Разрешение трудовых споров по действующему законодательству РФ

(Симанович Л. Н.) ("Социальное и пенсионное право", 2008, N 3) Текст документа

РАЗРЕШЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ

Л. Н. СИМАНОВИЧ

Симанович Л. Н., декан юридического факультета Серпуховского филиала НИЕВ, кандидат юридических наук.

Человеческое общество не может существовать бесконфликтно. В цивилизованном обществе должны создаваться все условия если не для устранения причин конфликтов, то хотя бы для смягчения их последствий. Это очень непростая задача, и она решается тем труднее, чем более кризисная ситуация складывается для отдельного человека или общества в целом. Динамичность отрасли трудового права предполагает, как следствие, необходимость постоянного обновления и даже в некоторых случаях создания новой нормативно-правовой базы, отвечающей потребностям общества на данном этапе его развития. Опыт показывает, что законодатель в рамках национальной правовой системы, как правило, не успевает за изменениями социально-экономического характера, требующими законодательного признания новых договорных форм или изменения уже существующих и выработки применительно к ним соответствующих регулятивных средств. Трудовое законодательство в определенной степени решает эти вопросы, регулируя порядок рассмотрения трудовых конфликтов. Этот порядок существенно различается в зависимости от состава участников. Трудовые конфликты могут быть индивидуальными и коллективными. И хотя коллективные споры возникают гораздо реже, чем индивидуальные, они таят в себе гораздо большую опасность для работодателей, для стабильности их бизнеса, да и всего общества в целом <1>. -------------------------------- <1> Костян И. А. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 4.

Актуальность решения вопросов реализации трудовых прав и законных интересов граждан России всегда была в центре внимания государства и общества, потому что эти права и интересы носят социальный характер, правоотношения в этой сфере представляют собой особые социальные связи, которые требуют комплексного регулирования. Принятый в 2006 г. Федеральный закон Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ внес коррективы в более чем 300 статей Трудового кодекса Российской Федерации, а также ввел ряд новых. Это является еще одной вехой в развитии трудового законодательства. Реализация данных положений Федерального закона имеет большое значение в правотворческой и правоприменительной практике. Можно надеяться, что нормы права, регулирующие заключение и прекращение трудового договора, станут более кодифицированными и направленными на повышение гарантий работников, но процесс не завершен, нормы трудового права требуют дальнейшего обновления с учетом экономических и социальных условий развития современной России. Россия, как и все мировое сообщество, регулирует трудовые отношения в сфере наемного труда единственно возможным цивилизованным путем - с помощью трудового права во всем его многообразии - начиная с международно-правовых актов, Конституции РФ, ТК РФ и иных федеральных законов, подзаконных актов до локальных нормативных актов и трудового договора. Именно сегодня становится очевидным, что устоявшиеся подходы не в состоянии адекватно реагировать на складывающуюся экономическую ситуацию и общественные отношения в сфере труда. Изменяется технология регулирования социально-трудовых отношений, совершенствуются методы этого регулирования, а вслед за этим изменяются роль и значение различных средств правового регулирования, используемых субъектами правотворчества и правоприменения. В этих условиях исследование трудового договора - важнейшего института трудового права - приобретает особую важность в связи с тем, что, с одной стороны, необходимо повышение эффективности централизованного (прежде всего, законодательного) регулирования трудовых отношений, закрепляющего определенный уровень гарантий для работников, а с другой - расширение договорной сферы и судебной защиты трудовых прав, свобод и обеспечения реализации законных интересов различных субъектов трудового права. Дальнейшее совершенствование трудовых правоотношений немыслимо без анализа правового регулирования отношений по заключению и прекращению трудового договора, юридических фактов, связанных с возникновением и прекращением трудовых отношений. Теоретические аспекты заявленной проблемы, естественно, имеют весьма важное значение, однако такой анализ должен быть проведен и на основе правоприменительной практики. Судебная практика свидетельствует о том, что трудовые споры, связанные с прекращением и заключением трудовых договоров, занимают центральное место среди гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции. Если в районные суды г. Москвы в 2006 г. поступил 1551 иск о восстановлении на работе (из них было удовлетворено 649 исков, отклонено 342 иска, остальные иски были прекращены, оставлены без рассмотрения или переданы в другие суды), то в последующие годы количество исков о восстановлении на работе увеличивалось. В 2007 г. таких исков было уже 1748 (из них удовлетворено 552 иска, отклонен 571 иск, остальные иски были прекращены, оставлены без рассмотрения или переданы в другие суды). В 2006 г. по удовлетворенным искам сумма взысканной заработной платы и морального вреда составила 42058821 руб., а в 2007 г. - 29234440 руб., сроки рассмотрения дел были сокращены, количество дел, рассмотренных с нарушением сроков, сократилось более чем на 10%, период вынужденного прогула уменьшился, что повлияло на суммы взысканной заработной платы за время вынужденного прогула. На количество трудовых споров влияет не только уровень экономического развития общества, но и то, насколько нормы права, регулирующие отношения в сфере труда, соответствуют этому развитию. С принятием ТК РФ разрешились многие вопросы в сфере трудовых правоотношений. Однако нормы трудового законодательства требуют дальнейшего совершенствования. Большинство поправок в Трудовой кодекс носит сугубо технический характер. Глава 60 Трудового кодекса РФ, включающая в себя статьи о порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров, не претерпела концептуальных изменений. Между тем нормы, регулирующие рассмотрение индивидуальных трудовых споров, требуют коренного пересмотра <2>. Представляется, что на современном этапе развития трудовых отношений старые механизмы рассмотрения споров должны получить иное выражение, стать более приспособленными к решению возложенных на них задач с учетом изменившихся экономических, политических и социальных условий, в связи с чем необходимо отойти от не всегда оправданного воспроизведения положений предыдущего кодекса и построить на новых принципах систему органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры <3>. -------------------------------- <2> Пиляева В. В. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). Новая редакция. М.: ТК Велби; КНОРУС, 2006. 864 с. <3> Чуча С. Ю. Становление и перспективы развития социального партнерства в Российской Федерации. М.: Вердикт-1М, 2001.

