Иностранцы: ничего наличного
(Егоров В.)
("ЭЖ-Юрист", 2008, N 40)
Текст документа
ИНОСТРАНЦЫ: НИЧЕГО НАЛИЧНОГО
В. ЕГОРОВ
Вадим Егоров, газета "ЭЖ-Юрист".
В день выплаты заработной платы в общей очереди в кассу организации стоят бок о бок россияне и гастарбайтеры. В этом нет ничего удивительного, ведь и те и другие заключили трудовой договор с работодателем и в соответствии с трудовым законодательством РФ имеют право получать зарплату в кассе. Однако этот десятилетиями незыблемый порядок выплаты зарплаты наши чиновники попытались поколебать...
Согласно ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, по месту выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным или трудовым договором.
Статья 131 ТК РФ требует производить выплату заработной платы в рублях, а ст. 11 ТК РФ устанавливает, что на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
С чего начались проблемы...
Федеральным законом от 18.07.2005 N 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" был внесен ряд поправок в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
После этого Министерство экономического развития и торговли РФ и Федеральная таможенная служба РФ разработали Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ (они были направлены для использования в практической деятельности совместным письмом от 27.12.2005 N 01-06/46464).
В этих Рекомендациях было указано, что в результате анализа специалистами МЭРТ и ФТС в новой редакции Закона о валютном контроле был сделан вывод о запрещении на территории РФ такой операции, как выплата юридическими лицами - резидентами заработной платы физическим лицам - нерезидентам наличными рублями или иностранной валютой. Это означает, что все выплаты работникам-иностранцам следует производить только безналичным порядком путем перечисления средств на счет работника в банке, уполномоченном совершать валютные операции.
В случае нарушения этого требования должностные лица и юридические лица могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере от 75 до 100% суммы незаконной валютной операции.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Белорус тоже иностранец
Административная ответственность нависла и над организациями, у которых работают граждане Беларуси.
Несмотря на то что согласно ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О равных правах граждан" (подписан 25.12.98, ратифицирован Федеральным законом от 01.05.99 N 89-ФЗ) гражданам России и Беларуси предоставляются равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социальных гарантий, на валютное законодательство равные права пока не распространяются.
Причина в том, что согласно п. 6 ст. 14 Договора "О создании Союзного государства" от 08.12.99 (ратифицирован Федеральным законом от 02.01.2000 N 25-ФЗ) белорусы являются гражданами Союзного государства, но не России и их правовое положение регулируется национальными законодательными актами государств-участников.
Спасение - в суде
Функции органов валютного контроля Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 возложены на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора. Судя по арбитражной практике, данная служба взялась за борьбу с этим нарушением основательно.
Так, например, в Чите Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора выявило у ООО выдачу заработной платы иностранным гражданам рублями из кассы в сумме 2110286 руб., за это ООО было оштрафовано по ст. 15.25 КоАП РФ на сумму 1582714,5 руб.
ООО обжаловало это решение в арбитражном суде. Видимо, судьи оказались не готовы к подобной трактовке валютного законодательства, поэтому и получилось так, что суд первой инстанции заявление ООО удовлетворил, апелляционная инстанция это решение отменила, ФАС решение отправил на новое расследование в суд первой инстанции. Первая инстанция осталась при своем мнении, апелляционная - при своем.
В результате ФАС ВСО Постановлением от 20.07.2007 N А78-5027/06-С2-28/245-Ф02-4396/07 все же решил, что поскольку в соответствии с п. "б" ч. 9 ст. 1 Закона о валютном контроле к валютным операциям относится в том числе отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты РФ, то такие расчеты должны производиться через банковские счета в уполномоченных банках (ч. 2 ст. 14 Закона о валютном контроле).
В этом же пункте ст. 14 Закона о валютном регулировании перечислены валютные операции, которые резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов. Выплата заработной платы нерезидентам в наличной валюте РФ не отнесена к операциям, которые юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
В конце концов ООО было оштрафовано на полтора миллиона рублей только за то, что добросовестно выполняло требования трудового законодательства. Окрыленные успехом чиновники начали штрафовать организации по всей стране.
Однако ФАС ДО в Постановлении от 19.09.2007 N Ф03-А73/07-2/3366 решил, что валютные операции между резидентами и нерезидентами не относятся к числу запрещенных. По его мнению, ст. 14 Закона о валютном контроле определяет права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, а не законность таких операций. Пунктом 2 ст. 5 Закона о валютном контроле предусмотрено, что, если порядок осуществления валютных операций не установлен органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются без ограничений.
Валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории РФ банковские счета в валюте РФ, в том числе с целью получения заработной платы.
В Постановлении от 19.09.2007 N Ф03-А51/07-2/3573 ФАС ДО уточнил: если трудовым договором не предусмотрена выплата заработной платы путем перечисления денежных средств в валюте РФ на банковский счет работника в банке, а федеральным законом не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать такой счет для получения заработной платы, то выплата работнику заработной платы наличными денежными средствами соответствует действующему законодательству.
Не посчитал выплаты наличными работникам-иностранцам нарушением валютного законодательства и ФАС ЗСО (см. Постановления от 26.04.2007 N Ф04-2592/2007(33774-А03-23) и от 15.03.2007 N Ф04-1256/2007(32314-А03-19)).
Кроме того, ВАС РФ Определением от 14.12.2007 N 16364/07 также сообщил, что в делах, по которым наложение штрафа по ст. 15.25 КоАП РФ признано необоснованным, он никаких нарушений не обнаружил.
Наконец, и ФАС ВСО изменил свое мнение и стал считать, что Закон о валютном контроле не содержит запрета на выдачу российским юридическим лицом заработной платы иностранным гражданам в рублях. Следовательно, такая выдача является операцией, разрешенной валютным законодательством (см. Постановления ФАС ВСО от 05.08.2008 N А10-94/08-Ф02-3658/08 и от 12.08.2008 N А10-95/08-Ф02-3785/08).
Да и как было не поменять мнение, если Президиум ВАС РФ в Постановлении от 18.03.2008 N 15693/07 решил, что выплата заработной платы нерезидентам наличными рублями не образует состава административного правонарушения.
Выработка единого мнения по этой проблеме арбитражными судами всей страны, конечно, радует. Однако, судя по количеству дел, выплаты наличными работникам-иностранцам без внимания финансово-бюджетного контроля по-прежнему не остаются.
Вот и получается, что выплата зарплаты иностранцам наличными рублями - привилегия в нашей стране только тех организаций, которые знают дорогу в арбитражный суд.
Название документа