Оплата труда за работу во вредных и опасных условиях

(Дутчак А. В.)

("Трудовое право", 2009, N 2)

Текст документа

ОПЛАТА ТРУДА ЗА РАБОТУ ВО ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ УСЛОВИЯХ

А. В. ДУТЧАК

Дутчак А. В., заместитель председателя профкома ЗАО "Лукор" МПО "ЗАО "ЛУКОЙЛ-НЕФТЕХИМ".

Мнение о том, что трудовое законодательство, в частности ст. 147 ТК РФ, стимулирует работу во вредных и опасных условиях труда, требует более пристального внимания и является, по-моему, тенью более сложной, "задавненной" и неправильно решенной проблемы, которая не имеет отношения к тексту Трудового кодекса.

В ст. 147 ТК РФ записано, что повышение заработной платы работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда производится по результатам аттестации рабочих мест.

Здесь необходимо кратко исследовать значение терминов "вредные и опасные условия труда", "аттестация рабочих мест" и историю их появления.

Во время существования союзного государства повышенные тарифные ставки для рабочих, занятых на тяжелых и горячих работах, на работах с вредными условиями труда, а также на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, устанавливались в соответствии с типовыми перечнями профессий, рабочих и работ, утверждаемыми Госкомтрудом и ВЦСПС по отдельным отраслям. В соответствии с типовыми перечнями на предприятиях с учетом специфических их условий разрабатывались заводские перечни профессий и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам. Эти перечни утверждались администрацией по согласованию с фабзавместкомом. При этом работы и профессии, отсутствующие в типовом перечне, запрещалось включать в перечни, применяемые на предприятии.

Термин "вредные и опасные условия труда" использовался и для определения других льгот и компенсаций, каждая из которых выдавалась по отдельному перечню. Существовал Список N 1 и Список N 2 для права на пенсию по возрасту на льготных условиях, Список производств, цехов, профессий и должностей на право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день и другие.

В 1986 г. происходят изменения в оплате труда и по оплате труда за вредные и опасные условия труда все отрасли делятся на две группы. Для первой группы предусмотрена оплата по тарифным ставкам (окладам), установленным для работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, и для второй рабочим устанавливаются доплаты по условиям труда.

Для первой группы Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 ноября 1986 г. N 442/26-41 утверждаются Типовые перечни производств, профессий рабочих и работ предприятий химической, нефтехимической, химико-фармацевтической, микробиологической, нефтяной и газовой промышленности, промышленности по производству минеральных удобрений, переработке нефти, сланцев, газа и производству нефтепродуктов, работники которых оплачиваются по тарифным ставкам (окладам), установленным для работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

Формирование второй группы начинается изданием Типового перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 октября 1986 г. N 381/22-68. Текст Постановления отменял все принятые ранее постановления с повышенными тарифами (окладами) за условия труда для всех отраслей, которые не вошли в первую группу, для них предлагалось на основе Типового перечня, утвержденного настоящим Постановлением, и по согласованию с соответствующими ЦК профсоюзов создать и утвердить отраслевые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда. В соответствии с этим за период до 21.10.1986 Госкомтруда СССР и Секретариат ВЦСПС принимают семнадцать постановлений по отраслям с типовыми перечнями работ.

Обратим внимание, что для первой группы достаточно наличия профессий рабочих и работ в Типовых перечнях для оплаты работникам по этим тарифным ставкам и окладам. Для второй группы в названии употребляется слово "могут", т. е. наличие профессий и работ в отраслевых перечнях недостаточно для установления этих доплат.

В п. 2 Постановления N 381/22-68, а также и во всех последующих записано, что объединения, предприятия и организации утверждают перечни рабочих мест, на которых устанавливаются конкретные размеры доплат рабочим по условиям труда на основе отраслевых перечней и аттестации рабочих мест. Так, впервые в союзном законодательстве об охране труда появляется термин "аттестация рабочего места".

Второй и последний раз этот термин появился в одном из последних законов Союза ССР. 15 мая 1990 г. Верховный Совет СССР принимает Закон СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", согласно ст. 14 которого пенсии по возрасту на льготных условиях даются по результатам аттестации рабочих мест. В этой же статье поручается Совету Министров СССР разработать и утвердить положение об органах государственной экспертизы условий труда и порядок проведения аттестации рабочих мест. 13 августа 1990 г. Совет Министров СССР издает Постановление N 812 "О государственной экспертизе условий труда", п. 4 которого поручает ряду органов исполнительной власти совместно с ВЦСПС в 3-месячный срок представить в Совет Министров СССР предложение о порядке проведения экспертизы организации и условий труда. Впоследствии союзное государство распалось, и это Постановление не было выполнено. То есть до 1990 г. порядка проведения аттестации рабочих мест не существовало.

