентство по рыболовству. Нивелирует усилия законодателя по противодействию коррупции и замена в течение 2 лет гражданином государственной (муниципальной) службы на работу в коммерческой или некоммерческой организации, затем выход на государственную (муниципальную) службу в другой орган и впоследствии - в организацию, функции по государственному управлению которой входили в его служебные обязанности. В свою очередь, государственная служба может быть заменена на муниципальную (равно как и муниципальная может быть заменена на государственную) для последующего выхода в организацию, деятельность которой связана со сферой, ранее курируемой гражданином в ранге государственного (муниципального) служащего.

На данный момент порядок информирования работодателем по последнему месту государственной (муниципальной) службы принимаемого на работу государственного (муниципального) служащего не установлен. Очевидно, что Минздравсоцразвития России как федеральному органу исполнительной власти, к функциям которого отнесены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы (пункт 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 (с изм. на 27.01.2009)), целесообразно при принятии соответствующего нормативного правового акта определить, какие действия должен совершить представитель нанимателя по последнему месту государственной (муниципальной) службы, которому стало известно от работодателя, принявшего на работу его бывшего государственного (муниципального) служащего, что последний занял должность в организации, относящейся к сфере государственного управления по предыдущему месту государственной (муниципальной) службы.

В этом же акте (или в ином) также целесообразно пояснить, как должен действовать работодатель при заключении трудового договора с гражданином, последним местом работы которого являлась коммерческая или некоммерческая организация, однако до этого он состоял на государственной (муниципальной) службе и с момента увольнения с нее не прошло 2 года. По нашему прочтению нормы, в описанной ситуации работодатель обязан действовать так, как определено в части 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" и в части второй статьи 64.1 Трудового кодекса РФ.

Соответствующего разъяснения в нормативном правовом акте, определяющем порядок информирования работодателем о принимаемых на работу бывших государственных (муниципальных) служащих в государственные органы (органы местного самоуправления), на наш взгляд, заслуживает и вопрос о том, что соответствующие обязанности по направлению необходимой информации возлагаются на работодателей как по основному месту работы, так и по работе по совместительству.

Крайне желательно в указанном акте определить порядок действий работодателя, если им за период с 10.01.2009 был принят на работу бывший государственный (муниципальный) служащий, однако сведения о данном факте не были направлены в 10-дневный срок по последнему месту службы ввиду отсутствия порядка такого направления. По нашему мнению, обязанность направлять сведения о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего с 10.01.2009 возникает у работодателя с момента заключения трудового договора с данным гражданином вне зависимости от того, что соответствующий нормативный правовой акт пока не принят. Отсутствие указанного акта не препятствует работодателю направить соответствующую информацию в орган государственной или муниципальной власти по последнему месту службы поступающего на работу гражданина (она может быть оформлена простым письмом и содержать сведения о гражданине, об организации, в которую он принят (виде деятельности), и функциях, которые ему предстоит выполнять в связи замещением новой должности). Вместе с тем если такая информация не будет направлена, то работодателю в оправдание позднего направления таких сведений в соответствующий орган государственной или муниципальной власти следует сослаться на отсутствие необходимых нормативных правовых актов.

Поскольку в части 1 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" законодатель, оперируя характеристикой "соответствующая", на наш взгляд, крайне неопределенно решает вопрос с тем, в какой комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов должен рассматриваться данный вопрос, то Минздравсоцразвития России целесообразно уточнить, в каком порядке должно запрашиваться данное согласие - в комиссии по последнему месту службы или в вышеописанных случаях изменения места службы (работы) - комиссией того органа, в сфере компетенции которого находится организация, куда поступил на работу бывший государственный (муниципальный) служащий, осуществлявший свои служебные обязанности в данном органе.

Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен соответствующим нормативным правовым актом, обязанности по информированию при заключении трудовых договоров представителя нанимателя (работодателю) о последнем месте своей службы влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином. Соответствующее основание прекращения трудового договора получило закрепление в Трудовом кодексе РФ во исполнение вышеназванного Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" - заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы, включено в число нарушений правил заключения трудового договора, влекущих невозможность продолжения работы и соответственно прекращение трудового договора (часть пятая статьи 84, пункт 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ).