Эти меры будут способствовать повышению удельного веса комиссий при рассмотрении трудовых споров, а также снижению нагрузки на судебные органы, которая в последние годы все возрастает. Так, в 2001 г. районные суды общей юрисдикции рассмотрели 36,4 тыс. споров о восстановлении на работе и 271,3 тыс. споров об оплате труда (общее количество - 307,7 тыс.); за этот же период мировыми судьями было разрешено 143 тыс. споров об оплате труда; в 2002 г. районными судами рассмотрено 36,1 тыс. дел о восстановлении на работе и 189,2 тыс. дел об оплате труда, мировыми судьями - 363,7 тыс. дел, из них 316,2 тыс. об оплате труда. В 2003 - 2004 гг. судами рассмотрено соответственно 655,7 тыс. и 641,4 тыс. трудовых споров. В 2005 г. районными судами рассмотрено 69,2 тыс. дел, в том числе: 32,3 тыс. дел об оплате труда (в 2004 г. - 65,4 тыс., уменьшение в 2 раза в районных судах количества дел об оплате труда связано с тем, что основную массу таких дел в соответствии с подсудностью рассматривают мировые судьи), о восстановлении на работе - 33,5 тыс., о возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, - 3,4 тыс. За аналогичный период мировыми судьями было рассмотрено 623,9 тыс. трудовых споров. По данным Судебного департамента РФ, за 2006 г. в России судами рассмотрено 489,2 тыс. споров об оплате труда. На данный момент наблюдается тенденция к увеличению количества трудовых споров <4>. -------------------------------- <4> Скобелкин В. Н., Передерин С. В., Чуча С. Ю., Семенюта Н. Н. Трудовое процедурно-процессуальное право: Учебное пособие. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. университета, 2002. 504 с.

Многие из этих дел могли быть рассмотрены в комиссиях по трудовым спорам и не вышли бы за пределы организации, предприятия, если бы функционирование этих органов было детально урегулировано и подкреплялось установлением соответствующих юридических гарантий их деятельности <5>. -------------------------------- <5> Бойченко Т. А. Работодателю: напоминаем обязанности // Справочник кадровика. 2005. N 9.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 382 ТК). Значительная часть трудовых споров сегодня рассматривается мировыми судьями. Законодательство предусматривает в определенных случаях специальный порядок досудебного рассмотрения отдельных категорий трудовых конфликтов в рамках реализации такой государственной функции, как надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и о его охране. К числу такого рода государственных органов относится Федеральная инспекция труда. Ее органы, в частности, ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (ст. 356 ТК). В то же время они, в соответствии со ст. 382 ТК, не являются органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. ТК включает в круг вопросов, рассматриваемых органами по рассмотрению трудовых споров, как споры по вопросам применения законов и нормативных правовых актов и условий трудового договора, так и споры по поводу установления условий труда <6>. -------------------------------- <6> Мартиросян Э. Р. Проблемы применения оснований прекращения трудового договора // Трудовое право. 2004. N 9.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" отмечено, что закрепленное в Конституции РФ положение о ее высшей юридической силе и прямом действии означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ <7>. -------------------------------- <7> Саликова Н. М. Заработная плата. Гарантии и компенсации. Екатеринбург: ИЦ "Терминал Плюс", 2002.