Как же происходило определение доплат за условия труда? Для этого в том же 1986 г., когда происходило разделение отраслей для этих целей, Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. N 387/22-78 утверждены Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и Порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда.

Степень вредности факторов производственной среды и тяжести работ в Типовом положении предложено устанавливать в баллах по Критериям, приведенным в Гигиенической классификации труда, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 12 августа 1986 г. N 4137-86. Оценка состояния условий труда берется по показателям фактического состояния факторов производственной среды, и в карте условий труда учитываются только показания, превышающие ПДК и ПДУ.

Отсюда становится ясно, что деление отраслей на две группы происходило именно по опасности от выделения в рабочую зону вредных и особо вредных веществ. К первой группе отнесены предприятия, вырабатывающие и перерабатывающие вредные и особо вредные вещества, или те, где эти вещества образуются на промежуточных стадиях. Ко второй группе отнесены те, где переработка этих веществ или их использование имеет нетехнологичный, разовый, случайный, кустарный характер. Ведь Перечень на доплаты имели и предприятия первой группы. В утвержденном 16 января 1987 г. Минхимпромом СССР и ЦК отраслевого профсоюза Перечне было записано, что созданный отраслевой Перечень на доплаты и порядок оценки условий труда применяются только в ремонтных, обслуживающих и вспомогательных цехах химических предприятий и предприятий цветной металлургии.

В самом Типовом положении об оценке условий труда записано, что превышение ПДК и ПДУ на рабочем месте считается нарушением норм и правил по охране труда, что не исключает возможности использования техническими инспекторами труда профсоюзов предоставленных им прав. Перечень этих рабочих мест согласовывается с профкомом, включается в колдоговор с мероприятиями по улучшению условий труда и каждый год пересматривается с учетом выполненных мероприятий. То есть целью положения об оценке условий труда была как бы не сама оценка, а намерение на основании своеобразного компромиссного решения между производством и контролирующими органами на доплату за превышения ПДК произвести легализацию примитивного и низкотехнологичного использования вредных веществ во вспомогательных производствах и цехах и затем попытаться техническими мероприятиями поставить преграду этому использованию. Понятно, что этот документ мог иметь только временное предназначение и не мог считаться порядком аттестации рабочих мест. И в этой связи обратим внимание на Гигиеническую классификацию труда, утвержденную Министерством здравоохранения СССР 12 августа 1986 г. N 4137-86, которая впервые упоминается в Типовом положении об оценке труда. В Типовом положении используется не сама Гигиеническая классификация, а только таблица показателей вредности и опасности факторов производственной среды. Но кроме таблицы в Гигиенической классификации впервые дается определение вредных и опасных условий и характера труда. Итак, на основании Гигиенической классификации труда, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 12 августа 1986 г. N 4137-86, вредные и опасные условия труда - это условия и характер труда, при которых, вследствие нарушения санитарных норм и правил, возможно воздействие опасных и вредных факторов производственной среды в значениях, превышающих гигиенические нормативы, и психофизиологических факторов трудовой деятельности, вызывающих функциональные изменения организма, которые могут привести к стойкому снижению работоспособности и/или нарушению здоровья работающих.

Так вот, даже простой грамматический анализ на основании здравого смысла доказывает, что речь идет не о работе в атмосфере, где содержание вредных веществ превышает ПДК в несколько раз, а имеется в виду потенциальное, возможное, неконтролированное кратковременное появление этих веществ в количествах, превышающих ПДК. Во время ведения технологических процессов возникают как предусмотренные регламентом, так и непредвиденные производственные неполадки, остановки, забивки коммуникаций, разгерметизации, мелкие ремонтные операции, во время которых обслуживающий персонал может кратковременно подвергнуться воздействию не меренных и нефиксированных доз вредных веществ в количествах, превышающих ПДК. Понятно, что количество таких операций, особенно с применением ручного труда, увеличивается по мере старения оборудования и технологий. И именно эту вероятность должна предвидеть аттестация рабочих мест. То есть уже в то время, в отсутствие еще самого механизма аттестации рабочих мест, закладывалось правильное, с точки зрения здравого смысла и международного права, основание терминологии и будущих национальных стандартов охраны труда.