На наш взгляд, решение законодателя о возложении на работодателя обязанности информировать орган государственной или муниципальной власти о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего только после заключения трудового договора и необременение гражданина, поступающего на работу, обязанностью предварительного, до заключения трудового договора, представления согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов является не вполне корректным. Таким правовым регулированием, при котором вопрос о даче согласия на замещение соответствующей должности рассматривается после заключения трудового договора, ограничивается право гражданина, состоявшего на государственной (муниципальной) службе. Очевидно, что наличие в трудовой книжке записи об увольнении по пункту 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ с формулировкой "В связи с нарушением установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О противодействии коррупции" правил заключения трудового договора, исключающем возможность продолжения работы" не будет способствовать его последующему трудоустройству и развитию карьеры.

Как представляется, более эффективным и корректным было определение такого порядка поступления на работу бывшего государственного (муниципального) служащего, при котором последний должен до поступления на работу запрашивать согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов и только после его предъявления может заключать трудовой договор. Таким способом предупреждалось бы поступление бывших государственных (муниципальных) служащих на определенные должности без согласия соответствующей комиссии и прямо не нарушались бы их трудовые права.

Что касается общей оценки нововведений для бывших государственных и муниципальных служащих, то они серьезно ограничивают их трудовые права. Однако такое решение законодателя концептуально соответствует Конституции РФ (часть 3 статьи 55), Трудовому кодексу РФ (часть вторая статьи 64) и вытекает из требований уже упомянутой Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года. Согласно ее статье 12 каждое государство-участник должно принять меры, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе, усилению стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе и, в надлежащих случаях, установлению эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение таких мер. Меры, направленные на достижение этих целей, могут включать, среди прочего, предупреждение возникновения коллизии интересов путем установления ограничений, в надлежащих случаях и на разумный срок, в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Одним из существенных пробелов регулирования отношений с участием бывших государственных служащих в целях противодействия коррупции является отсутствие в нормах статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязанностей организации по совершению соответствующих действий в случае заключения гражданско-правовых договоров с такими лицами. Подчеркнем, что в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, Федеральный закон "О противодействии коррупции" не препятствует организации, которая ранее подпадала под "юрисдикцию" государственного служащего, заключить соответствующий гражданско-правовой договор, и, исходя из стилистики приведенной нормы Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", лучше, чтобы указанный договор был договором на оказание услуг. Поскольку статья 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях в составе правонарушения также предусматривает привлечение государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции" именно к трудовой деятельности, то работодатели могут, не опасаясь привлечения к административной ответственности, предоставлять бывшим государственным служащим возможности для реализации их профессиональных способностей на условиях соответствующих гражданско-правовых договоров.

Нельзя также оставить без внимания тот факт, что в силу сложившегося правового регулирования бывшие муниципальные служащие вообще не ограничены в праве заключать гражданско-правовые договоры с организациями, которые ранее входили в сферу их управления.

В заключение необходимо отметить, что для противодействия коррупции в банковской сфере законодатель посчитал необходимым ввести специальные ограничения для бывших служащих Банка России (Центрального банка Российской Федерации). Согласно новой редакции статьи 90 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", введенной в действие с 10.01.2009 в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции", служащим Банка России, занимающим должности, перечень которых утвержден советом директоров Банка России, запрещается занимать в течение 2 лет в кредитных организациях отдельные должности руководителей (таких, как должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации), если отдельные функции надзора или контроля за этими кредитными организациями непосредственно входили в их служебные обязанности, без согласия совета директоров Банка России, которое дается в порядке, устанавливаемом советом директоров Банка России. При этом заметим, что какие-либо обязанности по информированию Банка России о приеме на работу бывшего служащего Банка России на кредитные организации данным Федеральным законом не возлагаются. На наш взгляд, данная модель является более корректной, так как прекращение трудового договора по пункту 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ будет иметь место в случае действительного нарушения работодателем - кредитной организацией правил приема на работу, заключающегося в отсутствии соответствующего согласия совета директоров Банка России.

Название документа