К числу важнейших нормативных актов, регулирующих рассмотрение трудовых споров, относится Трудовой кодекс РФ, в котором главы 60 и 61 специально посвящены этой проблеме <8>. -------------------------------- <8> Орловский Ю. П. Трудовой кодекс Российской Федерации - важный этап реформы трудового законодательства // Журнал российского права. 2002. N 8.

Такой важный орган по рассмотрению трудовых споров, как суд, применяет нормы не только материального (ТК, другие законы и иные нормативные правовые акты), но и процессуального права, прежде всего нормы Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК). Поскольку трудовое законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то правовое регулирование трудовых отношений осуществляется и на уровне законов субъектов Федерации <9>. -------------------------------- <9> Чуча С. Ю. Трудовой кодекс в системе источников трудового права // Трудовое право. 2004. N 1. С. 26 - 35.

Принцип верховенства закона является одним из краеугольных для российской правовой системы и должен неукоснительно применяться на любой стадии рассмотрения споров (в том числе и трудовых). Так, в ст. 11 ГПК, где прямо закрепляется этот принцип, записано, что суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. В числе нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, весьма значительна доля локальных нормативных актов, принимаемых на уровне конкретных работодателей - хозяйственных обществ, предприятий, учреждений, организаций, иных организационно-правовых форм (далее - организаций). Постепенно увеличивается количество актов, принимаемых в рамках социального партнерства на уровне регионов, отраслей национальной экономики <10>. -------------------------------- <10> Орловский Ю. П. Указ. соч.

Современное российское трудовое законодательство старается максимально учесть мировой опыт, международно-правовые акты. Более того, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, в Конституции РФ закреплен принцип приоритета международно-правовых норм над нормами национального законодательства. При разрешении трудовых споров судам необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в Постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" <11>. -------------------------------- <11> Афанасьева И. В., Хорунжая Л. В. Анализ проблем правового регулирования трудовых отношений при банкротстве предприятий // Юрист. 2003. N 9. С. 49.

Конституция РФ (ст. 126) сохранила право Верховного Суда РФ давать разъяснения по вопросам практики судов общей юрисдикции, однако без указания на то, что они являются руководящими. Постановления Пленума Верховного Суда РФ не являются официальными источниками права и не входят в систему нормативных актов, но содержат судебное толкование соответствующих вопросов, и суды, рассматривая конкретные дела, ориентируются на них и используют для выработки единообразной судебной политики <12>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. Ю. П. Орловского) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2007 (издание четвертое, дополненное и переработанное). ------------------------------------------------------------------ <12> Орловский Ю. П. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2002. 868 с.

Россия - страна континентальной системы права, здесь отсутствует понятие судебного прецедента, однако публикуемые обзоры судебной практики и судебные решения по конкретным делам оказывают определенное влияние на формирование единообразия в применении права, помогая сформулировать аргументацию при принятии решений. Поэтому специалисты в области трудового права и стороны трудового спора не должны игнорировать и этот источник информации. Предлагается внести ряд изменений в ст. ст. 383 - 390 Трудового кодекса РФ: 1) ст. 383 ТК РФ - дополнить диспозитивной нормой, которая предусматривала бы возможность принимать по согласованию с представительным органом работников в организациях и у индивидуальных предпринимателей локальные нормативные акты (положения), конкретизирующие порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС; 2) ст. 384 ТК РФ - ввести обязательность формирования комиссии по трудовым спорам во всех организациях, а также у работодателей - индивидуальных предпринимателей. Исключения должны составлять индивидуальные предприниматели и организации, где численность работников менее трех человек; 3) ст. 385 ТК РФ - необходимо уточнить и дополнить правила о доюрисдикционном урегулировании индивидуальных трудовых споров; 4) ст. 386 ТК РФ - предлагается дать примерный перечень обстоятельств, наступление которых можно рассматривать в качестве уважительной причины восстановления КТС пропущенного срока подачи заявления; 5) ст. 387 ТК РФ - необходимо регламентировать правовое положение свидетелей и экспертов, решить вопрос о минимальном количестве членов комиссии, присутствующих на заседании (не менее трех, при условии сохранения принципа паритетности при определении количества представителей от каждой стороны, участвующих в заседании); 6) ст. 388 ТК РФ - предлагается устранить неоднозначное понимание срока выдачи копий решения, указав, что они подлежат вручению сторонам в течение трех рабочих дней; 7) ст. 389 ТК РФ - с учетом требований законодательства об исполнительном производстве необходимо ввести обязательные реквизиты, предъявляемые к удостоверению, выдаваемому КТС; 8) ст. 390 ТК РФ - предлагается изменить наименование статьи на следующее: "Случаи перенесения рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суд".

Название документа