После распада Союза снова возникает проблема определения механизма аттестации рабочих мест, которая была решена с удивительной скоростью и с таким же удивительным простодушием. Временное, компромиссное использование таблицы из Гигиенической классификации труда N 4137-86 было взято за основу, а определение вредных и опасных условий труда было просто переписано, и в нем заменено несколько слов. И теперь, согласно Гигиеническим критериям оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденным Госкомсанэпиднадзором России 12 июля 1994 г. N Р 2.2.013-94, а также пришедшим на смену этому документу Руководствам N Р 2.2.755-99 и затем N Р 2.2.2006-05, вредные условия труда - это условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы, и оказывающие неблагоприятное воздействие на организм работающих и/или его потомство.

Да, действительно в атмосфере превышения ПДК вредно не только работать, но и просто пребывать. Но это медицинское определение вредных условий труда, говорящее о прямом ущербе для здоровья человека. С точки зрения медицины, физиологии человека любой труд, а особенно наемный, хотя он и создал человека, вреден. Вреден как трата силы, физиологической энергии. Поэтому Критерии и Классификация условий труда, разработанные медиками, а также и сам механизм аттестации, разработанный на их основе, фактически превратились в попытку путем фиксации всех условий трудового процесса, вплоть до определения статической нагрузки для каждой руки и наклона корпуса, дать косвенную оценку траты этой энергии и доплачивать за нее. Нелишним было б напомнить, что в принципе оплата расходования физиологической энергии уже вошла и без аттестации в цену рабочей силы, в заработную плату любого работника.

Для наших же целей необходимо специфическое определение, определение охраны труда, нормативы которой являются частью трудового законодательства. Это определение о вероятностном ущербе, так, как прописано в международном трудовом праве.

Согласно ст. 4, принятой 20.06.1977, Конвенции МОТ N 148 "О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах" национальное законодательство предписывает, что должны приниматься меры, направленные на предупреждение и ограничение профессиональных рисков, вызываемых загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, а также на защиту от этих рисков.

Другая Конвенция МОТ N 170 "О безопасности при использовании химических веществ на производстве", принятая 25.06.1990, в ст. 13 говорит, что предприниматели дают оценку опасностям, возникающим при использовании химических веществ на производстве, и защищают трудящихся от таких опасностей принятием приемов и методов труда, которые исключают или снижают риск до минимума.

27 - 28 июня 2007 г. в Москве в конференц-зале отеля "Шератон-Палас" прошла международная конференция, посвященная вопросам принятия и ввода в действие нового Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования", ILO - OSH 2001 (IDT).

Новый ГОСТ идентичен и полностью соответствует принципам Международной организации труда (МОТ), изложенным в Руководстве по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001. В соответствии с Приказом Ростехрегулирования этот ГОСТ вводится в действие в России с 1 июля 2009 г., но предприятия и организации вправе применять его ранее этого срока. Срок ввода в действие выбран с таким расчетом, чтобы за двухлетний подготовительный период можно было создать стандарты по его внедрению и аудиту, подготовить кадры экспертов и аудиторов, создать систему сертификации, поскольку новый Стандарт придет фактически на смену действующему ГОСТу 12.0.006-2002.

Ключевым положением нового ГОСТа является идентификация опасностей, оценка рисков. Под оценкой рисков подразумевается распознавание возникающих в процессе труда опасностей, определение величины рисков, вызываемых опасностями, и оценка значений рисков. Эта оценка рисков является наилучшим профилактическим средством в охране труда.

Исходя из этого, если у нас есть намерения сохранить все льготы и компенсации за вредные и опасные условия работы, необходимо разработать порядок аттестации, основанный на методе предвидения опасностей. Порядок, результаты которого легко и в любое время проверяются и верифицируются всеми заинтересованными лицами. Будь то контролирующие госорганы, профсоюз или инвестор, пытающийся оценить состояние охраны труда на предприятии. Ведь существующий сейчас порядок простого измерения наличия вредных веществ субъективен и уязвим для злоупотреблений. Меняя произвольно время отбора и место отбора проб, можно влиять на результаты аттестации в зависимости от намерений и степени влияния на предприятии работодателя или профорганизации.

Что удивительно, так это то, что при наличии на предприятиях огромной армии работников охраны труда и представителей профорганизации этот порядок просуществовал до сегодняшнего дня совместно с нормативными актами государства и предприятий, которые его полностью отрицают. Применяя медицинское определение вредных и опасных условий труда, мы фактически в законодательстве об охране труда создали два действующих, взаимоисключающих определения рабочего места. Первое, которое определено ст. 209 ТК РФ, согласно которой это место, где работник находится в связи с его работой, и которое соответствует требованиям охраны труда, и второе, которое производно от сочетания ст. 147 ТК РФ и руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Согласно этому сочетанию допустимо использование наемного труда на рабочих местах с многократным превышением ПДК при условии, что это превышение будет измерено и на основе измерения работнику повысят зарплату, дадут молоко или ЛПХ, дадут другие льготы. Сам же работодатель после оформления измерений получит право при исчислении налога на прибыль предприятий уменьшить доходы на величину понесенных расходов на льготы, связанные с вредными и опасными условиями труда.

Это сочетание двух определений применяется, несмотря на то что в стране действует нормативный акт охраны труда, стандарт безопасности труда ГОСТ 12.1.005-88 "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны", в п. 3 которого записано, что содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать предельно допустимых концентраций (ПДК), используемых при проектировании производственных зданий, технологических процессов, оборудования, вентиляции, для контроля качества производственной среды и профилактики неблагоприятного воздействия на здоровье работающих.

Требование этого Стандарта безоговорочно, превысить ПДК нельзя ни при каких условиях: будь то выдача молока или ЛПХ работающим, повышенная оплата или другие льготы. Льготы выдаются как профилактические мероприятия с намерением упредить ущерб здоровью от вероятностных опасностей. Значения ПДК регулярно устанавливаются, дополняются и пересматриваются в свете современных национальных и международных знаний и данных. Эти знания и данные накапливаются на протяжении многих лет, пишутся фактически профзаболеваниями работников и поэтому если пересматриваются, то только в сторону уменьшения значений и ужесточения требований. Мы же существующим порядком проведения аттестации рабочих мест фактически увеличили значения ПДК всех вредных веществ, открыли дорогу импорту в страну грязных, "second-hand" технологий и производств, использование которых при существующем порядке вещей допустимо.

И вот что интересно - неужели в стране нет ни одного работника, который, проработав несколько дней на аттестованном рабочем месте, по истечении некоторого времени, используя заполненный протокол оценки условий труда и свою медицинскую карту из поликлиники, не оформил профзаболевание? Ведь каждое вредное вещество имеет большой букет официально признанных профзаболеваний, и всего этого достаточно, чтобы любой суд легко и быстро признал причинную связь между болезнями работника и тем превышением ПДК, которое записано в протоколе оценки условий труда, и тем самым подтвердил профзаболевание истца. А таких работников в стране сотни тысяч.

Название документа

Вопрос: Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 предусмотрена выплата МРОТ для неработающих граждан, проходящих военные сборы. Ст. 1 ФЗ от 19.06.2000 N 82-ФЗ МРОТ установлен в сумме 2300 руб., а ст. 4 установлено, что выплаты, размер которых в соответствии с законодательством РФ определяется в зависимости от МРОТ, производятся исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Исходя из какой суммы должны производиться выплаты?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2)

Текст документа

Вопрос: Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333 предусмотрена выплата минимального размера оплаты труда (МРОТ) для граждан, проходящих военные сборы, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения. Статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ МРОТ установлен с 1 сентября 2007 г. в сумме 2300 руб., а ст. 4 установлено, что выплаты, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от МРОТ, производятся с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Прошу разъяснить, исходя из какой суммы - 2300 руб. или 100 руб. - военный комиссариат должен производить выплаты гражданам, проходящим военные сборы, не работающим и не состоящим на учете в государственном учреждении службы занятости населения?

Ответ: Согласно п. 25 Положения о военных сборах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" от 29 мая 2006 г. N 333, финансовое обеспечение предусматривает, в частности, выплату (возмещение):

а) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы - среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения;

б) за время прохождения военных сборов в соответствии с п. 4 названного Положения:

- оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части (далее - оклад по воинской должности), и оклада по воинскому званию;

- коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях;

- среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.

В ст. 4 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (далее - Федеральный закон) указано, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 г. исходя из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп., с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона минимальный размер оплаты труда (в размере 2700 руб.) применяется только для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.

Выплата за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов, в величине минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, не является выплатой, производимой в целях оплаты труда, и выплатой пособия по временной нетрудоспособности, носит по своей сути компенсационный характер. В соответствии с вышесказанным и ст. 4 Федерального закона размер данной выплаты с 1 января 2001 г. по настоящее время равен 100 руб.

Таким образом, финансовое обеспечение за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы, и за время прохождения военных сборов предусматривает выплату (возмещение) величины минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, в следующих размерах: с 1 июля 2000 г. по 31 декабря 2000 г. в сумме, равной 83 руб. 49 коп., с 1 января 2001 г. по настоящее время в сумме, равной 100 руб.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Правомерен ли отказ в обеспечении военнослужащих военного представительства лечебно-профилактическим питанием? Военнослужащие и служащие военного представительства производят контроль изготовления продукции во вредных условиях труда. В обеспечении офицеров ЛПП было отказано со ссылкой на справку, в которой сказано, что продпаек включен в денежное довольствие.

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2)

Текст документа

Вопрос: Вр. и.о. начальника военного представительства. Прошу разъяснить правомерность отказа начальника продовольственной службы округа в обеспечении военнослужащих военного представительства лечебно-профилактическим питанием (ЛПП). Военнослужащие как и служащие (гражданский персонал) военного представительства производят контроль изготовления продукции во вредных условиях труда. В отношении служащих был заключен договор с продовольственным складом, который производит оплату предприятию, обеспечивающему ЛПП. Однако в обеспечении офицеров ЛПП было отказано со ссылкой на справку начальника тыла округа, в которой порядок получения ЛПП не оговорен, но сказано, что продпаек включен теперь в денежное довольствие. Но продовольственный паек и ЛПП - разные вещи. ЛПП выдается за работу во вредных условиях, а продпаек - особый вид довольствия.

Ответ: К сожалению, лечебно-профилактическое питание предусмотрено только для гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, занятого на работах с особо вредными условиями труда, в соответствии с приложением N 11 к Положению о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденному Приказом министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 г. N 400 (далее - Положение).

Для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, в свою очередь, Положением установлены различные рационы питания в зависимости от условий прохождения военной службы.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: С введением новой системы оплаты труда гражданского персонала воинских частей будут ли изменяться индивидуальные трудовые договоры?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2)

Текст документа

Вопрос: С введением новой системы оплаты труда гражданского персонала воинских частей будут ли изменяться индивидуальные трудовые договоры?

Ответ: В соответствии с Рекомендациями по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме (далее - Рекомендации), утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. N 424н, разработанными в целях оказания методической помощи федеральным бюджетным учреждениям (далее - учреждение, работодатель) по заключению трудового договора и дополнительного соглашения к трудовому договору с работником об изменении условий оплаты труда в связи с переходом на новую систему оплаты труда, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений", о предстоящих изменениях обязательных условий трудового договора в связи с введением новых систем оплаты труда в учреждении работники должны быть уведомлены в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.

С учетом установленного Правительством Российской Федерации срока введения новых систем оплаты труда трудовые договоры с работниками учреждения или дополнительные соглашения к ним рекомендуется оформить не позднее 1 декабря 2008 г.

Трудовой договор или дополнительное соглашение к трудовому договору заключаются в письменной форме, составляются в двух экземплярах, которые подписываются сторонами.

Примерная форма трудового договора и дополнительного соглашения к трудовому договору приведены в приложениях N 1 и 2 соответственно к вышеназванным Рекомендациям.

Один экземпляр трудового договора или дополнительного соглашения к трудовому договору передается работнику, второй - хранится в кадровой службе работодателя. При этом получение работником экземпляра трудового договора или дополнительного соглашения к трудовому договору должно подтверждаться подписью работника на всех экземплярах.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Имею ли я право на 30 суток дополнительного отпуска? Военную службу прохожу после достижения предельного возраста.

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2)

Текст документа

Вопрос: Имею ли я право на 30 суток дополнительного отпуска? Военную службу прохожу после достижения предельного возраста.

Ответ: Согласно п. 10 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в один год из трех лет до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, кроме основного отпуска, по их желанию предоставляется отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток. Указанный отпуск предоставляется также военнослужащим, проходящим в соответствии с федеральными законами военную службу после достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе и не использовавшим указанный отпуск ранее. Данный отпуск предоставляется один раз за период военной службы.

Таким образом, в соответствии с указанным выше, если Вы не использовали данный отпуск, то имеете на него право.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Уважаемая редакция! Хотелось бы узнать Ваше мнение. После прочтения абз. 2 п. 1 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы и прочтения комментария к этой норме у меня сложилось мнение, что в данной правовой норме удачней было бы слово "одной" заменить словом "каждой" или слово "одной" исключить.

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2)

Текст документа

Вопрос: Уважаемая редакция! Хотелось бы узнать Ваше мнение. После прочтения абз. 2 п. 1 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы и прочтения комментария к этой норме у меня сложилось мнение, что в данной правовой норме удачней было бы слово "одной" заменить словом "каждой" или слово "одной" исключить.

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, основной отпуск предоставляется ежегодно на основании приказа командира воинской части. По их просьбе основной отпуск может быть предоставлен им по частям. При этом продолжительность одной части не может быть менее 15 суток.

Формулировка "продолжительность одной части не может быть менее 15 суток" в данной норме употребляется в значении "продолжительность каждой части не может быть менее 15 суток" (в противном случае данное выражение не имело бы смысла).

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа